Авторы: Дзвоневская Тамара Васильевна, Тамара Васильевна Дзвоневская
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ - "Центр образования № 5 имени Героя России Максима Сураева"
Населённый пункт: Московская область, г Ногинск
Наименование материала: проект
Тема: "Наша клумба хороша "
Раздел: дошкольное образование
МБОУ - Центр образования № 5
имени героя России Максима Сураева
Краткосрочный экологический проект познавательного
направления развития для всех возрастных групп
Автор: воспитатель высшей категории
Дзвоневская Тамара Васильевна
С тех пор как человек пахать обрёл уменье,
Украсить дом и двор он ощутил стремленье.
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы.
Чтоб не нарушить чар естественной природы,
Потребны ум и вкус, а вовсе не расходы.
Ведь каждый сад – пейзаж, и он неповторим.
Актуальность проекта
Красота цветов неоспорима, они прекрасны в любое время года. Цветы являются
одним из вечных символов добра - это чудо, которое создается руками человека и ярким
палящим солнцем, дающим возможность растениям произрасти в земле.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников
приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства
происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической
культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе,
воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта выбрана не случайно, ведь цветы окружают нас круглый год, принося
радость всем. Их аромат прекрасен, а видов цветов великое множество.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и
охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности,
целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал и
для чего, далеко не все. Старший возраст дошкольников характеризуется потребностью в
исследовательской деятельности. Им мало просто наблюдать за происходящим, они
стремятся стать неотъемлемой частью всех событий. Весна – время, когда взрослые
занимаются посевом рассады. Ребенку интересно наблюдать, как прорастает семечко,
как развивается растение. А если это растение посадил сам ребенок – он испытывает
чувство гордости за результат своего труда.
Наблюдая, как развивается растение, ухаживая за ним, ребенок начинает ценить
красоту природы, старается заботиться о её сохранности.
Проводя экскурсию по территории детского сада, дети обратили внимание на
опустевшие цветочные клумбы, которые остались с прошлого года. Ребята вспомнили,
как красиво было прошлым летом, какие цветы росли на клумбах, и пришли к выводу,
что нужно создать новые цветники и засадить их цветами.
Проблема: Недостаточное представление у детей дошкольного возраста о цветах, их
строении, разнообразии, не сформированы умения ухаживать за цветами. Как создать
новые клумбы на территории детского сада
Таким образом, проанализировав сложившуюся ситуацию, и проведя опрос среди
родителей группы, мы пришли к выводу, что реализация проекта «Наша клумба
хороша, вся в цветах стоит она!» обогатят знаний у детей дошкольного возраста о
садовых цветах, правилах ухода за ними.
Цель проекта:
познакомить детей с прекрасным миром цветов: изучить особенности строения цветов и
создание условий для их роста, сформировать бережное отношение детей к цветам.
Задачи проекта:
Образовательные:
Углубить знание детей о цветах и их знание о росте, цветении и уходе за цветами;
Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего
живого на планете;
Развивать умение отражать в изобразительном творчестве своё отношение к
природе;
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
Развивать умение сравнивать и анализировать;
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования
природных объектов;
Обогащать словарный запас детей и их знания о цветах;
Учить детей взаимодействовать с природой посредством органов чувств.
Воспитательные:
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе; стремление
создавать прекрасное;
Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за
цветами;
Воспитывать коммуникативные навыки: самостоятельность, трудолюбие,
наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Тип проекта:
Краткосрочный: 1 неделя
Групповой
Доминирующая в проекте образовательная область: познавательное развитие;
Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;
Число участников проекта: дети
дошкольного возраста – родители (законные
представители) воспитанников дошкольного возраста, педагоги ДОУ;
Сроки проведения:
Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2019 года (ФГОС)
Тематическое поле: Ознакомление с окружающим миром - Природное окружение
Продукт проекта:
Летнее развлечение «В стране цветов»
Лэпбук
Формы и методы работы с дошкольниками:
Непосредственно-образовательная деятельность;
Художественное творчество;
Чтение художественной литературы;
Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Ожидаемый результат
Для детей:
Дети самостоятельно наблюдают и замечают красоту растительного мира цветов;
У детей сформирован познавательный интерес к природе, умеют устанавливать
причинно-следственные связи.
Сформированы трудовые умения и навыки по уходу за цветами, бережное
отношение к труду людей, желание общаться с природой.
В свободном рисовании пытаются изображать объекты природы.
Для родителей:
Вовлечь родителей в проектную деятельность, в оформлении клумб и вазонов на
участке детского сада.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Конечный результат:
Создание эколого-эстетического вида территории ДОУ в соответствии с проектом;
Создание клумбы на территории детского сада;
Повышение экологической культуры детей и их родителей, педагогов;
Повышение уровня экологических знаний, умений и навыков у детей
дошкольного возраста.
Этапы проекта «Наша клумба хороша, вся в цветах стоит она!»
I этап - подготовительный
Определение цели и задач проекта, разработка плана реализации проекта;
Подбор методической литературы для реализации проекта;
Подбор
наглядно-дидактического
материала;
художественной
литературы,
репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группах и
на территории ДОУ.
Разработка планов и конспектов мероприятий непосредственно образовательной
деятельности, дидактических, пальчиковых, подвижных игр.
Привлечение родителей к планированию совместной деятельности, приобретение
с их помощью необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена, рассада)
II этап – основной
рассматривание иллюстраций, книг о цветах;
просмотр презентаций по теме;
чтение стихотворений, загадывание загадок по теме;
дидактические игры: «Что, где растет», «Найди такое же», «Что лишнее? ».
рассматривание посадочного материала, цветочных семян через лупу;
посадка цветов;
опыт – наблюдение за ростом цветов;
ведение дневника роста цветов;
труд в уголке «Цветник на окне»;
Непосредственно-образовательная деятельность;
Основной этап реализации проекта включает в себя разные формы работы с детьми и
родителями.
Перспективное планирование реализации
проекта «Наша клумба хороша, вся в цветах стоит она!» с детьми и родителями
Образовательные
области
Мероприятия
Познавательное
развитие
Презентация «Садовые цветы»
Познавательные занятия «Цветочные клумбы»
Беседа с детьми «У цветочной клумбы»
Исследовательская
деятельность:
«Есть
ли
у
растений
органы
дыхания?», «Нужен ли корешкам воздух?», «В чем нуждается растение?»,
«Если долго не поливать»
Дидактические игры:
«Цветочное домино» «Цветочное домино», пазлы - картинки «Цветы»,
«Собери букет для мамы или сестренки», кольца Луллия «Цветы», «Как
растут цветы», лото «Цветы»
Познавательное занятие «Строение цветка»
Рассматривание картинки «Строение цветка»
Квест – игра «Цветик – семицветик»
Социально-
коммуникативное
развитие
Развивающие игры: «Выложи веночек из цветов», «Что нужно, чтобы
цветы росли», игры на липучках – «Чей веток?», «Собери букет», «Садовые
цветы», книжка на липучках «Совушкин сад».
Сюжетно-ролевые игры: «Цветочный магазин», «Садовник»
Беседы с детьми:
«Зачем нужны цветы?»
«Какие бывают цветы: многолетние и однолетние и почему их так
называют?»
«Почему люди выращивают цветы дома?»
Речевое развитие
Игры: «Угадай цветок по описанию», «Узнай и назови», «Расскажи о
цветке», «Назови лишний», «Отгадай цветок по слогу, по звуку»,
составление описательных рассказов на тему: «Цветы»
Художественная литература:
М. Пришвин «Золотой луг»-Н. Павлова
«Желтый,
белый
и
лиловый,
«В
живой
комнатке»-А.
Платонов
«Неизвестный цветок»-В. Катаев «Цветик-семицветик»-З. Александрова
«Одуванчик»-М.
Познанская
«Одуванчик»,
«Ромашка»-А.
Толстой
«Колокольчики мои»-В. Зотов «Ромашка», «Колокольчик», «Иван-да-
Марья» (из книги «Лесная мозаика»);
Ю.
Мориц,
З.Александровой,
Е.Благининой,
Г.Виеру,
О.Высоцкой,
Л.Квитко, И Токмаковой о цветах»
Загадки о цветах
Художественно-
эстетическое
развитие
Лепка: «Ваза с цветами»
Рисование: «Клумба с красивыми цветами»
Аппликация: «Цветок»
Прослушивание музыкальных произведений: «Ромашки», муз. Г.
Ребровой, сл. З. Александровой; «Солнышки-подсолнушки» (хороводная
песня, муз.и сл. В. Шестаковой;-«Василек», сл. Е. Шаламоновой, муз. В.
Квача;-«Одуванчик», муз.и сл. О. Кулаковой;
«Желтый одуванчик», Л. М. Абелян «Одуванчики», М. Протасов;
«Волшебный цветок», «Это называется природа», Ю. Чичков; «Цветы», В.
Моцарт; «Цикл времена года», «Вальс цветов», П. И. Чайковский; « Не
рвите цветы», Ю. Антонов; «Городские цветы»,
Физическое развитие
Подвижные игры: «Собери букет», «Незабудка», «Кто быстрее выложит
цветок», «Живая клумба», «Раз, два, три – к цветочку беги», «Веночек»,
«Садовник и цветы»
Пальчиковая гимнастика «Лепестки», «Наши алые цветки»
Физкультминутки про цветы
Взаимодействие с
родителями
(законными
представителями)
Консультация «Знакомство детей с удивительным миром цветов»
III этап – заключительный (результат).
Итоговое мероприятие: летнее развлечение «В стране цветов»
Вывод:
Таким образом, работая над проектом: «Наша клумба хороша, вся в цветах стоит
она!» , мы расширили свое представление о декоративных растениях; узнали, какие
растения
наиболее
благоприятны
для
нашего
климата;
узнали,
как
правильно
высаживать
рассаду
разных
цветов.
Дети
ответственно
подошли
к
вопросу
расположения цветов на клумбах участка, и были очень заинтересованы в украшении
участка цветами. Этот проект открыл возможности формирования собственного
жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Участие детей в данном проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации,
определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру.
Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках
реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим
персоналом, расширило их знания о правилах подбора растений для цветочной клумбы.
Важным результатом проекта явилась мотивация к сотрудничеству, совместному
творчеству тех родителей, которые по разным причинам занимали пассивную позицию.
Участие в реализации проекта убедило родителей в важности своего влияния на
развитие ребенка, научило содействовать его гармоничному развитию, активно
сотрудничать с образовательным учреждением.