Напоминание

Основы социально-нравственного воспитания в ДОУ


Автор: Молочникова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦД "ЖЕМЧУЖИНКА"
Населённый пункт: город Клин московская область
Наименование материала: статья
Тема: Основы социально-нравственного воспитания в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Важное место в процессе становления дошкольника принадлежит эмоционально

положительному, содержательному общению с окружающими людьми. Играя, занимаясь,

общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывая

их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально

компетентным. Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается

одной из ведущих в формировании личности ребенка. Приступая к изучению

интересующих вопросов, мы,воспитатели группы «Дюймовочка», обнаружили, что

основные проблемы общения связаны с непониманием дошкольниками чувств и смысла

поведения других детей, с невнимательностью к интересам и ценностям тех, с кем они

общаются, с неуверенностью в себе, страхом получить отказ в общении. Поэтому, в

первую очередь, свою работу мы начали с привития детям базовых социальных навыков:

умения выслушать собеседника, поддержать общий разговор, тактично критиковать и

хвалить другого. Так обучение умению слушать осуществлялось с помощью следующих

эффективных приемов.

Педагог спрашивал по очереди детей о том, как каждый провел свой выходной день.

Детей, которые запоминали рассказы других, поощряли. При этом напоминали, что

внимательно выслушан будет тот, кто сам умеет слушать. В группе воспитатели создали

свой благоприятный климат. Созданию атмосферы доброжелательности служат добрые

традиции: педагоги и дети встречают друг друга радостной улыбкой, каждое утро вновь

вошедшего в группу весело приветствуют, обращаясь к нему с репликой или вопросом,

слезы и обида каждого не проходят без внимания. Большое внимание педагогами

уделяется обучению детей выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие к

окружающим. В группе созданы уголок настроения, сундучок сюрпризов, дерево радости,

мешочки добрых дел. Дети понимают необходимость учитывать настроение сверстника в

общении с ним. Они знают, что дружеское отношение зависит от того, как ребенок

общается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером

в игре.

Следующей стадией в развитии навыков социального поведения и общения является

освоение моделей поведения в конфликтной ситуации. Очень важно добиться, чтобы

полученные знания активно использовались детьми в повседневной жизни. Детям

предлагаются упражнения, в которых воспитатель спрашивает ребенка, как поступить в

сложных жизненных обстоятельствах, таких как: «Мама заболела», «Товарищ потерялся»,

«День рождения друга», «Помоги бабушке», дети учатся действовать в проблемных

ситуациях в интересах других людей – как взрослых, так и сверстников. Это помогает

развивать такие качества, как сочувствие, сопереживание. Развитию внимания и доброты

посвящены упражнения с какой-нибудь волшебной вещью. Дети выбирают, например,

волшебный фонарик и объясняют, зачем он им нужен. При этом особенно поощряются

ответы, в которых волшебным фонариком ребенок хотел воспользоваться не в

собственных интересах, а в интересах других. Используются также игры-упражнения, в

которых дети выражают мнение о том, чтобы они сделали, если бы стали взрослыми.

Педагоги организовали тематический день «Сегодня все наоборот». В этот день роли

воспитателей, помощников воспитателей, медсестры исполняли сами дети. А «детей»

играли взрослые. Также предстояло решить ряд проблем в группе: что делать с ябедой,

как разобраться с драчунами, как поступить в случае отказа малышей от обеда, в случае

нежелания самостоятельно одеться. В обсуждении принимают участие все дети группы,

найденные решения коллективно оцениваются с позиций известных моделей поведения.

Вот здесь-то и раскрылись истинные симпатии и отношения детей и взрослых. В группе

разработан свод правил общения. Каждый ребенок высказал свое мнение и внес в правило

свои предложения. Например: «Нельзя кричать в группе, можно спокойно говорить»,

«Нельзя обижать слабых детей», «Каждый имеет право высказываться, но в сою очередь».

Вначале правила нарушались, но постепенно дети привыкли и теперь следят за их

выполнением. Вовлекая детей в разработку правил, мы стремимся развивать

самостоятельность, которая всегда сопряжена с ответственностью. У детей также

формируется оценка поведения других детей и самооценка. В группе уделяется особое

внимание полоролевому воспитанию. Наблюдая за игрой девочек и мальчиков, слушая их

беседы, мы отмечаем, что с каждым годом мир ценностей меняется. Определяет его

социальное окружение, тот социальный уклад, в котором формируется психика ребенка. В

общении девочек мы обратили внимание на то, что у них присутствует больше хороших

побуждений, поступков и слов. У мальчиков более разнообразным стало негативное

поведение, они в своих играх отражают роли отрицательных героев мультфильмов и

фильмов. В связи с этим проводятся этические беседы для мальчиков и девочек:

«Мальчики – защитники», «Мальчики – маленькие рыцари», «Мальчики – будущие

мужчины». На занятиях и в повседневной деятельности даем понятие о роли будущих

мужчин и будущих женщин. Эффективной формой развития навыков общения является

обсуждение сказок, рассказов, кинофильмов. Дети обсуждают поступки и характеры

героев с позиций человеческих качеств, таких как доброта, отзывчивость, жадность,

трусость. Ближайшими помощниками во всех начинания являются родители

воспитанников. Традициями детского сада стали семенные посиделки, развлечения:

«Папа, мама, я – трудолюбивая семья», «Папа, мама, я – музыкальная семья». Чтим в

детском саду народные праздники и обряды. Создан мини – музей народного творчества,

который пополняется с помощью родителей. В сложной социальной обстановке, которая

нас окружает, очень важно сохранить семейные традиции и ценности. Сегодня, как

никогда, в воспитании детей особенно велика и важна роль старшего поколения. Бабушки

и дедушки передают детям свою жизненную мудрость, любовь к труду, мастерство и

умения, объяснят и ответят на все детские вопросы «почему». В «Мастерской добрых

дел» ребята часто мастерят и рукодельничают, а помогают им в этом бабушки и

дедушки. Так в организации выставки «Ярмарка игрушек» неоценимую помощь оказали

они своим внучатам, помогая изготовить поделки и игрушки. Тесна связь поколений.

Часто выпускники, которые уже учатся в школе, заходят в детский сад рассказать о своих

успехах, поделиться новостями. И как радуются ребятишки – дошкольники, слушая

рассказы друзей – школьников. Беседуя с учителями, радуемся мы успехам наших

выпускников. Они успешно учатся и проявляют интерес к учебе, участвуют в различных

мероприятиях, организованных в школе и у нас в детском саду, посещают кружки и

секции. Дети не испытывают сложности в общении. Умеют отстоять свое мнение,

прислушиваются к мнению товарищей, они вежливы, доброжелательны. Хочется

отметить, что основой социально – нравственного воспитания является доброжелательное

отношение к детям, умение поддержать в группе спокойную жизнерадостную обстановку,

активно приобщая дошкольников к доступным формам гуманного общения и культурного

поведения. Успеха можно добиться, если с самого раннего возраста присматриваться к

маленькому человеку, видеть в нем личность. Фундамент, на котором необходимо строить

общение с детьми – глубокое и серьезное уважение к ребенку. По известному выражению

А.Сент-Экзюпери, «Единственная настоящая роскошь на свете – это роскошь

человеческого общения». Однако, умение общаться не всем дается легко. Люди учатся

этому искусству с раннего детства. Поэтому им надо предоставить эту возможность. \

Воспитатель МДОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНСКА»

МОЛОЧНИКОВА Евгения Владимировна

город Клин Московской области



В раздел образования