Напоминание

Методические рекомендации по оценке эффективности урока иностранного языка


Автор: Лукьянова Ирина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Тарко-Сале, Пуровский район
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по оценке эффективности урока иностранного языка
Раздел: полное образование





Назад




Методические рекомендации по оценке эффективности урока иностранного языка

Лукьянова Ирина Александровна МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале Пуровский район

Критерии

анализа

Показатели (на что необходимо обратить внимание при анализе)

Коменнтарии к оцениванию

1

2

3

БЛОК 1 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

1.1.

Определени

е

планируемог

о результата

- формулировка цели урока: диагностична (конкретна, измерима, достижима), недиагностична

(не поддается измерению, нереализуема за урок, неоперациональна); отражает стратегию

достижения предметного и метапредметного результата или нет;

- определение планируемых результатов урока: предметных, метапредметных (регулятивные,

познавательные и коммуникативные УУД) и личностных (правильность заполнения каждого

из разделов планируемого результата в ТКУ);

- соответствие заявленных УУД в целевом разделе по этапам урока (или есть расхождение);

- аргументированность обоснования учителем при анализе урока стратегии достижения

планируемого результата и способа достижения цели.

показатель

оценивается

по

окончании урока в ходе анализа

и знакомства с технологической

картой (конспектом занятия)

1.2.

Постановка

цели

на

уроке

- предъявление цели на уроке: цель не представлена, поставлена учителем, сформулирована

совместно с учащимися, сформулирована самостоятельно учащимися, согласована в ходе

обсуждения;

- оценка цели урока: диагностична (конкретна, измерима, достижима), недиагностична (не

поддается измерению, трудно оценить степень ее реализации); деятельность по составлению

учащимися практического плана, необходимого для достижения цели организована/не

организована;

- вовлечение учащихся в процесс иноязычного коммуникативного общения (цель обсуждается

и формулируется на русском языке, обсуждается и формулируется на иностранном языке с

использованием

речевых

шаблонов

(клише,

глаголов-подсказок),

формулируется

на

иностранном языке без опоры на шаблоны);

показатель оценивается в ходе

наблюдения,

самоанализа

учителя,

просмотра

технологической

карты

урока

(конспекта

занятия),

при

необходимости

администратор

задает уточняющие вопросы при

анализе урока

- рациональность и целесообразность затраченного времени на постановку цели;

- эффективность используемых приемов постановки цели и вовлечения учащихся в

целеполагание в соответствии с возрастными особенностями и уровня подготовки;

- соответствие цели урока с планируемыми результатами, описанными в технологической

карте.

- согласованность целей педагога и обучаемых (способность учителя перестроить урок для

достижения согласованной цели урока).

1.3.

Организация

условий для

мотивации

учащихся

- поддержание интереса к теме, учебной деятельности, к достижению конечного результата:

допустил / не допустил условия, негативно сказавшиеся на мотивации учащихся; обеспечил

кратковременную мотивацию учащихся / создал условия, обеспечивающие поддержание

интереса к теме, учебной деятельности на протяжении всего урока;

-

применение

приемов

мотивации

к

учебной

деятельности:

приемы

мотивации

не

использовались, использовались только в начале урока или не соответствовали возрасту

учащихся, использовались на различных этапах урока и соответствовали возрасту учащихся и

задачам учебной деятельности;

- эмоциональный фон в начале и в конце урока.

показатель оценивается в ходе

наблюдения

за

ходом

урока,

активностью учащихся

БЛОК 2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ

2.1.

Соблюдение

структуры

урока

- рациональность затрат урочного

распределения времени

по этапам урока: время

распределено нерационально, наблюдается неоправданное учебными целями увеличение

времени на один-два этапа; время распределено рационально (на каждый вид речевой

деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование); соотношение говорения на родном и

иностранном языке; говорения учителя и учащихся;

- соблюдение структуры урока: соответствует / не соответствует типу, поставленным целям,

дидактическим задачам этапов; соблюдается / не соблюдается последовательность этапов;

прослеживаются / не прослеживаются межэтапные связи (резкие или плавные переходы от

одного этапа к другому); наблюдается логичность – нелогичность переходов от одного этапа к

другому;

- содержание учебной деятельности на этапах урока: дозировка, плотность; учитель уложился /

показатель оценивается в ходе

наблюдения

(заполняем

в

тетради,

журнале

посещения

уроков деятельность учителя и

учащихся на всех этапах урока),

самоанализа учителя, просмотра

технологической

карты

урока

(конспекта

занятия),

при

необходимости

администратор

задает уточняющие вопросы при

анализе урока

не уложился во времени;

- характеристика структуры урока (все ли обязательные этапы урока соблюдены, если нет, смог

ли учитель аргументированно обосновать отсутствие того или иного этапа урока).

- соответствие типа урока поставленным целям, планируемым результатам.

2.2.

Содержание

учебного

материала

- соответствие /не соответствие содержания урока требованиям рабочей программы педагога

(план / факт);

- отбор содержания учебного материала: недостаточен или избыточен и не соответствует

уровню владения учащимися навыками иноязычного общения, отсутствуют некоторые виды

речевой деятельности; соответствует уровню языковой подготовки учащихся, представлены

все виды речевой деятельности, но объем содержания недостаточен или избыточен; оптимален

по объему и соответствует уровню языковой подготовки учащихся; эффективно использован

дополнительный учебный материал;

- учебный материал и единица содержания образования даются учащимся в готовом виде /

проектируется и «добывается» на уроке совместно с учащимися;

- прослеживается ли практическая значимость изучаемого материала, предполагает ли

использование жизненного опыта учащихся;

- дифференциация заданий: задания для всех одинаковые / предусмотрены задания для разных

категорий обучающихся в соответствии с их возможностями (для одаренных детей и для детей

с ОВЗ, если такие имеются в составе класса);

- деятельность учителя (допускает фактические ошибки, дает или дублирует задания на

русском языке; не допускает ошибок в речи, большую часть урока ведет на иностранном

языке, использование русского языка оправдано учебными целями урока);

- позволила /не позволила

выстроенная структура подачи учебного материала успешно

освоить учащимися запланированную единицу содержания.

показатель оценивается в ходе

наблюдения,

самоанализа

учителя,

просмотра

технологической

карты

урока

(конспекта

занятия),

при

необходимости

администратор

задает уточняющие вопросы при

анализе урока

2.3. Формы,

приемы,

методы

обучения

- соответствие / не соответствие используемых форм, приемов, методов возрастным

особенностям, уровню подготовки класса;

- сочетание различных форм работы на уроке: групповой, индивидуальной, парной,

фронтальной (формы работы определены стихийно, не соответствуют содержанию учебного

материала и учебным целям, преобладают репродуктивные формы работы; формы работы

показатель оценивается в ходе

наблюдения,

самоанализа

учителя,

просмотра

технологической

карты

урока

(конспекта

занятия),

при

необходимости

администратор

определены в соответствии с содержанием учебного материала, направлены на достижение

планируемых результатов, преобладают продуктивные приемы обучения; формы работы

отобраны оптимально для достижения планируемых результатов и развития всех видов

речевой деятельности);

- использование учебно-речевых ситуаций (учебно-речевые ситуации: соответствуют / не

соответствуют уровню подготовки учащихся; направлены на воспроизведение речевого

шаблона

(клише)

/ самостоятельное речевое высказывание

с опорой на образец /

самостоятельное речевое высказывание по заданной теме);

- целесообразность и эффективность использования приемов по этапам урока;

- соответствие применяемых ФПМ формируемым видам деятельности по этапам урока (анализ

ТКУ, соответствие УУД (компетенций) и организуемой деятельности учителя).

задает уточняющие вопросы при

анализе урока

2.4.

Применение

СОТ

- соответствие применяемых технологий (приемов, методов) целям урока, планируемым

результатам, возрасту учащихся, уровню подготовки класса, технологического оснащения

учебного кабинета;

- соблюдение правил, особенностей технологии;

- эффективность и рациональность подобранного комплекса технологий по достижению

планируемых результатов;

- системность использования учителем современных образовательных технологий (технологии

используются в системе или эпизодически);

-

аргументированность

обоснования

целесообразности

и

уместности

использования

технологии(й) на уроке.

показатель оценивается в ходе

наблюдения

(эффективность

применения той или иной СОТ),

просмотра

технологической

карты урока (конспекта занятия),

при

необходимости

администратор

задает

уточняющие

вопросы

при

анализе урока

БЛОК 3 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

3.1. Учебная

деятельност

ь учащихся

- деятельность учащихся: бесцельная (деятельность ради деятельности) / целенаправленная

(адекватная планируемым результатам)

; репродуктивная / продуктивная; однообразие /

разнообразие

форм

учебной

деятельности;

преобладание

отдельных

видов

речевой

деятельности / чередование всех форм речевой деятельности); соответствует / не соответствует

возрасту, уровню подготовки учащихся;

- темп урока (соответствует / не соответствует (слишком высокий или слишком низкий)

особенностям конкретного класса; единый темп урока, соответствующий особенностям

показатель оценивается в ходе

наблюдения,

самоанализа

учителя

конкретного класса; оптимальный для всех групп учащихся (испытывающих затруднения,

имеющих повышенные способности к изучению предмета», детей с ОВЗ);

- плотность урока (высокая / низкая);

- активность, вовлечение в учебную деятельность всех или большинства учащихся;

- учитель обеспечил / не обеспечил поддержание дисциплины в течение урока.

3.2.

Самостоятел

ьная работа

учащихся

- оптимальность объема и формы самостоятельной работы (индивидуальной, групповой)

учащихся;

- соответствие / не соответствие организованной самостоятельной работы целям урока,

планируемым результатам;

- обеспеченность учащихся учебно-методическим материалом;

- наличие дифференцированных заданий или задания для всех учеников одинаковые;

-

уровень

и

качество

выполненных

заданий,

количество

времени,

отводимого

на

самостоятельную работу учащихся;

- степень самостоятельности работы учащихся;

- организация контроля и оценки выполнения самостоятельной работы учащихся.

показатель оценивается в ходе

наблюдения,

самоанализа

учителя

3.3.

Организация

домашнего

задания

- оптимальность объема домашнего задания (соответствие нормативам), посильность для

учащихся;

- характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий);

- наличие инструктажа по выполнению домашнего задания (уровень проведения);

- знакомство учащихся с продуктом деятельности, который должен быть получен в итоге;

- дифференциация, вариативность заданий, наличие творческих заданий (с учетом уровня

подготовки учащихся класса их интересов, возможностями);

- соответствие домашнего задания содержанию учебной деятельности на уроке.

показатель оценивается в ходе

наблюдения,

самоанализа

учителя

БЛОК 4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

4.1.

Качество

оценивания

- качество оценивания результатов учащихся: оценивание не проведено; проведено учителем

без аргументации выставленной отметки; проведено учителем с аргументацией на основе

известных учащимся критериев, проведено совместно с учащимися на основе известных им

критериев с пояснением;

показатель оценивается в ходе

наблюдения,

самоанализа

учителя

- оценивание на уроке: во время урока или после звонка; соответствуют / не соответствуют

методы обучения процедуре оценивания;

- эффективность / не эффективность подобранных контрольно-измерительных материалов,

использования критериального оценивание (КОЗ, КОТЗ, оценочных листов и др.);

- сочетание методов педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

4.2.Качество

рефлексивно

й

деятельност

и

- качество рефлексивной деятельности (выявлены / не выявлены причины возникновения

учебных затруднений; определены / не определены пути их устранения; соотнесены / не

соотнесены

результаты

учебной

деятельности

с

запланированными

результатами

и

поставленными целями);

- приемы рефлексии (соответствуют / не соответствуют возрасту учащихся; побуждают / не

побуждают к оценке собственной учебной деятельности; развивают / не развивают навыки

адекватной

самооценки

собственных

результатов;

мотивируют

/

не

мотивируют

к

дальнейшему изучению учебного материала);

- организация и проведение рефлексии учебной деятельности (отсутствует, в конце урока, на

протяжении всего урока).

показатель оценивается в ходе

наблюдения,

самоанализа

учителя

4.3.

Результат

учебного

занятия

- достижение поставленной в начале урока цели (как соотносится цель и полученный

результат); есть ли возврат к цели в конце урока с определением уровня ее достижения;

- количество учащихся достигших планируемого результата: отдельными учащимися,

большинством учащихся, результат достигнут каждым учащимся.

показатель оценивается в ходе

наблюдения,

самоанализа

учителя,

при

необходимости

администратор

задает

уточняющие

вопросы

при

анализе урока



В раздел образования