Напоминание

Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития или «Дневник моего роста»


Автор: Фролов Евгений Николаевич
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Шаповская ОШ
Населённый пункт: д. Шапы Демидовского района Смоленской области
Наименование материала: Статья
Тема: Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития или «Дневник моего роста»
Раздел: начальное образование





Назад




Портфолио ученика начальной школы,

как средство мотивации личностного развития

или «Дневник моего роста»

Технология «портфолио» в российскую педагогику начала внедряться

после постановления Правительства Российской Федерации № 334 "О

проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в

общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего

(полного) общего образования".

Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли

разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его

неисчерпаемый творческий потенциал?

Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить

индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с

того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции

количественной

и

качественной

оценки,

и,

наконец,

в

переносе

педагогического ударения с оценки на самооценку.

Основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты

способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание

оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале

пути.

Идея

портфеля

(папки

-

портфолио)

индивидуальных

учебных

достижений учащихся становится все более популярной.

По целям различают портфолио как способ оценивания учебных

достижений и так называемые предметные (или тематические), основная

цель которых – позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае

обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые,

выбранные

и

специально

оформленные

работы.

Они

отражают

«образовательную

биографию»

и

уровень

достижений

ученика.

В

предметном «портфолио» речь идет о документации работ школьника в

рамках определенного предмета (курса, кружка) и служит по преимуществу

именно инструментом обучения.

По

содержанию

можно

также

выделить

три

основных

типа

«портфолио»:

1.

Портфолио документов.

2.

Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных,

исследовательских работ ученика, а также описание основных форм

и направлений его учебной и творческой активности: участие в

научных

конференциях,

конкурсах,

прохождение

курсов,

спортивных и художественных достижений).

3.

Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя

характеристики

отношения

школьника

к

различным

видам

деятельности, представленные учителями, родителями, возможно

одноклассниками,

работниками

системы

дополнительного

образования и др., а также письменный анализ самого школьника

своей конкретной деятельности и ее результатов».

«Портфолио»

может

представлять

собой

специальную

папку

с

файлами, картотеку, небольшие коробки для хранения бумаг и т.п.

(предоставляется полный простор для инициативы учащихся). Единственное

требование – удобство в хранении.

Индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы

должна представлять собой интегрированный или комбинированный вариант

существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов).

Учебный

«портфолио»

в

начальной

школе

специальное

образовательное пространство (место), где происходит совместная работа

детей

и

учителя

по

накоплению,

систематизации,

анализу

и

представления каждым учащимся своих результатов и достижений за

определенный отрезок времени.

Выделяют три основные цели этой формы работы:

1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы

акцента с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и

умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в

переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной

смысл в рамках этой цели учебного «портфолио» - показать все, на что

способен

ученик.

Наличие

такой

формы

работы

позволяет

сделать

оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в

самом начале пути – оценочная составляющая «портфолио»;

2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса

и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой

пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных

учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»;

3) создание места для накопления способов и средств действия

(«инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных

«справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам решать

частные практические задачи, - «инструментальная»

составляющая

«портфолио».

Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе –

выращивание опыта детей

по работе со своими материалами, их

систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке,

формам презентации своих достижений.

«Портфолио»

в начальной школе, прежде всего, должна носить

обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с

помощью которого формируется у младших школьников контрольно-

оценочная самостоятельность.

Основное

предназначение

«портфолио»

продемонстрировать

достижения

ученика

в различных областях

деятельности: учебной,

творческой, социальной, коммуникативной.

Основные цели и задачи ведения «портфолио» в начальных

классах:

► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки

и уверенности в собственных возможностях;

Максимальное

раскрытие

индивидуальных

способностей

каждого

ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в

различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;

Развитие

познавательных

интересов

учащихся

и

формирование

готовности к самостоятельному познанию;

Формирование

установки

на

творческую

деятельность

и

умений

творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого

роста;

► Формирование положительных моральных и нравственных качеств

личности; стимулирование к самосовершенствованию;

Приобретение

навыков

саморефлексии,

формирование

умения

анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить

их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

Почему

образовательная

практика

нуждается

в

современных

технологиях?

Известно, что сфера образования как разновидность социальной

практики ощущает влияние культуры, науки, экономики, политики и техники

в ходе их развития. Особенно заметно влияние интегральных факторов,

которые проявляют себя в виде таких тенденций, как:

глобализация

открытость

неопределенность.

В контексте образования глобализация проявляется в глобальной

информатизации

общества,

в

необходимости

научить

подрастающее

поколение приобретать, сохранять и творчески применять в жизни любую

информацию. Отсюда обостряется потребность в освоении и применении

информационных технологий.

Неопределенность постиндустриального информационного общества

требует от современного человека готовности к быстрой смене жизни и

деятельности, умения, стремления и желания повышать уровень своего

образования и профессионализма. Поэтому так актуальны становятся

технологии самоорганизации и самопрезентации, развития критического и

диагностического мышления.

«Портфолио» – технология накопления и систематизации информации.

По мнению ряда специалистов, «портфолио» может стать одним из

способов формирования ключевой компетенции – «самоменеджмента» и

объектом оценки владения. Педагогическая философия этой формы оценки

состоит в смещении акцента с того, что субъект не знает и не умеет, к тому,

что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в конечном итоге в

переносе педагогического акцента с оценки на самооценку.

Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное

заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для

титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого

портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя

представляет

и

хочет

представиться

другим.

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и

важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знамени-

тых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интерес-

ная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить

небольшой рассказ о своей семье.

"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных ме-

стах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему

маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные

места (пересечения дорог, мосты).

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.

"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же

можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе

или других учебных заведениях дополнительного образования.

"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.

"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школь-

ных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".

Также неплох вариант с названием

"Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом пред-

мете,

найдя

в

нём

что-то

важное

и

нужное

для

себя.

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному

предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными

работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графи-

ками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельно-

сти можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребе-

нок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной ли-

нейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Ва-

риантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием

фотографий

и

кратких

сообщений

на

тему.

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки,

сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить

ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребен-

ку при наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала

в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: на-

звание, когда, где и кем проводилось.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие

освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если про-

водилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-

познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи.

Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творче-

ское домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержа-

ние экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"

Лист отзывов, где учителя и родители могут высказать свои рекомен-

дации и пожелания и похвалу.

РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить порт-

фолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в стар-

ший

класс

содержимое

всех

разделов

надо

полностью

обновить.

Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в

отдельную папку), а то, что представляет БОЛЬШУЮ ценность, размещается

в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я

ГОРЖУСЬ".



В раздел образования