Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в ДОУ как фактор сохранения и укрепления здоровья детей"


Автор: Лавринова Людмила Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 161
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ как фактор сохранения и укрепления здоровья детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в ДОУ как фактор сохранения и

укрепления здоровья детей

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание

здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой

главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и

обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и

обеспечение

максимально

высокого

уровня

реального

здоровья

воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для

формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как

собственных, так и других людей.

Усилия

работников

ДОУ

сегодня

как

никогда

направлены

на

оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа

жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе

модернизации

российского

образования.

Одним

из

средств

решения

обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без

которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но

что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ

и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга

профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно

использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в

понятиях.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия

человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком

смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в

режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный

на обеспечение физического, психического и социального благополучия

ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия

организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное,

развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной

системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение

целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования,

воспитания и обучения.

Технология

это

инструмент

профессиональной

деятельности

педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным

педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том,

что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор

определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя

педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и

итоговые

результаты

собственной

профессионально-педагогической

деятельности.

Педагогическую

технологию

отличают:

конкретность

и

четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора

содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования

совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной

диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее

воспроизводимость.

Любая

педагогическая

технология

должна

быть

здоровьесберегающей!

Здоровьесберегающие

технологии

в

дошкольном

образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи

современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и

обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду:

детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в

дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого

уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание

валеологической

культуры

как

совокупности

осознанного

отношения

ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,

поддерживать

и

охранять

его,

валеологической

компетентности,

позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи

здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с

оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и

помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры

здоровья, в том числе культуры профессионального 'здоровья воспитателей

ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды

здоровьесберегающих

технологий

в

дошкольном

образовании

классификация

здоровьесберегающих

технологий

по

доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств

здоровьесбережения

и

здоровьеобогащения

субъектов

педагогического

процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды

здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-

профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения

социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и

здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического

просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии

в детском саду.

Медико-профuлактические

технологии

в

дошкольном

образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение

здоровья

детей

под

руководством

медицинского

персонала

ДОУ

в

соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием

медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация

мониторинга

здоровья

дошкольников

и

разработка

рекомендаций

по

оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей

раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников,

закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду;

организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные

технологии

в

дошкольном

образовании

технологии,

направленные

на

физическое

развитие

и

укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной

активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание,

дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия

и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной

среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной

физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих

технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому

воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных

форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко

используются педагогами дошкольного образования в разных формах

организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные

моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического

взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

в

детском

саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры

или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление

осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление

знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять

его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику

самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и

безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной

медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной

педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии

личностно-ориентированного

воспитания

и

обучения

дошкольников.

Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей

ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и

предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и

обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность

ребёнка

закономерным

образом

содействует

его

благополучному

существованию, а значит здоровью.

Технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и

социальное

здоровье

ребёнка-дошкольника.

Основная

задача

этих

технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного

психологического

самочувствия

ребёнка

в

процессе

общения

со

сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-

эмоционального

благополучия

дошкольника.

Реализацией

данных

технологий занимается психолог посредством специально организованных

встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного

образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду

технологий можно отнести технологии психологического и психолого-

педагогического

сопровождения

развития

ребёнка

в

педагогическом

процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

дошкольного

образования

технологии,

направленные

на

развитие

культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры

профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу

жизни.

ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:

сохранить здоровье детей;

создать условия для их своевременного и полноценного психического

развития;

обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно

прожить период дошкольного детства.

На

сегодняшний

день

ведущими

психологами,

педагогами

и

работниками медицинской сферы было создано множество различных

здоровьесберегающих

методик,

которые

можно

классифицировать

по

нескольким

отдельным

группам.

Это

медико-профилактические

и

физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения

педагогов

дошкольного

образования,

технологии,

направленные

на

обеспечение

социально-психологического

благополучия

воспитанников,

валеологического просвещения детей и родителей.

Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

направленностью

воспитательно-образовательного

процесса

на

физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;

комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости

от времени года;

созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания

детей в ДУУ;

формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием

социального партнерства.

Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание

здоровых физически и психологически детей. Причем, физическому и

психологическому аспектам уделяется одинаково большое внимание, в то

время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа

предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья

ребенка.

Сегодня же в каждом детском учреждении обязательно есть детский

психолог,

который

занимается

с

детьми

как

в

коллективе,

так

и

индивидуально. Заметив негативные изменения в поведении ребенка,

воспитатели обязаны поставить в известность родителей и начать активную

работу по поддержанию психического здоровья воспитанника.

НАПРАВЛЕНИЯ

РАБОТЫ

ПО

ЗДРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:

1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек

и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом

оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

(психологически

комфортная

организация

режимных

моментов,

оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и

интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с

детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение

необходимых средств и методов).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного

процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей

дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий

для

оздоровительных

режимов,

валеологизация

образовательного

пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка:

учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление

свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации;

ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

4.

Формирование

валеологической

культуры

ребенка,

основ

валеологического

сознания

(знания

о

здоровье,

умения

сберегать,

поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к

здоровью и жизни).

Этапы работы

1.

Анализ

исходного

состояния

здоровья,

физического

развития

и

физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и

навыков, а также здоровьесберегающей среды ДУУ.

2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в

ДУУ.

Использование в режиме дня:

отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для

разных категорий детей;

различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний

период);

комплекса

закаливающих

мероприятий

(воздушное

закаливание,

хождение

по

"дорожкам

здоровья”,

профилактика

плоскостопия;

хождение босиком, "топтание” в тазах, полоскание горла и рта,

максимальное пребывание детей на свежем воздухе);

физкультурных занятий всех типов;

оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной

деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия,

проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия)

мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии

оздоровления и профилактики:

а) пятиминутки здоровья;

б) двигательные переменки между занятиями;

в) проведение дней здоровья;

г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

д) занятия ЛФК;

3. Взаимодействие ДУУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья

детей.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе

должны работать рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств.

Родителям

предлагаются

комплексы

упражнений

для

профилактики

нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития

общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях

дошкольного учреждения.

4. Конечные результаты:

формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления

дошкольников;

внедрение научно-методических подходов к организации работы по

сохранению

здоровья

детей,

к

созданию

здоровьесберегающего

образовательного пространства в ДОУ и семье;

формирование

у

дошкольников

основ

валеологического

сознания,

потребности заботиться о своем здоровье;

обеспечение программного уровня развития движений и двигательных

способностей детей;

улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.

Система профилактической и коррекционной работы

по оздоровлению дошкольников

Профилактика

Точечный массаж по методу Уманской

Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время

занятий

Гимнастика с элементами хатха-йога

Комплексы по профилактике плоскостопия

Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и

подушек

Дыхательная гимнастика

Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы,

физкультминутки, массаж ушных раковин)

Прогулки + динамический час

Закаливание:

Сон без маек

Ходьба босиком

Чистка зубов и полоскание полости рта

Обширное умывание

Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной

салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта

йодно-солевым раствором или травяными настоями)

10. Оптимальный двигательный режим

Коррекция

Упражнения на коррекцию плоскостопия

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ

1.

Луковый напиток

2.

Лук, чеснок

3.

Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.05)

Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих

процедур,

способствующих

укреплению

здоровья

и

снижению

заболеваемости.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в

течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы

соблюдаем:

Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения

Рациональную неперегревающую одежду детей

Соблюдение режима прогулок во все времена года

Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой

Закаливание носоглотки чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных

процессах полости рта

Приготовление:

1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.

Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час.

Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления

Методические рекомендации:

Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа),

которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство

против ОРЗ, ОРВИ.

Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.

Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед

выходом на прогулку.



В раздел образования