Напоминание

Развитие творческих способностей детей при работе по изготовлению композиций из бисера блока "Образы природы" - "Полевые цветы"


Автор: Свиридова Елена Борисовна
Должность: педагог ОДОД
Учебное заведение: ГБОУ СО школа № 253 Приморского района Санкт-Петербурга имени капитана 1-го ранга П.И.Державина
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие творческих способностей детей при работе по изготовлению композиций из бисера блока "Образы природы" - "Полевые цветы"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие творческих способностей детей при работе по изготовлению

композиции из бисера блока «Образы природы» - «Полевые цветы».

Автор Свиридова Елена Борисовна – педагог ОДОД ГБОУ СО школы №253

Приморского района Санкт-Петербурга имени капитана 1-го ранга П.И.Державина.

Бисерная композиция «Полевые цветы»

Материал, представляемый читателю, является одним из нескольких разделов, которые

составляют художественный блок «Образы природы». В него входят цветы, травы,

животные, рептилии, насекомые, выполненные в стиле известных художников прошлого

Альбрехта Дюрера, Карла Фаберже, Луи-Франсуа Картье, Фёдора Толстого и являющиеся

данью уважения шедеврам этих великих мастеров, а также наблюдениям природных

источников творчества и современным образцам декоративно прикладного искусства.

В художественной мастерской объединения «Бисерная композиция» школьники имеют

возможность познакомиться с наследием отечественного и зарубежного ювелирного

искусства, живописи, декоративно прикладного творчества.

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей при работе по

изготовлению композиций из бисера блока «Образы природы» - «Полевые цветы»

предназначена для детей 8-12 лет, обучающихся по дополнительной образовательной

общеразвивающей программе художественной направленности «Бисерная композиция».

Продолжительность выполнения каждого задания 4 часа, то есть 2 занятия по 90 минут с

10 минутным перерывом каждые 45 минут.

Актуальность этой разработки состоит в том, что для достижения цели применяются

принципы

метода

проектирования,

который

помогает

учащимся

постепенно

адаптироваться в социуме.

Целью является развитие творческих способностей детей на основе красоты природы,

художественных образов, исторических материалов.

Одной из задач является научить школьников объёмно-пространственному мышлению.

Другая задача состоит в том, чтобы познакомить детей с многообразием источников

творчества, выбираемых для композиций из бисера.

Воспитательная задача – это беречь природу, не уничтожать её прекрасные творения, а

создавать своими руками подобные им бисерные композиции.

Очень важной составляющей является развитие мелкой моторики, правильной осанки,

безопасной работой учащихся с материалами и инструментами.

В этой публикации представлена бисерная композиция «Полевые цветы», детали

которой предлагаются для выполнения школьникам. В авторском букете можно найти

колоски, ромашки, васильки, полевые гвоздики, фиалки, незабудки, клевер.

Для целостности каждый цветок вместе со стеблем собран полностью из бисера.

Проволочка толщиной в 1 см с помощью круглогубцев превращается в основу для

стебелька.

После просмотра и отбора источников творчества, детям предлагается определить

характер цветка, силуэт лепестков, листочков, стеблей, цветового решения. Для

упрощения задачи рисования схем автором предлагается вспомогательная клетка в

ученической тетради или на сетке, созданной на компьютере. Рассматривание оригиналов

и образцов помогает учащимся анализировать и компоновать будущие детали на

плоскости бумаги. Детали зарисовываются с помощью клеточек, которые представляют

собой бисер соответствующих цветов и расположений. Все цвета закрашиваются

цветными фломастерами в клеточках с определёнными пояснениями.

Схема колоска. Схема фиалки.

Все детали изготавливаемые детьми отдельно по схеме, которая является технической

документацией, прорабатываются и выплетаются ими согласно порядку выполнения:

лепестки цветов собираются в венчики, листочки и соцветия колосков соединяются в полу

крестики. Для законченности композиции кроме основного размера бисера № 10,

предлагается бисер более крупный № 8, который завершает венчик, соцветия и стебли.

Для изготовления композиции «Полевые цветы»

необходимы следующие инструменты и материалы:

1. Бокорезы.

2. Круглогубцы.

3. Пинцет.

4. Толстая булавка с головкой.

5. Льняная салфетка нейтрального цвета или из сурового полотна 30 см на 30 см.

6. Плоские формочки с низкими бортиками для насыпания бисера.

7. Прозрачные бесцветные ёмкости для хранения бисера.

8. Бисер средний соответствующих цветов № 10 и № 8.

9. Проволочка диаметром = 0,224 см и диаметром = 0,1 см.

Очень важным аспектом в этой работе детей с бисерной композицией из полевых

цветов является возможность непосредственно встретиться с натуральными источниками

творчества в картинках и на природе. Переосмысление в декоративное восприятие этих

источников помогает школьникам в постижении объёмно-пространственного мышления.

Нет предела радости учащихся и их педагога, когда на их глазах рождается чудо и из

нескольких зернышек составляется колосок, из нескольких лепестков и листочков полевая

гвоздика, василёк, незабудка, ромашка и клевер. Все вместе они составляют букет

полевых цветов - память о прошедшем лете и отдыхе на природе.

Любование и восхищение делом своих рук – немаловажный аспект, как в процессе,

так и в окончательном результате – что и происходит с детьми при работе с бисером в

этой композиции и по дополнительной образовательной общеразвивающей программе

художественной направленности «Бисерная композиция».

Данная разработка составлена с помощью прилагаемой литературы, компьютерных

технологий и собственных изысканий.

Список литературы

1. Б.Н.Неменский «Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное

искусство и художественный труд», «Просвещение», Москва, 2005 год.

2. Г.Медведева «Русские ювелирные украшения 16-20 вв.», «Советский художник»,

Москва, 1987 год.

3. Е.Моисеенко, В.Фалеева «Бисер и стеклярус в России», «Художник РСФСР»,

Ленинград, 1990 год.

4. Е.Аносова «Фёдор Толстой», «Белый город», Москва, 2004.

5. Жиль Шазал «Искусство Картье», «Эдисион ду МЭСЭН», Париж, 1992 год.

6. Красиков С.П. Цветы и самоцветы. Издательство ГРАНД, Москва 1999.

7. М.Г.Ермолаева «Современный урок: тенденции, возможности, анализ»,

СПбАППО, 2007 г.

8. М.Гордеева «Альбрехт Дюрер», «Директ-Медиа», Москва, 2010 год.

9. Н.Соснина, В.Хвалина «Бисер в культуре народов мира», «Петр Великий», Ленинград,

1990 год.

10. Р.П.Андреева «Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре», «Литера»,

СПб, 2003 год.

11. Я.М.Ашкиназий и др. «Карл Фаберже: Каталог русского ювелирного искусства»,

СП «ИНТЕРБУК», 1990 г.



В раздел образования