Напоминание

Программа по познавательному развитию "Юный исследователь"


Автор: Татьяна Владимировна Аралбаева
Должность: МАДОУ 196 воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 196 г. Хабаровск
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа по познавательному развитию "Юный исследователь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 196»

Принято решением

Педагогического совета

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

Утверждаю.

Заведующий МАДОУ № 196

Кондратьева Е.С.__________

30 августа 2019 г.

Рабочая программа кружка

«Юный исследователь»

(познавательное развитие)

Средняя группа № 8

«Аленький цветочек»

Воспитатели:

Аралбаева Т. В.

Алексеева С. А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

Особое

значение

для

развития

личности

дошкольника

имеет

усвоение

им

представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом

направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая

протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность

развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно,

планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью

взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем

мире: вступает в речевые

контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими

впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Цели кружка «Юный исследователь»: развитие у детей познавательной активности,

любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению,

творчеству.

Задачи деятельности кружка «Юный исследователь»:

1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

1.

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

2.

формирование умения применять различные методы, способствующие

решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

3.

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

4.

расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с

элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение

пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;

2

5.

развивать у детей умственные способности: мыслительные способности:

анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем

сенсорного анализа;

6.

развивать

коммуникативность,

самостоятельность,

наблюдательность,

элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Принципы работы:

Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира

Принцип погружения в проблему

Принцип взаимности и доброжелательности

Методы и приемы:

словесный

наглядный

практический (организация продуктивной деятельности детей)

Оборудование:

для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), шило, зеркало,

стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, грифель,

уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка,

вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.

для творчества:

- бумага белая и цветная, картон

– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;

– пластилин,

– салфетки;

3

Тематическое планирование

поисково-исследовательской деятельности детей

Направ-

ление

экспе-

римен-

тальной

деятель-

ности

Тема занятий

Программное содержание

Эксперимен-

тирование

с песком,

глиной

Посадим дерево

Помочь определить свойства песка и глины

(сыпучесть, рыхлость)

Где вода?

Помочь определить, что песок и глина по-

разному впитывают воду

Волшебный материал

Помочь выявить свойства, которые приобретают

песок и глина при смачивании

Экспериментирование

водой

Окрашивание воды

Помочь выявить свойства воды

Играем с красками

Познакомить с процессом растворения краски в

воде (произвольно и при помешивании); развитие

наблюд-ти, сообразит-ти, любознат-ти,

усидчивости.

Водяные весы

Познакомить с изготовлением и работой водяных

весов; закрепить знания о том, что при

погружении в воду предметов, уровень воды

поднимается.

Реактивный кораблик

Помочь определить, как с помощью воды можно

придать ускорение кораблику.

Друзья

Познакомить с составом воды (кислород);

развитие смекалки, наблюда-ти, любознат-ти.

Вода бывает теплой,

холодной, горячей

Дать понять, что в водоемах вода бывает разной

температуры, в зависимости от температуры воды

в водоемах живут разные растения и животные.

Экспериментирование

с воздухом

Танец горошин

Познакомить с понятием «сила движения»;

развитие наблюдательности, сообразительности,

любознательности.

Поиск воздуха

Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Как проткнуть

воздушный шарик без

вреда для него?

Показать способ, при котором можно проткнуть

воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

Веселая полоска

Познакомить со свойствами бумаги и действием

на неё воздуха; развитие любознательности.

Подводная лодка из

винограда

Показать, как всплывают и поднимаются

подводная лодка, рыба.

Делаем облако

Продемонстрировать, как получаются облака,

дать понять, как образуется дождь.

4

Наблюдения за жизнью растений

Что любят растения

Помочь установить зависимость роста и

состояния растений от ухода за ними.

Где живут

зернышки?

Познакомить со строением колоска.

Где прячутся детки?

Помочь выделить ту часть растения, из

которой могут появиться новые растения.

Какие цветы

сохраняются

дольше

: срезанные или

оставшиеся на растении

Помочь определить, что срезанные растения

раскрываются позже, чем оставшиеся с

корнем.

Хитрые семена

Познакомить со способами проращивания

семян.

Соревнование

Познакомить с состоянием почвы; развитие

наблюд-ти, любознат-ти.

Человек

Потеря воды во

время дыхания.

Дать понятие о том, что человек теряет воду во

время дыхания.

Вкусовые зоны

языка

Помочь определить вкусовые зоны языка;

поупражнять в определении вкусовых

ощущений; доказать необходимость слюны

для ощущения вкуса.

Значение

расположения ушей

Помочь определить значимость расположения

ушей на противоположных сторонах головы

человека.

Отгадай на вкус

Помочь определить пищу на вкус (не глядя на

неё)

Угадай по запаху

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха

Откуда берется

голос

Помочь понять причины возникновения звуков

речи, дать понять об охране органов речи.

Рукам своим не

верю

Показать разницу в ощущениях рук при

опускании в воду разной температуры.

Исследование

природы с помощью

органов чувств

Дать понять, что мы воспринимаем

окружающий мир разными органами чувств:

зрением, слухом, обанянием, осязанием,

вкусом.

Ящик ощущений

Развитие тактильной чувствительности.

Тайный похититель

варенья

Познакомить с понятием «отпечатки пальцев»,

показать способ их получения.

Эксперимен-

тирование с

солнечным

светом

Черное и белое

Познакомить с влиянием солнечных лучей на

черный и белый цвет; развитие наблюд-ти,

смекалки.

Солнечные зайчики

Познакомить с происхождением солнечных

зайчиков, их движением, предметами, от

которых они отражаются; развитие наблюд-ти,

смекалки.

Радуга

Показать способ, как можно увидеть радугу в

комнате.

5

Экспериментирование с предметами

Необычные кораблики

Познакомить со свойствами стеклянных

предметов; развитие наблюд-ти, любозн-ти,

смекалки;учить соблюдать правила безопасности

при обращении с предметами из стекла.

Секрет сосновой шишки

Познакомить с изменением формы предметов

под воздействием воды; развитие наблюд-ти,

смекалки.

Мыло-фокусник

Познакомить со свойствами и назначением мыла;

развитие наблюд-ти, любозн-ти, смекалки;

закрепить правила безопасности при работе с

мылом.

Как замесить тесто?

Познакомить с составом теста.

Мой веселый звонкий мяч

Дать понятие о том, что легкие предметы не

только плавают, но и могут выпрыгивать из

воды; развитие внимания, любозн-ти, смекалки.

Узнай все о себе, шарик

Познакомить с резиной, её качествами и

свойствами; научить устанавливать связи между

материалом и способом его употребления.

На чем полетят человечки

Научить вычленять общие признаки резины на

основе структуры поверхности, прочности,

проводимости воздуха и воды, эластичности,

сравнивать резину с тканью, доказывать

зависимость пользы предметов от материала, из

которого они сделаны.

Стеклянный город

Обобщить и закрепить знания о свойствах и

качествах стекла.

Угадай-ка

Помочь понять, что все предметы имеют вес,

который зависит от материала и размера,

установить зависимость веса предмета от его

размера.

Естественная лупа

Показать способ увеличения насекомых без

помощи лупы.

В мире стекла

Помочь выявить свойства стекла (прочное,

светлое, цветное, гладкое); воспитывать

бережное отношение к вещам; развитие

наблюдательности.

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать

некоторые предметы.

Умывальников начальник

Показать способ изготовления умывальника.

Волшебные зеркала или

1? 3? 5?

Познакомить со свойством зеркала.

Чудесный спички

Показать, что дерево впитывает воду;

познакомить с понятием капиллярности.

Необычное рисование

Показать возможность использования для

создания картины различных природных

материалов.

Почему все звучит?

Помочь выявить причины возникновения звука.

6

ЛИТЕРАТУРА

1.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:

тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е. А.

Мартынова, И. М. Сучкова. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 333 с.

2.

Дмитриенко, В. Д. Дидактический материал к занятиям по валеологии [Текст] /

В. Д. Дмитриенко // Дошкольная педагогика. – 2007 (декабрь).

3.

Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для

дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2004.

4.

Дыбина, О. В. Неизведанное рядом [Текст] / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.

В. Щетинина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2005.

5.

Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.

Растения [Текст] / А. И. Иванова. – М. : Творческий центр «Сфера», 2004.

6.

Ильина, Ж. С. С чего начинается хвост [Текст] / Ж. Ильина // Обруч. – 2003.

7.

Костюченко, М. Экспериментируем! [Текст] /М. Костюченко // Дошкольное

воспитание. – 2006. - № 8.

8.

Лагутенко, О. И. Проведение занятий по теме «Вода» для групп дошкольного и

младшего школьного возраста [Текст] / О. И. Лагутенко // Дошкольная

педагогика. – 2002 (ноябрь, декабрь).

9.

План-программа воспитательно-образовательной работы в детском саде

[Текст] / сост. Н. В. Гончарова [и др.]; под ред. З. А. Михайловой. – СПб.:

акцидент, 1997.

10.Рыжова, Н. А. Волшебница-вода [Текст] / Н. А. Рыжова. – М. – Линка-Пресс,

1997.

11.Цыплякова, О. Где же пятый океан? [Текст] / О. Цыплякова // Дошкольное

воспитание. – 2006. - № 8.

12.Шапиро, А. Научные забавы [Текст] / А. Шапиро // Детский сад со всех сторон.

– 2001. - № 41 – 42 (ноябрь).

7



В раздел образования