Автор: Букреева Елена Сергеевна
Должность: воспитатель I категории
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Пермь Пермский край
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: Художники-иллюстраторы детских книг
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая статья "Художники-иллюстраторы детских книг"
Автор: Букреева Елена Сергеевна
Знакомство детей с художниками иллюстраторами детских книг
позволяет решать задачи как нравственного, так и эстетического воспитания,
а также способствует эмоциональному развитию детей.
Во – первых, рисунки в книге являются одними из первых произведений
изобразительного искусства, с которым встречается ребёнок с раннего
детства, и специальные занятия по ознакомлению с книжной графикой
способствуют развитию у детей интереса к книге, воспитывают бережное
отношение к ней, как к произведению искусства.
Во
–
вторых,
высокохудожественные иллюстрации
способствуют
формированию художественного вкуса у детей, помогают ребёнку видеть,
воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных
произведениях он не всегда видит и они более сложны для понимания. Цвет,
ритм, композиция, линия, фактура и другие понятия в иллюстрациях детям
более понятны и доступны.
В – третьих, эта тема даёт огромные возможности в развитии речи детей:
составление описательных рассказов, характеристика разных эмоциональных
состояний, обогащение словарного запаса.
В – четвёртых, работа с книгой позволяет использовать специальные
упражнения, игры, которые помогают активизировать все психические
познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение и
способствуют их развитию.
В
–
пятых,
знакомство
с
творческой
манерой
художников
–
иллюстраторов стимулирует желание детей рисовать и даёт возможность
совершенствовать их изобразительные навыки.
В – шестых, встреча с хорошей иллюстрацией приносит радость
общения, способствует эмоциональному развитию детей.
Программа дошкольного образования рекомендует познакомить детей с
иллюстрациями художников – сказочников, художников «весёлой книги», с
художниками – анималистами, с фольклористами. Круг имён художников –
иллюстраторов очень широк и освоить его можно только при ведении
комплексной работы, включая ознакомление с книжной графикой в разные
виды занятий и общаясь с книгой вне занятий.
Программа «Здравствуй, музей!», разработанная Государственным
Русским
музеем
рекомендует
в
младшей
группе
познакомиться
с
творчеством: Ю. Васнецова, Е. Рачёва, К. Овчинникова.
В средней группе с творчеством: В. Лебедева, Е. Чарушина, В. Сутеева.
В старшей группе с творчеством: В. Конашевича, И. Билибина, А. Бенуа.
В подготовительной группе с творчеством: А. Пахомова, Л. Кочергина и
других художников на выбор педагога, например: Т. Мавриной, В.
Чижикова.
Каким
образом
проходили
эти
занятия
и
какие
возможности
представляет знакомство с творчеством того или иного художника –
иллюстратора, я и попытаюсь сейчас осветить, опираясь на собственный
опыт работы с детьми в этом направлении.
Прежде чем приступить к теме, важно отобрать необходимый материал
для работы. Это сведения о жизни и творчестве художника, его портрет,
книги с иллюстрациями, подготовить игры, организовать предварительное
чтение произведений в группе и дома.
Я начинаю знакомить детей в младшей группе с творчеством Ю. А.
Васнецова. Сказочный мир, представленный в иллюстрациях Васнецова
настолько яркий и неповторимый, что дети с радостью погружаются в него,
комфортно чувствуют себя в этом мире, им всё понятно и всё доступно.
Сведения о художнике, его детстве хорошо накладываются на уже известное
детям о вятском крае, богатом неповторимыми игрушками.
А удивительная книга, переизданная в 1994 г. / Москва «Панорама» /
необычного
формата
55×43
см
делает
первую
встречу
настоящим
праздником. Именно эта книга приходит на первое занятие: «Иллюстрации
Ю. А. Васнецова к народной игровой потешке «Сорока – белобока». В
сборнике «Дошкольникам о художниках детской книги»
/ из опыта
работы/ М.
«Просвещение», 1991г. / описано несколько занятий по
творчеству Ю. Васнецова, материалы которых можно использовать в работе.
Однако на занятиях по изобразительной деятельности важно вызвать у детей
желание рисовать. Поэтому, если на первом занятии мы беседовали с детьми,
рассматривали
эту
удивительную
книгу
и
путешествовали
вслед
за
творческим воображением художника, то последующие занятия тесно
связаны с изодеятельностью детей и их творческим воображением.
Вторая встреча с художником посвящена иллюстрациям к сказке «Три
медведя». На этом занятии выделяем уже подмеченные особенности
творческой манеры Васнецова: похожесть героев и на игрушки и на реально
существующих
зверей.
Называем
детали
их
одежды,
особенности
медвежьего дома, его убранство. Очень важно обратить внимание на то, как
цвет
и
ритм (чередование
крупных
объёмов
с
мелкими)
помогают
почувствовать настроение героев: страх девочки, нарастающее раздражение
медведей. Обращаю внимание на то, как художник изобразил медведей, их
позу, настроение, форму частей тела. Предлагаю нарисовать понравившегося
медведя из сказки или придумать своего. Дети говорят о том, какого медведя
они будут рисовать, и в зависимости от изобразительных навыков рисуют
медведя статичного или в движении, с белее высоким уровнем дополняют
рисунок деталями.
В средней и старшей группе интересно проработать следующие
темы:
- «Разноцветные коты Ю. Васнецова»
- «Сказочные домики в иллюстрациях Ю. Васнецова»
К занятию про котов необходимо отобрать иллюстрации с разными
котами, кошками и котятами. Их огромное количество и все они, разные и по
цвету, и по характеру, и по возрасту, изображены в разных ситуациях.
Это и Кот – Колоброд, кот Митрошка, кот Васька, котики – коты
голубые хвосты, рыжий кот, кот – швея, кот – мельник и т. д.
Рассматривая иллюстрации котов, отмечаем особенности изображения
котов: как выглядят, во что одеты. А одевает Васнецов своих котов во что –
то одно: то ли рубаха, толи штанишки. Часто обувает в валенки иногда в
сапожки. И все они очень любят повязывать на шею бантики.
У каждого кота своё настроение и свой характер. Играем, стараясь
передать позу, в которой изображён тот или иной кот, его характер, манеру
двигаться. По рисунку вспоминаем потешки, сказки, где встречаются коты.
Затем придумываем своих разноцветных котов в разных ситуациях, дети
передают эти образы в рисунках. Уместны на этом занятии такие игры, как
«Кот и мыши», «Мышеловка» и другие подвижные игры.
Сказочные домики Ю. Васнецова интересны тем, что каждому
герою художник создаёт свой домик, совершенно неповторимый, с
причудливыми узорами. Рассматривание иллюстраций с домиками
проходит в форме игры – загадки: «Кто в домике живёт?». Посмотришь
на домик и сразу скажешь, кто его хозяин:
у козы с козлятами – маленькая простая лесная избушка, выстроенная
на пенёчке, покрытая древесной корой
у зайчика — это уже приветливый домик, украшенный резными
планками
у героев потешек Ивашечки, Матрёшечки – домики с резными
ставенками, украшенные пирамидками, с красивым крылечком
у заиньки с лягушкой розовый теремок, нежный и нарядный
у собаки, кота, кошки и курочки – необычный терем с соломенными
крышами, похожий на пушистые шапки
- у трёх медведей большой крепкий дом из толстых брёвен, под стать
своим хозяевам.
И так все герои Ю. Васнецова поселяются в свои жилища, где прекрасно
чувствуют себя. А рядом вырастают васнецовские деревья, травы, цветы. В
тёплом воздухе летают его птицы, бабочки, стрекозы. Целый мир, яркий и
добрый.
Детям очень нравится придумывать свои сказочные домики для разных
героев. Можно организовать коллективную работу, когда дети рисуют в паре
– один рисует домик, а второй – пейзаж. Домик затем вырезают и
наклеивают на пейзаж.
Иллюстрации Васнецова дают возможность поговорить о цветовой
насыщенности фона. Художник берёт яркие, нарядные, праздничные цвета с
множеством
оттенков.
Учимся
с
детьми
различать
оттенки.
Можно
подобрать сказки, которые иллюстрировал не только Васнецов, но и другие
художники. В игре «Угадай художника» дети должны узнать иллюстрации
Васнецова
среди других.
Например
есть
«Три
медведя»
художника
Устинова, а «Маша и медведь» художников Лосина и Рачёва.