Напоминание

"Применение инновационных форм и методов внеурочной деятельности в процессе формирования творческой личности"


Автор: Мельникова Лариса Ильинична
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДМШ № 5 "Созвучие"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Применение инновационных форм и методов внеурочной деятельности в процессе формирования творческой личности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Лариса Ильинична Мельникова

преподаватель по классу фортепиано

МАУ ДО «Детская музыкальная школа № 5 «Созвучие» г. Перми

Обобщение педагогического опыта

Применение инновационных форм и методов внеурочной

деятельности в процессе формирования творческой личности

Проходят столетия, общественные формации, но для педагогов во все

времена неизменной остаётся главная задача

– формирование гармоничной

всесторонне развитой личности.

Наукой

доказано,

что

человек

может

полностью

раскрыться

и

сформироваться лишь при помощи и участии искусства, в частности, музыки. Все

приобретённые детьми знания, должны найти себе применение в практической

музыкальной деятельности, соответствующей возрасту ребёнка.

К сожалению, специфика обучения детей игре на музыкальных инструментах

такова, что ученикам приходится многое делать в обязательном порядке.

Как сделать так, чтобы обучение носило развивающий характер, а не

сводилось только к «натаскиванию»? В нужном направлении может помочь

применение инновационных форм и методов внеурочной деятельности.

Работая в этом направлении много лет, я пришла к выводу, что нашим детям

не хватает общения, неформальных встреч со сверстниками, интересных и

познавательных концертов-бесед. Применение новых форм при организации

внеклассных мероприятий, расширение рамок обычного концерта вызывает у детей

живой интерес и большое желание ещё раз принять участие в мероприятии.

Положительный настрой к учебе в детской музыкальной школе помогает

преподавателю и при обучении игре на инструменте добиться гораздо больших

успехов. Новые формы внеурочной деятельности могут помочь решить эту

проблему.

Осенью 2015 г. в нашей школе появился педагогический проект «Поэта

славят музыка и слово» (я была автором этого проекта). Идея проекта такова, найти

интересные страницы творческого пути и композитора, и поэта, как они

пересекались в реальной жизни. Что их объединяло, что общее в их творчестве;

какой была эпоха, в которой они жили и творили и т.д.

В ноябре 2015 г. в рамках педагогического проекта «Поэта славят музыка и

слово» мы проводили музыкально-литературный вечер, посвященный творчеству

русского поэта А.С. Пушкина и русского композитора Ц.А. Кюи. Классическая

русская поэзия и музыка – незаменимая часть мировой культуры. А. Пушкин-

великий русский поэт. Он оставил богатое наследие-стихи, романы для всего

человечества. Ц. Кюи создал прекрасные музыкальные произведения на стихи и

романы А. Пушкина.

Вместе с учащимися мы проводили совместные репетиции. Этот этап,

пожалуй, самый интересный и любимый детьми. Ведь эмоции и впечатления,

полученные

на

совместных

вечерних

репетициях,

творческое

общение

в

неформальной обстановке, теплая дружеская атмосфера, останутся в памяти

навсегда.

На этом вечере активное участие принимала учащаяся моего класса по

учебному предмету «Фортепиано» «Струнно-смычкового отделения» Елизавета

Гостинская. В этот период времени Лиза участвовала в краевом конкурсе по общему

фортепиано, в краевом конкурсе «Лучший концертмейстер», принимала участие в

Краевой научно-практической конференции на открытом уроке «Технические

приёмы звукоизвлечения» (сейчас Лиза выпускница Пермского музыкального

колледжа по классу скрипки).

В 2016 г. в ДМШ № 5 и в ДШИ № 9 в рамках педагогического проекта

«Поэта славят музыка и слово» был проведён музыкально-литературный вечер по

музыкальным иллюстрациям Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель». В этот

раз учащийся «Народного отделения» мой ученик по учебному предмету

«Фортепиано» Артем Фишер читал стихи А. Пушкина «Мадонна» и «Романс». Были

прекрасные отзывы от слушателей, поэтические и музыкальные номера звучали

друг за другом, а мультимедийное сопровождение добавило дополнительный объём

и красочность.

В 2017 г. в Инженерной школе СОШ № 16 в рамках педагогического проекта

«Поэта славят музыка и слово» мы провели литературно-музыкальную композицию

«А. Пушкин и М. Глинка. Два гения одной эпохи». И снова учащийся «Народного

отделения» по учебному предмету «Фортепиано» Сергей Лимонов читал стихи А.

Пушкина «Разлука» и «К Чаадаеву», и исполнял произведение «Скоморохи при

дворе» современного композитора В. Золотарева.

Данное мероприятие было

интересно и учащимся, и учителям СОШ № 16, так как включало в себя

эмоциональный

дополнительный

материал

по

литературе,

изобразительному

искусству, музыке и способствовало развитию межпредметных связей в разных

образовательных областях.

Педагогический проект «Два рояля – восемь рук» появился в нашей школе

благодаря образованию квартета преподавателей «Лира». Еще в 2016 г., в процессе

работы над проектом «Поэта славят музыка и слово», возникла необходимость

сыграть восьмиручные переложения оркестровых произведений. Так из одного

проекта «вырос» другой.

Цель

проекта

просветительская

и

образовательная:

приобщение

слушательской аудитории к достижениям мировой музыкальной культуры, создание

условий для укрепления традиций ансамблевого музицирования. Наиболее важными

задачами считаем:

- развитие мотивации учащихся к совместному творчеству и обучению в

музыкальной школе;

- расширение форм активного участия детей и родителей во внеурочной

деятельности.

С 2018 - 2019 учебного года в рамках педагогического проекта «Два рояля –

восемь рук» мы проводим внеурочное мероприятие фестиваль фортепианных

ансамблей

«Вместе

весело

играть»

для

родителей

и

учащихся

классов

преподавателей участников квартета «Лира». В 2021 г. в связи со сложившейся

эпидемиологической ситуацией фестиваль был опубликован на сайте школы как

видео трансляция.

Участники фестиваля - учащиеся разных отделений нашей школы, которые

занимаются фортепианным ансамблем. Этот вид совместного музицирования

нравится всем детям. Во-первых, выступать вдвоем гораздо легче – меньше

волнуешься. А еще игра в ансамбле – самый простой способ приобщения к

мировой

музыкальной

культуре.

Это

возможность

познакомиться

с

симфоническими,

камерно-инструментальными

произведениями,

вокальными

опусами, оперной и балетной музыкой. Жанр фортепианного ансамбля необычайно

популярен. Повсюду проводятся фестивали и конкурсы ансамблевой музыки для

детей, для профессиональных музыкантов, и для любителей.

Цель мероприятия – показать, что каждый ребёнок, независимо от

способностей, может стать активным участником ансамбля. В фестивале принимают

активное участие учащиеся отделения «Фортепиано» и учащиеся класса общего

фортепиано

отделения

«Струнно-смычковые

инструменты»

и

«Народные

инструменты».

Во время проведения фестиваля мы беседовали с родителями и учащимися

о фортепианном ансамбле; о воспитании и развитии навыков и качеств,

необходимых

для

ансамблевого

музицирования;

знакомили

с

известными

фортепианными дуэтами. Мы, преподаватели, были тоже активными участниками

фестиваля. Каждый из нас выходил на сцену со своими учениками в номинации

«учитель-ученик». Для лучшего усвоения материала были использованы слайды,

видеоматериалы.

Успеху

мероприятия

способствовал

опрос-викторина

с

поощрением активных участников фестиваля и по традиции общее фото на память.

Мы получаем удовольствие от совместного творчества, радуемся новым

«находкам» за фортепиано, учимся выражать свое мнение и слышать друг друга.

Этому мы пытаемся научить и наших детей, ведь именно в умении слышать друг

друга и есть ценность музицирования в фортепианном ансамбле.

Новый образовательный стандарт ставит главной целью развитие личности

учащегося. Именно внеурочная деятельность является средством развития личности

ребенка, так как она обеспечивает познавательную мотивацию, совместную

деятельность с преподавателем, одноклассниками, родителями; формирует основы

нравственного поведения. Участие ребенка во внеурочной деятельности позволяет

ему испытать радость творчества.

Психологи утверждают, что способность в той или иной деятельности

требует активного включения мозга и сердца, мысли и чувств творческого

отношения. При формальном подходе к делу способности могут быть утрачены или

остаться не выявленными, и, наоборот, творческое отношение к труду поднимает

способности на более высокий уровень, обусловливает их успешное развитие. Здесь

уместно вспомнить знаменитую фразу К.С. Станиславского: «Ничему нельзя

научить, можно только научиться».

Список используемой литературы:

1.

Иванова И.В. Подарите детям радость. /О.В. Иванова. – н/Д.; Феникс.

2006, - с. 224

2.

Зеньковский В.В. Психология детства, М. Academi/1996



В раздел образования