Автор: Исаева Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№3 города Данкова
Населённый пункт: город Данков
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Отчет по самообразованию. Тема : " Влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей дошкольного
возраста через игровую деятельность»
Актуальность
Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без
которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств
предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное развитие
ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних
свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также
запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте
трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. "Для
детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба,
игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников -
способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны;
учится
сопоставлять,
сравнивать,
устанавливать
закономерности,
принимать
самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Цель:
повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и
компетентности.
Задачи:
- расширить знания о сенсорном развитии детей раннего возраста
- формировать сенсорные представления детей путём выделения формы, цвета, и
величины предметов
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду по сенсорному
развитию
Выход темы:
- консультация для родителей
- консультация для педагогов
- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего
возраста
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- сотрудничество через консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую
литературу,
проанализировала
исследования
ученых
по
сенсорному
воспитанию
дошкольников.
В ходе реализации своей работы я разработала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе
решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие
сенсорных навыков.
3 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление
картотеки.
Методическая работа
Формы работы
Сроки Форма отчета
Сбор и анализ информации, работа с
методической и периодической литературой
Сентябрь 2018г.
Список
использованной
литературы
создание
предметно-развивающей
среды по сенсорике окружающей ребенка.
В течение года.
Наличие
игр
по
сенсорному
развитию
Проведение
консультации
для
родителей
«Развитие
сенсорных
способностей у детей младшего возраста
через дидактические игры»
Январь 2019г.
Конспект
консультации
Работа с детьми
Формы работы
Сроки
Форма отчета
специальные
занятия
по
сенсорному
воспитанию
В течение года
занятия,
в
которых
используют
дидактические игры и упражнения со специально
разработанными пособиями (вкладыши и решётки,
цветные палочки)
В течение года
сенсорное
развитие,
осуществляемое
в
процессе обучения рисованию, (использование
нетрадиционных техник рисования)
В течение года
Работы детей и
фотоотчет
Дидактические
игры
на
развитие
тактильных ощущений:
- «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару»
Сентябрь – ноябрь
2018г.
картотека
Дидактические игры и упражнения для
закрепления понятия формы.
- «Найди предмет указанной формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?»
Декабрь 2018г
картотека
Дидактические игры и упражнения на
Январь- Февраль
картотека
закрепления понятия величины.
- «Сравни предметы по высоте»
- «Самая длинная, самая короткая»
- «Разноцветные кружки»
- «Дальше – ближе»
2019г.
Дидактические игры и упражнения на
закрепление цвета:
- «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери бусы»
- «Какие цвета использованы?»
- «Уточним цвет»
Март 2019г.
картотека
Отчет по самообразованию
Май 2020г.
Работа с родителями
Формы работы
Сроки Форма отчета
Участие родителей в изготовлении
дидактических
игр
и
демонстрационного
материала.
В течение года
Проведение
индивидуальных
консультаций и бесед с родителями.
В течение года
Подготовить
консультацию
для
родителей
«Развитие
сенсорных
способностей у детей младшего возраста
через дидактические игры»
Март 2020г.
консультация
Проведение родительского собрания
«Путешествие в страну Сенсорику»
Апрель 2020г.
Протокол собрания
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических
воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и
совершенствования ощущений и восприятий.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:
зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
∙ развивает наблюдательность;
∙ готовит к реальной жизни;
∙ позитивно влияет на эстетические чувства;
∙ является основой для развития воображения у детей.
Сенсорное развитие детей 3-4 лет – необходимый и важный шаг в становлении
личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш
активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие
игрушки. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме
намного быстрее заинтересует и привлечёт внимание крохи. Именно поэтому так важно
предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти,
воображения, связной речи.
Развивающие игрушки. Рамки-вкладыши впервые придумала Мария Монтессори.
Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных
занятиях. Например, в возрасте одного года – полутора лет дети любят подбирать
предметы по форме и размеру.
Рамки-вкладыши развивают мелкую моторику, формируют умение зрительного
соотнесения формы, закрепляю навыка соотносящего действия прикладывания.
Матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия.
Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов,
способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и
экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.
Матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка.
Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев,
способствует развитию мелкой моторики.
Матрешка – это дидактическая игрушка. Данный тип игрушек способствует
умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора.
Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции
игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развиваетсявнимание и
память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.
предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно
делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом
прошнуровать, завязывать бантики. Помните, что вторая часть — работы — отшнуровать
детали — не менее, если не более сложна, чем первая.
Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое
место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться
ориентироваться на плоскости.
Пирамидки собирали еще наши родители, деды и бабушки. Эта игрушка никогда не
надоедает, дети любят возиться с колечками, нанизывая их на палочку. Сенсорное
развитие детей дошкольного возраста, конечно, невозможно без наличия логических
игр. Пирамидка способствует развитию абстрактного мышления, умения мыслить
аналитически, сравнивать предметы между собой. Как правило, колечки у игрушки
окрашены в разные цвета, чтобы вызвать у малыша существенный интерес. И как приятно
ему наблюдать за сложением пластмассовых кружочков, особенно, когда все получается с
первого раза! Но иногда приходится и потрудиться, что называется, попотеть.
Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя
несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память,
осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую
систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует.
Мозаика. Очень хорошо для сенсорного развития помогают игры с мозаикой.
Мозаика способствует решению коррекционных задач, так как фишки могут быть разного
цвета, формы, величины, а для ориентировки существуют поля разнообразного размера.
Мозаика замечательно развивает моторику рук у ребёнка. При создании различных
изображений у ребёнка формируется образное мышление и воображение. Располагая
фишки в определённой последовательности, у ребёнка формируется логическое
мышление. И, несомненно, при собирании мозаики у ребёнка вырабатывается
усидчивость, что благоприятно скажется на дальнейшем обучении.
Игры – шнуровки развивают координацию движения ручек, усидчивость, терпение.
При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, развивать логику, знакомить с
новыми понятиями. В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки — просто
стежки, стежки крест-накрест.
Список использованной литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. –
Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры
ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез»,
2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой
младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие
для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ
«Учитель», 2006. .
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез»,
2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития»,
1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия
цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез,
2003.
14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика –
Синтез, 2011.