Автор: Ярцева Юлия Валерьевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДМШ № 40
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Концертмейстер в хоровом классе
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская музыкальная школа № 40
Методический доклад
на тему:
"
Концертмейстер в хоровом классе
"
Новокузнецк 2021
«Пусть аккомпаниатор не опасается, что слушатель о нем
позабудет, оттого что он не все время на самом виду. В душе
понимающего слушателя мелодия и гармония не разделимы»
Ф.Э.Бах
Искусство аккомпанемента является широко распространенной
областью деятельности пианиста, не менее важной по своему
значению, чем деятельность солиста, певца или инструменталиста.
Концертмейстер
-
универсальный
музыкант,
обладающий
широчайшим
профессиональным
набором
исполнительского
мастерства.
Специфика
работы
требует
от
пианиста
ряда
особенных навыков и знаний из области смежных исполнительских
искусств, в том числе необходимость наличия педагогической
интуиции и такта. Работа с хором предполагает безукоризненное
владение
фортепианной
партией,
совмещение
музыкально-
исполнительских действий, знание хорового материала.
Одним
из
основных
факторов,
отделяющих
хорового
концертмейстера от пианистов, работающих с вокалистами и
инструменталистами является тот, что ему всё время нужно
следить за жестами дирижера во время исполнения, следовательно
всенепременно требуется знать основы дирижерской техники
(понятие
«ауфтакта»,
«точки»,
«снятие
звука»,
жесты,
изображающие
штрихи
и
оттенки,
дирижерские
сетки
соответствующие простым и сложным размерам). В целом это
именуется умением концертмейстера понимать дирижерские жесты
и намерения.
Огромную роль играет процесс взаимодействия концертмейстера с
руководителем
хорового
коллектива.
Обычно
удерживать
дирижерские жесты в поле видимости помогает периферическое
зрение, но вместе с этим во время исполнения произведений часто
встречаются ключевые моменты темповых отклонений,
когда
концертмейстеру необходимо пользоваться техникой быстрых
зрительных переключений – смотреть то на текст произведения, то
на хормейстера, не переставая при этом контролировать качество
исполнения. Важно помнить, что показ штрихов, оттенков и прочих
выразительных
средств
по
большей
части
подчиняется
индивидуальности хормейстера.
Хор, как природный музыкальный инструмент, способен на разные
оттенки
звука,
от
нежного
«pianissimo»
до
внушительного
«fortissimo», оставаясь
вместе с тем верным своей певческой
природе.
Стоит
сказать,
что
дирижёрские
жесты
бывают
практически незаметными, особенно в момент рождения звука на
piano концертмейстерам требуется максимально сосредотачивать
всё своё внимание.
Исполняя произведения, где присутствуют
оттенки forte, концертмейстер никогда не должен переходить на
форсированное звучание. Хороший пианист всегда стремится
преодолеть ударную молоточковую природу фортепиано.
Концертмейстеру на уроках хора часто приходится показывать
отдельные голоса или всю хоровую партитуру.
Ему следует
обладать основными навыками чтения хоровых партитур и при
этом добиваться ровного и глубокого звучания аккордов, чтобы
голоса в аккорде были равномерными по силе звука(кроме тех
случаев , когда в процессе работы должна быть слышна особенно
явно
какая-либо
партия).
При
этом
пианисту
необходимо
подчиняться вокально-хоровым законам: плавное голосоведение,
выполнение цезур для взятия дыхания, фразировки, штрихов,
смысловых кульминационных моментов.
Общеизвестно, что чтение с листа – одно из главных умений
любого профессионального музыканта. В работе концертмейстера
– это обязательный и постоянно используемый навык.
Уровень
чтения с листа концертмейстера зависит от его способностей,
включающих навыки визуального прочтения нотного текста и
умения зрительно определять его специфические особенности.
Но
всё же не стоит употреблять этот термин односторонне, только для
обозначения связного, целостного исполнения произведения по
нотам с первого раза, без предварительного репетирования. Такое
«концертное» исполнение с листа не слишком часто приветствуется
в планомерной рутинной учебной работе. Даже в форс-мажорных
обстоятельствах (срочная подмена на концерте) можно найти
немного времени для подготовки.
Стоит отметить, что произведения для хора a caрpella не имеют
фортепианного
сопровождения,
но
подразумевают
участие
концертмейстера,
когда
требуется
иллюстрировать
хоровую
партитуру в
процессе
разучивания
нового
музыкального
материала.
Высказываясь о работе любого концертмейстера, безусловно
отмечают обязательное умение транспонировать. Транспорт до
нескольких полутонов в обе стороны нередко используется для
поиска комфортной для детских голосов тесситуры. При смещении
на полтона удобно использовать прием мысленной замены
ключевых знаков. Опытный пианист транспонирует не нотную
запись, а выделяет гармонические и мелодические комплексы,
мыслит структурными единицами и
играет их в требуемой
тональности. Для
развития такого навыка полезно регулярно
упражняться, играть несложные пьесы во всех тональностях,
варьировать фактуру.
Иногда при работе с хором происходят ситуации, когда
концертмейстер вынужден проводить занятия без дирижера. Здесь
необходимо иметь
навыки качественного распевания хора и
знание всех голосов. В таком виде работы несомненно должен
учитываться
уровень
владения
учениками
музыкальным
материалом, интонационные трудности отдельных эпизодов и
способы
преодоления
этих
трудностей,
уровень
развитости
слуховых и вокальных данных. Здесь главенствующим средством
общения
является
слово.
Общение
позволяет
раскрыть
художественную идею произведения, пояснить требуемые цели и
задачи. Концертмейстеру необходимо уметь объективно оценивать
качество звучания хора, слышать возникающие ошибки, неточности
и показать средства их преодоления. Кроме того, важно всегда
благожелательно
и
добросовестно
работать
с
хоровым
коллективом, т.к. бездушные и формальные занятия приводят к
аналогичному отношению детей к хоровому пению.
Практика показывает, что концертмейстеры иногда вынуждены
применять способы упрощения фортепианной партии. Иногда это
имеет смысл и приносит пользу на первых стадиях разучивания
произведения с хором, особенно при многократном повторении
нового
музыкального
материала.
Пианисты
буквально
«выстукивают» хоровую партию правой рукой, а фортепианную
сводят к основным
функциям(ритмической и гармонической),
исполняя ее левой рукой. Такой способ, особенно в младшем хоре,
приучает
учеников
к
правильной
интонации
и
ритму.
Это
подразумевает
наличие у концертмейстера высокоразвитого
гармонического слуха и комплексного музыкального мышления.
Каждое
концертное
выступление
приносит
множество
сюрпризов,
и
не
всегда
они
приятные(помощник,
перелистывающий сразу по две страницы, порванные ноты,
неработающие
клавиши
и
многое
другое).
Умение
быстро
реагировать – одно из обязательных качеств концертмейстера
хорового
класса.
Во
время концертных
выступлений концертмейстер должен быть спокоен, уверен и
максимально собран.
Приобретению и развитию этих качеств
способствуют частые концертные выступления с коллективом,
участие в конкурсах.
В современных условиях работы пианист периодически
сталкивается с отсутствием фортепиано на выездных выступлениях.
Спасает ситуацию владение концертмейстером техникой игры на
синтезаторе. В этом случае он становится еще и аранжировщиком,
использует различные стили и тембры. Иногда при этом становится
необходимым
упрощение
фактуры,
так
как
число
октав
на
стандартном синтезаторе меньше, чем на фортепиано.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том,
что концертмейстеру требуется быть носителем действительно
всесторонних качеств:
- умение читать с листа произведения любой сложности;
- знание дирижерских жестов и приемов;
- умение соединять аккомпанемент с партитурой;
-
умение
играть
в
слаженном
ансамбле
концертмейстера,
хормейстера и хорового коллектива;
-
владение
основами
вокала:
постановка
голоса,
дыхание,
артикуляция, нюансировка;
- умение транспонировать;
-
умение
быстро
подобрать
вступления
и
проигрыши
при
отсутствии таковых;
-
знание
истории
музыкальной
культуры,
изобразительного
искусства и литературы(это важное условие для точного отражения
стиля
и
музыкально-художественного
образа
исполняемых
произведений).
Работа пианиста-концертмейстера увлекательна и неподражаема,
его роль в учебном процессе, бесспорно, велика. Стать хорошим
хоровым концертмейстером может лишь тот, кто понимает всю
трудность и полиморфность этой профессии; тот, кто всем сердцем
любит хоровое искусство.
Список используемой литературы
1. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения -
Л.: Музгиз, 1961.
2. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления
педагога. - М.: Музыка, 1996.
3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учеб. пособие для
студ. высш. пед.учеб. заведений.-.:Издательский центр "Академия",
2002.
4. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М., 1969,
№4.
5. Самарцева Т. «Методические рекомендации по
концертмейстерской работе в дополнительном образовании». -
Оренбург, 2009.
6. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с
солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. – №5