Напоминание

«Выпускники кадетских корпусов в Первой мировой войне»


Автор: Чурсина Ирина Олеговна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Населённый пункт: село Бехтеевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Выпускники кадетских корпусов в Первой мировой войне»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бехтеевская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

Тема

«Выпускники кадетских корпусов в Первой мировой войне»

Учитель истории

Чурсина Ирина Олеговна

с.Бехтеевка, 2020 год

На твой призывный клич,

Отчизна дорогая,

Иду, как верный сын,

Любовию горя…

Коль нужно — жизнь отдам,

тебя благословляя,

За счастие твое,

за Веру и Царя!

(П. Горлецкий)

Зарождение в России закрытых военно-учебных заведений началось по воле

Императора Петра Великого; в 1701 году, вернувшись из заграничного путешествия,

царь основал в Москве Школу Математических и Навигацких Наук, будущий Морской

Корпус. В 1712 году, также в Москве, Петр I основал Инженерную Школу, за которой

через несколько лет последовали и другие, Инженерные и Артиллерийские Школы в С.

Петербурге. Эти Школы, соединенные вместе, после ряда переформирований, были

преобразованы в 1762 г. в Артиллерийский и Инженерный Шляхетный кадетский

корпус, который в 1800 г. утратил свое значение специального учебного заведения и

получил наименование 2-го кадетского корпуса. В 1732 году, Императрицей Анной

Иоанновной было открыто в С.- Петербурге училище для подготовки офицеров в части

сухопутной армии, названное при основании «шляхетским корпусом кадетов», а в 1800

г. Получившее наименование Первого кадетского корпуса. В 1778 г. Императрица

Екатерина Великая основала в Москве 1-й Московский кадетский корпус.

Эти четыре старейших военно-учебных заведения были родоначальниками

следующим за ними корпусам, постепенно создававшимся по всему простору

необозримой России В царствование Императора Александра I были созданы еще два

корпуса (Пажеский и 1-й Сибирский в Омске),при Николае I - восемь кадетских

корпусов

(Оренбургский-Неплюевский,

Нижегородский.,

Полоцкий,

Петровский,

Полтавский, Орловский, Воронежский, 2-й Московский и Владимирский Киевский), при

Александре II - девять кадетских корпусов (3-й Московский, Вольский, Ярославский, 2-й

Оренбургский, Псковский, Тифлисский, Николаевский и

Александровский в С. Петербурге, и Симбирский), при Александре III - один кадетский

корпус (Донской) и при Николае II - семь кадетских корпусов (Суворовский в Варшаве,

Одесский, Сумский, Хабаровский, Владикавказский, Ташкентский и Иркутский).

Год за годом кадеты доказывали свое высокое звание. Они принимали самое

активное участие во всех военных действиях, где участвовала Россия.

Северная война, русско- турецкие войны, Отечественная война 1812 года, Крымская…..

Их имена не сходили с уст россиян: А.Суворов, М. Кутузов….

С объявлением в августе 1914 года войны с Германией жизнь в кадетских корпусах,

регламентируемая привычными правилами и документами, внешне не претерпела

значительных изменений. Слушатели курсов по подготовке офицеров к воспитательной

деятельности в соответствующих учебных заведениях испытывались (экзаменовались)

по программе летних практических занятий: организация физической подготовки и

ручного труда, оказание первой помощи в несчастных случаях и т.п. Вышел приказ о

праве преподавать историю, математику, физику, русский язык, танцы, рисование в

кадетских

корпусах

России

группе

выпускников

университета,

«выдержавших

испытание пробными уроками при Главном управлении военно-учебными заведениями».

В печати появились методические рекомендации по написанию сочинений, повышению

грамотности, развитию самостоятельности мышления. Не прошли мимо обучающих и

обучаемых торжества по случаю юбилеев военно-исторических изданий — журнала

«Вестник воспитания» (25 лет) и журнала «Исторический вестник» (35 лет).

Обнародованы и изучены материалы, посвященные 50-летию со дня учреждения

«Педагогических курсов» при 2-й Петроградской военной гимназии. Поступило

сообщение о назначении полковника И.С. Симонова «непременным членом учебно-

воспитательного комитета Педагогического музея военно-учебных заведений».

Словом, всё, казалось, шло своим обычным чередом, и корпусной распорядок не

нарушали даже непосредственно или косвенно вторгавшиеся в него новации: будь то

вопросы статистических методов оценки качества учебно-воспитательного процесса и

учебно-административной

практики

или

изучения

опыта

законодательства

по

отношению к детям в Бельгии и организации школьной жизни в Англии.

Да, внешне, как будто, ничего не изменилось в кадетском и преподавательском

обиходе, в жизни российского общества. И всё же война вошла в каждую семью, в

школу, в сознание и сердце каждого гимназиста, кадета, юнкера. Вместе с нарушением

повседневного уклада мирного времени происходили глубокие изменения в сознании и

духовной жизни людей, обнажая в первую очередь нравственное состояние общества. В

военное время уровень этого состояния особенно ярко проявился в отношении

государственной власти и социальных институтов, родителей и вообще взрослых людей

к детям, к их образованию и воспитанию. О характере и морально-этических основах

такого воздействия достаточно отчётливые, как думается, представления можно

получить, исследуя накопившийся за годы той войны опыт патриотического воспитания

в кадетских корпусах.

Уже в первые месяцы военного лихолетья педагогический процесс в военно-учебных

заведениях для подростков и юношей школьного возраста стал претерпевать серьёзные

изменения.

Прежде всего, это выражалось в переосмыслении педагогическими

коллективами, руководством Главного управления военно-учебных заведений (ГУВУЗ)

места и роли патриотического воспитания кадет в новых условиях. Упор делался на

усиление

морально-психологической

подготовки

воспитанников

к

перенесению

трудностей военного времени, что в свою очередь потребовало активного вовлечения

учащихся в деятельную причастность к происходящим рядом с ними событиям.

Многое зависело и от личного вклада каждого преподавателя, каждого строевого

командира, не говоря уже об отношении к воспитательному процессу ответственных лиц

с высокими государственными полномочиями.

Так, ещё в предвоенные годы значительную роль в этом деле сыграл великий князь

Константин Константинович, руководивший военно-учебными заведениями с 1900 по

1910 год. Благодаря его усилиям в кадетских корпусах был уничтожен казённо-

казарменный дух, созданы условия для возрождения гуманных отношений между

воспитателями и кадетами. Под его надзором здесь утверждались принципы уважения

личности педагога и воспитанника, культивировались такие нравственные ценности, как

честь, достоинство, ответственность, долг. Среди подчинённых ему воспитателей

военного

юношества

и

воспитанников

великий

князь

не

только

пользовался

заслуженным авторитетом

главного начальника, затем генерал-инспектора, но и слыл

мудрым педагогом, чутким и заботливым старшим наставником.

Олег Константинович Романов (воспитанник Полоцкого кадетского корпуса)

В конце сентября 1914 года в

лихой кавалерийской атаке был

смертельно ранен сын Константина

Константиновича князь Олег, в

недавнем

прошлом

воспитанник

Полоцкого кадетского корпуса.

Германская пуля оборвала

жизнь

очень

молодого, но

взрослого и сознательно

Олег Константинович Романов

выбравшего

свой

жизненный путь человека. При чем военная служба отнюдь не была

этим выбором - она стала именно крестным путем, который великий князь правящего

российского дома обязан был разделить со своим народом. В госпитале, жестоко

страдая, он, дождавшись приезда родителей, спустя 20 минут после встречи с ними умер

Не выдержало горя и сердце отца: 2 июня (ст. стиль) 1915 года Константин

Константинович скончался.

Одним из главных заветов, оставленных мудрым педагогом воспитанникам кадетских

корпусов, являлся его призыв к неустанному труду. «Потребностью всей жизни, —

указывал он, — должен быть труд... Начала её должны быть заложены в школе». В

стихотворении

«Кадету»,

написанном

рукою

великого

князя

Константина

Константиновича, есть такие строки: «...Подвиги и славные дела свершать лишь тем, в

ком доблесть расцвела: ей нужны и труд, и знанье, и усилья». Как подчёркивалось в

приказе по военно-учебным заведениям, он призывал учителей «претворить дело

обучения в дело воспитания, а воспитателям — постепенно поднимать в воспитанниках

сознание их человеческого достоинства».

Порыв патриотических чувств увлёк некоторых кадет на фронт, и они стали

участниками боевых действий. Некоторые из них получили боевые награды —

солдатские Георгиевские кресты. Кадет из шестого класса Николаевского корпуса

Сергей Марков с разрешения родителей и военного министра «вступил добровольцем в

Крымский конный полк, в строю которого заслужил два Георгиевских креста, после чего

был отправлен в военное училище», — можно прочитать в одном из современных

изданий. В другом извещается, что из трёх выпусков (1916—1918) Одесского кадетского

корпуса, насчитывавших 203 воспитанника, солдатскими Георгиевскими крестами были

отмечены 9 человек.

Во время каникул кадеты с разрешения начальства и родителей принимали участие в

строительстве оборонительных сооружений, удостоившись за это похвальных отзывов

из действующей армии.

Имели место случаи и несколько иного рода. Так, некоторые начальствующие отцы

брали сыновей в цело, выводя их на позиции ради получения награды. Но в общем

повсеместно проявлялось гуманное отношение военной власти к воспитанникам. Оно

выражалось в беспокойстве за здоровье подростков и юношей, в стремлении уберечь их

от ненужной опасности, что нашло отражение в приказе военного министра по армии.

Документ был издан в сентябре 1916 года в целях пресечения уже отмечавшейся

порочной практики, когда иные кадеты посещали действующие войска, где служили их

отцы, с корыстной целью. Именно после такого «геройства» появлялись ходатайства о

представлении

«побывавших

на

фронте»

воспитанников

кадетских

корпусов

к

награждению Георгиевскими

медалями.

Карбышев Дмитрий Михайлович (1880–1945),

выпускник

1-го

Сибирского

Императора

Александра II кадетского корпуса (1898).

Советский военный инженер, ученый,

генерал-лейтенант инженерных войск, профессор,

доктор военных наук, Герой Советского Союза

(посмертно). В 1900 году окончил Николаевское

военное инженерное училище, в 1911 году –

Николаевскую военную академию. Участвовал в

русско-японской войне, был строителем фортов

Брестской крепости (1911–1914). Во время Первой

мировой войны руководил инженерными работами

на Юго-Западном фронте. После Октябрьской революции – на различных инженерных

должностях в Красной Армии. С 1926 года – начальник кафедры в Академии им. М.В.

Фрунзе. Автор свыше 100 научных трудов по различным аспектам военного

инженерного искусства и военной истории.

В начале Великой Отечественной войны, находясь на Западном фронте, был тяжело

ранен и попал в плен. Категорически отказался перейти на службу к фашистам. Зверски

замучен фашистами 18 февраля 1945 года в лагере Маутхаузен. Д.М. Карбышеву

установлены памятники в Москве, Омске, Таллине, Маутхаузене.

Вильбоа Герман (Бруно) Александрович

27.11.1870 - 25.02.1915г,

выпускник Нижегородского графа Аракчеева

кадетского корпуса

Потомственный дворянин перед Первой мировой

войной

был

офицером-воспитателем

в

Нижегородском кадетском корпусе. Подполковник

Вильбоа (1870-1915) в возрасте сорока четырех лет

был убит в бою северо-западнее Варшавы 25

февраля 1915 года, оставив вдовой жену Василису

Густавовну и сиротой 14-летнего сына Всеволода,

воспитанника Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса.

Воскресенский Владимир Константинович

(1893 или 1894—1916),

выпускник Аракчеевского кадетского

корпуса.

Поручик 5-го стрелкового полка, герой Первой

мировой войны.

Военную службу проходил в 5-м стрелковом

полку, в рядах которого принял участие в

Первой мировой войне. За отличия в боях был

награждён орденами св. Анны 4-й степени, св.

Станислава 3-й степени с мечами и бантом и

св. Анны 3-й степени с мечами и бантом.

Погиб 23 мая 1916 года. Похоронен в городе

Городец Нижегородской губернии.

Высочайшим приказом от 5 ноября был посмертно награждён орденом св. Георгия 4-й

степени, а Приказом по армии и флоту от 4 марта 1917 года ему было посмертно

пожаловано золотое оружие с надписью «За храбрость».

Нестеров Пётр Николаевич (15 [27] февраля

1887, Нижний Новгород, Российская империя —

26

августа [8 сентября] 1914,

Жолква, Королевство Галиции и Лодомерии,

Австро-Венгрия),

выпускник Нижегородского кадетского корпуса

русский

военный

лётчик,

штабс-капитан.

Основоположник

высшего

пилотажа

(петля

Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в

практике боевой авиации применив таран..

Родился в Нижнем Новгороде 15 (27) февраля 1887 года, сын дворянина, офицера,

воспитателя кадетского корпуса Николая Фёдоровича Нестерова (1863—1890).

26 августа [7 сентября] 1897 года Нестеров поступил в Нижегородский кадетский

корпус, где в своё время его отец занимал должность воспитателя.

После окончания в 1904 году кадетского корпуса, в числе шести лучших выпускников,

был зачислен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906 году, отлично выдержав

экзамены,

произведён

в подпоручики и выпущен

в

9-ю Восточно-Сибирскую

стрелковую артиллерийскую бригаду, расквартированную во Владивостоке.

В 1912 году 25-летний поручик 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской

бригады Пётр Нестеров командирован на учёбу в Офицерский класс Офицерской

Воздухоплавательной школы в Гатчине и уже в сентябре 1912 года совершил свой

первый самостоятельный полёт на аэроплане.

В мае 1913 года, по окончании учебного курса в Авиационном отделе той же школы и

сдачи экзамена на звание «военный лётчик», был назначен в формировавшийся в Киеве

авиационный отряд с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте (затем — с

прикомандированием ко 2-му авиационному отряду, переименованному 23.06.1913 в 11-

й авиационный отряд, с 08.08.1913 — в 11-й корпусной авиационный отряд).

С 29.06.1913 по 20.11.1913 Пётр Нестеров — временно исполняющий должность

начальника отряда, с 21.02.1914 — начальник 11-го корпусного авиационного отряда.

Как коршуны в небе, могучим размахом

Ударил что силы он в крылья врага,

И жизнь свою отдал, не знаясь со страхом,

За долг, за отчизну, что так дорога.

Ткачёв Вячеслав Матвеевич (1885—1965),

выпускник Нижегородского кадетского

корпуса— русский военный лётчик, генерал

от авиации Георгиевский кавалер, первый

главнокомандующий русской военной

авиацией

10 марта 1914 года был откомандирован в

4-ю авиароту по её формировании, и в тот же

день подъесаул Ткачёв назначен командиром

XX авиационного отряда, приданного штабу 4-й

армии. В начальный период войны Ткачёв

совершил несколько очень важных для русского

командования разведывательных полётов за что Приказом армии Юго-Западного фронта

от 24 Ноября 1914 года за № 290 был награждён орденом Святого Великомученика и

Победоносца

Георгия

IV

степени

(первый

среди

лётчиков).

Возвращаясь

с

разведывательного полета с ценной информацией, подъесаул Ткачев попал под

ружейный обстрел. Одна из пуль пробила масляный бак. Понимая, что не сможет

долететь до своих, летчик сполз на пол, ногой закрыл пробоину и в таком положении

дотянул до русских позиций. Посадив аэроплан на поле и взяв коня, он поскакал в

ближайший населенный пункт, где имелся телефон, и передал разведданные. Затем,

спасая аэроплан от наступающих австрийцев, Ткачев погрузил его на крестьянскую

телегу и вывез из-под носа у наступающего неприятеля.

В декабре 1914 года на участке Юго-Западного фронта командир авиационного

отряда подъесаул В. М. Ткачёв, имея при себе из оружия лишь пистолет «Наган»,

первым среди русских пилотов, атаковал немецкий аэроплан «Альбатрос» и своими

действиями заставил противника ретироваться.

В период с 4 по 7 июня 1915 года — несмотря на явную опасность для жизни от

губительного огня зенитных батарей, он неоднократно пробивался в тыл неприятеля,

собирая важные сведения. Встретившись с немецким аэропланом, вооружённым

пулемётом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство.

4 июля 1915 году, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри,

вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки.

1 августа 1916 года В. М. Ткачёв сбил австрийский аэроплан «Авиатик», причём

аппарат и оба лётчика попали в руки русских воинов. В августе 1916 года Ткачев

возглавил 1-ю истребительную авиагруппу. Своё первое боевое крещение летчики

авиагруппы получили во время прорыва воздушной блокады немецкой авиации в

сентябре 1916 года под Луцком. Тогда отважным русским пилотам удалось добиться

существенного перелома в борьбе за господство в воздухе, а Ткачев стал первым асом

России (по тем временам ас — летчик, сбивший не менее пяти вражеских самолетов).

В 1916 году — войсковой старшина и начальник 11-го авиадивизиона (с 21 апреля

1916), а затем — инспектор авиации Юго-Западного фронта (с 3 сентября 1916).

Награждён Золотым оружием «За храбрость» (10 сентября 1916).

Люпов Сергей Николаевич (1870-1945),

выпускник Нижегородского кадетского

корпуса

Сергей Николаевич Люпов (1870-1945) родился в

семье кадрового военного. В 1889 году он

закончил Нижегородский кадетский корпус, через

два

года

Михайловское

артиллерийское

училище, а в 1899 году по первому разряду —

Николаевскую академию Генштаба.

В 1914 году получил звание генерал-майора.

В 1915 году стал командиром бригады 17-й

пехотной дивизии. С августа 1915 по март 1916 —

начальник штаба 20-го армейского корпуса. С

июля 1916 по март 1917 — командир 104-й

пехотной дивизии 34-го армейского корпуса.

16 января 1917 года получил звание генерал-лейтенанта.

В 1914 году за боевое отличие, проявленное при переправе через реку Сан на границе с

Польшей командир пехотного полка полковник Сергей Люпов получил звание генерал-

майора и орден Св. Георгия 4 степени. 16 января 1917 года за воинское отличие при

обороне линии Аделина–Тржинец награжден Георгиевским оружием и получил звание

генерал-лейтенанта. За годы первой мировой войны был награжден: орденом Св.

Станислава 1-й степени с мечами, Георгиевским оружием и Орденом Св. Георгия 4-й

степени, орденом Св. Анны 1-й степени с мечами.

О многих воспитанниках Аракчеевского корпуса можно говорить. Их имена знают и

сегодняшние воспитанники Нижегородского военного училища.

Поручик Виктор Николаевич Дергачев погиб под городом Броды 18 апреля 1915 года

(по другим данным, под Владимиром Волынским 23 апреля 1915 года).

Капитан Константин Христофорович Зафиров скончался от ран, полученных в бою

северо-западнее Варшавы 10 февраля 1915 года.

Поручик Виктор Алексеевич Айдаров погиб в бою под Варшавой 30 января 1915 года.

Прапорщик Николай Алексеевич Ротин погиб 18 марта 1915 года в боях на

Ломжинском направлении.

Подпоручик Константин Васильевич Мысовский.

Штабс-капитан В.В. Шмаков.

Капитан Аристарх Васильевич Белецкий убит в бою восточнее Лодзи 15 ноября 1915

года.

Прапорщик (подпоручик) Василий Павлович Колушев убит в районе Ломжи 15

марта 1915 года.

Корнет Павел Павлович Демидов убит в бою под Радомом 9 июля 1915 года.

Штабс-капитан Константин Павлович Шапиловский умер от ран, полученных в бою

у Мейшаголы 16 августа 1915 года.

За Веру, Царя и Отечество…

Рахмин Митрофан Александрович,

(1891-1916),

выпускник

Нижегородского

кадетского

корпуса

Во время Первой мировой погибло около ста

аракчеевцев.

Одним

из

них

был

поручик

Митрофан Александрович Рахмин (1891-1916),

который по окончании Нижегородского кадетского

корпуса учился в Киевском Константиновском

военном училище, откуда был выпущен в саперный

батальон. Во время службы в инженерных войсках

молодой

подпоручик

проявил

недюжинный

интерес к техническим новинкам и 29 сентября

1913

года

был

командирован

в

Военно-

автомобильную

роту

первое

в

русской

армии

подразделение,

оснащенное

автомобилями. С февраля 1916 года Рахмин начал служить в Эскадре воздушных

кораблей и был назначен помощником командира тяжелого четырехмоторного

аэроплана «Илья Муромец XVI». В районе местечка Боруны 12 сентября 1916 года

Рахмин погиб вместе со всем экипажем воздушного корабля, отражая атаку четырех

немецких истребителей — двух «Фоккеров» и двух «Альбатросов». Умело лавируя,

«Муромец» метким пулеметным огнем вывел из строя три из четырех преследовавших

его истребителей.

Поручик Рахмин был посмертно награжден орденом Св. Георгия IV степени. Имя его

было занесено на одну из двенадцати черных «под мрамор» досок в соборной церкви при

кадетском корпусе рядом с именами других героев-аракчеевцев, павших в боях за Веру,

Царя и Отечество.

В траурных списках значились фамилии подполковников А.П. Соловьева, Н.П.

Бучинского, И.Н. Чертова, В.В. Вильчинского; капитанов Л.Н. Сапожникова, Л.А.

Широкова, Ф.З. Лепарского; штабс-капитанов А.П. Запольского, П.А. Полозова, Ю.Я.

Ахвледиани; зауряд-капитана С.А. Поливанова, поручиков С.А. Лозинского, Н.А.

Гороха, К.В. Бернатовича, А.О. Смольянинова, Р.Л. Нейберга, М.В. Бржезецкого;

подпоручиков Л.Ф. Пятницкого, А.А. Билетова, Н.С. Болдырева, С.С. Дьяконова;

прапорщиков Г.И. Бутлерова, Б.И. Свиреденко, Э.Ю. Кржичковского, Г.Н. Тихомирова и

многих

других.

Юноши

и

почтенные

отцы

семейств,

представители

разных

национальностей и разных религий, граждане одной страны, покинув родной дом, они

шагнули в бессмертие за Веру, Царя и Отечество. Не все из них были нижегородцами по

месту рождения, но все они могут считаться таковыми, так как принадлежали к высокой

когорте воспитанников Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса.

Колчак Александр Васильевич

(1874— 1920),

выпускник Морского кадетского корпуса,

российский адмирал

Родился 16 ноября 1874 г. в Петербурге в семье

инженера,

отставного

генерал-майора

морской

артиллерии.

В 1894 г. Колчак окончил Морской кадетский

корпус; в 1900—1902 гг. участвовал в полярной

экспедиции Петербургской академии наук.

21 июля 1900 года из Екатерининской гавани

вышла шхуна «Заря» первой Русской полярной

экспедиции Академии наук под руководством

Э.В.Толля.

С 1916 г. - российский адмирал.

Расстрелян 7 февраля 1920 г. в Иркутске.

Первые два месяца войны Колчак занимал должность флаг-капитана, разрабатывая

оперативные задания и планы, при этом всегда стремился принять участие в боевых

действиях.

А. В. Колчак, обладавший изумительной способностью составлять самые

неожиданные и всегда остроумные, а подчас и гениальные планы операций, — не

признавал никакого начальника, кроме Эссена, которому он всегда непосредственно

докладывал. На этой почве у Колчака с Кербером всегда выходили конфликты, причём

Эссен, уважавший и ценивший их, пожалуй, одинаково, совершенно неожиданно

оказывался в роли примирителя обоих своих горячих и неуступчивых помощников.

— С. Н. Тимирёв

В эту войну борьба на море стала много сложнее и разностороннее, чем раньше, очень

важное значение приобрели оборонительные меры — в первую очередь, в виде минных

заграждений. И именно мастером ведения минной войны проявил себя Колчак. Западные

союзники считали его лучшим в мире специалистом по минному делу.

В августе близ острова Оденсхольм был захвачен севший на мель немецкий крейсер

«Магдебург». В числе трофеев была обнаружена немецкая сигнальная книга, из которой

штаб Эссена узнал, что Балтийскому флоту противостоят довольно малые силы

германского флота. В результате был поставлен вопрос о переходе Балтийского флота от

глухой обороны к активным действиям.

В начале сентября план активных операций был одобрен, Колчак отправился

защищать его в Ставку Главковерха, однако Великий князь Николай Николаевич

признал активные операции Балтийского флота преждевременными. Почувствовав

настороженное отношение Ставки к Эссену, Колчак тяжело переживал неудачу своей

миссии, «был чрезвычайно нервен и жаловался на чрезмерный бюрократизм, мешавший

продуктивной работе».

В феврале 1915 года капитан 1-го ранга Колчак принял командование полудивизионом

особого назначения из четырёх эскадренных миноносцев типа «Пограничник». В ходе

минно-заградительной операции в Данцигской бухте ему пришлось применить свой

опыт плавания в Арктике — в море уже было много льда. Все миноносцы успешно

достигли места постановки минного поля, но крейсер прикрытия «Рюрик» наскочил на

камни и получил пробоину. Колчак повёл свои корабли дальше без прикрытия. 1

февраля Колчак в тяжелейших погодных условиях поставил в бухте до 200 мин (по

другим данным — 140, выполнив задачу похода, и успешно вернул свои суда на базу.

Впоследствии, как утверждалось биографами Колчака, немецкий флот понёс такие

серьёзные потери от установленных мин, что командующему немецким Балтийским

флотом принцу Генриху Прусскому пришлось распорядиться о запрете кораблям

выходить в море до тех пор, пока не будет найдено средство для борьбы с русскими

минами. Современные военные историки, однако, подвергают большому сомнению

приводимые количественные данные о нанесённом ущербе: А. А. Шишов отмечал, что

ни один корабль германского ВМФ не подорвался на минах в Данцигской бухте, а

жертвами русских мин спустя полгода стали 3 немецких транспорта. Командующий 6-й

армией доложил о «мужестве и отличной распорядительности» Колчака «во время

опасной операции большого боевого значения». Колчак был награждён орденом Святого

Владимира 3-й степени с мечами. Его имя приобрело известность и за рубежом: для

обучения у него тактике минной войны англичане снарядили на Балтику группу своих

морских офицеров.

В августе 1915 года германский флот, перейдя к активным действиям, предпринял

попытку прорыва в Рижский залив.

Адамович Борис Викторович (1870–1936),

выпускник 3-го Московского Императора

Александра II кадетского корпуса.

Выдающийся военный педагог начала XX

века,

начальник

Виленского

пехотного

военного училища, директор Первого Русского

Великого Князя Константина Константиновича

кадетского корпуса в Югославии, генерал-

лейтенант.

20.09.1914 — откомандирован и

06.12.1914

по

личному

выбору

государя

назначен

командиром

лейб-гвардии

Кексгольмского

полка

с

задачей

восстановления

его

боевых

качеств

после

тяжелых потерь в Восточной Пруссии, сдав при

этом

должность

начальника

училища

инспектору классов полковнику Анисимову Н. В.

04.10.1914 — зачислен в списки Виленского военного училища (ВП 04.10.1914 г.).

«… в условиях военного времени подготовка офицеров идёт с той же неуклонной

настойчивостью, терпением и высоким искусством, которые прославили Виленское

военное училище со времен генерала Адамовича. В наши дни его уже в училище не

было: он командовал полком на фронте; но его дух, его заветы, правила и идеи —

продолжали жить и живо ощущались во всем училищном быту. Передавались красочные

рассказы о нем, читались его приказы, пелся им введенный, если можно так сказать,

училищный гимн на слова К. Р.: «Наш полк, наш полк — заветное, чарующее слово!»

(Воспоминания Меснява Г.В., относящиеся к 1916 году («Юнкера. Виленцы в Полтаве»).

С 08.1915 — командир 2-й бригады 3-й гвардейской пехотной дивизии.

1915-05.01.1916 — в резерве чинов при штабе Петроградского ВО.

05.01.1916 — назначен генералом для поручений при военном министре: инспектировал

военные училища и школы прапорщиков, ведал формированием офицеров в военное

время.

В 1916 — за отличия награждён Георгиевским оружием (ВП 27.07.1916).

13.10.1917 — уволен от службы с производством в генерал-лейтенанты. Уехал на

Украину на родину отца в Миргород.

Герасимов Александр Михайлович (1861–1931),

выпускник Морского кадетского корпуса

Родился 14 ноября 1861 года Окончил

Морской корпус (1882), Минный офицерский

класс (1886), Михайловскую артиллерийскую

академию

(1892),

вице-адмирал.

После

возвращения из японского плена назначен 20

января

1906

года

заведующим

обучением

офицеров

и

гальванеров

Учебного

артиллерийского отряда Балтийского флота. 20

февраля

1906

года

назначен

командиром

учебного судна «Рига», 28 января 1908 года —

учебного судна «Пётр Великий». 28 августа

1909 года назначен исправляющим должность

начальника Учебного артиллерийского отряда

Балтийского флота, а 6 декабря 1911 года

произведён в чин контр-адмирала с утверждением в должности начальника отряда. В

следующем году награждён орденом Святого Станислава 1 степени.

Комендант морской крепости Императора Петра Великого в 1913—1917 годах. В 1914

году также имел должность генерал-губернатора Эстляндии и Лифляндии.

Йордан Борис Михайлович (1888–1956),

выпускник Пажеского корпуса

Начальник штаба гвардейской кавалерийской дивизии, полковник.

Сын

действительного статского советника, уроженец Витебской губ. Окончил Пажеский

корпус (1907). Из Пажеского корпуса был выпущен в лейб-гвардии Уланский Его

Величества полк. На 01.01.1909 Корнет. Окончил Николаевскую военную академию

(1914; 2 кл.; после объявления мобилизации откомандирован в свою часть). Участвовал

во всех боях полка до середины 1915. Штабс-Ротмистр (ст. 14.06.1915) лейб-гвардии

Уланского Его Величества полка. Причислен к ген. штабу (1915). Переведен в ген. штаб.

В 1916 старший адъютант штаба сводной гв. кав. дивизии. Ст. адьютант штаба 3-й гв.

кав. дивизии (с 14.07.1916). Капитан (ст. 14.06.1914). В 1917 в чине Капитана и. д.

начальника штаба гв. кав. корпуса. И.д. штаб-офицера для поручений при штабе гв. кав.

корпуса (с 25.08.1917). Подполковник (пр. 1917).

Китицын

Михаил

Александрович

(1885–

1960),

выпускник Морского кадетского корпуса

Российский подводник времен Первой

мировой

войны,

Георгиевский

кавалер,

начальник Отдельных гардемаринских классов,

начальник Владивостокского морского училища,

капитан 1-го ранга.

В начале Первой мировой

войны Китицын служил на сухопутном фронте,

принимал участие в обороне Ивангородской

крепости, за что был награждён орденом св.

Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».

После войны вернулся на Черноморский флот. В

подводном флоте М. А. Китицын с 1909 года,

когда был назначен старшим флаг-офицером начальника штаба Бригады подводных

лодок.

С 27 сентября 1915 по 2 сентября 1917 года — командир подводной лодки «Тюлень»

и вскоре произведён в капитаны 2-го ранга. На подводной лодке провёл ряд успешных

операций (например, потопление австрийского транспорта «Дубровник» 19 марта 1916

года; в июле того же года — разведка в Варненской бухте), за бой с пароходом

«Родосто» и его захват награждён в 1916 году Георгиевским оружием. Признан одним из

самых результативных подводников Российского Императорского флота: одержал 36

побед, потопив суда общей валовой вместимостью 8973 брутто-регистровых тонны. По

этому показателю находился на втором месте в русском флоте. За отличную службу

Китицын был отмечен мечами и бантом к ордену св. Анны 3-й степени; орденом св.

Станислава 2-й степени с мечами; орденом св. Георгия 4-й степени; орденом св.

Владимира 4-й степени, а также досрочным производством в чины старшего лейтенанта

и капитана 2-го ранга «за отличие в делах против неприятеля».

Новицкий Евгений Федорович (1867–1931),

выпускник Полоцкого кадетского корпуса

Видный

военный

деятель

русской

армии,

генерал-лейтенант. С началом войны, подал

рапорт о переводе его в действующую армию,

но его просьбу смогли удовлетворить лишь в

1915. 12.05.1915 переведен в действующую

армию командующим 48-й пехотной дивизии,

которую восстановил после жестоких потерь,

понесенных ею на Дуклинском перевале в

05.1915, где был взят в плен ген. Корнилов.

Генерал-лейтенант (пр. 1915; ст. 04.10.1915) с

утверждением в должности начальника той же

дивизии. Награжден Георгиевским оружием

(ВП 25.04.1916). На 10.07.1916 в том же чине и

должности. Командир 45-го армейского корпуса (22.04.1917 - 14.07.1917). 14.07.1917

отчислен от должности с назначением в резерв чинов при штабе Одесского ВО.

Новицкий Василий Федорович (1869–1929),

выпускник Полоцкого кадетского корпуса

Экстраординарный профессор Николаевской

Военной Академии (с 21.06.1914; 3 мес.). В

08.1914 в чине полковника командовал 1-й

бригадой

30-й пехотной

дивизии.

Позже (с

09.1914)

исполнял

должность

генерал-

квартирмейстера

штаба

1-й

армии

(6

мес.).

Генерал-майор (ст. 07.08.1914). Начальник 5-й

стр. бригады (с 21.03.1915; 7 мес.). Командующий

73-й пехотной дивизией (с 22.10.1915; 1 г. 5 мес.).

На 10.07.1916 в том же чине и должности. После Февральской революции, как

"демократически настроенный" командир, отозван в Петроград и 20.03.1917 назначен

помощником

военного

министра

А.И.

Гучкова.

Генерал-лейтенант

(31.03.1917).

09.05.1917 переведен в распоряжение военного министра. 17.07.1917 отправлен на фронт

командиром 2-го Сибирского арм. корпуса. В 11.1917 недолго командовал 12-й армией

(15 дней). В резерве чинов при штабе Петроградского ВО (15 дней). С 16.12.1917

экстраординарный, позже ординарный профессор Николаевской военной академии.

Новицкий

Федор

Федорович

(1870–1944),

выпускник Полоцкого кадетского корпуса

Видный военный историк, профессор

Военно-воздушной инженерной академии имени

Н. Е. Жуковского, генерал-лейтенант авиации

(1943). В 08.1914 в период похода в Восточную

Пруссию командовал 1-й бригадой 8-й пехотной

дивизии. Начальник штаба 1-го армейского

корпуса (02.10.1914-25.04.1917). Генерал-майор

(ст. 17.11.1914). Командующий 22-й пехотной

дивизии (2 мес.). Начальник 82-й пехотной

дивизии (с 25.04.1917 - 7 мес.). В 12.1917 избран

командиром

43-го

армейского

корпуса.

С

28.03.1918 добровольно в РККА. В 27.04.1918-

01.08.1918 был военруком Калужского района

Завесы, а также (в 06-07.1918) командовал

Калужской дивизией

Приходкин Борис Дмитриевич (1877–1950),

выпускник

Петровского

Полтавского

кадетского корпуса

Георгиевский

кавалер,

Участник

Первой

мировой войны. В июле 1915 года был ранен и

контужен. С декабря 1915 года — командир 3-й

батареи. В 1916 году снова был контужен. В

1917 году временно командовал артиллерийским

дивизионом.

Во

время

службы

в

Русской

императорской армии имел чины подпоручика (1898), поручика (1901), штабс-капитана

(1905), капитана (1910), подполковника (1916) и полковника (1917). Офицер-воспитатель

корпуса-лицея Императора Николая II во Франции, инициатор создания и организатор

объединений бывших воспитанников императорских кадетских корпусов, создатель

музея «Родной корпус», редактор журнала «Кадеты», подполковник.

Промтов Михаил Николаевич (1857–1950),

выпускник Петровского Полтавского

кадетского корпуса

Вступил

в

войну

командиром

32-й

артиллерийской

бригады.

2

ноября

1914

г.

назначен командующим 82-й пехотной дивизией,

входившей в состав войск, осаждавших крепость

Перемышль. 14 февраля 1915 г. произведён в

генерал-лейтенанты.

Во

время

общего

наступления Юго-Западного фронта в 1916 г.

входил в состав 9-й армии генерала П. А.

Лечицкого.

В

начале

июня

1916

г.

командующий Сводным корпусом 9-й армии (82-

я и 103-я пехотные дивизии). Корпусу Промтова вместе с 3-м конным корпусом генерала

графа Ф. А. Келлера было поручено преследование отходившей южной группы 7-й

австро-венгерской армии. 10 июня 1916 г. корпус Промтова занял Сучаву, взяв в плен 27

офицеров, 1235 нижних чинов и 27 пулемётов. В апреле 1917 г. командовал 23-м

армейским корпусом. С сентября 1917 г. — командующий 11-й армией

Эльснер Евгений Феликсович (1867–1930),

выпускник Тифлисского кадетского корпуса

Военный деятель, генерал-лейтенант Генерального

штаба, заместитель директора Крымского кадетского

корпуса. Во время мобилизации 19.07.1914 назначен

помощником Главного начальника снабжений Юго-

Западного фронта. Генерал-лейтенант (пр. 1915; ст. 10.04.1917). Главный начальник

снабжения армий Юго-Западного фронта (с 23.07.1916).

Черячукин Александр Васильевич (1872–1944),

выпускник Донского Императора Александра III

кадетского корпуса.

Генерал-лейтенант, из дворян. Окончил Донской

Императора Александра III

кадетский

корпус

(1890),

Михайловское

артиллерийское училище (1893),

Николаевскую академию Генерального штаба (1899).

Участник Первой мировой Командир 11-го Донского

казачьего

полка

(11.12.1913-1915),

с

которым

выступил на фронт мировой войны. Отличился в

Галицийском сражении. На 12.05.1915 в том же чине

и должности. Командующий 2-й Заамурской конной

бригадой, с которой 25.05.1915 конной атакой в районе Залещиков остановил австро-

германские войска, угрожавшие окружением 2-му кав. корпусу. Начальник штаба 4-го

кав. корпуса (13.06.1915-26.09.1917). Генерал-майор (пр. и ст. 06.12.1915). Награжден

орденом Св. Георгия 4-й ст. (ВП 30.12.1915) и Георгиевским оружием (ВП 20.07.1916; за

отличие командиром 2-й Заамурской конной бригады). Командующий 2-й казачьей

сводной дивизии (с 26.09.1917). С той же дивизией в конце года вернулся на Дон.

По-разному сложились судьбы выпускников кадетских корпусов.

Не обо всех кадетах и о их подвигах мне пришлось найти, прочитать; многие из

них станут известными лишь по времени, Одни - прославят Россию как «певцы России»

(художники, музыканты, артисты), другие- как политические деятели, третьи- на полях

сражений. Но всех объединяло одно: воинская служба и служебный долг – это то, чему

они посвятили свои молодые и зрелые годы.

Но, несравненно, большее количество их видел только Бог, и они так и останутся лишь в

памяти скромных героев, их совершивших, или тесного кружка близких им людей. А о

скольких геройских подвигах совершители или свидетели их уже никому ничего не

поведают: «смерть запечатала уста их».

«Пусть же эти герои и подвиги, совершённые ими, будут светлыми

примерами преданности Престолу и Родине, примерами исполнения воинского долга

и проявления мужества. Только так мы познаем тайну русских побед!».

Но их труд для нас очень важен, их успехи оценены по достоинству, но главное –

это КАДЕТЫ! Они отдали свои жизни за Веру, Царя и Отечество…



В раздел образования