Автор: Лукьянова Ирина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Тарко-Сале, Пуровский район
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по оценке эффективности урока иностранного языка
Раздел: полное образование
Методические рекомендации по оценке эффективности урока иностранного языка
Лукьянова Ирина Александровна МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале Пуровский район
Критерии
анализа
Показатели (на что необходимо обратить внимание при анализе)
Коменнтарии к оцениванию
1
2
3
БЛОК 1 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
1.1.
Определени
е
планируемог
о результата
- формулировка цели урока: диагностична (конкретна, измерима, достижима), недиагностична
(не поддается измерению, нереализуема за урок, неоперациональна); отражает стратегию
достижения предметного и метапредметного результата или нет;
- определение планируемых результатов урока: предметных, метапредметных (регулятивные,
познавательные и коммуникативные УУД) и личностных (правильность заполнения каждого
из разделов планируемого результата в ТКУ);
- соответствие заявленных УУД в целевом разделе по этапам урока (или есть расхождение);
- аргументированность обоснования учителем при анализе урока стратегии достижения
планируемого результата и способа достижения цели.
показатель
оценивается
по
окончании урока в ходе анализа
и знакомства с технологической
картой (конспектом занятия)
1.2.
Постановка
цели
на
уроке
- предъявление цели на уроке: цель не представлена, поставлена учителем, сформулирована
совместно с учащимися, сформулирована самостоятельно учащимися, согласована в ходе
обсуждения;
- оценка цели урока: диагностична (конкретна, измерима, достижима), недиагностична (не
поддается измерению, трудно оценить степень ее реализации); деятельность по составлению
учащимися практического плана, необходимого для достижения цели организована/не
организована;
- вовлечение учащихся в процесс иноязычного коммуникативного общения (цель обсуждается
и формулируется на русском языке, обсуждается и формулируется на иностранном языке с
использованием
речевых
шаблонов
(клише,
глаголов-подсказок),
формулируется
на
иностранном языке без опоры на шаблоны);
показатель оценивается в ходе
наблюдения,
самоанализа
учителя,
просмотра
технологической
карты
урока
(конспекта
занятия),
при
необходимости
администратор
задает уточняющие вопросы при
анализе урока
- рациональность и целесообразность затраченного времени на постановку цели;
- эффективность используемых приемов постановки цели и вовлечения учащихся в
целеполагание в соответствии с возрастными особенностями и уровня подготовки;
- соответствие цели урока с планируемыми результатами, описанными в технологической
карте.
- согласованность целей педагога и обучаемых (способность учителя перестроить урок для
достижения согласованной цели урока).
1.3.
Организация
условий для
мотивации
учащихся
- поддержание интереса к теме, учебной деятельности, к достижению конечного результата:
допустил / не допустил условия, негативно сказавшиеся на мотивации учащихся; обеспечил
кратковременную мотивацию учащихся / создал условия, обеспечивающие поддержание
интереса к теме, учебной деятельности на протяжении всего урока;
-
применение
приемов
мотивации
к
учебной
деятельности:
приемы
мотивации
не
использовались, использовались только в начале урока или не соответствовали возрасту
учащихся, использовались на различных этапах урока и соответствовали возрасту учащихся и
задачам учебной деятельности;
- эмоциональный фон в начале и в конце урока.
показатель оценивается в ходе
наблюдения
за
ходом
урока,
активностью учащихся
БЛОК 2 ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ
2.1.
Соблюдение
структуры
урока
- рациональность затрат урочного
распределения времени
по этапам урока: время
распределено нерационально, наблюдается неоправданное учебными целями увеличение
времени на один-два этапа; время распределено рационально (на каждый вид речевой
деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование); соотношение говорения на родном и
иностранном языке; говорения учителя и учащихся;
- соблюдение структуры урока: соответствует / не соответствует типу, поставленным целям,
дидактическим задачам этапов; соблюдается / не соблюдается последовательность этапов;
прослеживаются / не прослеживаются межэтапные связи (резкие или плавные переходы от
одного этапа к другому); наблюдается логичность – нелогичность переходов от одного этапа к
другому;
- содержание учебной деятельности на этапах урока: дозировка, плотность; учитель уложился /
показатель оценивается в ходе
наблюдения
(заполняем
в
тетради,
журнале
посещения
уроков деятельность учителя и
учащихся на всех этапах урока),
самоанализа учителя, просмотра
технологической
карты
урока
(конспекта
занятия),
при
необходимости
администратор
задает уточняющие вопросы при
анализе урока
не уложился во времени;
- характеристика структуры урока (все ли обязательные этапы урока соблюдены, если нет, смог
ли учитель аргументированно обосновать отсутствие того или иного этапа урока).
- соответствие типа урока поставленным целям, планируемым результатам.
2.2.
Содержание
учебного
материала
- соответствие /не соответствие содержания урока требованиям рабочей программы педагога
(план / факт);
- отбор содержания учебного материала: недостаточен или избыточен и не соответствует
уровню владения учащимися навыками иноязычного общения, отсутствуют некоторые виды
речевой деятельности; соответствует уровню языковой подготовки учащихся, представлены
все виды речевой деятельности, но объем содержания недостаточен или избыточен; оптимален
по объему и соответствует уровню языковой подготовки учащихся; эффективно использован
дополнительный учебный материал;
- учебный материал и единица содержания образования даются учащимся в готовом виде /
проектируется и «добывается» на уроке совместно с учащимися;
- прослеживается ли практическая значимость изучаемого материала, предполагает ли
использование жизненного опыта учащихся;
- дифференциация заданий: задания для всех одинаковые / предусмотрены задания для разных
категорий обучающихся в соответствии с их возможностями (для одаренных детей и для детей
с ОВЗ, если такие имеются в составе класса);
- деятельность учителя (допускает фактические ошибки, дает или дублирует задания на
русском языке; не допускает ошибок в речи, большую часть урока ведет на иностранном
языке, использование русского языка оправдано учебными целями урока);
- позволила /не позволила
выстроенная структура подачи учебного материала успешно
освоить учащимися запланированную единицу содержания.
показатель оценивается в ходе
наблюдения,
самоанализа
учителя,
просмотра
технологической
карты
урока
(конспекта
занятия),
при
необходимости
администратор
задает уточняющие вопросы при
анализе урока
2.3. Формы,
приемы,
методы
обучения
- соответствие / не соответствие используемых форм, приемов, методов возрастным
особенностям, уровню подготовки класса;
- сочетание различных форм работы на уроке: групповой, индивидуальной, парной,
фронтальной (формы работы определены стихийно, не соответствуют содержанию учебного
материала и учебным целям, преобладают репродуктивные формы работы; формы работы
показатель оценивается в ходе
наблюдения,
самоанализа
учителя,
просмотра
технологической
карты
урока
(конспекта
занятия),
при
необходимости
администратор
определены в соответствии с содержанием учебного материала, направлены на достижение
планируемых результатов, преобладают продуктивные приемы обучения; формы работы
отобраны оптимально для достижения планируемых результатов и развития всех видов
речевой деятельности);
- использование учебно-речевых ситуаций (учебно-речевые ситуации: соответствуют / не
соответствуют уровню подготовки учащихся; направлены на воспроизведение речевого
шаблона
(клише)
/ самостоятельное речевое высказывание
с опорой на образец /
самостоятельное речевое высказывание по заданной теме);
- целесообразность и эффективность использования приемов по этапам урока;
- соответствие применяемых ФПМ формируемым видам деятельности по этапам урока (анализ
ТКУ, соответствие УУД (компетенций) и организуемой деятельности учителя).
задает уточняющие вопросы при
анализе урока
2.4.
Применение
СОТ
- соответствие применяемых технологий (приемов, методов) целям урока, планируемым
результатам, возрасту учащихся, уровню подготовки класса, технологического оснащения
учебного кабинета;
- соблюдение правил, особенностей технологии;
- эффективность и рациональность подобранного комплекса технологий по достижению
планируемых результатов;
- системность использования учителем современных образовательных технологий (технологии
используются в системе или эпизодически);
-
аргументированность
обоснования
целесообразности
и
уместности
использования
технологии(й) на уроке.
показатель оценивается в ходе
наблюдения
(эффективность
применения той или иной СОТ),
просмотра
технологической
карты урока (конспекта занятия),
при
необходимости
администратор
задает
уточняющие
вопросы
при
анализе урока
БЛОК 3 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
3.1. Учебная
деятельност
ь учащихся
- деятельность учащихся: бесцельная (деятельность ради деятельности) / целенаправленная
(адекватная планируемым результатам)
; репродуктивная / продуктивная; однообразие /
разнообразие
форм
учебной
деятельности;
преобладание
отдельных
видов
речевой
деятельности / чередование всех форм речевой деятельности); соответствует / не соответствует
возрасту, уровню подготовки учащихся;
- темп урока (соответствует / не соответствует (слишком высокий или слишком низкий)
особенностям конкретного класса; единый темп урока, соответствующий особенностям
показатель оценивается в ходе
наблюдения,
самоанализа
учителя
конкретного класса; оптимальный для всех групп учащихся (испытывающих затруднения,
имеющих повышенные способности к изучению предмета», детей с ОВЗ);
- плотность урока (высокая / низкая);
- активность, вовлечение в учебную деятельность всех или большинства учащихся;
- учитель обеспечил / не обеспечил поддержание дисциплины в течение урока.
3.2.
Самостоятел
ьная работа
учащихся
- оптимальность объема и формы самостоятельной работы (индивидуальной, групповой)
учащихся;
- соответствие / не соответствие организованной самостоятельной работы целям урока,
планируемым результатам;
- обеспеченность учащихся учебно-методическим материалом;
- наличие дифференцированных заданий или задания для всех учеников одинаковые;
-
уровень
и
качество
выполненных
заданий,
количество
времени,
отводимого
на
самостоятельную работу учащихся;
- степень самостоятельности работы учащихся;
- организация контроля и оценки выполнения самостоятельной работы учащихся.
показатель оценивается в ходе
наблюдения,
самоанализа
учителя
3.3.
Организация
домашнего
задания
- оптимальность объема домашнего задания (соответствие нормативам), посильность для
учащихся;
- характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий);
- наличие инструктажа по выполнению домашнего задания (уровень проведения);
- знакомство учащихся с продуктом деятельности, который должен быть получен в итоге;
- дифференциация, вариативность заданий, наличие творческих заданий (с учетом уровня
подготовки учащихся класса их интересов, возможностями);
- соответствие домашнего задания содержанию учебной деятельности на уроке.
показатель оценивается в ходе
наблюдения,
самоанализа
учителя
БЛОК 4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
4.1.
Качество
оценивания
- качество оценивания результатов учащихся: оценивание не проведено; проведено учителем
без аргументации выставленной отметки; проведено учителем с аргументацией на основе
известных учащимся критериев, проведено совместно с учащимися на основе известных им
критериев с пояснением;
показатель оценивается в ходе
наблюдения,
самоанализа
учителя
- оценивание на уроке: во время урока или после звонка; соответствуют / не соответствуют
методы обучения процедуре оценивания;
- эффективность / не эффективность подобранных контрольно-измерительных материалов,
использования критериального оценивание (КОЗ, КОТЗ, оценочных листов и др.);
- сочетание методов педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.
4.2.Качество
рефлексивно
й
деятельност
и
- качество рефлексивной деятельности (выявлены / не выявлены причины возникновения
учебных затруднений; определены / не определены пути их устранения; соотнесены / не
соотнесены
результаты
учебной
деятельности
с
запланированными
результатами
и
поставленными целями);
- приемы рефлексии (соответствуют / не соответствуют возрасту учащихся; побуждают / не
побуждают к оценке собственной учебной деятельности; развивают / не развивают навыки
адекватной
самооценки
собственных
результатов;
мотивируют
/
не
мотивируют
к
дальнейшему изучению учебного материала);
- организация и проведение рефлексии учебной деятельности (отсутствует, в конце урока, на
протяжении всего урока).
показатель оценивается в ходе
наблюдения,
самоанализа
учителя
4.3.
Результат
учебного
занятия
- достижение поставленной в начале урока цели (как соотносится цель и полученный
результат); есть ли возврат к цели в конце урока с определением уровня ее достижения;
- количество учащихся достигших планируемого результата: отдельными учащимися,
большинством учащихся, результат достигнут каждым учащимся.
показатель оценивается в ходе
наблюдения,
самоанализа
учителя,
при
необходимости
администратор
задает
уточняющие
вопросы
при
анализе урока