Автор: Молочникова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦД "ЖЕМЧУЖИНКА"
Населённый пункт: город Клин московская область
Наименование материала: статья
Тема: Основы социально-нравственного воспитания в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ
Важное место в процессе становления дошкольника принадлежит эмоционально
положительному, содержательному общению с окружающими людьми. Играя, занимаясь,
общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывая
их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально
компетентным. Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается
одной из ведущих в формировании личности ребенка. Приступая к изучению
интересующих вопросов, мы,воспитатели группы «Дюймовочка», обнаружили, что
основные проблемы общения связаны с непониманием дошкольниками чувств и смысла
поведения других детей, с невнимательностью к интересам и ценностям тех, с кем они
общаются, с неуверенностью в себе, страхом получить отказ в общении. Поэтому, в
первую очередь, свою работу мы начали с привития детям базовых социальных навыков:
умения выслушать собеседника, поддержать общий разговор, тактично критиковать и
хвалить другого. Так обучение умению слушать осуществлялось с помощью следующих
эффективных приемов.
Педагог спрашивал по очереди детей о том, как каждый провел свой выходной день.
Детей, которые запоминали рассказы других, поощряли. При этом напоминали, что
внимательно выслушан будет тот, кто сам умеет слушать. В группе воспитатели создали
свой благоприятный климат. Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые
традиции: педагоги и дети встречают друг друга радостной улыбкой, каждое утро вновь
вошедшего в группу весело приветствуют, обращаясь к нему с репликой или вопросом,
слезы и обида каждого не проходят без внимания. Большое внимание педагогами
уделяется обучению детей выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие к
окружающим. В группе созданы уголок настроения, сундучок сюрпризов, дерево радости,
мешочки добрых дел. Дети понимают необходимость учитывать настроение сверстника в
общении с ним. Они знают, что дружеское отношение зависит от того, как ребенок
общается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером
в игре.
Следующей стадией в развитии навыков социального поведения и общения является
освоение моделей поведения в конфликтной ситуации. Очень важно добиться, чтобы
полученные знания активно использовались детьми в повседневной жизни. Детям
предлагаются упражнения, в которых воспитатель спрашивает ребенка, как поступить в
сложных жизненных обстоятельствах, таких как: «Мама заболела», «Товарищ потерялся»,
«День рождения друга», «Помоги бабушке», дети учатся действовать в проблемных
ситуациях в интересах других людей – как взрослых, так и сверстников. Это помогает
развивать такие качества, как сочувствие, сопереживание. Развитию внимания и доброты
посвящены упражнения с какой-нибудь волшебной вещью. Дети выбирают, например,
волшебный фонарик и объясняют, зачем он им нужен. При этом особенно поощряются
ответы, в которых волшебным фонариком ребенок хотел воспользоваться не в
собственных интересах, а в интересах других. Используются также игры-упражнения, в
которых дети выражают мнение о том, чтобы они сделали, если бы стали взрослыми.
Педагоги организовали тематический день «Сегодня все наоборот». В этот день роли
воспитателей, помощников воспитателей, медсестры исполняли сами дети. А «детей»
играли взрослые. Также предстояло решить ряд проблем в группе: что делать с ябедой,
как разобраться с драчунами, как поступить в случае отказа малышей от обеда, в случае
нежелания самостоятельно одеться. В обсуждении принимают участие все дети группы,
найденные решения коллективно оцениваются с позиций известных моделей поведения.
Вот здесь-то и раскрылись истинные симпатии и отношения детей и взрослых. В группе
разработан свод правил общения. Каждый ребенок высказал свое мнение и внес в правило
свои предложения. Например: «Нельзя кричать в группе, можно спокойно говорить»,
«Нельзя обижать слабых детей», «Каждый имеет право высказываться, но в сою очередь».
Вначале правила нарушались, но постепенно дети привыкли и теперь следят за их
выполнением. Вовлекая детей в разработку правил, мы стремимся развивать
самостоятельность, которая всегда сопряжена с ответственностью. У детей также
формируется оценка поведения других детей и самооценка. В группе уделяется особое
внимание полоролевому воспитанию. Наблюдая за игрой девочек и мальчиков, слушая их
беседы, мы отмечаем, что с каждым годом мир ценностей меняется. Определяет его
социальное окружение, тот социальный уклад, в котором формируется психика ребенка. В
общении девочек мы обратили внимание на то, что у них присутствует больше хороших
побуждений, поступков и слов. У мальчиков более разнообразным стало негативное
поведение, они в своих играх отражают роли отрицательных героев мультфильмов и
фильмов. В связи с этим проводятся этические беседы для мальчиков и девочек:
«Мальчики – защитники», «Мальчики – маленькие рыцари», «Мальчики – будущие
мужчины». На занятиях и в повседневной деятельности даем понятие о роли будущих
мужчин и будущих женщин. Эффективной формой развития навыков общения является
обсуждение сказок, рассказов, кинофильмов. Дети обсуждают поступки и характеры
героев с позиций человеческих качеств, таких как доброта, отзывчивость, жадность,
трусость. Ближайшими помощниками во всех начинания являются родители
воспитанников. Традициями детского сада стали семенные посиделки, развлечения:
«Папа, мама, я – трудолюбивая семья», «Папа, мама, я – музыкальная семья». Чтим в
детском саду народные праздники и обряды. Создан мини – музей народного творчества,
который пополняется с помощью родителей. В сложной социальной обстановке, которая
нас окружает, очень важно сохранить семейные традиции и ценности. Сегодня, как
никогда, в воспитании детей особенно велика и важна роль старшего поколения. Бабушки
и дедушки передают детям свою жизненную мудрость, любовь к труду, мастерство и
умения, объяснят и ответят на все детские вопросы «почему». В «Мастерской добрых
дел» ребята часто мастерят и рукодельничают, а помогают им в этом бабушки и
дедушки. Так в организации выставки «Ярмарка игрушек» неоценимую помощь оказали
они своим внучатам, помогая изготовить поделки и игрушки. Тесна связь поколений.
Часто выпускники, которые уже учатся в школе, заходят в детский сад рассказать о своих
успехах, поделиться новостями. И как радуются ребятишки – дошкольники, слушая
рассказы друзей – школьников. Беседуя с учителями, радуемся мы успехам наших
выпускников. Они успешно учатся и проявляют интерес к учебе, участвуют в различных
мероприятиях, организованных в школе и у нас в детском саду, посещают кружки и
секции. Дети не испытывают сложности в общении. Умеют отстоять свое мнение,
прислушиваются к мнению товарищей, они вежливы, доброжелательны. Хочется
отметить, что основой социально – нравственного воспитания является доброжелательное
отношение к детям, умение поддержать в группе спокойную жизнерадостную обстановку,
активно приобщая дошкольников к доступным формам гуманного общения и культурного
поведения. Успеха можно добиться, если с самого раннего возраста присматриваться к
маленькому человеку, видеть в нем личность. Фундамент, на котором необходимо строить
общение с детьми – глубокое и серьезное уважение к ребенку. По известному выражению
А.Сент-Экзюпери, «Единственная настоящая роскошь на свете – это роскошь
человеческого общения». Однако, умение общаться не всем дается легко. Люди учатся
этому искусству с раннего детства. Поэтому им надо предоставить эту возможность. \
Воспитатель МДОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНСКА»
МОЛОЧНИКОВА Евгения Владимировна
город Клин Московской области