Напоминание

"Родителям о трудных детях. Советы и рекомендации".


Автор: Петухова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУВО "Аннинская специальная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: пгт Анна, Воронежская область
Наименование материала: Педагогически трудные дети - Работа с родителями трудных детей
Тема: "Родителям о трудных детях. Советы и рекомендации".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Педагогически трудные дети - Работа с родителями трудных детей

По многолетним наблюдениям я сделала вывод о том, что в некоторых, даже

благополучных семьях, родители не вовремя обратили внимание на то, что что-то с их

ребёнком происходит неладное, вовремя не обратились к специалистам за помощью, и это

привело к девиации поведения их ребёнка. Какие они, трудные дети, и что делать

родителям?

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко

отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому

часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным

особенностям.

Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем

нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет

сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще

всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом

одноклассников. В таких случаях подросток "уходит" из школы, он сближается с другими

"отверженными". Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются

маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость,

отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои

поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких

ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают

слишком по-детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко

вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.

Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и

пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы

головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить

алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном

возрасте. В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти

отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и

патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному

врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить,

имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием. Тем более

не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите

годами. Приходите к психоневрологу!

Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит,

отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть

недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка.

Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и

продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.

Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении

подростка в семье и отношения с родителями". Особо негативную роль играет отсутствие

единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их

требования, тем более что они бывают иногда полярными.

Также причиной "отверженности" может служить хроническая неуспеваемость. Это

порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не

способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко

адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в

авантюры.

Что же делать родителям?

• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого

поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте ребёнка в разные виды деятельности, но

держите ситуацию под постоянным контролем.

• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального

поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное

поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать,

но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно

их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это

главное!

Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.

Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично,

избегайте резких выражений.



В раздел образования