Автор: Федоров Аким Игоревич
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МКУДО Коченевского района
Населённый пункт: НСО., с. Прокудское
Наименование материала: Работа концертмейстера в ДШИ
Тема: Специфика работы концертмейстера с исполнителями народной песни
Раздел: дополнительное образование
Работа концертмейстера в ДШИ
Специфика работы концертмейстера с исполнителями народной
песни.
В профессиональном культурном пространстве, а точнее в области
народного искусства, существует множество профессионалов: артисты,
музыканты-исполнители, преподаватели, методисты, исследователи, а также
концертмейстеры. Роль концертмейстера,
в работе с солистами или
ансамблями, очень велика. В общей работе вокалист и концертмейстер
образуют единое целое, являются целостным музыкальным организмом. В
концертмейстерском искусстве обязанности и методы действий не имеют
границ, чаще всего концертмейстер сам выбирает то или иное действие для
разбора или воспроизведения данного произведения. Для того, чтобы
остановиться на выбранном действии, концертмейстер должен обладать
высоким
уровнем
мастерства.
Для
достижения
художественного
объединения
компонентов
воспроизводимого
произведения,
музыкант,
исполняющий функцию сопровождения, включает в свою работу ряд
функций: творческую, психологическую и педагогическую.
Опираясь на полученный мною опыт в области концертмейстерского
искусства, можно зафиксировать следующие пункты, которые должен знать
и владеть концертмейстер:
✔
помогать студенту с разбором и разучиванием партии вокала;
✔
в творческом процессе уметь контролировать точность и качество
исполнения данного произведения;
✔
применять в своей работе знания в области сольного народного
пения, для помощи в предстоящих трудностях студента;
Одной из немаловажных частей музыкального произведения является
аккомпанемент,
так
как
именно
он
охватывает
большой
спектр
выразительных средств, таких как: ритмическая основа, гармоническая
основа,
метрическая
пульсация,
мелодические
линии,
регистровые
и
тембровые краски. На функции аккомпанемента лежит определённая
смысловая нагрузка, которую обязан учитывать концертмейстер в процессе
работы с солистом вокалистом или же инструменталистом. Рассмотрим
определённые виды смысловой нагрузки:
1)
Фон
– сопровождение
целиком и
полностью подчиняется
солисту и движется вместе с ним. В таком варианте рекомендуется
использовать приглушенный уровень динамического звучания.
2)
Диалог -
партия аккомпанемента должна быть сбалансированной
в звучании с солистом, периодически выходя то на первый план, то уходить в
тень.
3)
Конфликт
– здесь же концертмейстерская партия может создать
внезапный контраст к основному образу, когда динамическая линия звучания
аккомпанемента может стремительно поменяться в ту или иную сторону.
Для начала, чтобы концертмейстеру определить для себя степень
смысловой
нагрузки,
которая
напрямую
зависит
от
содержания
произведения, структурного построения и формы, ему нужно разобраться с
многими средствами выразительности. Основными из которых являются –
артикуляция, фразировка, динамика, агогика.
Для того, чтобы правильно построить рабочий процесс над такими
средствами выразительности как фразировка и артикуляция, концертмейстер
понимать
смысл
музыкальной
речи.
Определяют
два
главных
вида
музыкальной речи – фонетический (характер штрихов) и синтаксический
(построение предложений, фраз и мотивов).
Исполняя определённое
музыкальное сопровождение, концертмейстер должен выбирать правильный
приём звукоизвлечения, грамотно пользоваться регистровыми красками,
тонко чувствовать баланс левой и правой руки, ставить логически
правильную аппликатура и смену меха.
Еще
одним
средством
выразительности
является
фразировка
и
артикуляция. В творческой работе эти средства переплетаются с динамикой и
агогикой.
Все
музыкальные
средства
наполняют
музыкальную
речь
грациозными тончайшими изменениями интонационного плана. Общая
линия развития динамики в произведении непосредственно зависит от
логической последовательности основных элементов музыкальной речи. В
творческом дуэте вокалиста и концертмейстера любое замедление или
ускорение темпа (агогическое изменение) должно быть оправданным, и
звучать во едино.
Рассмотрим работу концертмейстера в классе сольного народного
пения. При работе с вокалистом, творческая инициативность баяниста
(аккордеониста) всегда хочет выделиться, но существуют разделы, где
инструмент может звучать самостоятельно, это проигрыши, вступления и
заключения. В данных разделах, функция концертмейстера состоит в том,
чтобы он смог правильно дополнить развитие музыкального образа,
созданного в том или ином произведении. Например, чтобы грамотно
сыграть вступление, важно создать подходящее эмоциональное настроение,
чтобы
подготовить
вокалиста
к
художественному
эмоциональному
состоянию для всего произведения. После чего, концертмейстер следует за
солистом.
Если
рассмотреть
заключительный
раздел,
то
он
должен
отличаться от вступления, в нем должна звучать некая завершенность всего
художественного образа, которое было достигнуто на протяжении всего
произведения. Исходя из своего опыта, могу сказать, что при работе с
солистом, важно уметь слушать не только себя, но и солиста, ведь в работе
происходит
яркая
активность
слухового
внимания
и
пристальная
концентрация, на мой взгляд это является отличительной чертой любого
концертмейстера.
В
рабочем
процессе
создания
партии
аккомпанемента,
слух
концертмейстера проходит несколько этапов формирования и рaзвития:
✔
первый этап - это вслушивание в собственную партию, которую
концертмейстеру необходимо хорошо выучить и уверенно исполнять;
✔
второй этап - это восприятие партии солиста, которую
концертмейстер должен очень хорошо знать, пропевая её себе во время
исполнения;
✔
третий этап - самый сложный, в нём слух адаптируется к
слиянию двух партий в единый ансамбль;
✔
четвёртый этап - кульминационный. Здесь, в слуховом сознании
концертмейстера, должны слышаться не две отдельные партии, а единый
слаженный ансамбль.
Опираясь на личный концертмейстерский опыт, перечислю, некоторые
знания и навыки, необходимые концертмейстеру для профессиональной
деятельности с солистами-вокалистами:
✔
умение «на ходу» подобрать партию аккомпанемента и мелодию;
✔
умение читать с листа нотный текст любой сложности;
✔
умение транспонировать текст как по слуху, так и по нотам;
✔
умение импровизировать и варьировать;
✔
знание правил оркестровки и инструментовки;
✔
умение перекладывать фортепианную фактуру и оркестровую
партитуру для баяна, не в коем случае не нарушая замысла композитора;
✔
знание русского фольклора;
✔
знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции.
С исполнителями народной песни в работе концертмейстера есть свои
особенности. Народная культура, а конкретнее народная песня, всегда была
связана с пением без сопровождения. Одним из ее признаков является то, что
раньше певец не мог повторить исполненную песню в том же варианте, как
она была исполнена, он исполнял ее уже в другом варианте, отсюда следует,
что
в
каждом
певце
присутствовала
некая
импровизационность.
Сохранением этих особенностей народной песни занимаются фольклористы.
Что как ни акапельное пение хранит в себе натуральный строй песни. Баян и
другие инструменты, как правило, темперированы. Каждая песня по-своему
уникальна, она имеет свою географию, свой мелодический строй, свой
гармоническую линию, поэтому баянное сопровождение не всегда подходит
при работе, например, с песнями вида подголосочной полифонии, так как
левая рука инструмента имеет готовые минорные и мажорные трезвучия. В
этом вся изюминка крестьянских песен. Не ко всем песням можно отнести
данное суждение. Если же рассмотреть жанр городских песен, то никаких
проблем не возникнет, так как они подвластны любой гармонизации. В
Народная песня всегда отражала душу человека, его душевную красоту, его
внутренний мир, его думы и ожидания. Большая часть песен тесно связана с
традициями национальной песенной культуры то или иного региона, которое
отличается глубоким содержанием. Мелодичность, ритмическая гибкость,
богатство интонационных и динамических оттенков – всё это делает песни
ценнейшим материалом для развития навыка, каким является игра по слуху.
При создании творческого дуэта с солистом, баянист (аккордеонист) должен
владеть навыком дублирования вокальной мелодии баянной партией. Часто,
данный
навык
используется
при
работе
с
неопытными
певцами
(школьниками). Однако при работе над сопровождением со студентами,
данный навык используется не часта, так как вокалист уже сам ведет
основную
мелодию.
При
сопровождении
любого
произведения,
концертмейстер должен уделить значение именно инструментальной партии,
воспроизвести произведение так, как его бы сыграл оркестр, учитывая тот
факт, чтобы вокалист чувствовал себя комфортно. В своей работе,
концертмейстер является автором переложения музыкального произведения,
выполняя не только механическую работу, так как он создает обработки для
своего инструмента, в данном случае баяна(аккордеона). При этом главная
цель - воплощение авторского замысла музыкального произведения вместе с
вокалистом, в то же время будучи его равноправным партнёром.
Для того, чтобы работа концертмейстера была профессиональной,
баянист (аккордеонист) должен быть всесторонне развит в музыкальной
области, если точнее, то в гармонии, сольфеджио, полифонии, анализа
музыкальных произведений, педагогики. Именно концертмейстер является
правой рукой любого педагога в классе сольного народного пения, он не
только помощник, но и единомышленник.