Автор: Кострийчук Майя Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №26
Населённый пункт: город Егорьевск Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как
это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело
переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой
обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят
неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится
и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю
нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша,
дать остальным передохнуть от крика новенького.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей.
Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают
эмоциональное состояние детей.
Морозова Е. И. отмечала: «Можно с большей долей вероятности
предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при
благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно – психическом
развитии ребенка».
Действительно, когда малыш впервые приходит в детский сад, он
попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания,
температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п.,
поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается
определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что,
живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, ребенок
постепенно приспосабливается к влиянию окружающей среды.
В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми
связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении
своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Его не радует обилие
игрушек, детей. Ребенок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с
которым он чувствует себя комфортно, т. е. нет точек соприкосновения с
близкими. Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с
необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить
ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы
воспитания и др. – то есть нарушается система
сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка).
Ребенок будет обязательно адаптироваться в группе: он должен
приспособиться к новым (иным) условиям, выработать новые для себя
формы поведения. Задача для ребенка не из легких. Процесс привыкания к
ДОУ отягощается физиологическими и психологическими изменениями,
которые являются одной из причин негативного отношения вновь
поступивших детей к ДОУ. Когда ребенок впервые переступает порог
детского сада, у него наступает состояние страха, возникает психическая
напряженность, что приводит к эмоциональному стрессу и даже к
заболеванию. Ребенка, впервые пришедшего в группу, страшит внезапность
изменения происходящего, неизвестность держит его в нервном напряжении,
связи с родными неожиданно прерваны, его окружают чужие люди,
незнакомая обстановка, в которой трудно ориентироваться. Срабатывает
инстинкт самосохранения,и ребенок начинает активно обороняться
доступными для него способами: он горько плачет, бунтует, отказываясь от
помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже
пытается убежать. Стойкий отрицательный эмоциональный настрой,
отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько
доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Ребенка пугают попытки
воспитателя хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько возбужден, что
возвратясь домой, не в состоянии успокоиться, во время сна вздрагивает,
плачет, часто просыпается. Примерно так же проходит второй и третий день.
Хрупкий организм не выдерживает нервных перегрузок, ребенок может
заболеть.
У большинства детей период адаптации сопровождается рядом, хотя и
временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния, а
именно (особенности адаптационного периода):
- изменяется эмоциональное состояние: появляется напряженность,
беспокойство или заторможенность (ребенок много плачет, иногда
стремиться к эмоциональному контакту со взрослым, но, в большинстве
случаев, раздраженно сторониться их и сверстников;
- часто нарушается аппетит и сон (дети не могут заснуть, сон
кратковременный, прерывистый, многие дети отказываются от еды);
- проявляются более глубокие функциональные расстройства: повышается
температура тела, изменяется характер стула (первые признаки расстройства
желудка, может появиться сыпь на коже. Ребенка из ДОУ не выводить!
- наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и
навыков (дома просится на горшок - в саду этого не делает, дома есть
самостоятельно – в детском саду отказывается);
- снижается интерес к предметному миру, игрушкам, ко всему
окружающему;
- падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас,
новые слова усваиваются с трудом;
- ребенок подвергается риску инфекционных заболеваний из-за
контакта с другими детьми. В период адаптации ослабевают
энергетические силы, нарушается сопротивляемость организма, ребенок
быстро заболевает. Дети обычно заболевают тем, к чему были склонны ранее
(если ранее болел гриппом, ОРВИ, то заболевает пневмонией, т. е.
заболевания приобретают более сложные формы).
Наиболее сложно адаптация проходит у детей 2-ого года жизни. Все
негативные проявления в этом возрасте выражены в этом возрасте более
ярко, чем у детей, пришедших в детский сад после 2-х лет. Период
восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца .На 2-ой год жизни
приходится наибольшее количество заболеваний:
- затормаживается двигательная активность детей: ребенок перестает
ходить (на 2-ом году жизни, боится ходить по группе, идти в туалетную
комнату, т. е. психические и физиологические процессы опускаются на более
низкую ступень.
Необходимо помнить, что у всех детей реакция на период
адаптации одинаковая – это изменение состояния настроения, сна, аппетита.
У ребенка пропадает аппетит (нельзя кормить насильно в это время, близкое
приближение чужого лица со словами ешь, ешь» вызывает страх и протест,
особенно, если ребенок испытывает болевые ощущения, вызывается
анарексия – рвотные позывы на вид пищи, посуды, установку на кормление).
Кора головного мозга не выдерживает напряжения, ребенок может заснуть
где угодно на 5-10 минут после длительного плача, просыпаясь, снова громко
плачет.
К окончанию процесса адаптации нормализация идет по схеме: аппетит –
сон – поведение
Степени и фазы адаптации
Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний
комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность
поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных
странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению
веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению
аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е.
все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам
на фоне
замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со
средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в
результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше
задержку темпов развития.
Различают три степени тяжести прохождения острой
фазы адаптационного периода:
1 степень – легкая адаптация (напряженная, когда у ребенка нарушается
аппетит (ест выборочные блюда, легкое нарушение сна, проявляются
временные отрицательные эмоции (плачет и успокаивается, неохотно играет
с детьми, с игрушками не играет, хотя на них и смотрит).
Срок удовлетворительный – от 10 дней до 2-х недель.
2 степень – адаптация средней тяжести, когда происходят вегетативные
изменения в организме: повышение температуры тела, сыпь на коже.
Ослабление стула. Эмоциональное состояние нормализуется медленно, на
протяжении 1-ого месяца. После поступления в ДОУ ребенок, как правило,
болеет (обычно ОРЗ или ОРВИ, 7-10 дней без осложнений).
Срок адаптации средней тяжести – 1 месяц.
3 степень – адаптация нежелательная, самая тяжелая, она переходит в
паталогическую.
Очень длительная по срокам – от 1 до 6 месяцев.
В период адаптации 3 степени ребенок
1) либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с
осложнениями,
2)либо проявляет стойкие нарушения поведения: бурная отрицательная
реакция (не расстается со своими любимыми игрушками, принесенными из
дома, старается уйти, спрятаться, сидит в приемной, постоянно зовет маму,
спит сидя). Таким образом, негативное отношение ко всей группе сменяется
очень вялым безразличным состоянием. Такие дети нуждаются в
консультации врача и психолога.
Задача педагогов – удержать вновь поступившего ребенка на 1-
ой (легкой) степени адаптации. Именно поэтому необходима такая
организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила
бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к
новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к
детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Факторы, влияющие на характер адаптации детей к режиму детского
сада
Возраст ребенка. С 1 года 8-9- месяцев до 2-х лет и старше (с 2-х до 3-х
лет) наиболее благоприятный период для адаптации, хотя степень ее
остается разной.
С 1 года 8-9 месяцев до 2-х лет у ребенка появляется потребность в
общении не только со взрослыми, но и с детьми, что позволяет ему отвлечься
от дома. Но все-таки речь недостаточно развита, и если не понимать ребенка,
не выполнять его желаний, то появляется плач, срыв нервной
системы. Адаптация может перейти во 2-ю стадию – средней тяжести.
С 2-х до 3-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к
новым условиям жизни. Адаптация протекает легко, т. к. у ребенка уже
ест жизненный опыт, он становиться более любознательным, его можно
заинтересовать новый игрушкой, занятиями, он может самостоятельно чем-
то заниматься. В этом возрасте сильно развита потребность в общении и
ориентировочная реакция на окружающее: его внимание привлекают
игрушки и другие объекты, рефлекс «Что такое?» стимулирует общение со
взрослым.
Состояние здоровья и развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый
ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. Дети с более
высоким уровнем развития, с хорошо развитой речью, имеющие навыки
самообслуживания, умеющие занять себя действиями с игрушками легче
привыкают к новой обстановке. Дети, отягощенный различными
паталогическими состояниями (патология беременности и родов, много
болеют до поступления в ДОУ, ослабленные дети значительно тяжелее
переносят адаптационный период.
Индивидуальные особенности ВНД. Адаптация зависит от силы и типа
ВНД (тип ВНД – индивидуальные свойства личности, которые влияют на
процесс формирования знаний, умений, на привыкание, на особенности
проявления характера). И. Павлов в своем учении о ВНД выделяет 2
типа (сильный – холерик, сангвиник, флегматик; слабый – меланхолик) с
учетом взаимодействия между собой процессов возбуждения и торможения.
Дети с сильным типом ВНД: холерики (процесс возбуждения
преобладает над процессом торможения) и флегматики (оба процесса
уравновешены) ведут себя внешне спокойно: закаменело, заторможено,
находятся в отдалении, боятся плакать, сдерживают себя,
без возражений выполняют требования воспитателя, но взрослых к себе не
подпускают, забиваются в угол со слезами на глазах, плачут при
приближении взрослых. Это очень сложное состояние, т. к. нервное
напряжение очень велико, Эти дети при встрече с родителями начинают
плакать навзрыд, поэтому в течение дня их лучше не трогать, пусть сидят в
уединении.
Тяжелее всех привыкают дети-меланхолики (со слабым типом ВНД,
процессы возбуждения и торможения слабо выражены). Так же, как и
флегматики, эти дети очень страдают: они подавлены и тихи, сидят в
стороне, в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят,
спят, не принимают участие в играх. Такое поведение может продолжаться
несколько недель. Поэтому в период приучения детей к ДОУ особое
внимание следует уделять страдающим детям: флегматикам и
меланхоликам, адаптация которых может иметь 3 степень –
паталогическую.
Отрицательное влияние на течение адаптации оказывают имеющиеся в
семье нарушения режима сна, кормления, неправильная организация
бодрствования (беспорядочные, неблагополучные семьи) У детей из таких
семей в период адаптации нарушения аппетита и сна становятся более
глубокими, вследствие чего резко удлиняется адаптационный период.
Условия семейного воспитания и наличие предшествующего опыта.
Малыши, которые до поступления в ДОУ неоднократно попадали в
разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.
п., общались со многими взрослыми, с разными детьми, у которых в
соответствии с возрастом сформированы личностные качества - умение
играть с игрушками, общаться со взрослыми и сверстниками,
положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, кушать,
собирать игрушки, самостоятельно обслуживать себя (умение
самостоятельно кушать, одеваться, раздеваться, проситься в туалет, легче
привыкают к условиям ДОУ, чем дети, которые общались только с одним
взрослым. Для таких детей в период адаптации требуется строгое
соблюдение режима дня, привычек. Не смотря на наличие предшествующего
социального опыта, в первые дни пребывания в ДОУ эмоциональное
состояние таких детей неуравновешенное (они тоже настороженны, следят
за чужими взрослыми, нервозны в общении с ними, плохо засыпают, в
первое время ведут себя якобы спокойно – сами берут за руку взрослого,
рассматривают игрушки, охотно самостоятельно влезают на горку, но уже на
третий день они отказываются идти в детский сад). Новизна впечатлений
держала их только 2 дня. В целом дети из хороших условий семейного
воспитания адаптируются за более короткий срок.
Адаптация к новым условиям жизни для каждого ребенка неизбежна, т.
к. изменяется социальная среда. У ребенка возникает «социофобия» -
социальная травма, повышенное чувство страха перед новыми людьми и
обстановкой.
Заключение
В заключении хочется еще раз отметить, что
длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных
особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен,
любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и
быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с
игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и
умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это
откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому
ребенку необходим более длительный срок на период адаптации.
Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее,
нужно в комплексе использовать различные адаптационные методики
приемы. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей
среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет
творческую активность.