Напоминание

Отчет по самообразованию. Тема : " Влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность.


Автор: Исаева Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№3 города Данкова
Населённый пункт: город Данков
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Отчет по самообразованию. Тема : " Влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей дошкольного

возраста через игровую деятельность»

Актуальность

Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без

которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств

предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Сенсорное развитие

ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних

свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также

запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте

трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования

деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. "Для

детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба,

игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников -

способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны;

учится

сопоставлять,

сравнивать,

устанавливать

закономерности,

принимать

самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Цель:

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и

компетентности.

Задачи:

- расширить знания о сенсорном развитии детей раннего возраста

- формировать сенсорные представления детей путём выделения формы, цвета, и

величины предметов

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду по сенсорному

развитию

Выход темы:

- консультация для родителей

- консультация для педагогов

- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего

возраста

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую

литературу,

проанализировала

исследования

ученых

по

сенсорному

воспитанию

дошкольников.

В ходе реализации своей работы я разработала подборку дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе

решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие

сенсорных навыков.

3 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление

картотеки.

Методическая работа

Формы работы

Сроки Форма отчета

Сбор и анализ информации, работа с

методической и периодической литературой

Сентябрь 2018г.

Список

использованной

литературы

создание

предметно-развивающей

среды по сенсорике окружающей ребенка.

В течение года.

Наличие

игр

по

сенсорному

развитию

Проведение

консультации

для

родителей

«Развитие

сенсорных

способностей у детей младшего возраста

через дидактические игры»

Январь 2019г.

Конспект

консультации

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчета

специальные

занятия

по

сенсорному

воспитанию

В течение года

занятия,

в

которых

используют

дидактические игры и упражнения со специально

разработанными пособиями (вкладыши и решётки,

цветные палочки)

В течение года

сенсорное

развитие,

осуществляемое

в

процессе обучения рисованию, (использование

нетрадиционных техник рисования)

В течение года

Работы детей и

фотоотчет

Дидактические

игры

на

развитие

тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»

Сентябрь – ноябрь

2018г.

картотека

Дидактические игры и упражнения для

закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?»

Декабрь 2018г

картотека

Дидактические игры и упражнения на

Январь- Февраль

картотека

закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «Дальше – ближе»

2019г.

Дидактические игры и упражнения на

закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери бусы»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

Март 2019г.

картотека

Отчет по самообразованию

Май 2020г.

Работа с родителями

Формы работы

Сроки Форма отчета

Участие родителей в изготовлении

дидактических

игр

и

демонстрационного

материала.

В течение года

Проведение

индивидуальных

консультаций и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить

консультацию

для

родителей

«Развитие

сенсорных

способностей у детей младшего возраста

через дидактические игры»

Март 2020г.

консультация

Проведение родительского собрания

«Путешествие в страну Сенсорику»

Апрель 2020г.

Протокол собрания

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических

воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и

совершенствования ощущений и восприятий.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:

зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

развивает наблюдательность;

готовит к реальной жизни;

позитивно влияет на эстетические чувства;

является основой для развития воображения у детей.

Сенсорное развитие детей 3-4 лет – необходимый и важный шаг в становлении

личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш

активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие

игрушки. Кроме того преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме

намного быстрее заинтересует и привлечёт внимание крохи. Именно поэтому так важно

предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти,

воображения, связной речи.

Развивающие игрушки. Рамки-вкладыши впервые придумала Мария Монтессори.

Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных

занятиях. Например, в возрасте одного года – полутора лет дети любят подбирать

предметы по форме и размеру.

Рамки-вкладыши развивают мелкую моторику, формируют умение зрительного

соотнесения формы, закрепляю навыка соотносящего действия прикладывания.

Матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия.

Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов,

способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и

экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.

Матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка.

Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев,

способствует развитию мелкой моторики.

Матрешка – это дидактическая игрушка. Данный тип игрушек способствует

умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора.

Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции

игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развиваетсявнимание и

память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.

предметы на фон, совмещать дырочки, продевать сквозь них шнурок (это можно

делать как сверху, так и снизу; можно нанизать предмет на шнурок и уже потом

прошнуровать, завязывать бантики. Помните, что вторая часть — работы — отшнуровать

детали — не менее, если не более сложна, чем первая.

Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое

место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться

ориентироваться на плоскости.

Пирамидки собирали еще наши родители, деды и бабушки. Эта игрушка никогда не

надоедает, дети любят возиться с колечками, нанизывая их на палочку. Сенсорное

развитие детей дошкольного возраста, конечно, невозможно без наличия логических

игр. Пирамидка способствует развитию абстрактного мышления, умения мыслить

аналитически, сравнивать предметы между собой. Как правило, колечки у игрушки

окрашены в разные цвета, чтобы вызвать у малыша существенный интерес. И как приятно

ему наблюдать за сложением пластмассовых кружочков, особенно, когда все получается с

первого раза! Но иногда приходится и потрудиться, что называется, попотеть.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя

несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память,

осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую

систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует.

Мозаика. Очень хорошо для сенсорного развития помогают игры с мозаикой.

Мозаика способствует решению коррекционных задач, так как фишки могут быть разного

цвета, формы, величины, а для ориентировки существуют поля разнообразного размера.

Мозаика замечательно развивает моторику рук у ребёнка. При создании различных

изображений у ребёнка формируется образное мышление и воображение. Располагая

фишки в определённой последовательности, у ребёнка формируется логическое

мышление. И, несомненно, при собирании мозаики у ребёнка вырабатывается

усидчивость, что благоприятно скажется на дальнейшем обучении.

Игры – шнуровки развивают координацию движения ручек, усидчивость, терпение.

При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, развивать логику, знакомить с

новыми понятиями. В процессе игры ребенок освоит разные способы шнуровки — просто

стежки, стежки крест-накрест.

Список использованной литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. –

Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры

ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез»,

2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой

младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие

для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ

«Учитель», 2006. .

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез»,

2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития»,

1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия

цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез,

2003.

14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика –

Синтез, 2011.



В раздел образования