Автор: Бочкарёва Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №25"
Населённый пункт: Город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину".
Михаил Пришвин
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют
всё
больше
внимания.
Почему
эти
проблемы
стали
актуальными?
Причина
–
в
деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической
точки
зрения,
расточительная,
ведущая
к
нарушению
экологического
равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда - то был ребёнком. Вот
почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей,
начиная с раннего возраста.
Первым
звеном
в
системе
экологического
воспитания
является
дошкольное
детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру
природы
являются
основополагающими
факторами
для
успешного
экологического
воспитания в ДОУ. Вторая сторона проблемы - это повышение уровня экологических
знаний и культуры взрослых, воспитывающих детей.
С
одной
стороны,
ребята
-
дошкольники
с
большим
интересом
относятся
к
растениям,
животным,
любят
их,
но
с
другой
стороны
–
проявляют
жестокость,
равнодушие.
А
сегодня,
когда
родители
в
силу
своей
«вечной»
занятости,
уделяют
общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь
зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к
окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред
природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием
дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.
Наличие
обширного
информационного
поля
позволяет
приобщать
малышей
к
красоте природы, её тайнам и загадкам, но просмотр даже самых интересных сюжетов с
экрана телевизора или компьютера не даст возможности
ребёнку понять сущность
взаимосвязей в природе, научиться по-настоящему любить и ценить её.
Исходя из этого, мы поставили для себя задачу: дать детям знания о природе с
экологической
направленностью,
сформировать
умение
использовать
их
в
реальной
жизни, в поведении, в разнообразной деятельности. Все эти знания и умения должны
воспитывать у ребёнка гуманное отношение к природе.
Для успешного решения этой задачи и усвоения новых знаний и умений особое
внимание
отводится
использованию
современных
образовательных
технологий,
нетрадиционным подходам в формировании экологической культуры дошкольников, а так
же активному привлечению родителей.
Проектная
деятельность,
технологии
решения
изобретательных
задач
(ТРИЗ),
моделирование,
опытно
-
экспериментальная
деятельность
детей,
использование
компьютерных
технологий,
здоровьесберегающих
технологий
это
современные
образовательные технологии, которые помогут нам в решении задачи по экологическому
воспитанию, но большую часть мы уделим нетрадиционным подходам.
Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями
воспитанников. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов
работы с семьями для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в
рамках
образования
дошкольников.
Современный
детский
сад
должен
стать
детско
-родительским
центром,
в
котором
каждая
семья
найдет
помощь
и
поддержку
в
воспитании детей.
Известно, что семья влияет на воспитание ребёнка, приобщает его к окружающей
жизни. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше времени своим детям.
У каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней. Чтобы привлечь
родителей,
лучше
узнать
историю
города
и
края,
и
познакомить
с
ней
детей,
мы
предложили совместный проект «Маршрут выходного дня». Совместные мероприятия –
достойная альтернатива времяпровождению у компьютеров и телевизоров.
Так же это
одна из эффективных форм организации, как досуга воспитанников, так и их образования.
Через прогулку доступно изучение истории, культуры и географии родного края.
Интерес к истории и искусству у детей не возникает сам собой. Вызвать этот
интерес не так уж сложно. Важно, чтобы ребёнок извлёк из походов максимум пользы.
Для
этого
требуется
специальная
подготовка
и
направляющее
внимание
со
стороны
родителей.
Дети должны не только получать знания о своем городе, но и активно участвовать в
добывании этих знаний вместе с родителями.
Целью
разработки
«маршрутов
выходного
дня»
является
воспитание
у
дошкольников
уважения
и
интереса
к
родному
краю
через
взаимодействие
и
сотрудничество
педагогов
с
семьями.
Цель
может
быть
реализована
через
решение
следующих задач:
- обобщать и систематизировать знания о родном крае,
- расширять детский кругозор,
- формировать представления о достопримечательностях города;
- знакомить детей с географическим расположением города,
- воспитывать любовь и чувство гордости за город, в котором живем.
Успеха
в
воспитании
чувства
патриотизма
у
дошкольников
можно
достигнуть
только тогда, когда воспитатель сам будет знать историю своего города, своей страны.
Прежде чем давать знания детям, необходимо учиться самому. Важно суметь преподнести
материал понятно и доходчиво. От этого зависит, воспримет ли ребенок полученные
знания и появится ли у него желание узнать что - то новое.
«Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст
ребенка определяет специфику маршрута. В младшем дошкольном возрасте дети еще
трудно представляют себе город. Знакомство с ним следует начинать с экскурсий по
близлежащим улицам. В старшем дошкольном возрасте объем знаний о родном городе
у в е л и ч и в а е т с я .
З н а ко м и м
д е т е й
с
и с т о р и е й
г о р о д а
Б р а т с к а
и
е г о
достопримечательностями, знаменитыми людьми. Алгоритм разработки маршрутов:
1.
Родительское собрание. Рассказ родителям о том, какие мероприятия проводятся в
ДОУ для ознакомления детей с родным городом. Результат: Мотивация родителей на
предстоящую деятельность.
2.
Сбор сведений о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни
города. (Подбор иллюстраций о городе, книг, вырезок из газет, журналов, видеофильмов
о городе.) Результат: Оформление альбомов, фотоальбомов.
3.
Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей,
на которых стоит акцентировать внимание ребенка.
4.
Прогулка по маршруту. Результат: Фотовыставка, доклад, рисунки, презентации,
стенгазеты.
Такими
же
эффективными
подходами
в
формировании
экологической
культуры
дошкольников
являются
экскурсии,
прогулки,
опыты,
художественная
литература,
тематические занятия, интеллектуальные викторины, праздники и развлечения.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по
экологическому воспитанию. Одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На
экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их
обитания.
Благодаря
экскурсиям
у
детей
развивается
наблюдательность,
возникает
интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирали разнообразный
природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.
Интересные экскурсии: «Прогулка по весеннему лесу», «Золотой луг», «Зимняя сказка».
Красота
природы,
окружающая
их,
вызывала
глубокие
переживания,
способствовала
развитию эстетических чувств.
Прогулки широко
используются
для
экологического
воспитания
детей.
Мы
знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода,
изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали
игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке
использовали следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки,
печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины,
снега, льда, воды. Кроме этого использовали разнообразные игровые упражнения «Найди
по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный
мешочек», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает?», «Загадки о
животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т.
д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение
ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры они научились определять
силу и направление ветра, его контрастность.
Для
установления
причин
явлений,
связей
и
отношений
между
предметами
и
явлениями использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся
представлений,
которые
дети
получили
в
процессе
наблюдений
и
труда.
(Опыты
проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются
отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывалась причина наблюдаемого
явления,
дети
старались
самостоятельно
подойти
к
суждениям,
умозаключениям.
Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды,
растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствовали формированию у детей
познавательного
интереса
к
природе,
развивали
наблюдательность,
мыслительную
деятельность.
Часто
на
занятиях
использовали художественную
литературу. Художественная
литература
о
природе
глубоко
воздействует
на
чувства
детей.
(Нужно
использовать
литературу, рекомендованную программой детского сада). Это произведения А. Пушкина,
Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки,
Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводила беседу, задавала вопросы. Было
видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда
дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших:
«А его кто - нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» В
этих случаях важно донести до детей смысл произведения.
Во
время тематических
занятий по
рисованию
«Солнышко»,
«Светлячок»,
аппликации
«Яблонька»,
«Божья
коровка»,
лепке
«Вишенки»,
«Гусеница»
и
других
использовали магнитофонную запись «Звуки природы».
Дети с умилением слушали
«звуки
природы»
и
работы
получались
намного
лучше.
В
детском
саду
ежемесячно
проводились конкурсы детских рисунков «Как я провёл лето», «Времена года», «Мир
глазами детей», «Листопад», «Зимушка - зима», «Тает снежок, ожил лужок». Участвовали
в различных конкурсах «Лучшая поделка из природного материала», «Макет площадки в
детском саду». Дети старались дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и
братишек в изготовление поделок.
Осенью проводили конкурс на тему: «Необычный урожай года», где дети принесли
самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух.
Проводили ярмарки ко «Дню урожая». За совместную работу, дети и родители получили
благодарность и сюрпризы.
С
детьми
старших
и
подготовительных
групп
проводятся викторины,
кроссворды, интеллектуальные
игры «Знатоки
природы
родного
края»,
«Сохрани
природу»,
«День
птиц»,
«Подводное
царство».
Эти
способы
работы
направлены
на
интеллектуальное
развитие
детей,
так
как
требуют
воспроизведения,
актуализации
представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.
Одна
из
форм
экологиче ского
во спитания
являются праздники
и
развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на
э м о ц и о н а л ь н у ю
с ф е р у
личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых
музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы,
сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем,
доступных
пониманию
детей.
Мы
проводили
праздники,
посвящённые
дню
защиты
Земли:
«Наш
дом
–
Земля»,
«Зелёная
планета»,
«Озеро
Байкал».
По
ходу
сюжета
разыгрываемой
детьми
сказки,
отдельного
эпизода
мы
старались
вызвать
у
детей
переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить
возникшую проблемную ситуацию.