Напоминание

Влияние игры на развитие ребёнка


Автор: Лаврищева Светлана Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Г(О)БУ Центр "СемьЯ"
Населённый пункт: Липецкая область с. Становое
Наименование материала: статья
Тема: Влияние игры на развитие ребёнка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Влияние игры на развитие ребёнка.

Игра представляет собой комплексный социально-психологический

феномен, который затрагивает все без исключения формы существования

всех сторон человеческой жизнедеятельности. Игра – это важнейший вид

деятельности

ребенка,

который

появляется

еще

в

раннем

возрасте,

формируется и развивается вместе с ребенком и сопровождает человека всю

жизнь.

Понимание

сущности

игры

и

ее

значение

в

жизни

ребенка

раскрывается при комплексном изучении данного феномена в рамках

формирования личности ребенка и становления его психических процессов.

Игра в жизни ребенка начинает складываться в определенный момент

развития, в то время, когда у него возникают первые нереализуемые желания

поступать как взрослые, но в то же время остается характерная для раннего

возраста установка к сиюминутному исполнению желаний. Специфика игры

состоит в возможности ребенка реализовать действия при полном отсутствии

необходимых условий для фактического достижения их результатов. В

процессе игровой деятельности ребенок использует значения, которые

оторваны от конкретных вещей, но основываются на реальных действиях.

Ребенку не так важен результат, сколько сам процесс «проигрывания» тех

или иных ситуаций. В процессе игры ребенок осваивает опыт социальных

взаимоотношений путем их воспроизведения.

Игра – это такой вид деятельности человека, с помощью которой он

преобразовывает окружающую его действительность и меняет мир в целом.

Сущность

детской

игры

состоит

в

возможности,

отображая

действительность, изменять ее. Так, впервые в игре появляется и развивается

желание ребенка оказывать влияние на происходящие в жизни события. И

это является основным и самым общим значением игры.

Другое ключевое значение игры раскрывается при рассмотрении игры

как способа ознакомления ребенка с различными видами человеческой

деятельности. В игре ребенок начинает понимать, что каждое действие с

предметом входит в состав человеческих взаимоотношений, а система этих

взаимоотношений состоит из многообразных правил, регулирующие ход

совместной

деятельности

на

каждом

этапе

взаимодействия.

Именно

благодаря игре ребенок учится ориентироваться в сущности настоящей

деятельности взрослых и особенностях человеческих взаимоотношениях.

Со временем игра усложняет и преобразуется, а параллельно с ней

происходит и изменения в личности ребенка. Установлено, что личностное

развитие в детстве напрямую зависит от разнообразия содержания и

способов взаимодействия ребенка в игровой ситуации.

В процессе игры происходит дальнейшее формирование и развитие

психических свойств и индивидуальных особенностей личности ребенка.

Кроме

того,

игра

оказывает

положительное

влияние

на

появление

произвольности всех психических процессов.

Игра

стимулирует

умственное

развитие

ребенка,

активизирует

мыслительные процессы. Начиная действовать с заместителями предметов в

раннем возрасте, ребенок придумывает ему новое игровое значение, в

соответствии с которым он совершает свои игровые действия. Так предмет-

заместитель становится опорой для мышления ребенка на данном этапе его

развития.

Ребенок,

на

основе

выполнения

действий

с

предметами-

заместителями, учится мыслить о реальном предмете. Затем игровые

действия с предметами сокращаются, ребенок овладевает умением мыслить о

предметах и действовать с ними. Дети могут уже подразумевать предметы и

действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра

может в таком случае протекать в уме. Так ребенок переходит к мышлению

образами, что стимулирует развитие воображения.

Наряду с этим игра имеет ключевое значение для развития социальных

навыков ребенка, является основой развития его коммуникации. Также в игре

дети овладевают способностью ориентироваться на мнение другого человека,

предвосхищать его действия и в соответствии с этими данными выстраивать

собственное поведение.

Беря на себя ту или иную игровую роль, ребенок вынужден

подчиняться

правилам

игры

и

содержанию

выбранной

роли.

Это

способствует развитию контроля за собственным поведением и волевой

регуляции.

В игре усиленно развивается речь ребенка. Ведь, будучи вовлеченным

в игровую ситуацию, каждый ее участник должен иметь соответствующий

уровень речевого развития. С помощью речи дети взаимодействуют в игре,

устанавливают

правила,

решают

спорные

вопросы.

Необходимость

объясняться со сверстниками в игре стимулирует развитие связной речи.

Таким образом, значение игры в жизни и деятельности ребенка

обширно и многогранно. Ни один аспект его развития не может быть не

затронут в игре. Благодаря игре ребенок осваивает основы социальных

взаимоотношений, познает различные виды человеческой детальности. В

игре происходит становление и развитие психических процессов, их

произвольности. В игре формируются личностные особенности ребенка, его

умственное развитие, связанное с развитием мышления, воображения, речи.

В

связи

с

этим,

задача

взрослого

заключается

в

необходимости

способствовать расширению игрового опыта ребенка и созданию всех

условий для полноценной детской игры.



В раздел образования