Напоминание

«Психологическая готовность педагогов к работе с неблагополучными семьями»


Автор: Бунькова Светлана Борисовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГКУ СО КК
Населённый пункт: г. Приморско - Ахтарск Краснодарский край
Наименование материала: Тренинг для педагогов
Тема: «Психологическая готовность педагогов к работе с неблагополучными семьями»
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Приморско-Ахтарский социально-

реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тренинг для педагогов

«Психологическая готовность педагогов к работе с

неблагополучными семьями»

Подготовила: педагог-психолог Бунькова С.Б.

Тренинг «Психологическая готовность педагогов к работе с

неблагополучными семьями»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в

вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Уточнить

и

систематизировать

знания

педагогов

по

проблеме

взаимодействия с родителями.

Активизировать

педагогическое

мышление

воспитателей

как

основу

использования форм работы с родителями в учреждении, стимулировать

развитие у них чувства такта по отношению к родителям.

Формирование благоприятного психологического климата

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия

между ними

Необходимые материалы:

- листы формата А – 4 по числу участников, лист с тестами, простые

карандаши, фломастеры, шариковые ручки по числу участников

- спокойная музыка для релаксации

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Материалы: мольберты, листы А 4, маркеры, стикеры.

Процедура. Педагогам предлагается разделиться на 2 группы и получить

задание.

Первая группа: необходимо создать обобщенный портрет родителя, общение

с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть

выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры). На

стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они

отразили в этом портрете.

Вторая группа: создать портрет того родителя, общение с которым всегда

вызывает положительные эмоции. На стикерах воспитатели записывают

положительные качества, которые они отразили в этом портрете.

Рефлексия.

1.

Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым

Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом

портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

2.

Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей

группе такие родители?

3.

Какие Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми

родителями, которые Вам неприятны?

После обсуждения участники сравнивают записанные положительные и

отрицательные качества. Для этого стикеры прикрепляются в два столбца,

соотнесение по количеству указывает на положительный или отрицательный

настрой в восприятии воспитателями родителя.

Вывод ведущего: «Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем

родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно

постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь.

Поэтому разрешите родителям своих воспитанников быть такими, какие они

есть».

Упражнение «Войди в круг»

Цель: Демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к

общению с родителями.

Процедура. Педагогам предлагается вытянуть из коробки листок, по сигналу

ведущего все открывают, разворачивают его и читают, что написано, но

никому не показывают. Участникам, вытянувшим слово «круг» - родитель

нужно встать в круг и крепко держаться за руки – это круг родителей.

Педагоги, которые вытянули листок со словами «смоделировать общение

педагога с родителем в соответствии с заданным типом общения», встают за

кругом, но в разных местах друг от друга. Они должны так убедить

играющих впустить их в круг, то есть подобрать необходимые слова в

соответствии с указанным заданием, чтобы «родители» захотели это сделать.

Рефлексия.

1.

Что Вы испытывали, выполняя упражнение?

2.

Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого

раза? Почему?

3.

Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы

в кругу или за кругом?

Задания:

1.

Смоделировать

общение

педагога

с

родителем

в

соответствии

с демократическим

стилем:

(Родитель

рассматривается

как

равноправный партнер в общении. Педагог привлекает родителей к

принятию решений, учитывает их мнение, учитывает личностные качества

родителей и детей. Методами воздействия являются побуждение к

действию, совет, просьба)

2.

Смоделировать

общение

педагога

с

родителем

в

соответствии

с авторитарным стилем:

(Родитель

рассматривается

как

объект

педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог

единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за

выполнением предъявляемых требований, использует свои права без учета

ситуации и мнений родителей, не обосновывает свои действия перед

родителями. Главными методами воздействия такого педагога являются

приказ, поучение)

3.

Смоделировать

общение

педагога

с

родителем

в

соответствии

с либеральным стилем: (Педагог уходит от принятия решений, передавая

инициативу родителям, коллегам. Проявляет нерешительность и колебания

при взаимодействии с родителями)

Заключение: взаимодействие родителей и педагога редко возникают сразу.

Это

длительный

процесс,

долгий

и

кропотливый

труд,

требующий

терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на

достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями.

Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков

человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Тестирование "Могу ли я осуществлять содержательное общение с

родителями?"

Цель: выявление уровня коммуникабельности и профессионального мастерства в

общении с родителями.

Чтобы выстраивать общение с родителями, необходимо владеть навыками

коммуникации. Вам предлагается несколько простых вопросов. Отвечать нужно

быстро, однозначно «нет», «да», «иногда».

По результатам упражнения сделайте выводы, к какой категории относитесь лично

Вы и, если, Вы обнаружили, что навыки коммуникации развиты недостаточно или

Вы чрезмерно общительны, задумайтесь над этим фактом во избежание

несодержательного общения с родителями и примите меры по устранению

недостатков.

Тест «Могу ли я осуществлять содержательное общение с родителями?»

Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас

ее ожидание из колеи?

Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьей для

успешного воспитания ребенка?

Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его

родителями до последнего момента?

Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об

особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование,

письменный опрос?

Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями

с коллегами, руководством?

Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с

детьми?

Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников

постоянно задает Вам вопросы?

Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что

общение происходит на "разных языках"?

Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они

забыли выполнить?

Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу

воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между

педагогами и родителями?

У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки

семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?

Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только

детей?

Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном

виде, чем провести устную консультацию?

Считаете ли Вы эти формы общения с родителями (письменная и устная)

эффективными?

Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков. Полученные

очки суммируются, и определяется, к какой категории относится

испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего,

Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого

больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно

положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с

родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны.

Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей.

Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные,

придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не

желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить

общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать

общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость

новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями

воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом.

Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой.

Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени

обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах

изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем

интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке

чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить

контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными"

родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы

выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не

пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к

ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с

любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно

выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете

отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И

индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас

неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать

контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не

любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать

ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить

в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный

характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в

просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать

родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой

ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы

вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при

столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете

выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому

родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех

спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда

можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по

любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой

причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам

следует задуматься над этими фактами.

З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы

многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого

отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно

некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного

рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями,

бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность,

обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее

обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим

сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши

усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит?

Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь

к людям.

Тест «Могу ли я осуществлять содержательное общение с родителями?»

Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас

ее ожидание из колеи?

Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьей для

успешного воспитания ребенка?

Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его

родителями до последнего момента?

Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об

особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование,

письменный опрос?

Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями

с коллегами, руководством?

Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с

детьми?

Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников

постоянно задает Вам вопросы?

Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что

общение происходит на "разных языках"?

Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они

забыли выполнить?

Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу

воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между

педагогами и родителями?

У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки

семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?

Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только

детей?

Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном

виде, чем провести устную консультацию?

Считаете ли Вы эти формы общения с родителями (письменная и устная)

эффективными?

Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков.

Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории

относится испытуемый.



В раздел образования