Авторы: Юмаева Зайтуна Ильясовна, Чиркова Елена Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СО "Санаторная школа - интернат г.Петровска", МОУ "СОШ № 60" г. Саратов
Населённый пункт: г.Петровск, г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Схематизация, как средство формирования УУД
Раздел: полное образование
СХЕМАТИЗАЦИЯ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
ВЫПОЛНИЛИ
:
Юмаева Зайтуна Ильясовна ГБОУ СО «Санаторная школа
– интернат г.Петровска» учитель истории и обществознания
Матвиенко Елена Валентиновна учитель математики МОУ
«СОШ №1 г.Петровска», педагог дополнительного образования Центра
технологического и гуманитарного образования "Точка роста»
Солдатова Юлия Владимировна педагог дополнительного
образования Центра технологического и гуманитарного образования "Точка
роста", учитель информатики МОУ «СОШ №1 г.Петровска»
Чиркова Елена Владимировна МОУ"СОШ №60" г.Саратов
учитель русского языка и литературы
ПЕТРОВСК
2021
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в
стране
и
мире,
широкими
информационными
контактами
в
постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни,
частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и
социальных групп и др.
Учителя
бьют
тревогу:
школьники
не
могут
сосредоточиться,
воспринимать
длинные
тексты,
углубляться
в
суть,
имеют
низкий
коэффициент усвоения знаний. Им не под силу прочитать «Войну и мир»
даже по главам. Они неспособны конспектировать, написать реферат, не
задумываются, что при решении задачи не может получиться 2,5 человека, а
из 8 км невозможно вычесть 3 часа. При выполнении домашних заданий
стараются
воспользоваться
всевозможными
дайджестами,
готовыми
сочинениями, решебниками.
В чем проблемы? Специалисты это объясняют тем, что у школьника
сформировано клиповое мышление (от «clip» (анл.) — фрагмент текста,
вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма).
Леонид Ястребов, кандидат физ.-мат. наук, бывший преподаватель
физики и экс-директор Московского центра интернет-образования, считает,
что в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И это не только
проблема российских школьников. Клиповое
мышление — это общая
проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90-х годов
ХХ века.
Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением отсутствует
способность к
длительной концентрации, поэтому они
просматривают
материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые
поверхностные знания, которые сохраняются не на долго. Так как школьник
акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не
утруждая себя пониманием и извлечением главного, у него снижается или
совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку
информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не
проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли
сводится к очень тезисному изложению.
Все это порождает новые
требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способностях
выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации;
видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в
жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно
взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме
в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и
других.
Результатом школьного образования на современном этапе должно
стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения
подростка к себе, к другим людям. И формирование такого отношения
возможно только в том случае, если есть интеграция того, что человек
изучает, чем он занимается. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку
как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное,
личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением,
как
умение
учиться.
По
сути,
это
и
есть
главная
задача
новых
образовательных стандартов.
Установленные
новые
требования
к
результатам
обучающихся
вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе
принципов метапредметности как условия достижения высокого качества
образования.
Учитель
сегодня
должен
уметь
конструировать
новые
педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование
обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных
продуктов в освоении знаний.
Анализ
имеющихся
ресурсов
обучения
показал,
что
большим
потенциалом
для
формирования
различных
универсальных
учебных
действий обладает такой вид деятельности как схемы и проектирование, мы
остановимся и рассмотрим и изучив вид деятельности схемы, поскольку в
ходе создания схем создается специальная ситуация, в которой эффективно
формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные
действия. Не меньшим потенциалом в формировании метапредметных
результатов
обладает
исследовательская
деятельность,
которая
также
способствует
успешному
овладению
набором
УУД,
прописанных
в
стандарте.
Схемы являются средствами выделения главного, они помещают
информацию в замкнутое пространство. При составлении схем ученик
совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение
преобразовать и обобщить материал, привести его в систему и графически
обобщить.
Схемы – графическое изображение исторической действительности,
где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками –
геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи
обозначаются
их
взаимным
расположением,
связываются
линиями
и
стрелками.
Таким образом, возникает гипотеза:
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей
практики
дробления
знаний
на
предметы
к
целостному
образному
восприятию мира, к метадеятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО
УЧЕБНОГО КУРСА
В ФГОС НОО и ООО обозначены требования и метапредметным
результатам обучающихся, включающие требования к познавательным УУД
в перечень которых входит:
использование
знаково-символических
средств
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
применение моделей и схем для обеспечения преобразования учебного
материала;
подготовка выступления с порой на графические изображения для
более
полного
ответа
на
поставленный
вопрос
и
достижения
взаимопонимания
Выполнение
установленных
требований
предполагает
обучение
школьников схематизации, которое включает в себя формирование умений
«читать схемы», то есть видеть за условными обозначениями какое-либо
содержание учебного материала, создавать схемы, заменяя абстрактные и
материальные объекты условными знаками, а так же оперировать схемами в
соответствии с их функциональным назначением. Овладев этими умениями,
учащиеся смогут применять схематизацию в познавательной деятельности
и социальной действительности.
В учебной познавательной деятельности чаще всего используют
схемы, которые способствуют, во-первых, организации понимания научных
знаний, во-вторых, организации эффективной коммуникации, в-третьих,
целенаправленной деятельности.
Познавательные
УУД
(анализ,
сравнение,
синтез,
обобщение,
классификация,
установление
причинно-следственных
связей)
через
формирование умения работать со схемами, способствующими организации
понимания.
Коммуникативные УУД (организация учебного сотрудничества и
совместной деятельности с учителем и сверстниками, умения слушать
собеседника, вести диалог, договариваться) через формирование учений
работать со схемами, способствующими организации коммуникации
Регулятивные УУД (самостоятельно ставить цели, планировать
деятельность, осуществлять самоконтроль и рефлексию) через формирование
умений работать со схемами, способствующими организации деятельности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: разработать и апробировать организационно-содержательные условия
метапредметного образования через умение создавать и использовать
схемы.
Задачи:
Углубить знания об умениях работы со схемами
Определить формы работы с классом учащихся (5 класса) по данной
теме в урочной деятельности.
Определить условия для формирования навыков конструирования
схем и правилах конструирования на усвоение способов построения
схем.
СРОК И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО
ПРОЕКТА
Сроки
Этап
Механизм
Формы работы
2019/2020
уч. г.
Организация
реализации
метапредметног
о подхода в
преподавании
одного учебного
предмета
(предметной
области)
- стартовая
диагностика уровня
готовности педагогов к
реализации
метапредметного
подхода
- анализ УМК на
предмет установления
внутрипредметных,
внутрикурсовых связей;
- внесение изменений в
рабочие программы;
- включение в
содержание учебного
материала
метапредметных
Методические
объединения
Педагогическая
мастерская
знаний, использование
комплекса
общеучебных умений и
навыков;
- комплексный
психолого-
педагогический анализ
результатов ВПР
2019/2020
уч. г.
Согласование
метапредметног
о подхода в
действиях
учителей
школы,
работающих с
одной учебной
параллелью
- анализ УМК по
смежным предметам с
целью установления
межпредметных
связей;
- определение объектов
интеграции с другими
предметами;
- внесение изменений в
рабочие программы;
- включение в
содержание учебного
материала
метапредметных
знаний, использование
комплекса
надпредметных умений
и навыков;
- обобщенный анализ
ВПР
Межпредметны
е недели
Консультации
2020/2021
уч. г.
Координация
деятельности
- организация учебно-
исследовательской,
Метапредметны
е недели
команды
учителей школы
в реализации
метапредметног
о подхода
проектной, социальной
деятельности
школьников как
способа решения
различных проблем,
возникающих в жизни;
- участие в решении
проблем в команде
педагогов школы
посредством
включения
метапонятий в
образовательный
процесс, создания
условий для освоения
метапредметных
умений, навыков и
способов деятельности
- итоговая диагностика
уровня готовности
педагогов к реализации
метапредметного
подхода
Творческие
группы
Результаты
На конец
2019-2020
учебного года
5 а класс
На конец первой
четверти 2020-
2021 года
6 а класс
Количество
21
19
учащихся
Количество
отличников
7 (1 выбыл)
6
Количество
ударников
10 (1 выбыл)
9
Количество
троечников
4
4
Качество знаний
80,95
78,95
Обученность
72,38
69,47
Средний балл
4.19
4.11
Количество
участников ВОШ
-
13
Литература:
1.
Обучение школьников схематизации и моделированию 5-9 классы
/Л.И.Иволгина. – Волгоград: издательство «Учитель» - 2014 год
2.
Громыко Ю.В. Метапредмет Знак. Схематизация и построение знаков.
Понимание символов, - М. Пушкинский дом, 2001 год
Приложения
1.
Курс «Схема в помощь»
2.
Комплексные работы 5 класс
3.
Стартовая диагностика 5 класс