Автор: Маринина Жанна Игоревна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №59"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Модель организации игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Модель организации игровой деятельности, направленной на
формирование статусных характеристик детей старшего дошкольного
возраста
Что такое игровая деятельность, пожалуй, знает каждый педагог, мы не
будем на этом останавливаться. Но что же такое статусные характеристики,
кто может ответить на этот вопрос? В результате изучения работ по данной
проблеме Галины Михайловны Андреевой, Якова Львовича Коломенского,
Якоба Леви Морено и других авторов мы пришли к заключению, что
статусные характеристики включают в себя социометрический статус и
отношение к нему, включенность в микрогруппу и отношение к ней,
положение в этой микрогруппе и отношение к этому положению.
У детей старшего дошкольного возраста они имеют свои особенности,
а именно:
• положение детей в группе дифференцированно;
• наличие 2-3 лидеров в группе;
• стабильность детских объединений (постоянство, привязанность в дружбе);
•
привязанность
старших
дошкольников
к
своим
объединениям;
• микрогруппы имеют иерархическую структуру, в которых выделяются 1-2
лидера;
•
не
все
дошкольники
входят
в
детские
объединения;
• эмоциональное переживание ребенком своих взаимоотношений.
Мы считаем, что статусные характеристики детей будут благоприятнее
всего формироваться в игре, поскольку она занимает центральное место в
жизни ребенка.
Как вы думаете, какие игры будут способствовать формированию статусных
характеристик детей и как их нужно организовывать на что направлять свое
внимание?
В ходе изучения литературы мы выделили компоненты организации
игровой
деятельности,
направленной
на
формирование
статусных
характеристик. Мы предполагаем, что в эту модель должны входить
организационный и управленческий компоненты, которые вы наблюдаете на
слайде. В этом случае в статусных характеристиках детей произойдут такие
изменения как повышение социометрического статуса и положительное
отношение к нему, включенность большинства детей в микрогруппы и
положительное
отношение
к
ним,
благоприятное
положение
в
этих
микрогруппах и положительное отношение к нему.
Данная модель апробируется на одной из подготовительных групп,
формирующий эксперимент будет длиться в течение 5 недель, на каждой
неделе будет организованно по одной длительной игре. На первой неделе
нами была организована игра «Концерт», с планом этой игры вы можете
ознакомиться на слайде.
В первый день была проведена беседа с целью обогащения сюжета
игры. После беседы дети рисовали рисунки на заданную тему, где некоторые
дети изобразили себя на концерте в разных ролях.
Во второй день мы распределяли роли, при этом особое внимание уделялось
низкостатусным
детям,
именно
им
была
предоставлена
возможность
первыми выбирать себе роли, что уменьшало вероятность проявлению
«поляризации»,
то
есть
распределению
главных
ролей
между
высокостатусными детьми. Главные роли были преимущественно заняты
низкостатусными детьми, в соответствии с их интересами и возможностями.
Каждый
ребенок
нашел
для
себя
роль,
в
которой
он
мог
бы
продемонстрировать свои способности, показать себя с лучшей стороны.
В последующие 2 дня дети репетировали отдельные номера и
совместно изготавливали атрибуты для игры, при этом уделялось особое
внимание на проявление сотрудничества, согласованность действий, учет
мнения окружающих.
На пятый день мы организовали концерт. Дети очень ответственно подошли
к исполнению своих ролей, каждый старался продемонстрировать свои
способности. На протяжении всей игры удавалось поддерживать между
детьми сотрудничество и взаимопомощь. После игры была проведена
заключительная беседа с целью закрепления положительного отношения
детей друг к другу, на которой каждому ребенку говорили приятные слова по
поводу подготовки к игре и выполнения своей роли.
Выполнение выбранной ребенком посильной роли и признание успехов со
стороны окружающих дало возможность удовлетворить потребность каждого
ребенка в признании и самоутверждении, а поддерживание положительных
игровых взаимоотношений между детьми стимулировало их перенос на
реальные отношения.