Напоминание

"Лесная промышленность"


Автор: Платонова Галина Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Ипатово, Ставропольский край
Наименование материала: конспект урока по теме "Лесная промышленность" 9 класс
Тема: "Лесная промышленность"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ипатовская средняя общеобразовательная школа № 6

г. Ипатово Ставропольского края

Разработка урока по географии

9 класс

по теме «Лесная промышленность»

Автор: учитель географии,

высшая квалификационная категория

Платонова Галина Николаевна

г. Ипатово, 2021

Урок по теме «Лесная промышленность»

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений, навыков.

Методы урока: лекция, взаимное обучение, беседа, самостоятельная работа,

практическая работа.

Цели урока:

1. Образовательная: познакомить учеников со структурой лесной промышленности и

ее проблемами, составом отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной

промышленности.

2. Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, анализа

статистических данных, умения делать выводы и устанавливать закономерности.

3. Воспитательная: привести учеников к мысли о исчерпаемости ресурсов,

необходимости их рационального использования и бережного отношения к природе.

Задачи урока

1. Актуализировать знания о лесах России, полученные в курсе 8 класса.

2. Создать условия для обучающихся, при которых они смогут:

называть особенности лесной промышленности;

приводить примеры регионов со специализацией на лесной промышленности;

называть причины, влияющие на специализацию регионов России на лесной

промышленности;

выявлять особенности и структуру лесной промышленности, причины создания

лесопромышленных комплексов;

называть специфические черты и перспективы развития лесной

промышленности России;

называть и показывать объемы номенклатуры по тематике урока.

3.

Обратить внимание учащихся на проблемы лесного комплекса России.

4.

Показать необходимость бережного отношения к природе и рационального

использования ресурсов.

Оборудование: учебники, атласы

УЭ -0

Цель: организационный момент

Приветствие, работа с журналом…

Запишем домашнее задание:

учить

§

26, выполнить задание от теории к

практике на стр. 169 или составить ЛОК по сложным вопросам (стр. 169).

Завершить схему:

«Межотраслевые связи лесной промышленности»

УЭ – 1

Цель: Проверка домашнего задания

I

Почему химическая промышленность является уникальной?

(уникальность в том, что важнейшее её направление НТП -

химизация* (внедрение химических методов в процесс

производства (во все отрасли нар./хозяйства).

Что это дает экономике?

1.

создает новые материалы

2.

почти неограниченная сырьевая база: нефть, газ, вода, воздух,

древесина

3.

химическая промышленность, вследствие разнообразия технологий

имеет огромные возможности для комбинирования на основе

комплексной переработки сырья

II

Немые ответы

– составить схемы:

«Структура химической промышленности» (особенности отрасли)

«Дайте оценку горной и основной химии»

Работа с картой (центры химической промышленности)

III

Тренинг «Что?» «Кто?» «Где?»

Ставропольский

Карелия

Чукотский

Где в России добываются

соли? (Баскунчак, Соль-

Илецк, Березники;

калийная -Соликамск

Норильск

Сахалин

Древесина — это материал,

получаемый из срубленного и

очищенного от коры и ветвей

ствола дерева

Специализация

Из какого сырья

производится натуральный

каучук? ( из сока гевеи)

Тольятти

Сектора экономики

Отрасль

Межотраслевой комплекс

Цветная металлургия

Голубой поток

Кооперирование

Тайга

Лиственница

КМА

Где в России добываются

фосфориты, апатиты?

Из чего производят

искусственные волокна?

(из природных полимеров –

из целлюлозы. Вискоза).

Целлюлоза

-используется в

производстве бумаги,

искусственных волокон

Основная химия

ЛПК?

Химизация

1.

Кооперирование* - это объединение специализированных предприятий

для выпуска готовой продукции.

2.

Специализация * - это сосредоточение предприятия на выпуске

однородной продукции.

Спасибо! Оценки!

УЭ -2 Цель: Постановка проблемы

1.

Можно ли отнести лесную промышленность к первичному

сектору хозяйства?

2.

Древесина – универсальное сырьё?

3.

Как менялось использование древесины по мере развития

хозяйства?

Сегодня на уроке мы должны решить эту проблему.

4.

На каком основании, на ваш взгляд, предприятия химической и

лесной промышленности можно объединить в один комплекс?

УЭ – 3

Цель:

Изучение нового материала.

План урока на доске:

1.

Значение леса.

2.

Размещение ресурсов.

3.

Состав отрасли.

4.

ЛПК.

5.

Проблемы и пути их решения

Лес – это богатство. Но богатство нужно использовать. Иначе, какое

это богатство? Так что же дает нам лес?

Послушаем стихи о лесе:

«Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного Севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и всё в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес!

Ты испокон веков сдружился с человеком,

Берёт он для себя от «щедрости» твоей

Грибы и ягоды по солнечным просёкам

И пищу, и жильё, и мачты кораблей!»

Вс. Рождественский

Учитель: Какие прекрасные, захватывающие дух слова сказаны о лесе.

Значит, лес играет очень важную роль в жизни человека.

Каждый день мы произносим слова «здравствуйте» или «здорово». А

задумывались ли вы, что эти слова обозначают?

Древнерусское слово «съдоровъ» обозначает – из хорошего дерева, значит

употребить слово «здравствуйте» - пожелать быть твёрдым и крепким как

дерево. У русского народа, живущего в лесном краю, деревья считались

носителями жизненной энергии, которая могла передаться человеку и дать

ему силы и здоровье.

Составим схему «Значение леса»

← Значение леса →

(Кислород, дом, одежду, еду, тепло зимой, прохладу летом, огонь и свет, радость

общения).

Конкретизируем - какое значение имеет лес для человека, хозяйства и природы?

Самостоятельно запишем значение леса , при этом в тетради выделим три

колонки (время одна минута) – работаем в парах можно пошептаться.

Я читаю…

- промышленное сырье

- защита почвы от водной и ветровой эрозии

- сберегает влагу в земле (почве)

- сдерживает разливы рек

- охраняет поля от суховеев

- дом и убежище для животных

- лекарственные растения

- ягоды, грибы

- выработка кислорода

- древесина – весьма ценное сырье, необходимое для производства

строительных материалов, для производства мебели, музыкальных

инструментов, мачт кораблей, шпал, спичек, из неё делают бумагу и

получают даже порох!!!

Добычей и переработкой древесины занимается лесная

промышленность!!!

Тема нашего урока «Лесная промышленность»

Учитель: сегодня мы познакомимся со спецификой лесной

промышленности России, составом отрасли и закономерностями

размещения отраслей лесной промышленности. Познакомимся с

новым понятием – лесопромышленный комплекс (ЛПК). Ещё

раз докажем, что мы с вами любим нашу природу и относимся к

ней бережно.

Какие учебные задачи мы должны поставить?

1. Специфика лесной промышленности

2. Состав отрасли

3. География отрасли (главные базы)

4. Лесопромышленный комплекс

5. Проблемы и пути решения

- 4

:

УЭ

Цель размещение ресурсов

Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира. По производству

бумаги – 17 место, а по заготовке древесины и производству

пиломатериалов занимает 4 место, целлюлозно – бумажная

промышленность выпускает приблизительно 200 видов бумаги, 40 видов

картона.

Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины – это 22%

мировых лесных ресурсов.

Площадь под лесами составляет 45% территории или 771, млн. га.

В основном это – тайга, преобладают более 80% хвойных деревьев.

Самой распространённой породой является лиственница.

Все леса делятся на 3 группы:

1.

леса заповедные, водо- и полезащитные, рекреационные - здесь

возможна только санитарная рубка леса;

2.

рубка может вестись в небольшом объеме

3.

возможна промышленная рубка

для определения группы леса пользуются коэффициентом лесистости:

Л = площадь, занятая лесом: площадь района

×

100%,

Если Л >50% ,то леса относят к 3 группе, где возможна промышленная

рубка.

Работа с картой!

Карты атласа «Лесная промышленность» на стр. 15 (работа в парах)

Определите:

лесоизбыточные районы России – на Европейском Севере, Урале, в

Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

лесодефицитные районы – Европейский Юг, побережье СЛО, Северо

– Восток РФ

(схема в тетрадь).

1.

В какой из этих зон находимся мы?

2.

Почему заготовка осуществляется вдоль рек и железных дорог?

УЭ – 5

Цель: Отрасли лесной промышленности (стр. 166 рис. 75)

Схема на доске: «Структура лесной промышленности»

Лесозаготовка (круглый лес)

Деревообработка (механическая обработка)

Переработка древесины

Лесохимия ЦБП

??? Кто является основным потребителем древесины?

- деревообрабатывающая промышленность, состоящая из отраслей:

лесопиления, производства древесностружечных плит, фанеры, сборных

домов, мебели и спичек.

- Важнейшей отраслью лесного комплекса является целлюлозно-бумажная

промышленность, которая производит целлюлозу, бумагу, картон.

Исторически производство бумаги возникло в Центральном районе, однако

в настоящее время больше всего бумаги производится в Северном,

Уральском, Волго-Вятском районах. Эта отрасль отличается высокой

материалоемкостью, большой водоемкостью и значительной

энергоемкостью. Для производства 1 т целлюлозы расходуется 5

м

³

древесины и до 350 м

³

воды. Из целлюлозы изготовляют: искусственное

волокно, целлофан, лаки, линолеум и даже порох.

!!! химическая переработка древесины позволяет утилизировать отходы

лесопиления и деревообработки: опилки, стружки, щепки. Из этого

дешевого сырья можно получить: этиловый спирт, глицерин, скипидар,

деготь…

Учитель

: Где могут размещаться отрасли лесной промышленности?

1.

Лесозаготовка – в лесоизбыточных районах вдоль рек и железных

дорог.

2.

Лесопиление – тяготеет к лесозаготовке, в устьях сплавных рек на

пересечении рек и железных дорог.

3.

Мебельное производство – к потребителю.

4.

Целлюлозно – бумажное производство водо- и энеоргоёмко и требует

наличие древесины (Карелия, Сибирь, Урал).

!!! Самое большое количество ЦБК построено в бассейне реки Северной

Двины.

УЭ – 6 Цель: ЛПК

Лесопромышленные

комплексы

(ЛПК*)

объединение

различных

производств лесной промышленности для комплексного использования

древесины

(т.е.

территориальное

сочетание

всех

трех

стадий

производства:

заготовки, механической переработки и химической

обработки древесины).

Работа с атласом.

Найдите:

1.

По три - ЦБК в Европейской ( Новодвинск, Сыктывкар, Кондопога) и

Азиатской частях России (Байкальск, Братск, Усть –Илимск)

2.

Четыре - ЛПК (Архангельск, Братск, Амурск, Сыктывкар)

УЭ – 7 Цель: Проблемы и пути их решения.

??? Какие вы слышали, а может быть, знаете, проблемы лесов, ЛПК?

1.

истощение запасов древесины

2.

экологические :

a) сплав леса по реке ( древесина и кора разлагается и отравляет реку)

b) отходы в районах лесозаготовки

c) сбросы в водоемы жидких отходов ЦБК

d) пожары

??? Как можно уменьшить отрицательное влияние лесной

промышленности на окружающую среду?

Важнейшей задачей

является более полное использование лесных

ресурсов (отходы при лесозаготовке и переработке древесины достигают

25 – 75%). По эффективности использования сырья наша страна отстает от

экономически развитых стран. Так, в Финляндии из 1 м

³

древесины

получают 190 кг бумаги и картона, в США - 135 кг, у нас – 29 кг. Остается

много отходов на лесосеках, вдоль путей транспортировки, что наносит

значительный вред окружающей среде.

1. Поэтому

необходимы

комплексные

мероприятия

по

лесовыращиванию, заготовке и переработке леса.

2. Повышение продуктивности лесов, совершенствование способов их

восстановления, защите.

Учитель: Я называю проблему, а вы предлагаете путь решения:

1.

Истощение

древесины

в

Европейской

части

России

-

(лесозаготовка)

2.

Молевой сплав леса (кора и древесина гниёт и отравляет воду) - …

(сплав леса на плотах или по железной дороге).

3.

Огромные отходы в районах лесозаготовки - … (создание новых

ЛПК).

4.

Вырубка леса по берегам, что приводит к обмелению рек - …

(лесопосадка).

5.

Сбросы

отходов

ЦБК

-

(создание

очистных

сооружений,

использование водооборота).

УЭ – 8 Цель: Закрепление

Практическая работа!

Нанесите на контурную карту России: (работа в парах)

1. Целлюлозно-бумажные комбинаты:

- Архангельск - Красноярск

- Кондопога - Усть-Илимск

- Коряжма - Братск

- Соликамск - Байкальск

- Амурск - Амурск

2. Лесопромышленные комплексы:

- Усть-Илимский - Архангельский

- Братский - Сыктывкарский

3. Лесные порты:

- Архангельск - Игарка

- Онега - Нарьян-Мар

В целом для лесного комплекса страны характерно несовпадение

размещения лесных ресурсов, лесозаготовки и переработки древесины.

Вопросы на репродукцию знаний

1.

Какую часть лесов составляют хвойные леса? (80%)

2.

Назовите основные отрасли лесной промышленности.

3.

Какую продукцию производит ЦБК?

4.

Что такое лесопромышленный комплекс?

5.

Назвать

факторы

размещения:

лесозаготовки,

целлюлозно-

бумажного производства, мебельного производства.

6.

Правильно ли на ваш взгляд,было размещение ЦБК в Байкальске?

7.

Город Архангельск называют «российской лесопилкой». Какие

факторы способствуют формированию в Архангельске центра

лесной промышленности? (См. карту).

8.

Какое утверждение и почему, на ваш взгляд, является правильным:

a) Главный

путь

обеспечения

страны

продукцией

лесной

промышленности - увеличение объема заготовок древесины в

районах Сибири и Дальнего Востока.

b) Для обеспечения страны продукцией лесной промышленности

необходимо внедрять технологии, позволяющие сократить

потери при заготовке, транспортировке, переработке.

Как вы думаете, мы ответили на поставленные учебные задачи?

1.

Специфика лесной промышленности

2.

Состав отрасли

3.

География отрасли (главные базы)

4.

Лесопромышленный комплекс

5.

Проблемы и пути решения

??? На каком основании, на ваш взгляд, предприятия химической и

лесной промышленности можно объединить в один комплекс?

Оценки!

Домашнее задани :учить § 26, выполнить задание от теории к

практике на стр. 169 или составить ЛОК по сложным вопросам (стр.

169).

Завершить схему:

«Межотраслевые связи лесной промышленности»



В раздел образования