Автор: Лаврищева Светлана Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Г(О)БУ Центр "СемьЯ"
Населённый пункт: Липецкая область с. Становое
Наименование материала: статья
Тема: Влияние игры на развитие ребёнка
Раздел: дополнительное образование
Влияние игры на развитие ребёнка.
Игра представляет собой комплексный социально-психологический
феномен, который затрагивает все без исключения формы существования
всех сторон человеческой жизнедеятельности. Игра – это важнейший вид
деятельности
ребенка,
который
появляется
еще
в
раннем
возрасте,
формируется и развивается вместе с ребенком и сопровождает человека всю
жизнь.
Понимание
сущности
игры
и
ее
значение
в
жизни
ребенка
раскрывается при комплексном изучении данного феномена в рамках
формирования личности ребенка и становления его психических процессов.
Игра в жизни ребенка начинает складываться в определенный момент
развития, в то время, когда у него возникают первые нереализуемые желания
поступать как взрослые, но в то же время остается характерная для раннего
возраста установка к сиюминутному исполнению желаний. Специфика игры
состоит в возможности ребенка реализовать действия при полном отсутствии
необходимых условий для фактического достижения их результатов. В
процессе игровой деятельности ребенок использует значения, которые
оторваны от конкретных вещей, но основываются на реальных действиях.
Ребенку не так важен результат, сколько сам процесс «проигрывания» тех
или иных ситуаций. В процессе игры ребенок осваивает опыт социальных
взаимоотношений путем их воспроизведения.
Игра – это такой вид деятельности человека, с помощью которой он
преобразовывает окружающую его действительность и меняет мир в целом.
Сущность
детской
игры
состоит
в
возможности,
отображая
действительность, изменять ее. Так, впервые в игре появляется и развивается
желание ребенка оказывать влияние на происходящие в жизни события. И
это является основным и самым общим значением игры.
Другое ключевое значение игры раскрывается при рассмотрении игры
как способа ознакомления ребенка с различными видами человеческой
деятельности. В игре ребенок начинает понимать, что каждое действие с
предметом входит в состав человеческих взаимоотношений, а система этих
взаимоотношений состоит из многообразных правил, регулирующие ход
совместной
деятельности
на
каждом
этапе
взаимодействия.
Именно
благодаря игре ребенок учится ориентироваться в сущности настоящей
деятельности взрослых и особенностях человеческих взаимоотношениях.
Со временем игра усложняет и преобразуется, а параллельно с ней
происходит и изменения в личности ребенка. Установлено, что личностное
развитие в детстве напрямую зависит от разнообразия содержания и
способов взаимодействия ребенка в игровой ситуации.
В процессе игры происходит дальнейшее формирование и развитие
психических свойств и индивидуальных особенностей личности ребенка.
Кроме
того,
игра
оказывает
положительное
влияние
на
появление
произвольности всех психических процессов.
Игра
стимулирует
умственное
развитие
ребенка,
активизирует
мыслительные процессы. Начиная действовать с заместителями предметов в
раннем возрасте, ребенок придумывает ему новое игровое значение, в
соответствии с которым он совершает свои игровые действия. Так предмет-
заместитель становится опорой для мышления ребенка на данном этапе его
развития.
Ребенок,
на
основе
выполнения
действий
с
предметами-
заместителями, учится мыслить о реальном предмете. Затем игровые
действия с предметами сокращаются, ребенок овладевает умением мыслить о
предметах и действовать с ними. Дети могут уже подразумевать предметы и
действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра
может в таком случае протекать в уме. Так ребенок переходит к мышлению
образами, что стимулирует развитие воображения.
Наряду с этим игра имеет ключевое значение для развития социальных
навыков ребенка, является основой развития его коммуникации. Также в игре
дети овладевают способностью ориентироваться на мнение другого человека,
предвосхищать его действия и в соответствии с этими данными выстраивать
собственное поведение.
Беря на себя ту или иную игровую роль, ребенок вынужден
подчиняться
правилам
игры
и
содержанию
выбранной
роли.
Это
способствует развитию контроля за собственным поведением и волевой
регуляции.
В игре усиленно развивается речь ребенка. Ведь, будучи вовлеченным
в игровую ситуацию, каждый ее участник должен иметь соответствующий
уровень речевого развития. С помощью речи дети взаимодействуют в игре,
устанавливают
правила,
решают
спорные
вопросы.
Необходимость
объясняться со сверстниками в игре стимулирует развитие связной речи.
Таким образом, значение игры в жизни и деятельности ребенка
обширно и многогранно. Ни один аспект его развития не может быть не
затронут в игре. Благодаря игре ребенок осваивает основы социальных
взаимоотношений, познает различные виды человеческой детальности. В
игре происходит становление и развитие психических процессов, их
произвольности. В игре формируются личностные особенности ребенка, его
умственное развитие, связанное с развитием мышления, воображения, речи.
В
связи
с
этим,
задача
взрослого
заключается
в
необходимости
способствовать расширению игрового опыта ребенка и созданию всех
условий для полноценной детской игры.