Напоминание

Художники-иллюстраторы детских книг


Автор: Букреева Елена Сергеевна
Должность: воспитатель I категории
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Пермь Пермский край
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: Художники-иллюстраторы детских книг
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая статья "Художники-иллюстраторы детских книг"

Автор: Букреева Елена Сергеевна

Знакомство детей с художниками иллюстраторами детских книг

позволяет решать задачи как нравственного, так и эстетического воспитания,

а также способствует эмоциональному развитию детей.

Во – первых, рисунки в книге являются одними из первых произведений

изобразительного искусства, с которым встречается ребёнок с раннего

детства, и специальные занятия по ознакомлению с книжной графикой

способствуют развитию у детей интереса к книге, воспитывают бережное

отношение к ней, как к произведению искусства.

Во

вторых,

высокохудожественные иллюстрации

способствуют

формированию художественного вкуса у детей, помогают ребёнку видеть,

воспринимать и оценивать художественные средства, которые в живописных

произведениях он не всегда видит и они более сложны для понимания. Цвет,

ритм, композиция, линия, фактура и другие понятия в иллюстрациях детям

более понятны и доступны.

В – третьих, эта тема даёт огромные возможности в развитии речи детей:

составление описательных рассказов, характеристика разных эмоциональных

состояний, обогащение словарного запаса.

В – четвёртых, работа с книгой позволяет использовать специальные

упражнения, игры, которые помогают активизировать все психические

познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение и

способствуют их развитию.

В

пятых,

знакомство

с

творческой

манерой

художников

иллюстраторов стимулирует желание детей рисовать и даёт возможность

совершенствовать их изобразительные навыки.

В – шестых, встреча с хорошей иллюстрацией приносит радость

общения, способствует эмоциональному развитию детей.

Программа дошкольного образования рекомендует познакомить детей с

иллюстрациями художников – сказочников, художников «весёлой книги», с

художниками – анималистами, с фольклористами. Круг имён художников –

иллюстраторов очень широк и освоить его можно только при ведении

комплексной работы, включая ознакомление с книжной графикой в разные

виды занятий и общаясь с книгой вне занятий.

Программа «Здравствуй, музей!», разработанная Государственным

Русским

музеем

рекомендует

в

младшей

группе

познакомиться

с

творчеством: Ю. Васнецова, Е. Рачёва, К. Овчинникова.

В средней группе с творчеством: В. Лебедева, Е. Чарушина, В. Сутеева.

В старшей группе с творчеством: В. Конашевича, И. Билибина, А. Бенуа.

В подготовительной группе с творчеством: А. Пахомова, Л. Кочергина и

других художников на выбор педагога, например: Т. Мавриной, В.

Чижикова.

Каким

образом

проходили

эти

занятия

и

какие

возможности

представляет знакомство с творчеством того или иного художника –

иллюстратора, я и попытаюсь сейчас осветить, опираясь на собственный

опыт работы с детьми в этом направлении.

Прежде чем приступить к теме, важно отобрать необходимый материал

для работы. Это сведения о жизни и творчестве художника, его портрет,

книги с иллюстрациями, подготовить игры, организовать предварительное

чтение произведений в группе и дома.

Я начинаю знакомить детей в младшей группе с творчеством Ю. А.

Васнецова. Сказочный мир, представленный в иллюстрациях Васнецова

настолько яркий и неповторимый, что дети с радостью погружаются в него,

комфортно чувствуют себя в этом мире, им всё понятно и всё доступно.

Сведения о художнике, его детстве хорошо накладываются на уже известное

детям о вятском крае, богатом неповторимыми игрушками.

А удивительная книга, переизданная в 1994 г. / Москва «Панорама» /

необычного

формата

55×43

см

делает

первую

встречу

настоящим

праздником. Именно эта книга приходит на первое занятие: «Иллюстрации

Ю. А. Васнецова к народной игровой потешке «Сорока – белобока». В

сборнике «Дошкольникам о художниках детской книги»

/ из опыта

работы/ М.

«Просвещение», 1991г. / описано несколько занятий по

творчеству Ю. Васнецова, материалы которых можно использовать в работе.

Однако на занятиях по изобразительной деятельности важно вызвать у детей

желание рисовать. Поэтому, если на первом занятии мы беседовали с детьми,

рассматривали

эту

удивительную

книгу

и

путешествовали

вслед

за

творческим воображением художника, то последующие занятия тесно

связаны с изодеятельностью детей и их творческим воображением.

Вторая встреча с художником посвящена иллюстрациям к сказке «Три

медведя». На этом занятии выделяем уже подмеченные особенности

творческой манеры Васнецова: похожесть героев и на игрушки и на реально

существующих

зверей.

Называем

детали

их

одежды,

особенности

медвежьего дома, его убранство. Очень важно обратить внимание на то, как

цвет

и

ритм (чередование

крупных

объёмов

с

мелкими)

помогают

почувствовать настроение героев: страх девочки, нарастающее раздражение

медведей. Обращаю внимание на то, как художник изобразил медведей, их

позу, настроение, форму частей тела. Предлагаю нарисовать понравившегося

медведя из сказки или придумать своего. Дети говорят о том, какого медведя

они будут рисовать, и в зависимости от изобразительных навыков рисуют

медведя статичного или в движении, с белее высоким уровнем дополняют

рисунок деталями.

В средней и старшей группе интересно проработать следующие

темы:

- «Разноцветные коты Ю. Васнецова»

- «Сказочные домики в иллюстрациях Ю. Васнецова»

К занятию про котов необходимо отобрать иллюстрации с разными

котами, кошками и котятами. Их огромное количество и все они, разные и по

цвету, и по характеру, и по возрасту, изображены в разных ситуациях.

Это и Кот – Колоброд, кот Митрошка, кот Васька, котики – коты

голубые хвосты, рыжий кот, кот – швея, кот – мельник и т. д.

Рассматривая иллюстрации котов, отмечаем особенности изображения

котов: как выглядят, во что одеты. А одевает Васнецов своих котов во что –

то одно: то ли рубаха, толи штанишки. Часто обувает в валенки иногда в

сапожки. И все они очень любят повязывать на шею бантики.

У каждого кота своё настроение и свой характер. Играем, стараясь

передать позу, в которой изображён тот или иной кот, его характер, манеру

двигаться. По рисунку вспоминаем потешки, сказки, где встречаются коты.

Затем придумываем своих разноцветных котов в разных ситуациях, дети

передают эти образы в рисунках. Уместны на этом занятии такие игры, как

«Кот и мыши», «Мышеловка» и другие подвижные игры.

Сказочные домики Ю. Васнецова интересны тем, что каждому

герою художник создаёт свой домик, совершенно неповторимый, с

причудливыми узорами. Рассматривание иллюстраций с домиками

проходит в форме игры – загадки: «Кто в домике живёт?». Посмотришь

на домик и сразу скажешь, кто его хозяин:

у козы с козлятами – маленькая простая лесная избушка, выстроенная

на пенёчке, покрытая древесной корой

у зайчика — это уже приветливый домик, украшенный резными

планками

у героев потешек Ивашечки, Матрёшечки – домики с резными

ставенками, украшенные пирамидками, с красивым крылечком

у заиньки с лягушкой розовый теремок, нежный и нарядный

у собаки, кота, кошки и курочки – необычный терем с соломенными

крышами, похожий на пушистые шапки

- у трёх медведей большой крепкий дом из толстых брёвен, под стать

своим хозяевам.

И так все герои Ю. Васнецова поселяются в свои жилища, где прекрасно

чувствуют себя. А рядом вырастают васнецовские деревья, травы, цветы. В

тёплом воздухе летают его птицы, бабочки, стрекозы. Целый мир, яркий и

добрый.

Детям очень нравится придумывать свои сказочные домики для разных

героев. Можно организовать коллективную работу, когда дети рисуют в паре

– один рисует домик, а второй – пейзаж. Домик затем вырезают и

наклеивают на пейзаж.

Иллюстрации Васнецова дают возможность поговорить о цветовой

насыщенности фона. Художник берёт яркие, нарядные, праздничные цвета с

множеством

оттенков.

Учимся

с

детьми

различать

оттенки.

Можно

подобрать сказки, которые иллюстрировал не только Васнецов, но и другие

художники. В игре «Угадай художника» дети должны узнать иллюстрации

Васнецова

среди других.

Например

есть

«Три

медведя»

художника

Устинова, а «Маша и медведь» художников Лосина и Рачёва.



В раздел образования