Автор: Свиридова Елена Борисовна
Должность: педагог ОДОД
Учебное заведение: ГБОУ СО школа № 253 Приморского района Санкт-Петербурга имени капитана 1-го ранга П.И.Державина
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие творческих способностей детей при работе по изготовлению композиций из бисера блока "Образы природы" - "Полевые цветы"
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческих способностей детей при работе по изготовлению
композиции из бисера блока «Образы природы» - «Полевые цветы».
Автор Свиридова Елена Борисовна – педагог ОДОД ГБОУ СО школы №253
Приморского района Санкт-Петербурга имени капитана 1-го ранга П.И.Державина.
Бисерная композиция «Полевые цветы»
Материал, представляемый читателю, является одним из нескольких разделов, которые
составляют художественный блок «Образы природы». В него входят цветы, травы,
животные, рептилии, насекомые, выполненные в стиле известных художников прошлого
Альбрехта Дюрера, Карла Фаберже, Луи-Франсуа Картье, Фёдора Толстого и являющиеся
данью уважения шедеврам этих великих мастеров, а также наблюдениям природных
источников творчества и современным образцам декоративно прикладного искусства.
В художественной мастерской объединения «Бисерная композиция» школьники имеют
возможность познакомиться с наследием отечественного и зарубежного ювелирного
искусства, живописи, декоративно прикладного творчества.
Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей при работе по
изготовлению композиций из бисера блока «Образы природы» - «Полевые цветы»
предназначена для детей 8-12 лет, обучающихся по дополнительной образовательной
общеразвивающей программе художественной направленности «Бисерная композиция».
Продолжительность выполнения каждого задания 4 часа, то есть 2 занятия по 90 минут с
10 минутным перерывом каждые 45 минут.
Актуальность этой разработки состоит в том, что для достижения цели применяются
принципы
метода
проектирования,
который
помогает
учащимся
постепенно
адаптироваться в социуме.
Целью является развитие творческих способностей детей на основе красоты природы,
художественных образов, исторических материалов.
Одной из задач является научить школьников объёмно-пространственному мышлению.
Другая задача состоит в том, чтобы познакомить детей с многообразием источников
творчества, выбираемых для композиций из бисера.
Воспитательная задача – это беречь природу, не уничтожать её прекрасные творения, а
создавать своими руками подобные им бисерные композиции.
Очень важной составляющей является развитие мелкой моторики, правильной осанки,
безопасной работой учащихся с материалами и инструментами.
В этой публикации представлена бисерная композиция «Полевые цветы», детали
которой предлагаются для выполнения школьникам. В авторском букете можно найти
колоски, ромашки, васильки, полевые гвоздики, фиалки, незабудки, клевер.
Для целостности каждый цветок вместе со стеблем собран полностью из бисера.
Проволочка толщиной в 1 см с помощью круглогубцев превращается в основу для
стебелька.
После просмотра и отбора источников творчества, детям предлагается определить
характер цветка, силуэт лепестков, листочков, стеблей, цветового решения. Для
упрощения задачи рисования схем автором предлагается вспомогательная клетка в
ученической тетради или на сетке, созданной на компьютере. Рассматривание оригиналов
и образцов помогает учащимся анализировать и компоновать будущие детали на
плоскости бумаги. Детали зарисовываются с помощью клеточек, которые представляют
собой бисер соответствующих цветов и расположений. Все цвета закрашиваются
цветными фломастерами в клеточках с определёнными пояснениями.
Схема колоска. Схема фиалки.
Все детали изготавливаемые детьми отдельно по схеме, которая является технической
документацией, прорабатываются и выплетаются ими согласно порядку выполнения:
лепестки цветов собираются в венчики, листочки и соцветия колосков соединяются в полу
крестики. Для законченности композиции кроме основного размера бисера № 10,
предлагается бисер более крупный № 8, который завершает венчик, соцветия и стебли.
Для изготовления композиции «Полевые цветы»
необходимы следующие инструменты и материалы:
1. Бокорезы.
2. Круглогубцы.
3. Пинцет.
4. Толстая булавка с головкой.
5. Льняная салфетка нейтрального цвета или из сурового полотна 30 см на 30 см.
6. Плоские формочки с низкими бортиками для насыпания бисера.
7. Прозрачные бесцветные ёмкости для хранения бисера.
8. Бисер средний соответствующих цветов № 10 и № 8.
9. Проволочка диаметром = 0,224 см и диаметром = 0,1 см.
Очень важным аспектом в этой работе детей с бисерной композицией из полевых
цветов является возможность непосредственно встретиться с натуральными источниками
творчества в картинках и на природе. Переосмысление в декоративное восприятие этих
источников помогает школьникам в постижении объёмно-пространственного мышления.
Нет предела радости учащихся и их педагога, когда на их глазах рождается чудо и из
нескольких зернышек составляется колосок, из нескольких лепестков и листочков полевая
гвоздика, василёк, незабудка, ромашка и клевер. Все вместе они составляют букет
полевых цветов - память о прошедшем лете и отдыхе на природе.
Любование и восхищение делом своих рук – немаловажный аспект, как в процессе,
так и в окончательном результате – что и происходит с детьми при работе с бисером в
этой композиции и по дополнительной образовательной общеразвивающей программе
художественной направленности «Бисерная композиция».
Данная разработка составлена с помощью прилагаемой литературы, компьютерных
технологий и собственных изысканий.
Список литературы
1. Б.Н.Неменский «Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное
искусство и художественный труд», «Просвещение», Москва, 2005 год.
2. Г.Медведева «Русские ювелирные украшения 16-20 вв.», «Советский художник»,
Москва, 1987 год.
3. Е.Моисеенко, В.Фалеева «Бисер и стеклярус в России», «Художник РСФСР»,
Ленинград, 1990 год.
4. Е.Аносова «Фёдор Толстой», «Белый город», Москва, 2004.
5. Жиль Шазал «Искусство Картье», «Эдисион ду МЭСЭН», Париж, 1992 год.
6. Красиков С.П. Цветы и самоцветы. Издательство ГРАНД, Москва 1999.
7. М.Г.Ермолаева «Современный урок: тенденции, возможности, анализ»,
СПбАППО, 2007 г.
8. М.Гордеева «Альбрехт Дюрер», «Директ-Медиа», Москва, 2010 год.
9. Н.Соснина, В.Хвалина «Бисер в культуре народов мира», «Петр Великий», Ленинград,
1990 год.
10. Р.П.Андреева «Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре», «Литера»,
СПб, 2003 год.
11. Я.М.Ашкиназий и др. «Карл Фаберже: Каталог русского ювелирного искусства»,
СП «ИНТЕРБУК», 1990 г.