Автор: Чеботарёва Юлия Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Г(О)БУ Центр
Населённый пункт: Липецкая область, с. Становое
Наименование материала: Статья
Тема: Семь стратегий приучения ребёнка к чтению
Раздел: дополнительное образование
Семь стратегий приучения ребёнка к чтению
Многие родители сталкиваются с проблемой:
дети наотрез отказываются брать в руки книгу.
Научить ребенка читать – еще половина задачи.
Важно привить любовь, чтобы чтение
было не необходимостью, а приятным
и интересным занятием.
Как же помочь им полюбить этот процесс?
Как заинтересовать ребёнка чтением?
Есть работающие стратегии, которые позволяют
родителям без чрезмерного давления приобщить ребенка к чтению.
Следуйте за интересом ребенка
Книги не являются самоценными предметами, они инструменты в познании мира.
Идти к книгам нужно после того, как внутри возникает огонек интереса,
потребность. Бессмысленно засаживать ребенка за книги, если они его абсолютно не
интересуют. Каким бы интересным лично вам ни казалось содержание книги, если
ребенка оно не увлекает, для него это будет негативный опыт.
Прививать любовь к чтению лучше с раннего детства, поэтому уже в 2-3 года
читайте ребенку простые по содержанию книги, показывайте красочные
иллюстрации и используйте игровой подход. На этом этапе важным фактором
является формирование положительных эмоций и воспоминаний, связанных с
книгами.
Возраст до 7 лет – лучшее время для сближения родителя с ребенком. Пользуйтесь
моментом!
Далее ребенок попадает в школу. Тут вам стоит постараться направить его
литературные вкусы в сторону учебы. Предложите ему книги о природе, детские
энциклопедии и т.п.
В 4-5 классе у ребенка уже просыпается интерес к построению взаимоотношений со
сверстниками. Теперь ему интереснее проводить время с друзьями, а не с
родителями. В этом возрасте рекомендуйте ребёнку книги на соответствующие
темы. Произведения о дружбе и любви приходятся подросткам по вкусу.
Читайте книги вслух
Начинайте читать ребенку задолго до того, как ребенок научится читать сам, и не
прекращайте чтение, когда ребенок уже умеет хорошо читать. Чтение вслух это
совместный эмоциональный процесс, досуг, объединяющий опыт. На основе такого
опыта может вырасти положительное отношение к чтению, и ребенок будет
подсознательно связывать книгу с приятными эмоциями.
Беседуйте о книгах
Разговаривая о прочитанном, вы стимулируете интерес к чтению и помогаете
ребенку лучше понять то, что он прочитал. Беседовать, однако, тоже нужно
корректно, чтобы не добиться обратного эффекта.
Не стоит:
- требовать от ребенка пересказ прочитанного
- вести разговоры с экзаменационным уклоном, пытаясь подловить ребенка на
невнимательности.
Личный пример
В таком ответственном деле, как воспитание, важен собственный пример.
Заполните свой досуг чтением. Важно, чтобы ребенок видел, как его родители
читают. Во время отдыха замените смартфон на книги. В разговорах с детьми
упоминайте книги, приводите цитаты, чтобы произвести впечатление на ребенка.
Покажите книги, которые вы читали в детстве, расскажите, какие ассоциации
вызывал у вас их переплет, запах, как они изменились со временем: может быть
выцвели, может, приобрели особый шарм старых книг, а может быть они все в
«боевых ранах».
Доступность
Пусть у ребенка будет возможность дотянуться до книги самостоятельно. Ставьте
книги таким образом, чтобы малыш видел обложку, а не только корешок. Чаще
берите старших детей в книжный магазин, библиотеку, чтобы у них была
возможность подобрать литературу по интересам.
Предлагать, но не заставлять
Всему свое время. Насилие еще никого не привело к положительному результату.
Имеет значение не количество, а качество, когда дело касается интереса. Лучше
ребенок прочитает сам с удовольствием одну книгу, чем несколько за награду или
из страха. Обращайте внимание на осмысление прочитанного, просите
пересказывать вслух, читайте по ролям. Сделайте процесс увлекательным. Если речь
о школьниках, не обязательно осваивать всю школьную программу. Некоторые
произведения можно прочитать в кратком содержании или послушать
в аудиоформате. Интерес часто помогает преодолевать сложности.
Творчество и интересы
Предлагайте не просто прочитать книгу, а нарисовать иллюстрацию, слепить
героя, придумать другой финал. Или попробуйте вместе сочинить историю «а что
было потом?» Связывайте интересы ребенка с чтением. Что сейчас для него важно?
Одни увлекаются стихотворениями, другие — прозой, третьи — научной
литературой. Что интересно именно вашему ребенку? Что беспокоит его сейчас?
Отталкивайтесь от его потребностей.