Автор: Власенко Марина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 4
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль коллективного музицирования в процессе формирования и развития мотивации к обучению в классе домры"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Мурманска
Детская школа искусств № 4
Методический доклад
на тему:
«Роль коллективного музицирования в процессе
формирования и развития мотивации к обучению в
классе домры»
Подготовила:
преподаватель по классу домры
Власенко М.Ю.
2021г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
1.
Мотивация к обучению как фактор успеха в процессе овладения
инструментом ………………………………………………………………3-4
2.
Игра в ансамбле как способ развития мотивации к обучению ………….4-6
3.
Влияние коллективного исполнительства на реализацию творческого
потенциала личности ………………………………………………… ….. 6-7
4.
Роль руководителя ансамбля в процессе учебно-воспитательной
деятельности ……………………………………………………………….8-9
Заключение …………………………………………………………………..9
Список литературы …………………………………………………….......10
Введение
2
В современной музыкальной системе комплексного обучения в детской
школе
искусств,
где
каждая
образовательная
область
представлена
образовательным комплексом, повышается роль предметов, формирующих и
развивающих личность ребенка, прежде всего, за счет развития мотивации к
обучению и к самостоятельной деятельности в данной области. Возрастает
потребность в поиске таких форм и методов музыкального образования,
которые
способствуют
развитию
музыкальной
культуры
учащихся,
расширению
их
кругозора,
формированию
устойчивой
мотивации
к
музыкально-исполнительской деятельности, реализации общих и специальных
творческих способностей. Одной из таких форм музыкального образования
является коллективное музицирование.
Обучение на народных инструментах нельзя себе представить без
использования данной формы работы с учащимися.
Коллективное или
ансамблевое музицирование является универсальным и важнейшеим условием
формирования мотивации в обучении в классе народных инструментов, а также
становления профессионализма юного домриста-исполнителя в процессе его
подготовки к исполнительской деятельности.
Успех в обучении на музыкальном инструменте зависит не только от
музыкальных способностей и теоретических знаний ученика, но и от
мотивации (стремления заниматься на инструменте и достигать высоких
результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше усилий
учащийся склонен прикладывать к занятиям на инструменте.
1.
Мотивация к обучению как фактор успеха в процессе овладения
инструментом
Под мотивацией мы понимаем сложное психологическое образование,
вызванное каким-либо мотивом или группой мотивов, побуждающее личность
к действию.
Преподаватель, который умеет активизировать учащихся, достигает, как
правило, значительных успехов в обучении. Знания по мотивации необходимы
каждому преподавателю, так как, опираясь на них можно уверенно и грамотно
ставить цели в обучении и достигать их.
Анализ мотивов имеет важное значение для руководства деятельностью.
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на
определенные цели. Понимая мотивы, которые побуждают человека в
активности можно целеустремленно влиять на его мотивы и деятельность.
Мотивация ребенка обучающегося на музыкальном инструменте зависит
не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных
факторов, а именно, указаний, установок преподавателя, конкурсной ситуации.
Таким образом, мотивация – это совокупность всех факторов, как
личностных, так и ситуативных, которые побуждают человека к активности.
Процесс мотивации неразрывно связан с отношением учащегося к
обучению музыке. Воспитание правильной мотивационной направленности,
постановки целей у учащихся должно сопровождаться воздействием на
эмоциональное отношение их к учению. Эмоциональная сфера оказывает
3
влияние на мотивацию с энергетической стороны. От ее особенностей зависит
внешняя выраженность мотивации, динамика ее протекания в процессе
поведения и деятельности.
Вместе с тем, эмоциональное благополучие, захваливание ученика,
преобладание удовлетворенности собой у учащихся в крайних случаях может
приводить к застою в учебной работе. Задача преподавателя состоит в том,
чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и
тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью для
ученика.
Мотивация в обучении играет решающую роль в достижении результатов
в творческой деятельности учащихся,
и педагогу необходимо уделять
достаточно внимания для формирования правильных мотивов в обучении,
которые способствовали бы желанию самостоятельно учиться ребенку, а не из
мотива давления родителей, или из-за давления со стороны преподавателя.
Постоянная критика со стороны преподавателя в адрес учащегося приводит к
плачевным результатам и педагогическое общение строится на отрицательной
мотивации. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего,
желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны
преподавателя или родителей, плохой оценки и т.д. Постепенно формируется
нежелание
учиться
на
инструменте,
страх
перед
учителем.
Учебная
деятельность радости не приносит. Для ребенка любого возраста необходимо
чувствовать свою значимость состоятельность в обучении. Если ребенок
испытывает
неудачи
в
занятиях
на
музыкальном
инструменте,
если
преподаватель его постоянно критикует, то ожидать от него большого интереса
к обучению не приходится.
Не вызывает сомнения тот факт, что мотивация – это один из способов
управления
личностью,
воздействия
на
ее
потребности
и
желания.
Следовательно, ее формирование является важнейшей частью педагогической
деятельности в обучении.
2. Игра в ансамбле как способ развития мотивации к обучению
Ансамбль как вид музыкального творчества является одним из важнейших
факторов развития мотивация в обучении на музыкальном инструменте.
Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во
все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения
инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы.
Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и
концертных выступлений.
С самого раннего возраста, дети привыкают к музыке, естественно и
легко воспринимают ее, и стараются понять с таким же любопытством, как и
другие явления окружающего мира. Поэтому вначале занятий музыкой ребенка
необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность.
Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель-ученик.
Материалом для ансамбля могут служить уже накопленные сознанием и слухом
детей отрывки из музыки к кинофильмам, мультфильмам, телешоу и т.д. Г.
4
Нейгауз писал: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное
музицирование, совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие
художественное
значение
пьесы.
Дети
сразу
ощущают
радость
непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики
играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как
можно лучше выполнять свои первые музыкальные особенности. А это и есть
начало
работы над
художественным образом,
работа,
которая
должна
начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на инструменте».
Такое совместное музицирование с учителем, несомненно, будет формировать
интерес к занятиям на инструменте.
Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых
технические трудности преодолеваются сравнительно легко. Для маленьких
домристов используются пьески, в которых партия учащегося исполняется
только на открытых струнах, или изложена с минимальным количеством нот и
с простейшим ритмическим рисунком. На начальном этапе ансамблевого
музицирования ребенок принимает непосредственное участие в творческом
процессе, чувствует ответственность за свою партию, получает удовольствие от
игры на инструменте.
В ансамблевом музицировании учащийся применяет, прежде всего,
навыки игры на инструменте. Он учится слышать и понимать музыкальное
произведение (тему, подголоски, вариации). Ребенок должен хорошо знать
свою партию, хорошо ориентироваться в ней и исполнять, следуя замыслу
преподавателя. Он видит свою роль в работе над произведением, учится
общаться,
что
способствует
развитию
инициативности,
повышению
самооценки, реализации его эстетических потребностей.
Только игра в ансамбле может по-настоящему научить слышать не только
собственное
исполнение,
но
и
партнера.
При
совместном
исполнении
заостряется
ощущение
звукового
колорита,
повышается
чувство
ответственности за своего партнера. Ансамблевое исполнительство развивает
ритмическую точность и музыкальный динамизм во всех его оттенках,
вырабатывает умение соразмерять свою художественную индивидуальность,
свои технические приемы с индивидуальностью, стилем и приемами игры
партнера, что дает слаженность, стройность и высокую художественную
ценность исполнения в целом. Формируется так называемая «ансамблевая
техника»,
которая
способствует
совершенствованию
индивидуальных
технических навыков учащихся, выработке специфических, характерных для
ансамблевого музицирования приёмов игры.
Обмен опытом, знаниями, навыками и умениями намного обогащает
участников ансамбля. Менее продвинутые учащиеся неизбежно равняются по
более сильному исполнителю, что побуждает к домашним занятиям, с целью
преодоления недостатков в исполнении. Игра в ансамбле чрезвычайно
дисциплинирует
его
участников
в
ритмическом
отношении,
активно
совершенствует
их
метроритмические
навыки,
мелодический,
ладогармонический
и
тембровый
слух.
Кроме
того,
коллективное
5
исполнительство развивает в каждом из исполнителей чувство уверенности в
своих силах, позволяет укрепить творческие позиции.
Очень часто исполнитель-солист, работая над новым произведением,
долгое время остается единственным слушателем и ценителем игры. Участник
же ансамбля не только чувствует постоянную помощь со стороны партнеров и
преподавателя , но и осознает, что его игра может быть подвергнута критике.
Так как это касается в равной степени всех участников ансамбля, то критика со
стороны руководителя воспринимается ребенком более адекватно. Бывают
случаи, когда учащийся, не достигший высоких результатов в индивидуальном
исполнительстве, чувствует себя успешным среди участников ансамбля,
исполняя, например, альтовую или басовую партию, то есть технически
несложную. Его успешность в такой роли крайне важна. Иногда только таким
способом можно поддерживать интерес к обучению.
Коллективное исполнительство способно играть также существенную
дисциплинирующую, организационную роль, поскольку участник ансамбля
чувствует ответственность перед коллективом вместе с тем учащиеся имеют
возможность обмениваться накопленными знаниями, что делает процесс их
художественного обогащения особенно интенсивным.
3. Влияние коллективного исполнительства на формирование
творческого потенциала личности
Важно отметить, что коллективная исполнительская деятельность, по
сравнению с сольным исполнительством, создает наиболее благоприятные
условия для реализации творческого потенциала личности. Это объясняется
рядом причин. Во-первых, игра в ансамбле не требует от исполнителей такого
уровня
виртуозности,
который
необходим
солисту,
что
способствует
концентрации внимания не на технике игры, а на характере исполняемого
произведения.
Во-вторых,
совместное
творчество
создает
атмосферу
непринужденности, благоприятный психологический климат, раскрепощает
внутренние силы личности. В-третьих, появляется возможность коллективной
импровизации, в которой проявляется индивидуальность исполнительских
навыков каждого музыканта. Кроме того, коллективная ответственность за
качество исполнения предполагает достаточно высокую активность каждого
участника,
вовлеченность
его
в
совместную
творческую
деятельность,
являющуюся средством развития творческих способностей личности. В
процессе деятельности творческий потенциал личности проявляется как
совокупность определенных личностных качеств индивида, отражающих
особенности его интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сфер.
Игра в ансамбле отличается тем, что здесь индивидуальное восприятие
содержания
музыкального
произведения
должно
соответствовать
общепринятой концепции интерпретации авторского замысла. Поэтому выбор
средств
музыкальной
выразительности,
необходимых
для
раскрытия
художественного
образа
произведения,
осуществляется
в
процессе
межличностного общения участников ансамбля, которое обогащает творческую
фантазию музыкантов, развивает воображение и ассоциативное мышление. То
6
есть, на основе уже имеющихся знаний и исполнительского опыта каждого из
музыкантов
происходит
совместный
выбор
новых
способов
решения
творческих задач, формируются такие личностные качества как креативность,
сообразительность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность,
требовательность к себе.
Коллективное исполнительство оказывает влияние и на развитие
интеллектуальной сферы личности, так как в условиях ансамбля музыкантам на
много чаще приходится выполнять анализ, сравнение и синтез музыкального
материала,
что
и
формирует
соответствующие
способности
личности.
Необходимо отметить, что реализация творческого потенциала учащихся
невозможна без учета основных принципов ансамблевого музицирования,
благодаря которым достигается технически грамотное исполнение.
Рассматривая ансамблевое музицирование в качестве одного из видов
исполнительской
деятельности
можно
утверждать,
что
данная
форма
исполнительства является одним из средств формирования личности музыканта
и развития его творческого потенциала. Кроме того, в процессе ансамблевой
игры
формируются
новообразования
личности,
соответствующие
ее
творческому потенциалу.
Игра в ансамбле способствует развитию произвольного внимания,
памяти, творческой фантазии. Особое значение в этом процессе приобретает
ансамблевый
слух,
благодаря
которому
развивается
восприятие
и
аналитическое мышление. Совместная работа над созданием художественного
образа формирует ассоциативное мышление и воображение.
Для того, чтобы маленький домрист получил удовлетворение от работы в
коллективе,
необходимо
создать
ему
условия
для
творческой
самостоятельности, дать возможность раскрыть свои инициативы, поверить в
свои силы. Все усилия педагога должны быть направлены на раскрепощение
учащегося. Нужно легко и незаметно помочь ему преодолеть трудности в
обучении, воспитать стремление к лучшим результатам.
Нельзя допускать, чтобы учащиеся на уроках бездумно выполняли те или
иные указания. Необходимо искать пути и средства развития творческой
инициативы,
мотивировать
учащихся
к
успеху,
развивать
адекватную
самооценку. Не вызывает сомнения тот факт, что мотивация – это один из
способов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.
Следовательно,
формирование мотивации является важнейшей частью
педагогической
деятельности
в
обучении.
Становление
творческой
индивидуальности является необходимым условием для развития гармоничной
личности.
4. Роль руководителя ансамбля в учебно-воспитательной
деятельности
В воспитании творческой, гармоничной личности огромную роль играет
личность самого преподавателя. От личных качеств руководителя коллектива,
хоть и маленького, зависит многое. Преподаватель должен обладать такими
качествами
как
нравственная
принципиальность,
доброжелательность,
7
терпимость, интеллигентность, духовность. Несомненно он должен быть
творческой личностью. Самодовольство, зазнайство, высокомерие – качества,
несовместимые с положением руководителя коллектива. В силу специфики
своей профессии, преподаватель как руководитель ансамбля, формирует
взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы учащихся. Он должен быть не
просто широко образованным человеком, хорошо владеющим проблемами
воспитательной работы, но и духовно развитой личностью в высоком значении
этого слова.
Для формирования интереса к обучению на музыкальном инструменте,
интереса
к
коллективному
творчеству,
необходимо
доброжелательное
отношение к каждому ученику со стороны преподавателя. Готовность замечать
и поддерживать все лучшие личностные качества ребенка, умение услышать и
отметить привлекательные черты в его исполнении, как бы скромны они не
были – все это способствует возникновению доверительных отношений между
руководителем и участником ансамбля. Когда ученик видит, что преподаватель
проявляет к его личности неподдельный интерес, он всегда будет готов
учиться, так как именно внимания со стороны взрослых не хватает ребенку
независимо от возраста. Ощущение успеха в обучении является центральным
фактором формирования мотивации
у учащихся. Если участник ансамбля
испытывает заинтересованность руководителя в его успехе, если он ощущает
свою ценность в коллективе – то такой ученик вряд ли оставит обучение на
инструменте.
Незаменимую роль в педагогическом общении имеет авторитет
преподавателя. Авторитет приобретает педагогический смысл и действенность
не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия,
противодействие
детям,
поддержания
внешнего
порядка.
Его
ценность
раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на
развитие
в
воспитанниках
свободной
и
нравственной
воли,
таланта,
ответственности,
самоутверждения
и
творческого
самопроявления.
Непосредственное общение с детьми, духовно-ценностное влияние на них
требует от руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям
и состояниям детей, формирование их личностных качеств и индивидуальных
способностей.
Педагогический процесс в области коллективного музицирования
невозможен
без
авторитета
человеческой
притягательности,
без
брожелательности
и
взаимной
симпатии
преподавателя
и
учащихся.
Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самое благоприятная и
эффективная
атмосфера
педагогического
взаимодействия.
Эффект
человеческой притягательности возникает в руководителе не только благодаря
его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие
таланта человеческого интереса, любви к детям.
Это талант уважения личности
ребенка, сочувствие к его проблемам и переживаниям, требовательной помощи
ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения.
Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы
8
организовать
творческую
коллективную
жизнь
детей,
научить
их
целеустремленности, требовательности к себе, доброте и толерантности. Он
испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с
детьми, видя успехи своих воспитанников.
Заключение
Преподаватель класса домры, как и преподаватель любого другого
музыкального инструмента должен иметь элементарные знания психологии,
уметь прогнозировать и планировать свою работу с учеником, уделять особое
внимание мотивационной стороне обучения, так как мотив формирует
деятельность человека во всех направлениях.
Коллективное музицирование – необходимый педагогический
инструмент, без которого невозможно полноценное развитие учащихся в
обучении на музыкальном инструменте. Ансамблевая игра – это тот элемент,
который помогает формировать мотивацию к обучению, сохранять интерес к
занятиям,
формирует
необходимые
личные
качества
ученика
и
исполнительские навыки.
Список литературы
1.
Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А.
Баренбойм. – М.: Музыка, 1974. – 335 с.
9
2.
Гончарова, Н.А. Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса
в обучении музыке детей со средними природными данными. – «Феникс».
Р-н-Д., 2002. – 112 с.
3.
Готлиб, А.Д. Основы ансамблевой техники / А.Д. Готлиб. – М., 1971. – 92 с.
4.
Дедук, Л.Л. Ансамблевое исполнительство - основа всестороннего развития
музыканта / Л.Л.Дедук // Камерный ансамбль в системе музыкального
образования. – Минск., 2002. – С. 3 – 8.
5.
Драгайцева, Д.Г. Ансамблевое музицирование подростков в классе общего
фортепиано как фактор развивающего обучения: в детской музыкальной
школе: дис. … канд. пед наук: 13.00.02 / Д.Г. Драгайцева. – Москва, 2005. –
153 с.
6.
Лукашевич, Т.Н. Педагогические традиции коллективного народного
инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии: дис. …
канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Лукашевич. – Чебоксары, 2005. – 217 с.: ил.
7.
Пархоменко, В.П. творческая личность как цель воспитания / В.П.
Пархоменко. – Минск: НИО, 1994. – 160 с.
8.
Ризоль, Н.И. Очерки о работе в ансамбле баянистов (на основе опыта
квартета баянистов Киевской филармонии) / Н.И. Ризоль. – М., 1986. – 224
с.: ил.
9.
Финберг, М.Я. Вопросы ансамблевого исполнительства / М. Я. Финберг. –
Минск: Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка., 1997. – 36 с.
10. Чумакова, С.П. Развитие творческих способностей младших школьников:
методические рекомендации. / С.П.Чумакова. – Могилев. 2005. – 32с.
10