Напоминание

"Духовно нравственное воспитание студентов"


Автор: Красуцкая Алёна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБПОУ ПУ №39 п. Центральный Хазан
Населённый пункт: Иркутская область Зиминский район п. Центральный Хазан
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно нравственное воспитание студентов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Духовно-нравственное воспитание студентов

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только

нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую

очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений.

Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского

общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических

ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой

культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая

нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие

пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Под

«духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое

выражение в мыслях, словах и действиях.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, то

она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется

человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как

видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом

перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль»

часто раскрываются как тождественные: нравственность отражает общечеловеческие

ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.

Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность

остается вечной категорией.

В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность»

отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана и государственная

программа духовно-нравственного воспитания, хотя обобщение исторического опыта и

анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в

новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы,

социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали

негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных

групп населения, прежде всего современной молодежи.

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

2.1 Воспитание как социально-исторический процесс

Воспитание, в целом, как общественное явление - сложный и противоречивый социально-

исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь

общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность;

становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом

производительных сил общества, созидателями собственного счастья.

Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счёт освоения ими основных

элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим

поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую

деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и

взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются

воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как

взрослыми, так и детьми.

Духовно - нравственное воспитание в целом - это целенаправленное формирование

морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек

нравственного поведения. Нравственное воспитание предполагает организованное,

целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного

сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного

поведения.

2.2 Нравственное воспитание: приемы и методы

Нравственное воспитание в юношеском коллективе проводится не только фронтально, в

отношении всех воспитанников, но принимает также и индивидуальные формы.

Ориентируясь в основном на коллектив студентов, на организацию коллективной

деятельности, педагоги и воспитатели учитывают особенности характера каждого

студента и уровень воспитанности его в нравственном отношении. Индивидуальная

воспитательная работа проводится не только с недисциплинированными, нарушающими

правила поведения, но и со всеми остальными подростками и юношами. В процессе

нравственного воспитания широко применяются поощрения и наказания. Они служат для

одобрения положительных и осуждения отрицательных поступков и действий студентов.

При умелом использовании они стимулируют положительные действия студентов и

помогают предупреждать и искоренять отрицательные привычки поведения.

В нравственном воспитании применяются различные приемы воспитательного

воздействия, к числу которых относятся:

требование,

просьба,

напоминание,

поручение,

распоряжение,

переключение с одного вида деятельности на другой,

постановка перед воспитанниками увлекательных перспектив и др.

В процессе нравственного воспитания важнейшее место занимают самовоспитание, цели,

содержание, методы. Методы нравственного воспитания взаимосвязаны и дополняют друг

друга. Убеждение, то есть воздействие на сознание и чувства воспитуемых, подкрепляется

упражнением. Одновременно с формированием положительных качеств воспитывается

стойкое сопротивление противоположным отрицательным качествам. Сочетание

убеждения и упражнения создаёт условия для единства сознания и поведения. Однако в

сложном процессе нравственного воспитания подрастающих поколений в силу различных

причин не всегда удаётся сразу достигнуть поставленных педагогических целей, и в

нравственном сознании и поведении отдельных студентов обнаруживаются те или иные

отклонения от норм и требований общества. Пока эти отклонения не превратились в

устойчивую привычку, не стали сложившимися чертами личности, они сравнительно

легко поддаются коррекции, где воспитательные воздействия родителей и педагогов,

преследующие эту цель, выступают как элементы воспитательной работы.

2.3 Нравственные качества и понятия

Нравственные качества личности формируются, развиваются и проявляются в тесной

взаимосвязи. Формируя положительные нравственные качества, современная система

нравственного воспитания в то же время преодолевает неверные взгляды и представления

в области морали, вредные навыки и привычки поведения.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не

просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие

таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о

воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости.

Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения,

воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель

соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Когда

вследствие безнадзорности, ошибок родителей и педагогов в воспитательной работе,

влияния нездоровой среды, педагогическая запущенность отдельных подростков и

юношей приобретает устойчивый и антиобщественный характер, перевоспитание

выступает уже в качестве самостоятельной психолого-педагогической задачи, решение

которой требует использования особых психолого-педагогических мер и создания

специальных условий их реализации. Таким образом, все взаимоотношения студентов со

взрослыми и сверстниками в коллективе и другим окружением должны быть

организованы так, чтобы в них была воплощена модель нравственных качеств, которыми

студенты должны овладевать:

гражданственность,

патриотизм,

коллективизм,

трудолюбие,

идейность,

взаимопомощь и т.д.

В этих качествах всегда заключается сущность нравственного отношения к людям,

способность увидеть каждый свой поступок с точки зрения того, как он скажется на

окружающих, послужит ли он на пользу людям или во вред им. С этой точки зрения, очень

важно воспитывать у студентов умение учитывать последствия своих поступков.

2.4 Нравственные идеалы

Наибольшее значение для всего нравственного развития приобретают в подростковом

возрасте идеалы. Их формирование в этом возрастном периоде непосредственно связано с

интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с

другом, что особенно характерно для данного возраста. Наличие положительных

нравственных идеалов является необходимым, даже решающим условием его

осуществления.

С формированием идеала связано и возникновение особых нравственных чувств:

самоуважения, собственного достоинства и др. Возникают эти чувства в связи с развитием

самосознания и самооценки как результат потребности подростка быть на уровне своих

идеалов. Если ему удается удовлетворить эту потребность, то есть совершить поступок,

соответствующий его требованиям к себе, то у него и возникает переживание

самоуважения, гордости за себя, чувство собственного достоинства. Кроме того, очень

важный поворотный пункт нравственного формирования связан с возникновением

качественно нового функционального образования - нравственных идеалов, воплощенных

в духовном облике конкретного человека. Воспринятый или созданный идеал человека -

это образ, который направляет поведение учащегося и служит критерием оценки других

людей и себя самого. Тем самым наличие идеала означает и наличие постоянно

действующего нравственного мотива.

2.5 Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов студентов

В широком плане духовно-нравственное воспитание – интегральный, стратегический,

интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Нравственная составляющая

духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на

сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и

миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом

ценностные ориентации личности.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании

рационального фактора реализуется несколькими путями:

Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным

видам творческой деятельности.

Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни.

Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей,

интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование

ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и

через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент

получает при овладении учебными дисциплинами.

Воспитательный потенциал учебных дисциплин гуманитарного цикла (единая

совокупность мировоззренческих, аксиологических, духовных, а также соответствующих

им организационно - деятельностных ресурсов аудиторной и внеаудиторной работы) с

позиции их значимости для формирования гражданской культуры у студентов среднего

специального учебного заведения достаточно велик. Гуманитарные дисциплины:

«Литература», «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Отечественная

история», «Социология», «Философия», «Культурология», обладающие огромным

воспитательным потенциалом, формируют гражданскую культуру студентов ССУЗа. Они

помогают воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в

современном гражданском обществе: патриотизм, толерантность, гражданственность и

другие. Кроме того, в процессе изучения гуманитарных дисциплин, постигая знания-

мнения о человеке, его взаимоотношения с природой, обществом, студенты приобретают

духовные ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции. Критериями уровня

оценки и самооценки духовно - нравственной воспитанности могут быть:

наличие у молодого человека научного мировоззрения;

наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию

со своим внутренним миром, природой и социумом;

стремление к самореализации;

успешность ведущей образовательной деятельности;

адекватность самооценки;

сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами

нравственности.

Вступая в определённые отношения с окружающими людьми, студенты в различных

жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт. Организация этого

опыта осуществляется путём вовлечения студентов в различные виды деятельности,

формирования на этой основе нравственного сознания, развития нравственных чувств,

выработки навыков и привычек нравственного поведения.

ВЫВОД:

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно

внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного

заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. "Духовная жизнь ни

есть отражение какой-либо реальности, она есть самая реальность" - пишет Бердяев.

Однако, о духе нельзя выработать понятие, но можно уловить признаки духа. К ним

Бердяев относит свободу, смысл, творческую активность, любовь, целостность, ценность,

обращение к высшему божественному миру и единение с ним. Поэтому, очень важно

знакомить молодых людей с общечеловеческими ценностями, так как они выступают в

качестве критериев как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К

ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень

материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию

личности и свободу выбора, семью, право и др.

В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно

взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже

присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи,

дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная

молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства.

Следовательно, ССУЗ не первым и не в одиночку воспитывает студента. Он только

подключается к нравственному формированию личности. Учреждения СПО готовят не

только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские

качества студентов.

Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего

общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и

подчиняться законам общества.

Что есть духовность?

Синтез совершенства, стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу - утверждает духовенство,

Мудрец ответит просто - путь к себе,

Поэт с художником подскажут - вдохновенье,

Певец и композитор - песнь души,

Политик - совесть, физик - убежденье,

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой,

Лишь с нею мы богаты.



В раздел образования