Автор: Фролов Евгений Николаевич
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Шаповская ОШ
Населённый пункт: д. Шапы Демидовского района Смоленской области
Наименование материала: Статья
Тема: Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития или «Дневник моего роста»
Раздел: начальное образование
Портфолио ученика начальной школы,
как средство мотивации личностного развития
или «Дневник моего роста»
Технология «портфолио» в российскую педагогику начала внедряться
после постановления Правительства Российской Федерации № 334 "О
проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в
общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего
(полного) общего образования".
Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли
разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его
неисчерпаемый творческий потенциал?
Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить
индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с
того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции
количественной
и
качественной
оценки,
и,
наконец,
в
переносе
педагогического ударения с оценки на самооценку.
Основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты
способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание
оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале
пути.
Идея
портфеля
(папки
-
портфолио)
индивидуальных
учебных
достижений учащихся становится все более популярной.
По целям различают портфолио как способ оценивания учебных
достижений и так называемые предметные (или тематические), основная
цель которых – позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае
обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые,
выбранные
и
специально
оформленные
работы.
Они
отражают
«образовательную
биографию»
и
уровень
достижений
ученика.
В
предметном «портфолио» речь идет о документации работ школьника в
рамках определенного предмета (курса, кружка) и служит по преимуществу
именно инструментом обучения.
По
содержанию
можно
также
выделить
три
основных
типа
«портфолио»:
1.
Портфолио документов.
2.
Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных,
исследовательских работ ученика, а также описание основных форм
и направлений его учебной и творческой активности: участие в
научных
конференциях,
конкурсах,
прохождение
курсов,
спортивных и художественных достижений).
3.
Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя
характеристики
отношения
школьника
к
различным
видам
деятельности, представленные учителями, родителями, возможно
одноклассниками,
работниками
системы
дополнительного
образования и др., а также письменный анализ самого школьника
своей конкретной деятельности и ее результатов».
«Портфолио»
может
представлять
собой
специальную
папку
с
файлами, картотеку, небольшие коробки для хранения бумаг и т.п.
(предоставляется полный простор для инициативы учащихся). Единственное
требование – удобство в хранении.
Индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы
должна представлять собой интегрированный или комбинированный вариант
существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов).
Учебный
«портфолио»
в
начальной
школе
–
специальное
образовательное пространство (место), где происходит совместная работа
детей
и
учителя
по
накоплению,
систематизации,
анализу
и
представления каждым учащимся своих результатов и достижений за
определенный отрезок времени.
Выделяют три основные цели этой формы работы:
1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы
акцента с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и
умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в
переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной
смысл в рамках этой цели учебного «портфолио» - показать все, на что
способен
ученик.
Наличие
такой
формы
работы
позволяет
сделать
оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в
самом начале пути – оценочная составляющая «портфолио»;
2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса
и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой
пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных
учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»;
3) создание места для накопления способов и средств действия
(«инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных
«справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам решать
частные практические задачи, - «инструментальная»
составляющая
«портфолио».
Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе –
выращивание опыта детей
по работе со своими материалами, их
систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке,
формам презентации своих достижений.
«Портфолио»
в начальной школе, прежде всего, должна носить
обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с
помощью которого формируется у младших школьников контрольно-
оценочная самостоятельность.
Основное
предназначение
«портфолио»
–
продемонстрировать
достижения
ученика
в различных областях
деятельности: учебной,
творческой, социальной, коммуникативной.
Основные цели и задачи ведения «портфолио» в начальных
классах:
► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки
и уверенности в собственных возможностях;
►
Максимальное
раскрытие
индивидуальных
способностей
каждого
ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в
различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;
►
Развитие
познавательных
интересов
учащихся
и
формирование
готовности к самостоятельному познанию;
►
Формирование
установки
на
творческую
деятельность
и
умений
творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого
роста;
► Формирование положительных моральных и нравственных качеств
личности; стимулирование к самосовершенствованию;
►
Приобретение
навыков
саморефлексии,
формирование
умения
анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить
их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
Почему
образовательная
практика
нуждается
в
современных
технологиях?
Известно, что сфера образования как разновидность социальной
практики ощущает влияние культуры, науки, экономики, политики и техники
в ходе их развития. Особенно заметно влияние интегральных факторов,
которые проявляют себя в виде таких тенденций, как:
глобализация
открытость
неопределенность.
В контексте образования глобализация проявляется в глобальной
информатизации
общества,
в
необходимости
научить
подрастающее
поколение приобретать, сохранять и творчески применять в жизни любую
информацию. Отсюда обостряется потребность в освоении и применении
информационных технологий.
Неопределенность постиндустриального информационного общества
требует от современного человека готовности к быстрой смене жизни и
деятельности, умения, стремления и желания повышать уровень своего
образования и профессионализма. Поэтому так актуальны становятся
технологии самоорганизации и самопрезентации, развития критического и
диагностического мышления.
«Портфолио» – технология накопления и систематизации информации.
По мнению ряда специалистов, «портфолио» может стать одним из
способов формирования ключевой компетенции – «самоменеджмента» и
объектом оценки владения. Педагогическая философия этой формы оценки
состоит в смещении акцента с того, что субъект не знает и не умеет, к тому,
что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в конечном итоге в
переносе педагогического акцента с оценки на самооценку.
Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное
заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для
титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого
портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя
представляет
и
хочет
представиться
другим.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и
важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знамени-
тых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интерес-
ная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить
небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных ме-
стах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему
маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные
места (пересечения дорог, мосты).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же
можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе
или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школь-
ных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".
Также неплох вариант с названием
"Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом пред-
мете,
найдя
в
нём
что-то
важное
и
нужное
для
себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному
предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными
работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графи-
ками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельно-
сти можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребе-
нок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной ли-
нейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Ва-
риантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием
фотографий
и
кратких
сообщений
на
тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки,
сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить
ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребен-
ку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала
в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: на-
звание, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие
освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если про-
водилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-
познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи.
Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творче-
ское домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержа-
ние экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Лист отзывов, где учителя и родители могут высказать свои рекомен-
дации и пожелания и похвалу.
РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить порт-
фолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в стар-
ший
класс
содержимое
всех
разделов
надо
полностью
обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в
отдельную папку), а то, что представляет БОЛЬШУЮ ценность, размещается
в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я
ГОРЖУСЬ".