Автор: Валеева Светлана Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 63 г. Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: Как справиться со стрессом учителю в период перегруза
Раздел: среднее образование
Тема: Как справиться со стрессом учителю в период перегруза
Профессия учителя связана с удовлетворением интеллектуальных потребностей.
Поставив превыше всего интеллектуальные нагрузки, учитель подвергает организм
бесконечным психическим перегрузкам. Работая, педагоги склонны игнорировать
накапливаемые напряжения и усталость, забывая нужное правило: «Отдыхать нужно раньше,
чем устал». Учителю нужно уметь не только восполнять свои ресурсы, но и мудро
растрачивать их в течение учебного года. Для этого и необходимо иметь представление о
природе стресса и способах саморегуляции, т.е. способности управлять собственными
психическими состояниями и поведением, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в
сложных педагогических ситуациях. В связи с этим очевидно, что педагоги должны обладать
знаниями о разнообразных проявлениях стресса, основных причинах его возникновения, его
закономерностях, и, что самое важное, владеть эффективными методами его оптимизации.
Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – общее напряжение организма,
возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя.
Основные признаки стресса:
- физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение,
хроническая усталость, частые простуды и т. д.);
- эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия,
импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары,
раздражительность и т. д.);
- поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему
внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).
Причина эмоционального стресса:
Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций
Загруженность в течении рабочего дня
Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка
Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности
Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения
•
У ответственного учителя на подготовку у уроку (вернее сказать, к следующему
учебному дню) уходит самое меньшее 1, 5 – 2 часа. Это только отдельным людям,
находящимся довольно далеко от педагогики, кажется, что провести урок — это
проще простого. А ведь нужно составить план каждого занятия, подобрать
интересные материалы, наглядные примеры, детально продумать, как удержать
внимание младших школьников в течение всего урока, при этом, не утомив детей.
Каждый раз приходится продумывать методику проведения не только урока (а их не
менее 4 – 5), но и способы индивидуальной, групповой работы с обучающимися,
требующими по разным причинам пристального внимания.
•
Кроме этого —ежедневная проверка тетрадей по математике и русскому языку (40 – 50
тетрадей). А в них нужно не только исправить ошибки, но и проанализировать их
причины.
•
А ещё оформление каждый день классного журнала, проверка дневников, заполнение
текущей документации.
•
Перемена — и это тоже не отдых: надо непременно успокоить Лену, помирить Сашу с
Геной, проветрить класс, успеть забежать в учительскую и, наконец, настроиться на
следующий урок.
•
Много времени и сил отнимает внеклассная работа — подготовка к праздникам,
экскурсии, кружки. А уж если педагог ведет и группу продленного дня, то нагрузка
удваивается.
•
Самое тяжелое в психологическом плане — это беседы с родителями в школе до и
после уроков, на переменах, вечерние звонки пап и мам по телефону.
Что же можно сделать, чтобы не принимать всё близко к сердцу и не расстраиваться в
тех случаях, когда можно просто изменить акцент с минуса на плюс?
•
Старайтесь планировать. К стрессу может привести простейшая дезорганизация.
Наличие огромного количества одновременных планов может приводить к путанице,
забывчивости, ощущению, того, что у вас остаётся масса неоконченных проектов.
Учитесь определять краткосрочные и долгосрочные цели.
•
Принимайте и признавайте несовершенства и ограничения. Многие из нас ставят
перед собой
недостижимые и завышенные цели, а потом долго и сильно
расстраиваются, не реализовав их. Человек не может быть совершенным, потому
часто в подобных случаях чувствует себя несостоятельным.
•
Позволяйте себе расслабиться, заняться интересным делом.
Порой просто
необходимо убежать от обыденных жизненных проблем и развлечься. Найдите себе
занятие по душе, приятное и увлекательное для вас. Стремитесь разделять
профессиональную деятельность и частную жизнь.
•
Будьте
положительной
личностью.
Старайтесь
сосредотачиваться
на
положительных качествах окружающих. Хвалите других людей за те вещи и качества,
которые Вам в них нравятся. Избегайте конфликтов и критики в адрес окружающих.
Овладейте техникой позитивного мышления.
•
Избегайте ненужной конкуренции. Стремление к победе и безупречному выигрышу
в
слишком
многих
областях
жизни
вызывает
напряжённость,
тревожность,
агрессивность и другие негативные проявления.
•
Рассказывайте о своих неприятностях и трудностях.
Выберите себе друга,
консультанта или других людей, с которыми вы можете поделиться наболевшим,
«выговориться».
•
Учитесь прощать. Нетерпимость к другим людям приводит к гневу, неприязни,
фрустрации. Развивайте в себе эмпатийные качества. Ведь это поможет Вам жить в
ладу с самим собой, поможет понять, что на самом деле чувствуют другие люди.
•
Используйте естественные способы саморегуляции: длительный сон, вкусная еда,
общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка.
•
Учитесь давать себе самоприказы. Находите возможность хвалить себя в течение
рабочего дня не менее 3–5 раз, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!»
•
Стремитесь к саморазвитию как в профессиональном, так и личностном плане.
Ведь непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его
квалификации и психолого-педагогической компетентности будет способствовать
стабильности личностной и профессиональной самооценки.
Придумывайте секреты управления своим личным миром
Как сделать свой личный мир более приветливым, уютным, радостным? Решение этой задачи
не может быть универсальной, каждый выбирает то, что подходит ему одному.
Чтобы понять, что подходит именно вам, экспериментируйте с разными стратегиями.
Замечайте, что вызывает у вас чувство успокоения и гармонии с миром. Накопите, перебирая
варианты, свой sos-комплект приемов и используйте обязательно! Не забывайте пополнять
его. Вот только некоторые секреты:
Найдите для общения таких людей, которые поддерживают и окрыляют вас.
Вкусная еда – эффективное антистрессовое средство. Только не переусердствуйте!
Справиться с эмоциональным негативом помогает 15-минутный душ под теплыми струями
воды, так, чтобы они массировали голову и плечи.
Некоторые восточные практики учат: «Хотите избавиться от печали, передвиньте 27
предметов в доме». Считается, что это освобождает пространство для позитивной энергии.
У многих людей стресс выражается в том, что зажимаются мышцы плечевого пояса, шеи и
пояснично-крестцового отдела позвоночника – отсюда и головные боли, и боли в спине.
Хорошую помощь могут оказать массаж или плавание, а также баня.
Уборка в доме помогает упорядочить мысли и сосредоточиться. Кроме того, чистота и
порядок радуют глаз, приносят чувство гармонии, легкости и наполняют душу покоем.
Психологи советуют каждый вечер перед сном записывать пять приятных вещей, которые
случились с вами за день.
Хотя бы иногда найдите время, чтобы побыть в одиночестве. подумайте, чего бы вам
хотелось больше всего, и запишите желание на бумаге. Сформулированным желаниям легче
превратиться в четкий план и начать реализовываться.
Хобби — лучшее средство от стресса. Делайте то, что вам приятно и ни в коем случае не
давайте делам вытеснить любимое занятие из вашей жизни.
Запахи сильно связаны с эмоциональной памятью. Поэтому очень полезно иметь под рукой
аромат, который ассоциирующийся у вас с чем-то очень хорошим. Если его нет, найдите
собственную гамму радующих вас ароматов.
Небольшая порция адреналина отлично помогает отвлечься от будней. Вариантов
экстремальных развлечений сейчас множество. От прыжков с парашютом до полетов на
параплане, от джип-туров до квестов и экшн, которые позволяют отправиться в короткое
путешествие по искусственно созданной реальности.
Не забывайте и о себе! Помните, что эмоциональная стабильность – это ваш помощник на
уроках и залог эффективного выполнения работы. Любите себя. Старайтесь
расслабляться, отпускать эмоции и напряжение. После напряженного периода работы,
балуйте себя чем-то, что вы любите и что приносит вам удовлетворение и успокоение.
Например, чашечкой любимого кофе с пирожным,чтением главы интересной книги,и т.д.
При долгом сидении, применяйте так называемую «позу кучера», которая поможет
сбросить напряжение спины и плечевого пояса.
И самое важное – помните, вы не успеете все и сразу. Размеренно и постепенно переходите
от одного занятия к другому, сохраняя себя и свой организм в состоянии гармонии, чтобы
стрессовый период не оставил губительного следа на вашем здоровье.