Авторы: Снеткова Людмила Александровна, Людмила Александровна Снеткова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ№9
Населённый пункт: Воскресенск Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы тьютора в системе инклюзивного образования
Раздел: начальное образование
Организация работы тьютора в системе инклюзивного образования
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в
специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше
адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит
развить толерантность и ответственность.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и
педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями
независимо
от
их
социального
положения,
физического,
эмоционального
и
интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических
приемов, ориентированных на потребности этих детей.
При реализации интегрированного обучения перед коллективом общеобразовательного
учреждения возникают следующие задачи:
• создание общего образовательного пространства максимально комфортного для всех
учащихся;
• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры
педагогов, учащихся, родителей.
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его
успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ.
Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.
Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего
для ребёнка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности
педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной
педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д.»
(Петрова Е.Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе» статья).
В инклюзивном образовании подобных специалистов в настоящий момент также
называют педагог сопровождения, адаптор, куратор, освобожденный классный воспитатель,
поддерживатель.
На практике тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т.д.),
педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а
также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития.
Цели и задачи в работе тьютора
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду
общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение
множества задач.
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и
организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других
мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной
среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания
единой психологически комфортной образовательной среды.
2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы,
формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Описывая роль
тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ, И.В.Карпенкова предлагает 2 таблицы:
Таблица 1: «Основные направления работы тьютора в организации условий для
формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».
Тьютор
и
подопечный
Тьютор:
формирует
доверительные
и
эмоционально
насыщенные
отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником»,
защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и
гармонизирующей силой;
следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает
разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и
физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его
из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден,
при необходимости помогает сходить в туалет);
координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную
нагрузку.
Тьютор
и
учитель
(учителя) класса
Тьютор:
обсуждает с учителем:
цели и задачи своей работы;
возможные трудности (посторонний шум во время переговоров
тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности
характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
каким
образом
наиболее
эффективно
выстроить
взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Тьютор и
другие дети
Тьютор:
следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем
дети говорят, во что играют;
объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
если тема разговора касается особенностей подопечного –
отвечает на вопросы.
Тьютор и
родители
Тьютор:
рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день,
что удалось, какие были трудности;
отвечает на вопросы родителей.
Таблица 2: Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в школьной
системе и роль тьютора в этом процессе.
Ребенок с ОВЗ и
учитель
Для этого тьютор:
Ребенок
слушает
учителя и выполняет его
инструкции
привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на…
(имя учителя), слушай…»;
«Смотри на доску»;
«Возьми ручку, пиши»;
«Открывай учебник»;
«Открывай дневник» и т.п.
Ребенок с ОВЗ и
тьютор
Для этого тьютор:
Ребенок
выполняет
рекомендации тьютора
следит за организацией рабочего пространства ученика;
соотносит задания учителя с возможностями ученика;
если ребенок не успевает полностью выполнить задание
- определяет нужный момент, когда следует остановиться и
переключиться на новое задание;
если общее задание для всех детей сложно для
понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по
предыдущему заданию.
Ребенок с ОВЗ и
другие ученики
Для этого тьютор:
Ребенок
по
своей
инициативе
общается
с
ними,
отвечает
на
обращение
других
учеников к нему
наблюдает
за
контекстом
общения
детей
и
в
соответствующие
моменты
подключает
к
общению
подопечного.
Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот
не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай,
пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми
обратно».
Ребенок с ОВЗ и
родители
Для этого тьютор:
Ребенок
перед
началом
уроков
прощается с родителями,
после
уроков
–
встречает
родителей
и
прощается с тьютором
помогает
подопечному
в
общении
со
своими
родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было
в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может
обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление
затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с
опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные
физические, психические особенности.
4.
Организация,
при
необходимости,
сопровождения
другими
специалистами.
Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с
ребенком.
В
настоящий
момент
сложилась
ситуация,
когда
большинство
специалистов,
работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о
детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не
учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного
образования.
Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов,
специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом
этапе образовательного процесса.
Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных
специалистов.
Консилиум
образовательного
учреждения
действует
на
основе
соответствующего положения Министерства образования (Приказ №27/901-6 от 27.03.2000).
Это возможность различных специалистов активно взаимодействовать друг с другом. На
консилиуме, если такая практика существует в УО, формируются для тьютора цели и задачи
в работе с ребенком, с опорой на, выявленные в ходе диагностики, дефициты и ресурсы.
Далее именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает
динамику.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс
обучения.
Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс
(для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание
ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного
процесса и процесса социализации.
Основные направления работы с родителями:
- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач,
составление плана совместной работы;
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на
сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка,
реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка,
прогноза развития;
- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в
процессе обучения и социализации ребёнка;
- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших
этапов работы.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и
требует
комплексного
подхода,
что
предусматривает
участие
психолога,
педагога-
дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в
процесс выигрывают и дети, и родители.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в
деятельности ребенка с ОВЗ.
«При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать
образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится
ребенок с особенностями развития». (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе.
Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л.
Семенович. - М.: Теревинф, 2010).
Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с
развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со
сверстниками и взаимодействию с педагогами. «Сопровождать можно только идущего».
(Ковалева
Т.М.
«Тьюторское
сопровождение
как
ресурс
развития
процесса
индивидуализации»).
В школах, где инклюзия уже прижилась и дает положительные результаты, действуют
различные схемы организации учебного процесса. В соответствии с ними тьютор может
выполнять три совершенно разные организационные задачи (Карпенкова И.В. Тьютор в
инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие
/Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010):
1) Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития.
По оценкам специалистов по внедрению инклюзии в российские школы, на сегодняшний
день наиболее реалистичной является картина, когда учитель инклюзивного класса не
является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет
соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию
специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая
учителю приспособиться к нуждам ученика с особенностями развития, не снижая при этом
качества образования всего класса.
Например, тьютор может заранее договориться с учителем о том, когда наиболее
уместно вызвать ученика с особенностями развития к доске. Во время урока дети по очереди
выходят решать примеры, и тьютор «встречается глазами» с учителем в тот момент, когда
подопечный тьютора готов идти к доске. Учитель при этом задает более легкое задание.
Таким образом, ребенок получает опыт успешного ответа перед классом.
От тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебной программы к
возможностям ученика с особенностями развития. В этом случае тьютор следит за тем, что
излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен
подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников,
но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс активности ученика находится
под контролем тьютора.
Например, тьютор может говорить ученику, сколько слов записать с доски, направлять
его при переходе от одного задания к другому, подсказывать, в какой момент лучше поднять
руку и на какой вопрос учителя отвечать. Таким образом, тьютор как бы берет под контроль
обучение своего подопечного, постепенно расширяя его знания и адаптируя ребенка к
обучению в классе.
2) Тьютор – помощник учителя. В этом случае учебная нагрузка формируется
учителем, а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах,
собирая у всех учеников тетради, поддерживая дисциплину класса во время выполнения
задания учителя. Учитель же в это время уделяет внимание подопечному тьютора. Если
учитель стремится занимать максимально лидерскую позицию в учебной деятельности
ученика с особенностями развития, а тьютор при этом не имеет специального образования
(дефектология, специальная или клиническая психология и т.п.), то в такой паре самое
оптимальное – стать для учителя помощником в реализации его идей относительно обучения
ребенка с особенностями развития.
3) Тьютор – второй учитель в классе. Такой подход распространен в американских
школах. В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно считается
нарушением его прав, в классе, где занимается ребенок с особенностями развития, работают
два учителя, которые попеременно помогают учиться всем детям, но ребенку с
особенностями развития – в большей степени.
В качестве примера использования такого подхода в нашей стране можем привести
опыт одной из московских школ. В инклюзивном классе общее руководство уроком
осуществлял один учитель, а другой (условно – тьютор) проверял домашние задания у всех
учеников, следил за ходом самостоятельной работы каждого, в том числе и за работой
ученика с особенностями развития. В то время как основной преподаватель объяснял новый
материал, второй учитель находился рядом со своим подопечным.
Тьютор и учитель становятся одной командой. Здесь необходимо помнить, что учитель
должен играть ведущую роль в сознании ученика.
Основные этапы индивидуального сопровождения:
Сбор информации о ребенке;
Анализ полученной информации;
Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
Составление ИОПа (индивидуального плана работы с ребенком)
Решение поставленных задач;
Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.
Это
общие
этапы
индивидуального
сопровождения,
они
подходят
для
всех,
поступивших в УО, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии
ребенка или способностей.
Ведение документации
Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей документации:
Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.
Дневник наблюдений за ребенком.
Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать
динамику развития ребенка.
Виды дневников:
1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения подопечного
с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни подопечного. Помимо
особенностей поведения ребенка тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя;
эмоциональные реакции на ту или иную ситуацию.
Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в
коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.
2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-
педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с
требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты
записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и
отметки типа «удалось – не удалось».
3. Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и успехах их
ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить
себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения. Нередко
чтение записей тьютора бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти
к осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести активную жизнь без
их участия.
Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить
возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать
конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы.
Содержание и специфика деятельности тьютора
Содержание и специфика деятельности тьютора обуславливается многими факторами, в
том числе:
- спецификой нарушений развития ребёнка;
- уровнем его активности;
-
степенью
готовности
учреждения
к
инклюзивному
образованию,
стадии
включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики;
-
степенью
подготовленности
педагогического
коллектива,
возможностью
дополнительного образования;
- степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей;
- уровнем профессиональной компетентности самого специалиста.
Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:
- психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии, понимание
основных ценностей, инклюзивной деятельности, согласия с ними;
- наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом
сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров, Центров психолого-
педагогического развития и коррекции, ППМС центров;
- наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья.