Автор: Тагирова Дамира Шайхрахмановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Ахмерово МР Ишимбайский район
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: конспект урока
Тема: Глаголы-исключения
Раздел: начальное образование
Урок русского языка 4 класс. Т.Г. Рамзаева УМК «Школа России» (технология
деятельностного обучения)
Тема урока: Глаголы-исключения.
Цели:
-предметные:
познакомить
с
глаголами-исключениями
и
способом
определения их спряжения;
-метапредметные: формировать умение работать по алгоритму.
№ Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Мотивация
(самоопределе
ние) к
учебной
деятельности.
На доске слова: Обедать,
ужинать, морозить,
рисовать.
Что объединяет эти
слова?
Какое слово лишнее?
Почему?
Как вы думаете, почему
именно этот материал я
выбрала для повторения?
Чем мы будем заниматься
на уроке?
Для чего нам нужно знать
спряжение глагола?
Ответы с опорой на
имеющиеся знания.
Это глаголы неопределённой
формы, образованные от
словарных слов.
Морозить.
Обедать, ужинать, рисовать –
глаголы первого спряжения.
Глагол морозить
оканчивается на
-ить, это глагол 2 спряжения.
Определять спряжение
глаголов
Чтобы правильно писать
безударные окончания.
2
Актуализация
и
фиксирование
индивидуальн
ого
затруднения в
пробном
действии.
На
доске
записаны
предложения:
Заунывный ветер гонит
стаю туч на край небес.
(А.Некрасов)
Ветер по морю гуляет и
кораблик
подгоняет.
(А.С.Пушкин)
Прочитайте предложения,
выпишите глаголы,
выделите окончания,
напишите
неопределённую форму,
определите спряжение.
Ученики выполняют задание
в парах.
3
Выявление
места и
причины
затруднения
Всё ли получилось?
Какое слово вас заставило
задуматься?
Какое несоответствие вы
заметили?
Как вы думаете, почему
возникло несоответствие,
ведь вы пользовались
ранее изученным
алгоритмом?
Глагол
гонит
имеет
окончание II спряжения, хотя
в
неопределённой
форме
оканчиваются на
-ать.
Не хватает знаний, чтобы
объяснить. Что-то не так,
неправильно.
4
Построение
проекта
выхода из
затруднения
(цель и тема,
способ, план,
средство).
Подчиняются ли этот
глагол правилу?
Так какого же спряжения
глагол гонит?
Поднимите руку, кто
считает, что это глагол
первого спряжения?
Поднимите руку, кто
считает, что это глагол
второго спряжения?
Мнения разделились.
Давайте обратимся за
помощью к учебнику.
Прочитайте правило с.99
– Как же называются
такие глаголы?
Сформулируйте тему
нашего урока.
Какую задачу вы
поставите перед собой?
Заполнение таблицы.
Приложение 2. Пользуясь
правилом, давайте
заполним таблицу,
которая поможет
запомнить глаголы-
исключения.
Нет.
Мнения разделились.
Ученики читают правило.
Глаголы-исключения.
Познакомиться с глаголами-
исключениями.
Учиться определять
спряжение таких глаголов.
Правильно писать их
окончания.
Повторное чтение правила и
заполнение таблицы.
Так какого же спряжения
глагол гонит?
Как мы должны
рассуждать при
определении спряжения?
Давайте вспомним
знакомый уже алгоритм и
дополним его новыми
знаниями.
Какой вопрос зададим
себе сначала?
Какой следующий шаг?
Теперь мы с вами знаем,
что есть глаголы-
исключения, поэтому
какой вопрос задаём себе
дальше?
Пока мы не запомнили
глаголы-исключения, где
мы их можем найти?
Последний шаг?
На доске выполняется
запись: гонит (гнать - -ать,
искл., 2-е спр.)
Дети проговаривают
алгоритм с помощью
учителя.
Это глагол с безударным
окончанием? (да)
Ставим к слову вопрос и
определяем его
неопределённую форму.
(Что делает гонит? – что
делать? Гнать)
Смотрим на что оканчивается
неопределённая форма
глагола. (гнать, глагол
оканчивается на –ать)
Это глагол-исключение или
нет?
(гнать – глагол-исключение)
Учебник, правило с.99
Определяем спряжение. (2
спряжение) и пишем
окончание данного
спряжения.
5
Реализация
построенного
проекта.
Кто вперёд смотрит, тот
далеко видит.
Определение спряжения
глаголов смотрит, видит.
Пользуясь алгоритмом,
который представлен на
слайде, определяют
спряжение
6
Первичное
закрепление с
проговариван
ием во
внешней речи.
Работа в парах.
Проговорите алгоритм
определения спряжения.
Приложение 1.
- У кого все получилось?
Работа в парах,
проговаривание этапов
определения спряжения.
-Кто испытывал
затруднения?
7
Самостоятель
ная работа с
самопроверко
й по эталону:
Далее работаем
самостоятельно
Обозначьте окончания
глаголов. Письменно
объясните их написание,
указывая неопределённую
форму и спряжение.
Лечит
Держим
Пробегает
Терпит
Проверьте свою работу,
сравнив с эталоном на
доске.
Оцените свою работу
смайликом.
Работают самостоятельно.
Проверяют свою работу.
Было всё понятно (весёлый
смайлик)
Затруднялся, не всё понял
(нейтральный)
Было трудно (грустный)
8
Включение в
систему
знаний и
повторение
упр.483
Домашнее задание
упр.480
Сигнальные карточки
9
Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке (итог
урока)
-Какую задачу ставили на
уроке?
- Удалось решить
поставленную задачу?
-Где можно применить
новые знания?
-Что на уроке у вас
хорошо получилось?
-Над чем ещё надо
поработать? - Что было
трудно? - Почему
возникают трудности?
Оцените свою работу на
уроке.
Познакомиться с глаголами-
исключениями.
При определении спряжения
глаголов.
Оценивают работу. (знаю,
понимаю, умею) Лесенка
успеха
В своей деятельности на
уроке и знаниях по данной
теме я всё понимаю.
У меня есть небольшие
результаты в деятельности на
уроке,
Мне трудно, ещё нужно
много работать над тем,
чтобы достичь хороших
результатов.
Приложение 1
Алгоритм определения спряжения глагола.
1.
Глагол с безударным личным окончанием?
Да
Нет
Ставлю к нему вопрос и определяю
его неопределённую форму
Пишу окончание
2.
Неопределённая форма оканчивается на
-ить
-ать
-еть
-оть, -уть
Исключение?
Исключение?
Исключение?
1 спряжение
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
1-е спр.
2-е спр.
1-е спр.
3.
Пишу окончание данного спряжения
Приложение 2.
1-е спряжение
2-е спряжение
Глаголы, неопределённая форма
которых оканчивается на _______
Глаголы, неопределённая форма
которых оканчивается на _________
(кроме двух)
Глаголы, неопределённая форма
которых оканчивается на _________
(кроме четырёх)
4 глагола на ____________________
Глаголы, неопределённая форма
которых оканчивается на _________
(кроме семи)
7 глаголов на ___________________
2 глагола на ____________________