Автор: Лавринова Людмила Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 161
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ как фактор сохранения и укрепления здоровья детей"
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ как фактор сохранения и
укрепления здоровья детей
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание
здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой
главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и
обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и
обеспечение
максимально
высокого
уровня
реального
здоровья
воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для
формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как
собственных, так и других людей.
Усилия
работников
ДОУ
сегодня
как
никогда
направлены
на
оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа
жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе
модернизации
российского
образования.
Одним
из
средств
решения
обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без
которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но
что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ
и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга
профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно
использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в
понятиях.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия
человека (по Уставу ВОЗ).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком
смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в
режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный
на обеспечение физического, психического и социального благополучия
ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия
организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное,
развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной
системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение
целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования,
воспитания и обучения.
Технология
–
это
инструмент
профессиональной
деятельности
педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным
педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том,
что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор
определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя
педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и
итоговые
результаты
собственной
профессионально-педагогической
деятельности.
Педагогическую
технологию
отличают:
конкретность
и
четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора
содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования
совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной
диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее
воспроизводимость.
Любая
педагогическая
технология
должна
быть
здоровьесберегающей!
Здоровьесберегающие
технологии
в
дошкольном
образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи
современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и
обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду:
детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в
дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого
уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание
валеологической
культуры
как
совокупности
осознанного
отношения
ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,
поддерживать
и
охранять
его,
валеологической
компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи
здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и
помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры
здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей
ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды
здоровьесберегающих
технологий
в
дошкольном
образовании
–классификация
здоровьесберегающих
технологий
по
доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
субъектов
педагогического
процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-
профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения
социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и
здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического
просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии
в детском саду.
Медико-профuлактические
технологии
в
дошкольном
образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение
здоровья
детей
под
руководством
медицинского
персонала
ДОУ
в
соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием
медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация
мониторинга
здоровья
дошкольников
и
разработка
рекомендаций
по
оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей
раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников,
закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные
технологии
в
дошкольном
образовании
–технологии,
направленные
на
физическое
развитие
и
укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной
активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание,
дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия
и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной
среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной
физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих
технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому
воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных
форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко
используются педагогами дошкольного образования в разных формах
организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные
моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического
взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в
детском
саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры
или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление
осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление
знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять
его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной
педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии
личностно-ориентированного
воспитания
и
обучения
дошкольников.
Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей
ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и
предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и
обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность
ребёнка
закономерным
образом
содействует
его
благополучному
существованию, а значит здоровью.
Технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и
социальное
здоровье
ребёнка-дошкольника.
Основная
задача
этих
технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного
психологического
самочувствия
ребёнка
в
процессе
общения
со
сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-
эмоционального
благополучия
дошкольника.
Реализацией
данных
технологий занимается психолог посредством специально организованных
встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного
образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду
технологий можно отнести технологии психологического и психолого-
педагогического
сопровождения
развития
ребёнка
в
педагогическом
процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
дошкольного
образования –
технологии,
направленные
на
развитие
культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры
профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу
жизни.
ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:
сохранить здоровье детей;
создать условия для их своевременного и полноценного психического
развития;
обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно
прожить период дошкольного детства.
На
сегодняшний
день
ведущими
психологами,
педагогами
и
работниками медицинской сферы было создано множество различных
здоровьесберегающих
методик,
которые
можно
классифицировать
по
нескольким
отдельным
группам.
Это
медико-профилактические
и
физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения
педагогов
дошкольного
образования,
технологии,
направленные
на
обеспечение
социально-психологического
благополучия
воспитанников,
валеологического просвещения детей и родителей.
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
направленностью
воспитательно-образовательного
процесса
на
физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости
от времени года;
созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания
детей в ДУУ;
формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием
социального партнерства.
Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание
здоровых физически и психологически детей. Причем, физическому и
психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то
время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа
предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья
ребенка.
Сегодня же в каждом детском учреждении обязательно есть детский
психолог,
который
занимается
с
детьми
как
в
коллективе,
так
и
индивидуально. Заметив негативные изменения в поведении ребенка,
воспитатели обязаны поставить в известность родителей и начать активную
работу по поддержанию психического здоровья воспитанника.
НАПРАВЛЕНИЯ
РАБОТЫ
ПО
ЗДРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:
1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек
и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом
оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
(психологически
комфортная
организация
режимных
моментов,
оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и
интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с
детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение
необходимых средств и методов).
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного
процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий
для
оздоровительных
режимов,
валеологизация
образовательного
пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка:
учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление
свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации;
ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).
4.
Формирование
валеологической
культуры
ребенка,
основ
валеологического
сознания
(знания
о
здоровье,
умения
сберегать,
поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к
здоровью и жизни).
Этапы работы
1.
Анализ
исходного
состояния
здоровья,
физического
развития
и
физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и
навыков, а также здоровьесберегающей среды ДУУ.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в
ДУУ.
Использование в режиме дня:
отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для
разных категорий детей;
различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний
период);
комплекса
закаливающих
мероприятий
(воздушное
закаливание,
хождение
по
"дорожкам
здоровья”,
профилактика
плоскостопия;
хождение босиком, "топтание” в тазах, полоскание горла и рта,
максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
физкультурных занятий всех типов;
оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной
деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия,
проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия)
мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии
оздоровления и профилактики:
а) пятиминутки здоровья;
б) двигательные переменки между занятиями;
в) проведение дней здоровья;
г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
д) занятия ЛФК;
3. Взаимодействие ДУУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья
детей.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе
должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств.
Родителям
предлагаются
комплексы
упражнений
для
профилактики
нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития
общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях
дошкольного учреждения.
4. Конечные результаты:
формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления
дошкольников;
внедрение научно-методических подходов к организации работы по
сохранению
здоровья
детей,
к
созданию
здоровьесберегающего
образовательного пространства в ДОУ и семье;
формирование
у
дошкольников
основ
валеологического
сознания,
потребности заботиться о своем здоровье;
обеспечение программного уровня развития движений и двигательных
способностей детей;
улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
Система профилактической и коррекционной работы
по оздоровлению дошкольников
Профилактика
Точечный массаж по методу Уманской
Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время
занятий
Гимнастика с элементами хатха-йога
Комплексы по профилактике плоскостопия
Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и
подушек
Дыхательная гимнастика
Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы,
физкультминутки, массаж ушных раковин)
Прогулки + динамический час
Закаливание:
Сон без маек
Ходьба босиком
Чистка зубов и полоскание полости рта
Обширное умывание
Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной
салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта
йодно-солевым раствором или травяными настоями)
10. Оптимальный двигательный режим
Коррекция
Упражнения на коррекцию плоскостопия
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
1.
Луковый напиток
2.
Лук, чеснок
3.
Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих
процедур,
способствующих
укреплению
здоровья
и
снижению
заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в
течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы
соблюдаем:
Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
Рациональную неперегревающую одежду детей
Соблюдение режима прогулок во все времена года
Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
Закаливание носоглотки чесночным раствором
Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных
процессах полости рта
Приготовление:
1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.
Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час.
Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления
Методические рекомендации:
Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа),
которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство
против ОРЗ, ОРВИ.
Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.
Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед
выходом на прогулку.