Напоминание

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ


Автор: Кострийчук Майя Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №26
Населённый пункт: город Егорьевск Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как

это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело

переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой

обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят

неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится

и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю

нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша,

дать остальным передохнуть от крика новенького.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей.

Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают

эмоциональное состояние детей.

Морозова Е. И. отмечала: «Можно с большей долей вероятности

предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при

благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно – психическом

развитии ребенка».

Действительно, когда малыш впервые приходит в детский сад, он

попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания,

температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п.,

поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается

определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что,

живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, ребенок

постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды.

В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми

связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении

своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Его не радует обилие

игрушек, детей. Ребенок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с

которым он чувствует себя комфортно, т. е. нет точек соприкосновения с

близкими. Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с

необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить

ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы

воспитания и др. – то есть нарушается система

сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка).

Ребенок будет обязательно адаптироваться в группе: он должен

приспособиться к новым (иным) условиям, выработать новые для себя

формы поведения. Задача для ребенка не из легких. Процесс привыкания к

ДОУ отягощается физиологическими и психологическими изменениями,

которые являются одной из причин негативного отношения вновь

поступивших детей к ДОУ. Когда ребенок впервые переступает порог

детского сада, у него наступает состояние страха, возникает психическая

напряженность, что приводит к эмоциональному стрессу и даже к

заболеванию. Ребенка, впервые пришедшего в группу, страшит внезапность

изменения происходящего, неизвестность держит его в нервном напряжении,

связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди,

незнакомая обстановка, в которой трудно ориентироваться. Срабатывает

инстинкт самосохранения,и ребенок начинает активно обороняться

доступными для него способами: он горько плачет, бунтует, отказываясь от

помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже

пытается убежать. Стойкий отрицательный эмоциональный настрой,

отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько

доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Ребенка пугают попытки

воспитателя хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько возбужден, что

возвратясь домой, не в состоянии успокоиться, во время сна вздрагивает,

плачет, часто просыпается. Примерно так же проходит второй и третий день.

Хрупкий организм не выдерживает нервных перегрузок, ребенок может

заболеть.

У большинства детей период адаптации сопровождается рядом, хотя и

временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния, а

именно (особенности адаптационного периода):

- изменяется эмоциональное состояние: появляется напряженность,

беспокойство или заторможенность (ребенок много плачет, иногда

стремиться к эмоциональному контакту со взрослым, но, в большинстве

случаев, раздраженно сторониться их и сверстников;

- часто нарушается аппетит и сон (дети не могут заснуть, сон

кратковременный, прерывистый, многие дети отказываются от еды);

- проявляются более глубокие функциональные расстройства: повышается

температура тела, изменяется характер стула (первые признаки расстройства

желудка, может появиться сыпь на коже. Ребенка из ДОУ не выводить!

- наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и

навыков (дома просится на горшок - в саду этого не делает, дома есть

самостоятельно – в детском саду отказывается);

- снижается интерес к предметному миру, игрушкам, ко всему

окружающему;

- падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас,

новые слова усваиваются с трудом;

- ребенок подвергается риску инфекционных заболеваний из-за

контакта с другими детьми. В период адаптации ослабевают

энергетические силы, нарушается сопротивляемость организма, ребенок

быстро заболевает. Дети обычно заболевают тем, к чему были склонны ранее

(если ранее болел гриппом, ОРВИ, то заболевает пневмонией, т. е.

заболевания приобретают более сложные формы).

Наиболее сложно адаптация проходит у детей 2-ого года жизни. Все

негативные проявления в этом возрасте выражены в этом возрасте более

ярко, чем у детей, пришедших в детский сад после 2-х лет. Период

восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца .На 2-ой год жизни

приходится наибольшее количество заболеваний:

- затормаживается двигательная активность детей: ребенок перестает

ходить (на 2-ом году жизни, боится ходить по группе, идти в туалетную

комнату, т. е. психические и физиологические процессы опускаются на более

низкую ступень.

Необходимо помнить, что у всех детей реакция на период

адаптации одинаковая – это изменение состояния настроения, сна, аппетита.

У ребенка пропадает аппетит (нельзя кормить насильно в это время, близкое

приближение чужого лица со словами ешь, ешь» вызывает страх и протест,

особенно, если ребенок испытывает болевые ощущения, вызывается

анарексия – рвотные позывы на вид пищи, посуды, установку на кормление).

Кора головного мозга не выдерживает напряжения, ребенок может заснуть

где угодно на 5-10 минут после длительного плача, просыпаясь, снова громко

плачет.

К окончанию процесса адаптации нормализация идет по схеме: аппетит –

сон – поведение

Степени и фазы адаптации

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний

комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность

поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных

странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в

соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению

веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению

аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е.

все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам

на фоне

замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со

средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в

результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше

задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой

фазы адаптационного периода:

1 степень – легкая адаптация (напряженная, когда у ребенка нарушается

аппетит (ест выборочные блюда, легкое нарушение сна, проявляются

временные отрицательные эмоции (плачет и успокаивается, неохотно играет

с детьми, с игрушками не играет, хотя на них и смотрит).

Срок удовлетворительный – от 10 дней до 2-х недель.

2 степень – адаптация средней тяжести, когда происходят вегетативные

изменения в организме: повышение температуры тела, сыпь на коже.

Ослабление стула. Эмоциональное состояние нормализуется медленно, на

протяжении 1-ого месяца. После поступления в ДОУ ребенок, как правило,

болеет (обычно ОРЗ или ОРВИ, 7-10 дней без осложнений).

Срок адаптации средней тяжести – 1 месяц.

3 степень – адаптация нежелательная, самая тяжелая, она переходит в

паталогическую.

Очень длительная по срокам – от 1 до 6 месяцев.

В период адаптации 3 степени ребенок

1) либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с

осложнениями,

2)либо проявляет стойкие нарушения поведения: бурная отрицательная

реакция (не расстается со своими любимыми игрушками, принесенными из

дома, старается уйти, спрятаться, сидит в приемной, постоянно зовет маму,

спит сидя). Таким образом, негативное отношение ко всей группе сменяется

очень вялым безразличным состоянием. Такие дети нуждаются в

консультации врача и психолога.

Задача педагогов – удержать вновь поступившего ребенка на 1-

ой (легкой) степени адаптации. Именно поэтому необходима такая

организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила

бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к

новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к

детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Факторы, влияющие на характер адаптации детей к режиму детского

сада

Возраст ребенка. С 1 года 8-9- месяцев до 2-х лет и старше (с 2-х до 3-х

лет) наиболее благоприятный период для адаптации, хотя степень ее

остается разной.

С 1 года 8-9 месяцев до 2-х лет у ребенка появляется потребность в

общении не только со взрослыми, но и с детьми, что позволяет ему отвлечься

от дома. Но все-таки речь недостаточно развита, и если не понимать ребенка,

не выполнять его желаний, то появляется плач, срыв нервной

системы. Адаптация может перейти во 2-ю стадию – средней тяжести.

С 2-х до 3-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к

новым условиям жизни. Адаптация протекает легко, т. к. у ребенка уже

ест жизненный опыт, он становиться более любознательным, его можно

заинтересовать новый игрушкой, занятиями, он может самостоятельно чем-

то заниматься. В этом возрасте сильно развита потребность в общении и

ориентировочная реакция на окружающее: его внимание привлекают

игрушки и другие объекты, рефлекс «Что такое?» стимулирует общение со

взрослым.

Состояние здоровья и развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый

ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. Дети с более

высоким уровнем развития, с хорошо развитой речью, имеющие навыки

самообслуживания, умеющие занять себя действиями с игрушками легче

привыкают к новой обстановке. Дети, отягощенный различными

паталогическими состояниями (патология беременности и родов, много

болеют до поступления в ДОУ, ослабленные дети значительно тяжелее

переносят адаптационный период.

Индивидуальные особенности ВНД. Адаптация зависит от силы и типа

ВНД (тип ВНД – индивидуальные свойства личности, которые влияют на

процесс формирования знаний, умений, на привыкание, на особенности

проявления характера). И. Павлов в своем учении о ВНД выделяет 2

типа (сильный – холерик, сангвиник, флегматик; слабый – меланхолик) с

учетом взаимодействия между собой процессов возбуждения и торможения.

Дети с сильным типом ВНД: холерики (процесс возбуждения

преобладает над процессом торможения) и флегматики (оба процесса

уравновешены) ведут себя внешне спокойно: закаменело, заторможено,

находятся в отдалении, боятся плакать, сдерживают себя,

без возражений выполняют требования воспитателя, но взрослых к себе не

подпускают, забиваются в угол со слезами на глазах, плачут при

приближении взрослых. Это очень сложное состояние, т. к. нервное

напряжение очень велико, Эти дети при встрече с родителями начинают

плакать навзрыд, поэтому в течение дня их лучше не трогать, пусть сидят в

уединении.

Тяжелее всех привыкают дети-меланхолики (со слабым типом ВНД,

процессы возбуждения и торможения слабо выражены). Так же, как и

флегматики, эти дети очень страдают: они подавлены и тихи, сидят в

стороне, в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят,

спят, не принимают участие в играх. Такое поведение может продолжаться

несколько недель. Поэтому в период приучения детей к ДОУ особое

внимание следует уделять страдающим детям: флегматикам и

меланхоликам, адаптация которых может иметь 3 степень –

паталогическую.

Отрицательное влияние на течение адаптации оказывают имеющиеся в

семье нарушения режима сна, кормления, неправильная организация

бодрствования (беспорядочные, неблагополучные семьи) У детей из таких

семей в период адаптации нарушения аппетита и сна становятся более

глубокими, вследствие чего резко удлиняется адаптационный период.

Условия семейного воспитания и наличие предшествующего опыта.

Малыши, которые до поступления в ДОУ неоднократно попадали в

разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.

п., общались со многими взрослыми, с разными детьми, у которых в

соответствии с возрастом сформированы личностные качества - умение

играть с игрушками, общаться со взрослыми и сверстниками,

положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, кушать,

собирать игрушки, самостоятельно обслуживать себя (умение

самостоятельно кушать, одеваться, раздеваться, проситься в туалет, легче

привыкают к условиям ДОУ, чем дети, которые общались только с одним

взрослым. Для таких детей в период адаптации требуется строгое

соблюдение режима дня, привычек. Не смотря на наличие предшествующего

социального опыта, в первые дни пребывания в ДОУ эмоциональное

состояние таких детей неуравновешенное (они тоже настороженны, следят

за чужими взрослыми, нервозны в общении с ними, плохо засыпают, в

первое время ведут себя якобы спокойно – сами берут за руку взрослого,

рассматривают игрушки, охотно самостоятельно влезают на горку, но уже на

третий день они отказываются идти в детский сад). Новизна впечатлений

держала их только 2 дня. В целом дети из хороших условий семейного

воспитания адаптируются за более короткий срок.

Адаптация к новым условиям жизни для каждого ребенка неизбежна, т.

к. изменяется социальная среда. У ребенка возникает «социофобия» -

социальная травма, повышенное чувство страха перед новыми людьми и

обстановкой.

Заключение

В заключении хочется еще раз отметить, что

длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных

особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен,

любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и

быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с

игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и

умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это

откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому

ребенку необходим более длительный срок на период адаптации.

Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее,

нужно в комплексе использовать различные адаптационные методики

приемы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей

среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет

творческую активность.



В раздел образования