Автор: Мельникова Лариса Ильинична
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДМШ № 5 "Созвучие"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Применение инновационных форм и методов внеурочной деятельности в процессе формирования творческой личности"
Раздел: дополнительное образование
Лариса Ильинична Мельникова
преподаватель по классу фортепиано
МАУ ДО «Детская музыкальная школа № 5 «Созвучие» г. Перми
Обобщение педагогического опыта
Применение инновационных форм и методов внеурочной
деятельности в процессе формирования творческой личности
Проходят столетия, общественные формации, но для педагогов во все
времена неизменной остаётся главная задача
– формирование гармоничной
всесторонне развитой личности.
Наукой
доказано,
что
человек
может
полностью
раскрыться
и
сформироваться лишь при помощи и участии искусства, в частности, музыки. Все
приобретённые детьми знания, должны найти себе применение в практической
музыкальной деятельности, соответствующей возрасту ребёнка.
К сожалению, специфика обучения детей игре на музыкальных инструментах
такова, что ученикам приходится многое делать в обязательном порядке.
Как сделать так, чтобы обучение носило развивающий характер, а не
сводилось только к «натаскиванию»? В нужном направлении может помочь
применение инновационных форм и методов внеурочной деятельности.
Работая в этом направлении много лет, я пришла к выводу, что нашим детям
не хватает общения, неформальных встреч со сверстниками, интересных и
познавательных концертов-бесед. Применение новых форм при организации
внеклассных мероприятий, расширение рамок обычного концерта вызывает у детей
живой интерес и большое желание ещё раз принять участие в мероприятии.
Положительный настрой к учебе в детской музыкальной школе помогает
преподавателю и при обучении игре на инструменте добиться гораздо больших
успехов. Новые формы внеурочной деятельности могут помочь решить эту
проблему.
Осенью 2015 г. в нашей школе появился педагогический проект «Поэта
славят музыка и слово» (я была автором этого проекта). Идея проекта такова, найти
интересные страницы творческого пути и композитора, и поэта, как они
пересекались в реальной жизни. Что их объединяло, что общее в их творчестве;
какой была эпоха, в которой они жили и творили и т.д.
В ноябре 2015 г. в рамках педагогического проекта «Поэта славят музыка и
слово» мы проводили музыкально-литературный вечер, посвященный творчеству
русского поэта А.С. Пушкина и русского композитора Ц.А. Кюи. Классическая
русская поэзия и музыка – незаменимая часть мировой культуры. А. Пушкин-
великий русский поэт. Он оставил богатое наследие-стихи, романы для всего
человечества. Ц. Кюи создал прекрасные музыкальные произведения на стихи и
романы А. Пушкина.
Вместе с учащимися мы проводили совместные репетиции. Этот этап,
пожалуй, самый интересный и любимый детьми. Ведь эмоции и впечатления,
полученные
на
совместных
вечерних
репетициях,
творческое
общение
в
неформальной обстановке, теплая дружеская атмосфера, останутся в памяти
навсегда.
На этом вечере активное участие принимала учащаяся моего класса по
учебному предмету «Фортепиано» «Струнно-смычкового отделения» Елизавета
Гостинская. В этот период времени Лиза участвовала в краевом конкурсе по общему
фортепиано, в краевом конкурсе «Лучший концертмейстер», принимала участие в
Краевой научно-практической конференции на открытом уроке «Технические
приёмы звукоизвлечения» (сейчас Лиза выпускница Пермского музыкального
колледжа по классу скрипки).
В 2016 г. в ДМШ № 5 и в ДШИ № 9 в рамках педагогического проекта
«Поэта славят музыка и слово» был проведён музыкально-литературный вечер по
музыкальным иллюстрациям Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». В этот
раз учащийся «Народного отделения» мой ученик по учебному предмету
«Фортепиано» Артем Фишер читал стихи А. Пушкина «Мадонна» и «Романс». Были
прекрасные отзывы от слушателей, поэтические и музыкальные номера звучали
друг за другом, а мультимедийное сопровождение добавило дополнительный объём
и красочность.
В 2017 г. в Инженерной школе СОШ № 16 в рамках педагогического проекта
«Поэта славят музыка и слово» мы провели литературно-музыкальную композицию
«А. Пушкин и М. Глинка. Два гения одной эпохи». И снова учащийся «Народного
отделения» по учебному предмету «Фортепиано» Сергей Лимонов читал стихи А.
Пушкина «Разлука» и «К Чаадаеву», и исполнял произведение «Скоморохи при
дворе» современного композитора В. Золотарева.
Данное мероприятие было
интересно и учащимся, и учителям СОШ № 16, так как включало в себя
эмоциональный
дополнительный
материал
по
литературе,
изобразительному
искусству, музыке и способствовало развитию межпредметных связей в разных
образовательных областях.
Педагогический проект «Два рояля – восемь рук» появился в нашей школе
благодаря образованию квартета преподавателей «Лира». Еще в 2016 г., в процессе
работы над проектом «Поэта славят музыка и слово», возникла необходимость
сыграть восьмиручные переложения оркестровых произведений. Так из одного
проекта «вырос» другой.
Цель
проекта
–
просветительская
и
образовательная:
приобщение
слушательской аудитории к достижениям мировой музыкальной культуры, создание
условий для укрепления традиций ансамблевого музицирования. Наиболее важными
задачами считаем:
- развитие мотивации учащихся к совместному творчеству и обучению в
музыкальной школе;
- расширение форм активного участия детей и родителей во внеурочной
деятельности.
С 2018 - 2019 учебного года в рамках педагогического проекта «Два рояля –
восемь рук» мы проводим внеурочное мероприятие фестиваль фортепианных
ансамблей
«Вместе
весело
играть»
для
родителей
и
учащихся
классов
преподавателей участников квартета «Лира». В 2021 г. в связи со сложившейся
эпидемиологической ситуацией фестиваль был опубликован на сайте школы как
видео трансляция.
Участники фестиваля - учащиеся разных отделений нашей школы, которые
занимаются фортепианным ансамблем. Этот вид совместного музицирования
нравится всем детям. Во-первых, выступать вдвоем гораздо легче – меньше
волнуешься. А еще игра в ансамбле – самый простой способ приобщения к
мировой
музыкальной
культуре.
Это
возможность
познакомиться
с
симфоническими,
камерно-инструментальными
произведениями,
вокальными
опусами, оперной и балетной музыкой. Жанр фортепианного ансамбля необычайно
популярен. Повсюду проводятся фестивали и конкурсы ансамблевой музыки для
детей, для профессиональных музыкантов, и для любителей.
Цель мероприятия – показать, что каждый ребёнок, независимо от
способностей, может стать активным участником ансамбля. В фестивале принимают
активное участие учащиеся отделения «Фортепиано» и учащиеся класса общего
фортепиано
отделения
«Струнно-смычковые
инструменты»
и
«Народные
инструменты».
Во время проведения фестиваля мы беседовали с родителями и учащимися
о фортепианном ансамбле; о воспитании и развитии навыков и качеств,
необходимых
для
ансамблевого
музицирования;
знакомили
с
известными
фортепианными дуэтами. Мы, преподаватели, были тоже активными участниками
фестиваля. Каждый из нас выходил на сцену со своими учениками в номинации
«учитель-ученик». Для лучшего усвоения материала были использованы слайды,
видеоматериалы.
Успеху
мероприятия
способствовал
опрос-викторина
с
поощрением активных участников фестиваля и по традиции общее фото на память.
Мы получаем удовольствие от совместного творчества, радуемся новым
«находкам» за фортепиано, учимся выражать свое мнение и слышать друг друга.
Этому мы пытаемся научить и наших детей, ведь именно в умении слышать друг
друга и есть ценность музицирования в фортепианном ансамбле.
Новый образовательный стандарт ставит главной целью развитие личности
учащегося. Именно внеурочная деятельность является средством развития личности
ребенка, так как она обеспечивает познавательную мотивацию, совместную
деятельность с преподавателем, одноклассниками, родителями; формирует основы
нравственного поведения. Участие ребенка во внеурочной деятельности позволяет
ему испытать радость творчества.
Психологи утверждают, что способность в той или иной деятельности
требует активного включения мозга и сердца, мысли и чувств творческого
отношения. При формальном подходе к делу способности могут быть утрачены или
остаться не выявленными, и, наоборот, творческое отношение к труду поднимает
способности на более высокий уровень, обусловливает их успешное развитие. Здесь
уместно вспомнить знаменитую фразу К.С. Станиславского: «Ничему нельзя
научить, можно только научиться».
Список используемой литературы:
1.
Иванова И.В. Подарите детям радость. /О.В. Иванова. – н/Д.; Феникс.
2006, - с. 224
2.
Зеньковский В.В. Психология детства, М. Academi/1996