Автор: Красуцкая Алёна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБПОУ ПУ №39 п. Центральный Хазан
Населённый пункт: Иркутская область Зиминский район п. Центральный Хазан
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно нравственное воспитание студентов"
Раздел: среднее профессиональное
Духовно-нравственное воспитание студентов
Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только
нерешенные, но вовсе еще и не поставленные проблемы. К таким проблемам, в первую
очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений.
Постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского
общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических
ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой
культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая
нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие
пороки нашего времени - все они разрушают человека, общество и государство. Под
«духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое
выражение в мыслях, словах и действиях.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, то
она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется
человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как
видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом
перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль»
часто раскрываются как тождественные: нравственность отражает общечеловеческие
ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.
Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность
остается вечной категорией.
В настоящее время теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность»
отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана и государственная
программа духовно-нравственного воспитания, хотя обобщение исторического опыта и
анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в
новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.
События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы,
социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали
негативное воздействие на общественное сознание большинства социальных и возрастных
групп населения, прежде всего современной молодежи.
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
2.1 Воспитание как социально-исторический процесс
Воспитание, в целом, как общественное явление - сложный и противоречивый социально-
исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь
общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность;
становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом
производительных сил общества, созидателями собственного счастья.
Воспитание подрастающих поколений осуществляется за счёт освоения ими основных
элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим
поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую
деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и
взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются
воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания как
взрослыми, так и детьми.
Духовно - нравственное воспитание в целом - это целенаправленное формирование
морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек
нравственного поведения. Нравственное воспитание предполагает организованное,
целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного
сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного
поведения.
2.2 Нравственное воспитание: приемы и методы
Нравственное воспитание в юношеском коллективе проводится не только фронтально, в
отношении всех воспитанников, но принимает также и индивидуальные формы.
Ориентируясь в основном на коллектив студентов, на организацию коллективной
деятельности, педагоги и воспитатели учитывают особенности характера каждого
студента и уровень воспитанности его в нравственном отношении. Индивидуальная
воспитательная работа проводится не только с недисциплинированными, нарушающими
правила поведения, но и со всеми остальными подростками и юношами. В процессе
нравственного воспитания широко применяются поощрения и наказания. Они служат для
одобрения положительных и осуждения отрицательных поступков и действий студентов.
При умелом использовании они стимулируют положительные действия студентов и
помогают предупреждать и искоренять отрицательные привычки поведения.
В нравственном воспитании применяются различные приемы воспитательного
воздействия, к числу которых относятся:
требование,
просьба,
напоминание,
поручение,
распоряжение,
переключение с одного вида деятельности на другой,
постановка перед воспитанниками увлекательных перспектив и др.
В процессе нравственного воспитания важнейшее место занимают самовоспитание, цели,
содержание, методы. Методы нравственного воспитания взаимосвязаны и дополняют друг
друга. Убеждение, то есть воздействие на сознание и чувства воспитуемых, подкрепляется
упражнением. Одновременно с формированием положительных качеств воспитывается
стойкое сопротивление противоположным отрицательным качествам. Сочетание
убеждения и упражнения создаёт условия для единства сознания и поведения. Однако в
сложном процессе нравственного воспитания подрастающих поколений в силу различных
причин не всегда удаётся сразу достигнуть поставленных педагогических целей, и в
нравственном сознании и поведении отдельных студентов обнаруживаются те или иные
отклонения от норм и требований общества. Пока эти отклонения не превратились в
устойчивую привычку, не стали сложившимися чертами личности, они сравнительно
легко поддаются коррекции, где воспитательные воздействия родителей и педагогов,
преследующие эту цель, выступают как элементы воспитательной работы.
2.3 Нравственные качества и понятия
Нравственные качества личности формируются, развиваются и проявляются в тесной
взаимосвязи. Формируя положительные нравственные качества, современная система
нравственного воспитания в то же время преодолевает неверные взгляды и представления
в области морали, вредные навыки и привычки поведения.
Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не
просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие
таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о
воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости.
Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения,
воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель
соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. Когда
вследствие безнадзорности, ошибок родителей и педагогов в воспитательной работе,
влияния нездоровой среды, педагогическая запущенность отдельных подростков и
юношей приобретает устойчивый и антиобщественный характер, перевоспитание
выступает уже в качестве самостоятельной психолого-педагогической задачи, решение
которой требует использования особых психолого-педагогических мер и создания
специальных условий их реализации. Таким образом, все взаимоотношения студентов со
взрослыми и сверстниками в коллективе и другим окружением должны быть
организованы так, чтобы в них была воплощена модель нравственных качеств, которыми
студенты должны овладевать:
гражданственность,
патриотизм,
коллективизм,
трудолюбие,
идейность,
взаимопомощь и т.д.
В этих качествах всегда заключается сущность нравственного отношения к людям,
способность увидеть каждый свой поступок с точки зрения того, как он скажется на
окружающих, послужит ли он на пользу людям или во вред им. С этой точки зрения, очень
важно воспитывать у студентов умение учитывать последствия своих поступков.
2.4 Нравственные идеалы
Наибольшее значение для всего нравственного развития приобретают в подростковом
возрасте идеалы. Их формирование в этом возрастном периоде непосредственно связано с
интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с
другом, что особенно характерно для данного возраста. Наличие положительных
нравственных идеалов является необходимым, даже решающим условием его
осуществления.
С формированием идеала связано и возникновение особых нравственных чувств:
самоуважения, собственного достоинства и др. Возникают эти чувства в связи с развитием
самосознания и самооценки как результат потребности подростка быть на уровне своих
идеалов. Если ему удается удовлетворить эту потребность, то есть совершить поступок,
соответствующий его требованиям к себе, то у него и возникает переживание
самоуважения, гордости за себя, чувство собственного достоинства. Кроме того, очень
важный поворотный пункт нравственного формирования связан с возникновением
качественно нового функционального образования - нравственных идеалов, воплощенных
в духовном облике конкретного человека. Воспринятый или созданный идеал человека -
это образ, который направляет поведение учащегося и служит критерием оценки других
людей и себя самого. Тем самым наличие идеала означает и наличие постоянно
действующего нравственного мотива.
2.5 Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов студентов
В широком плане духовно-нравственное воспитание – интегральный, стратегический,
интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Нравственная составляющая
духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на
сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и
миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом
ценностные ориентации личности.
Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании
рационального фактора реализуется несколькими путями:
Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным
видам творческой деятельности.
Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни.
Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей,
интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование
ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и
через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.
Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент
получает при овладении учебными дисциплинами.
Воспитательный потенциал учебных дисциплин гуманитарного цикла (единая
совокупность мировоззренческих, аксиологических, духовных, а также соответствующих
им организационно - деятельностных ресурсов аудиторной и внеаудиторной работы) с
позиции их значимости для формирования гражданской культуры у студентов среднего
специального учебного заведения достаточно велик. Гуманитарные дисциплины:
«Литература», «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Отечественная
история», «Социология», «Философия», «Культурология», обладающие огромным
воспитательным потенциалом, формируют гражданскую культуру студентов ССУЗа. Они
помогают воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в
современном гражданском обществе: патриотизм, толерантность, гражданственность и
другие. Кроме того, в процессе изучения гуманитарных дисциплин, постигая знания-
мнения о человеке, его взаимоотношения с природой, обществом, студенты приобретают
духовные ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции. Критериями уровня
оценки и самооценки духовно - нравственной воспитанности могут быть:
наличие у молодого человека научного мировоззрения;
наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию
со своим внутренним миром, природой и социумом;
стремление к самореализации;
успешность ведущей образовательной деятельности;
адекватность самооценки;
сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами
нравственности.
Вступая в определённые отношения с окружающими людьми, студенты в различных
жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт. Организация этого
опыта осуществляется путём вовлечения студентов в различные виды деятельности,
формирования на этой основе нравственного сознания, развития нравственных чувств,
выработки навыков и привычек нравственного поведения.
ВЫВОД:
Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно
внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного
заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания. "Духовная жизнь ни
есть отражение какой-либо реальности, она есть самая реальность" - пишет Бердяев.
Однако, о духе нельзя выработать понятие, но можно уловить признаки духа. К ним
Бердяев относит свободу, смысл, творческую активность, любовь, целостность, ценность,
обращение к высшему божественному миру и единение с ним. Поэтому, очень важно
знакомить молодых людей с общечеловеческими ценностями, так как они выступают в
качестве критериев как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К
ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень
материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию
личности и свободу выбора, семью, право и др.
В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно
взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже
присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи,
дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная
молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства.
Следовательно, ССУЗ не первым и не в одиночку воспитывает студента. Он только
подключается к нравственному формированию личности. Учреждения СПО готовят не
только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские
качества студентов.
Гражданин – это нравственный человек, способный подняться до интересов всего
общества, умеющий не только пользоваться своими гражданскими правами, но и
подчиняться законам общества.
Что есть духовность?
Синтез совершенства, стремленье духа к новой высоте.
Путь к Богу - утверждает духовенство,
Мудрец ответит просто - путь к себе,
Поэт с художником подскажут - вдохновенье,
Певец и композитор - песнь души,
Политик - совесть, физик - убежденье,
И все они по-своему правы.
Духовность - это творчества начало,
Полет души, что ввысь устремлена,
В которой звонкой песней зазвучала
Космической гармонии струна.
Духовность не имеет постулатов,
В ней Дух Святой,
Лишь с нею мы богаты.