Автор: Бунькова Светлана Борисовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГКУ СО КК
Населённый пункт: г. Приморско - Ахтарск Краснодарский край
Наименование материала: Тренинг для педагогов
Тема: «Психологическая готовность педагогов к работе с неблагополучными семьями»
Раздел: начальное образование
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Приморско-Ахтарский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Тренинг для педагогов
«Психологическая готовность педагогов к работе с
неблагополучными семьями»
Подготовила: педагог-психолог Бунькова С.Б.
Тренинг «Психологическая готовность педагогов к работе с
неблагополучными семьями»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в
вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Уточнить
и
систематизировать
знания
педагогов
по
проблеме
взаимодействия с родителями.
Активизировать
педагогическое
мышление
воспитателей
как
основу
использования форм работы с родителями в учреждении, стимулировать
развитие у них чувства такта по отношению к родителям.
Формирование благоприятного психологического климата
Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия
между ними
Необходимые материалы:
- листы формата А – 4 по числу участников, лист с тестами, простые
карандаши, фломастеры, шариковые ручки по числу участников
- спокойная музыка для релаксации
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Материалы: мольберты, листы А 4, маркеры, стикеры.
Процедура. Педагогам предлагается разделиться на 2 группы и получить
задание.
Первая группа: необходимо создать обобщенный портрет родителя, общение
с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть
выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры). На
стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они
отразили в этом портрете.
Вторая группа: создать портрет того родителя, общение с которым всегда
вызывает положительные эмоции. На стикерах воспитатели записывают
положительные качества, которые они отразили в этом портрете.
Рефлексия.
1.
Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым
Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом
портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2.
Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей
группе такие родители?
3.
Какие Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми
родителями, которые Вам неприятны?
После обсуждения участники сравнивают записанные положительные и
отрицательные качества. Для этого стикеры прикрепляются в два столбца,
соотнесение по количеству указывает на положительный или отрицательный
настрой в восприятии воспитателями родителя.
Вывод ведущего: «Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем
родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно
постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь.
Поэтому разрешите родителям своих воспитанников быть такими, какие они
есть».
Упражнение «Войди в круг»
Цель: Демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к
общению с родителями.
Процедура. Педагогам предлагается вытянуть из коробки листок, по сигналу
ведущего все открывают, разворачивают его и читают, что написано, но
никому не показывают. Участникам, вытянувшим слово «круг» - родитель
нужно встать в круг и крепко держаться за руки – это круг родителей.
Педагоги, которые вытянули листок со словами «смоделировать общение
педагога с родителем в соответствии с заданным типом общения», встают за
кругом, но в разных местах друг от друга. Они должны так убедить
играющих впустить их в круг, то есть подобрать необходимые слова в
соответствии с указанным заданием, чтобы «родители» захотели это сделать.
Рефлексия.
1.
Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
2.
Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого
раза? Почему?
3.
Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы
в кругу или за кругом?
Задания:
1.
Смоделировать
общение
педагога
с
родителем
в
соответствии
с демократическим
стилем:
(Родитель
рассматривается
как
равноправный партнер в общении. Педагог привлекает родителей к
принятию решений, учитывает их мнение, учитывает личностные качества
родителей и детей. Методами воздействия являются побуждение к
действию, совет, просьба)
2.
Смоделировать
общение
педагога
с
родителем
в
соответствии
с авторитарным стилем:
(Родитель
рассматривается
как
объект
педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог
единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за
выполнением предъявляемых требований, использует свои права без учета
ситуации и мнений родителей, не обосновывает свои действия перед
родителями. Главными методами воздействия такого педагога являются
приказ, поучение)
3.
Смоделировать
общение
педагога
с
родителем
в
соответствии
с либеральным стилем: (Педагог уходит от принятия решений, передавая
инициативу родителям, коллегам. Проявляет нерешительность и колебания
при взаимодействии с родителями)
Заключение: взаимодействие родителей и педагога редко возникают сразу.
Это
длительный
процесс,
долгий
и
кропотливый
труд,
требующий
терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на
достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями.
Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков
человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.
Тестирование "Могу ли я осуществлять содержательное общение с
родителями?"
Цель: выявление уровня коммуникабельности и профессионального мастерства в
общении с родителями.
Чтобы выстраивать общение с родителями, необходимо владеть навыками
коммуникации. Вам предлагается несколько простых вопросов. Отвечать нужно
быстро, однозначно «нет», «да», «иногда».
По результатам упражнения сделайте выводы, к какой категории относитесь лично
Вы и, если, Вы обнаружили, что навыки коммуникации развиты недостаточно или
Вы чрезмерно общительны, задумайтесь над этим фактом во избежание
несодержательного общения с родителями и примите меры по устранению
недостатков.
Тест «Могу ли я осуществлять содержательное общение с родителями?»
Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас
ее ожидание из колеи?
Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьей для
успешного воспитания ребенка?
Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его
родителями до последнего момента?
Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об
особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование,
письменный опрос?
Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями
с коллегами, руководством?
Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с
детьми?
Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников
постоянно задает Вам вопросы?
Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что
общение происходит на "разных языках"?
Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они
забыли выполнить?
Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу
воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между
педагогами и родителями?
У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки
семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?
Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только
детей?
Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном
виде, чем провести устную консультацию?
Считаете ли Вы эти формы общения с родителями (письменная и устная)
эффективными?
Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков. Полученные
очки суммируются, и определяется, к какой категории относится
испытуемый.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего,
Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого
больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно
положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с
родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны.
Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей.
Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные,
придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не
желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить
общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать
общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость
новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями
воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом.
Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой.
Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени
обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах
изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем
интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке
чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить
контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными"
родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы
выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не
пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к
ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с
любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно
выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете
отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И
индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас
неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать
контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не
любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать
ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить
в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный
характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в
просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать
родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой
ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы
вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при
столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете
выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому
родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех
спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда
можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по
любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой
причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам
следует задуматься над этими фактами.
З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы
многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого
отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно
некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного
рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями,
бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность,
обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее
обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим
сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши
усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит?
Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь
к людям.
Тест «Могу ли я осуществлять содержательное общение с родителями?»
Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас
ее ожидание из колеи?
Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьей для
успешного воспитания ребенка?
Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его
родителями до последнего момента?
Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об
особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование,
письменный опрос?
Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями
с коллегами, руководством?
Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с
детьми?
Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников
постоянно задает Вам вопросы?
Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что
общение происходит на "разных языках"?
Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они
забыли выполнить?
Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу
воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между
педагогами и родителями?
У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки
семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?
Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только
детей?
Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном
виде, чем провести устную консультацию?
Считаете ли Вы эти формы общения с родителями (письменная и устная)
эффективными?
Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков.
Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории
относится испытуемый.