Напоминание

Схематизация, как средство формирования УУД


Авторы: Юмаева Зайтуна Ильясовна, Чиркова Елена Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СО "Санаторная школа - интернат г.Петровска", МОУ "СОШ № 60" г. Саратов
Населённый пункт: г.Петровск, г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Схематизация, как средство формирования УУД
Раздел: полное образование





Назад




СХЕМАТИЗАЦИЯ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ДЕЙСТВИЙ

ВЫПОЛНИЛИ

:

Юмаева Зайтуна Ильясовна ГБОУ СО «Санаторная школа

– интернат г.Петровска» учитель истории и обществознания

Матвиенко Елена Валентиновна учитель математики МОУ

«СОШ №1 г.Петровска», педагог дополнительного образования Центра

технологического и гуманитарного образования "Точка роста»

Солдатова Юлия Владимировна педагог дополнительного

образования Центра технологического и гуманитарного образования "Точка

роста", учитель информатики МОУ «СОШ №1 г.Петровска»

Чиркова Елена Владимировна МОУ"СОШ №60" г.Саратов

учитель русского языка и литературы

ПЕТРОВСК

2021

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА

Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в

стране

и

мире,

широкими

информационными

контактами

в

постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни,

частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и

социальных групп и др.

Учителя

бьют

тревогу:

школьники

не

могут

сосредоточиться,

воспринимать

длинные

тексты,

углубляться

в

суть,

имеют

низкий

коэффициент усвоения знаний. Им не под силу прочитать «Войну и мир»

даже по главам. Они неспособны конспектировать, написать реферат, не

задумываются, что при решении задачи не может получиться 2,5 человека, а

из 8 км невозможно вычесть 3 часа. При выполнении домашних заданий

стараются

воспользоваться

всевозможными

дайджестами,

готовыми

сочинениями, решебниками.

В чем проблемы? Специалисты это объясняют тем, что у школьника

сформировано клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста,

вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма).

Леонид Ястребов, кандидат физ.-мат. наук, бывший преподаватель

физики и экс-директор Московского центра интернет-образования, считает,

что в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И это не только

проблема российских школьников. Клиповое

мышление — это общая

проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов

ХХ века.

Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением отсутствует

способность к

длительной концентрации, поэтому они

просматривают

материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые

поверхностные знания, которые сохраняются не на долго. Так как школьник

акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не

утруждая себя пониманием и извлечением главного, у него снижается или

совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку

информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не

проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли

сводится к очень тезисному изложению.

Все это порождает новые

требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способностях

выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации;

видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в

жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно

взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме

в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и

других.

Результатом школьного образования на современном этапе должно

стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения

подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения

возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек

изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку

как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное,

личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением,

как

умение

учиться.

По

сути,

это

и

есть

главная

задача

новых

образовательных стандартов.

Установленные

новые

требования

к

результатам

обучающихся

вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе

принципов метапредметности как условия достижения высокого качества

образования.

Учитель

сегодня

должен

уметь

конструировать

новые

педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование

обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных

продуктов в освоении знаний.

Анализ

имеющихся

ресурсов

обучения

показал,

что

большим

потенциалом

для

формирования

различных

универсальных

учебных

действий обладает такой вид деятельности как схемы и проектирование, мы

остановимся и рассмотрим и изучив вид деятельности схемы, поскольку в

ходе создания схем создается специальная ситуация, в которой эффективно

формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные

действия. Не меньшим потенциалом в формировании метапредметных

результатов

обладает

исследовательская

деятельность,

которая

также

способствует

успешному

овладению

набором

УУД,

прописанных

в

стандарте.

Схемы являются средствами выделения главного, они помещают

информацию в замкнутое пространство. При составлении схем ученик

совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение

преобразовать и обобщить материал, привести его в систему и графически

обобщить.

Схемы – графическое изображение исторической действительности,

где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками –

геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи

обозначаются

их

взаимным

расположением,

связываются

линиями

и

стрелками.

Таким образом, возникает гипотеза:

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей

практики

дробления

знаний

на

предметы

к

целостному

образному

восприятию мира, к метадеятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО

УЧЕБНОГО КУРСА

В ФГОС НОО и ООО обозначены требования и метапредметным

результатам обучающихся, включающие требования к познавательным УУД

в перечень которых входит:

использование

знаково-символических

средств

представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

применение моделей и схем для обеспечения преобразования учебного

материала;

подготовка выступления с порой на графические изображения для

более

полного

ответа

на

поставленный

вопрос

и

достижения

взаимопонимания

Выполнение

установленных

требований

предполагает

обучение

школьников схематизации, которое включает в себя формирование умений

«читать схемы», то есть видеть за условными обозначениями какое-либо

содержание учебного материала, создавать схемы, заменяя абстрактные и

материальные объекты условными знаками, а так же оперировать схемами в

соответствии с их функциональным назначением. Овладев этими умениями,

учащиеся смогут применять схематизацию в познавательной деятельности

и социальной действительности.

В учебной познавательной деятельности чаще всего используют

схемы, которые способствуют, во-первых, организации понимания научных

знаний, во-вторых, организации эффективной коммуникации, в-третьих,

целенаправленной деятельности.

Познавательные

УУД

(анализ,

сравнение,

синтез,

обобщение,

классификация,

установление

причинно-следственных

связей)

через

формирование умения работать со схемами, способствующими организации

понимания.

Коммуникативные УУД (организация учебного сотрудничества и

совместной деятельности с учителем и сверстниками, умения слушать

собеседника, вести диалог, договариваться) через формирование учений

работать со схемами, способствующими организации коммуникации

Регулятивные УУД (самостоятельно ставить цели, планировать

деятельность, осуществлять самоконтроль и рефлексию) через формирование

умений работать со схемами, способствующими организации деятельности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: разработать и апробировать организационно-содержательные условия

метапредметного образования через умение создавать и использовать

схемы.

Задачи:

Углубить знания об умениях работы со схемами

Определить формы работы с классом учащихся (5 класса) по данной

теме в урочной деятельности.

Определить условия для формирования навыков конструирования

схем и правилах конструирования на усвоение способов построения

схем.

СРОК И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО

ПРОЕКТА

Сроки

Этап

Механизм

Формы работы

2019/2020

уч. г.

Организация

реализации

метапредметног

о подхода в

преподавании

одного учебного

предмета

(предметной

области)

- стартовая

диагностика уровня

готовности педагогов к

реализации

метапредметного

подхода

- анализ УМК на

предмет установления

внутрипредметных,

внутрикурсовых связей;

- внесение изменений в

рабочие программы;

- включение в

содержание учебного

материала

метапредметных

Методические

объединения

Педагогическая

мастерская

знаний, использование

комплекса

общеучебных умений и

навыков;

- комплексный

психолого-

педагогический анализ

результатов ВПР

2019/2020

уч. г.

Согласование

метапредметног

о подхода в

действиях

учителей

школы,

работающих с

одной учебной

параллелью

- анализ УМК по

смежным предметам с

целью установления

межпредметных

связей;

- определение объектов

интеграции с другими

предметами;

- внесение изменений в

рабочие программы;

- включение в

содержание учебного

материала

метапредметных

знаний, использование

комплекса

надпредметных умений

и навыков;

- обобщенный анализ

ВПР

Межпредметны

е недели

Консультации

2020/2021

уч. г.

Координация

деятельности

- организация учебно-

исследовательской,

Метапредметны

е недели

команды

учителей школы

в реализации

метапредметног

о подхода

проектной, социальной

деятельности

школьников как

способа решения

различных проблем,

возникающих в жизни;

- участие в решении

проблем в команде

педагогов школы

посредством

включения

метапонятий в

образовательный

процесс, создания

условий для освоения

метапредметных

умений, навыков и

способов деятельности

- итоговая диагностика

уровня готовности

педагогов к реализации

метапредметного

подхода

Творческие

группы

Результаты

На конец

2019-2020

учебного года

5 а класс

На конец первой

четверти 2020-

2021 года

6 а класс

Количество

21

19

учащихся

Количество

отличников

7 (1 выбыл)

6

Количество

ударников

10 (1 выбыл)

9

Количество

троечников

4

4

Качество знаний

80,95

78,95

Обученность

72,38

69,47

Средний балл

4.19

4.11

Количество

участников ВОШ

-

13

Литература:

1.

Обучение школьников схематизации и моделированию 5-9 классы

/Л.И.Иволгина. – Волгоград: издательство «Учитель» - 2014 год

2.

Громыко Ю.В. Метапредмет Знак. Схематизация и построение знаков.

Понимание символов, - М. Пушкинский дом, 2001 год

Приложения

1.

Курс «Схема в помощь»

2.

Комплексные работы 5 класс

3.

Стартовая диагностика 5 класс



В раздел образования