Автор: Петухова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУВО "Аннинская специальная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: пгт Анна, Воронежская область
Наименование материала: Педагогически трудные дети - Работа с родителями трудных детей
Тема: "Родителям о трудных детях. Советы и рекомендации".
Раздел: среднее профессиональное
Педагогически трудные дети - Работа с родителями трудных детей
По многолетним наблюдениям я сделала вывод о том, что в некоторых, даже
благополучных семьях, родители не вовремя обратили внимание на то, что что-то с их
ребёнком происходит неладное, вовремя не обратились к специалистам за помощью, и это
привело к девиации поведения их ребёнка. Какие они, трудные дети, и что делать
родителям?
В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко
отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому
часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным
особенностям.
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем
нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет
сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще
всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом
одноклассников. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими
"отверженными". Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются
маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.
Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость,
отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои
поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких
ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают
слишком по-детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко
вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.
Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и
пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы
головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить
алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном
возрасте. В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти
отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и
патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному
врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить,
имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием. Тем более
не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите
годами. Приходите к психоневрологу!
Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит,
отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть
недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка.
Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и
продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.
Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении
подростка в семье и отношения с родителями". Особо негативную роль играет отсутствие
единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их
требования, тем более что они бывают иногда полярными.
Также причиной "отверженности" может служить хроническая неуспеваемость. Это
порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не
способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко
адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в
авантюры.
Что же делать родителям?
• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого
поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте ребёнка в разные виды деятельности, но
держите ситуацию под постоянным контролем.
• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального
поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное
поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать,
но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно
их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это
главное!
Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.
Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично,
избегайте резких выражений.