Автор: Румянцева Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 "Улыбка"
Населённый пункт: Ярославская область город Данилов
Наименование материала: Конспект летнего познавательно-исследовательского развлечения
Тема: "Волшебный клад наш"
Раздел: дошкольное образование
Конспект летнего познавательно-исследовательского развлечения
«Волшебный клад наш».
Виды организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников
5-6 лет: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная,
восприятие художественной литературы.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей сотрудничество, чувство
взаимопомощи, культуру совместного взаимодействия. Стимулировать
сопереживание персонажам художественных произведений, желание и
готовность помочь им в сложных, проблемных ситуациях.
Образовательные задачи: Познакомить детей со свойством магнита
притягивать металлические предметы. Формировать элементарные
представления о плавучести предметов из разного материала; о том, что
уровень воды повышается, если в воду класть предметы; свойствах мыльного
раствора; познавательные действия.
Развивающие задачи: Развивать у детей познавательные интересы,
любознательность, способность устанавливать причинно-следственные
связи, воображение. Стимулировать интеллектуальную, творческую
деятельность.
Ход развлечения.
Дети выходят на летнюю площадку.
Ведущий: Какое сейчас время года?
Танец про лето
Ведущий: Ребята, сегодня необычный летний день – день кладоискателя и
я приглашаю всех отправиться на поиски клада.
- Зачем люди ищут клад? Чтобы разыскать клад, что необходимо? (карта)
(достаю конверт с планом)
Клад расположен на территории детского сада, злой волшебник разорвал
карту на мелкие части и разбросал их по-разным сказкам, но чтобы
разыскать части карты вам нужно пройти по разным маршрутам и выполнить
много интересных и трудных заданий.
Вначале разделимся на группы – каждая группа получает свой маршрут, но не
забывайте вы должны разыскать части карты.
Сегодня волшебный клад мы отправляемся искать!
Давайте же с вами подготовимся серьезно
Чтоб справиться с опасностями было возможно.
Ведущий: Состязания ребята, мы начнем сейчас с зарядки
Для чего нужна зарядка, это вовсе не загадка!
Чтобы силу развивать, и весь день не уставать.
Выходите-ка ребята, дружно сделаем зарядку.
Музыкальная зарядка
Провели зарядку ловко! Вы устали?
Дети: Нет!!!!!
А теперь мы дружно и смело отправляемся на дело.
Клад должны мы разыскать, ждут препятствия ребят!
Отправляемся в дорогу, дружно зашагаем в ногу! Удачи!!!!
1.
«Сказочный лес». Встречает Баба – Яга.
Баба – Яга:
Это кто ко мне пожаловал в мой волшебный лес? Что вам здесь надо? Что вы
хотите делать в моём лесу?
Ведущий: Здравствуй, баба Яга. Мы - искатели клада. Мы ищем клад,
который спрятан где-то здесь, нам нужны части карты.
Баба Яга: Ишь, чего захотели! Это мой лес и всё здесь моё! Не пущу вас, а
если вы пройдёте, я вас ловить буду.
Игра «Бабка Ёжка, костяная ножка».
Бабка Ёжка, костяная ножка,
С печи упала, ножку сломала,
А потом и говорит:
«У меня нога болит».
Бабка Ёжка, сиднем не сиди,
Лучше, бабка Ёжка, нас ты полови.
Ведущий: Ну, вот, баба Яга, дети у меня ловкие, смелые, быстрые. Ты не
смогла нас поймать. Пропусти нас, пожалуйста, нас в лес и подскажи, где
искать клад.
Баба Яга: Ишь, чего захотели! Не пущу я вас. Так не пойдёт. Я вас не
поймала, потому что вас много, а я одна.
Дорогие, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Однажды я целую неделю читала сказки. Слушайте внимательно и
постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.
– «Царевна-Индюшка»;
– «По собачьему веленью»;
– «Иван царевич и зеленый волк»;
– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
– «Петушок — золотой пастушок»;
– «Мальчик-с-кулачок»;
– «У страха уши велики»;
Баба- Яга: Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
Отгадайте без подсказки,
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга
3. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди
4. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
5. Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка
6. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок
7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята
Баба- Яга: Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Давайте силой меряться.
Перетягивание каната.
Ведущий: Ну всё, баба Яга, мы тебя победили, дети у меня сильные. Ты
проиграла. Пропусти нас и подскажи, где лежит клад.
Баба Яга: Ишь, чего захотели! Не пущу я вас. Так не пойдёт. Я вас не
перетянула, потому что вас много и вы все вместе, а я одна.
Баба- Яга: Ребята, посмотрите, что это? Правильно, — это шарик. А как вы
думаете, что у него в нутрии? (воздух). Посмотрите, как мой шар умеет
летать? Я толкаю его слегка, и он летает. Как вы думаете, почему? (он
легкий). Так значит, получается, что воздух легкий.
А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали? (ветерок).
А вы его увидели? (нет). А почему? Значит, получается воздух, какой?
Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный).
— Значит, воздух еще и прозрачный?
Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета
воздух? (бесцветный). — А вы хотите воздух увидеть?
Опыт №1. Поймайте воздух пакетами.
Какой воздух? (невидимый, имеет форму пакета, легкий)
Опыт №2. -Хотите почувствовать, как движется воздух? Давайте помашем
руками. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха). Где на
участке можно увидеть движение ветра? (вертушки)
Подвижная игра «Ветерок» Со словами «Ветер подул» дети начинают
бегать врассыпную по площадке. Со словами «Ветер стих» - останавливаются
и медленно приседают. Игра повторяется в разном темпе (слабый ветерок,
сильный ветер)
Опыт №3 -Дети, что в стакане? (ничего). Говорите, нет ничего. Тогда
смотрите внимательно.
Воспитатель дует через трубочку, что появляется на поверхности воды?
(пузырьки воздуха)
Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А теперь подую
сильнее. Что вы видите? Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Воздух легче воды.
-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).
-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).
-чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
-Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было
вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих
лучах солнца.
Без воздуха не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, почему?
Дышим мы чем? (воздухом). Всему живому необходим воздух.
Баба Яга: Это не честно, я старая, а вы молодые. Ну, ладно, ладно! Уйду я,
но где спрятан клад, не скажу. А самим вам клад не найти всё равно. Пока.
Баба Яга уходит. Уходя, она роняет листок с частью карты.
Ведущий: Ребята, посмотрите, что это уронила баба Яга. Вот часть карты.
Ведущий: Чтобы найти другие части карты надо проскакать на одной
ноге до следующей сказки.
2. Встреча с Сестрицей Аленушкой.
Продолжают путь, приходят к сестрице Аленушке.
Здравствуйте, ребята! Здравствуй сестрица Алёнушка! Мы ищем клад, злой
волшебник разбросал части карты по-разным сказкам, помоги нам их найти.
Сестрица Алёнушка: Конечно, я вам помогу, но я очень встревожена. Братец
Иванушка очень хочет пить, в любой момент может напиться из копытца и
превратиться в Козленочка.
Опыт 1. «Как поднять воду со дна»
На счастье, нам встретился сосуд (колодец) с чистой водой, вот только вода в
нем находится на самом дне. Как вы думаете, как можно достать воду со дна,
чтобы Иванушка напился незаколдованной воды? (варианты решения
проблемы детьми, воспитатель подводит детей к использованию камешков)
Игра «Собери камешки»
По участку мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все по 3-5 камешка принесли.
Опыт. Определение цвета и формы.
Какого цвета камни, какие они по форме, показывают их друг другу,
сравнивают (серый, коричневый, белый, красный, синий, круглый, овальный,
неровный, малюсенький и т. д.).
Опыт. Определение размера.
Все камни одинакового размера? – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый
большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о
размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт. Определение характера поверхности.
Мы сейчас погладим камушки. Поверхность у камней одинаковая или
разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей
показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт. Чтобы еще можно увидеть на поверхности камней. (Дети
рассматривают все свои камни.) (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки,
узоры, разводы, вмятинки, дырочки и т.д.).
Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное
предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт . Определение веса. Дети по очереди держат камни в ладошках и
определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол
какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Опыт: Определение температуры. Сейчас у нас будет интереснейший,
очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и
самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети
предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать
теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони,
делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если
положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы
детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения
детей.)
Опыт. Плавучесть.
Дети берут камень и по очереди опускают его в емкость с водой. Наблюдают.
Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на
дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал
более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные
Участники кладут камешки в «сосуд» до тех пор, пока уровень воды не
дойдёт до краёв, делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают
воду.
Молодцы, мы достали воду, но она грязная я не хочу, чтобы Иванушка
превратился в козленочка. Что делать?
Опыт. « Как очистить загрязненную воду»
Подскажите, как можно очистить воду? (с помощью фильтров)
Что может быть фильтром? (бумага, вата, ткань, песок …)
Что вы видите в этом стакане.
Что вы видите на фильтре? (Ответы детей).
Спасибо, вам за помощь. Танец под музыку. Отдает часть карты.
Воспитатель: Добраться до следующей сказки можно доехав на поезде.
3. Встреча с Емелей.
Ведущий: Здравствуй, Емеля.
Емеля.
Н
адо же со всеми поздороваться…
Емеля (Подходит к ребятам, здоровается с каждым за руку)
Здравствуйте, здравствуйте… .
Вед. Да не за руку нужно здороваться!
Емеля. А, я понял… За ногу… (Здоровается за ногу) Здравствуйте,
здравствуйте….
Вед. Да не так! Надо поздороваться со всей публикой.
Емеля.(Озирается) Я не вижу здесь никакого бублика
Вед. Да не бублика, а публика, стало быть, народ, ребята!
Емеля. А-а-а! Здравствуйте, ребята! (Кланяется). Зачем вы ко мне
пожаловали, какой нынче праздник?
Вед. А ты сам догадайся.
Емеля. Новый год?
ДЕТИ: Нет
Емеля: Мамин праздник?
ДЕТИ: Нет
Емеля: Папин?
ДЕТИ: Нет
Емеля: Ну, тогда, сдаюсь
ДЕТИ: Мы - искатели клада. Мы ищем клад, который спрятан где-то здесь,
нам нужны части карты.
Емеля: Так и быть помогу я вам.
1 задание. У меня перестало действовать заклинание щуки. Ведра носить
тяжело! Я долго думал и сделал одно открытие. Я научил передвигать
предметы, не прикасаясь к ним.
Подумайте, как я это делаю: правильно в ведерке лежали магниты и другой
магнит притягивал их и ведерко двигалось. Вывод: магнит притягивает
другой магнит.
2 задание. Помогите мне определить, из какого материала мне смастерить
плот, чтобы он был легкий, в воде не тонул.
Опытно-исследовательская деятельность «Испытание предметов из
разных материалов на плавучесть. Что тонет, что не тонет? »
Материалы одновременно опускаются в воду. Дети наблюдают, что тонет
сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Делают выводы по
результатам. Дают совет Бабе-Яге из чего сделать ступу.
3 задание. «Как перенести воду в трубочке»
Эстафета по командам
Спасибо, вам за помощь.
Емеля По щучьему велению
По моему хотению… Отдает часть карты.
Воспитатель: Добраться до следующей сказки можно идти на носочках.
4.Встреча с Бабушкой.
Здравствуй, бабушка. Мы - искатели клада. Мы ищем клад, который спрятан
где-то здесь, нам нужны части карты.
Б. - Здравствуйте, ребятки. Я вам обязательно помогу, но сначала отгадайте из
какой я сказки?
Пальчиковая гимнастика
Жили-были дед и баба, На полянке у реки.
И любили очень-очень, Из сметаны колобки.
Хоть у бабы мало силы бабка тесто замесила.
Вышел гладкий, вышел ровный, не солёный и не сладкий,
очень круглый, очень гладкий и совсем, совсем не сладкий.
(Из сказки «Колобок»)
Б. – У меня проблема! Я собиралась испечь вкусный, румяный пирожок, но
случилась беда. И как старик умудрился просыпать в муку свои гвозди да
гайки. Как отделить муку от шурупов и гаек? Помогите мне пожалуйста!
(С помощью магнита.) Молодцы!
Опытно-исследовательская деятельность «Свойства муки».
Вот молодцы, а хотите узнать какая мука, исследовать свойства муки.
Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он
какой-то особенный) – Мука имеет запах.
Из стакана высыпает муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется) –
Мука сыпучая.
Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая?
(Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.
На муке можно писать и рисовать.
Ложечку муки положу в стакан с водой и осторожно размешаю. Что
случилось с мукой? (Растворилась) – Добавляю еще две ложечки.
Размешиваю, определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) –
Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
Таким образом, замешивают тесто для выпечки, для выпечки вкусных
колобков. Предлагаю поиграть в колобков?
Игра подвижная Колобок» (выбрать считалкой лису)
Покатился колобок (бегут на месте) мимо зайки (изображают зайца:
показывают ушки, лапки, хвостик) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте,
руки на поясе)
Покатился колобок (бегут на месте) мимо мишки (изображают
медведя) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)
Покатился колобок (бегут на месте) мимо волка (изображают волка:
пружинистый шаг на месте, хватательные движения руками) прыг – прыг –
скок. (прыгают на месте, руки на поясе)
Покатился колобок (бегут на месте) мимо лисоньки (изображают
лису) хлоп – хлоп. (хлопают в ладоши).
Лиса догоняет колобков.
Спасибо, вам за помощь. Отдает часть карты.
Воспитатель: Добраться до следующей сказки можно прыжками на
двух ногах.
5. Встреча с Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или
Приключения Буратино»
Ведущий: Здравствуй, Буратино! Что случилось? Почему ты плачешь? Кто
тебя обидел?
Буратино: Здравствуйте ребята, у меня и у моих друзей большие проблемы.
Злой Карабас Барабас отобрал у меня золотой ключик и куда-то его спрятал,
помогите мне его разыскать. (дети ищут ключ на участке и находят его в
емкости с водой)
1.Опытно-исследовательская деятельность «Свойство магнита.
Поиски золотого ключика»
Буратино: Карабас-Барабас уронил золотой ключ в воду, подскажите как
достать ключ не замочив руки водой?
2. Карабас-Барабас заколдовал воду в одном из стаканов, как определить
какую воду можно пить, а какую нет?
(подуть в трубочку, она превратиться в пену)
Почему нельзя пить мыльную воду?
3. А сейчас у нас минутка для отдыха, мы поиграем. Посмотрите, что мне
подарила Мальвина (мыльные пузыри). Я буду дуть пузыри, вы должны, как
можно больше их лопнуть. Посмотрим, кто победит.
Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь»
Дети собирают карту, на ней обозначено место спрятанного клада. Игра
«Горячо-холодно».
Ведущий: Молодцы ребята. Ловкими, умелыми, быстрыми и смелыми вы
были. И разыскали – КЛАД!!!! Молодцы!