Автор: Туркина Любовь Николаевна
Должность: Учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МАОУ «ОЛ «АМТЭК»
Населённый пункт: Город Череповец Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Решение задач по темеГазовые законы"
Раздел: полное образование
План методической разработки занятия
Решение задач по теме «Газовые законы».
Цели урока: Обеспечение применения предметных знаний и способов учебных действий в условиях
решения графических задач;
Вид занятия: комбинированное
Количество часов: 45 минут
Метод: Словесно-наглядный
Тип: Урок закрепления и углубления полученных знаний
Оснащение учебного занятия: компьютерная лаборатория L – micro, программа L -micro со сценарием
эксперимента «Изотермический процесс». Прибор «Изотерма» с встроенным датчиком объёма газа,
датчиком абсолютного давления, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Штатив с
принадлежностями (лапки, муфты), раздаточный материал.
Место проведения: кабинет физики
Задачи:
Образовательные: выявить уровень усвоения формул законов и их применения, доказать
справедливость изотермического закона экспериментом, способствовать выработке умений применять
полученные знания при работе с графиками, таблицами; углубить знания учащихся путём решения
графических задач.
Воспитательные: через знакомство с решением графических задач поднять интерес к физике и
способствовать развитию физического мышления, помочь ученику оценить свой потенциал с точки
зрения образовательной дисциплины
Развития мышления: формировать качества мышления, характерные для физико-математической
деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Планируемые результаты
Личностные.
Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная
компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной
деятельности.
Познавательные.
Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи
рассуждений. Производят анализ и преобразование информации, используя графические модели.
Регулятивные.
Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже
усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и
корректировать полученный результат.
Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием
физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания.
Структура и содержание урока (продолжительность 45 мин.)
№
п/п
Наименование
структурного
элемента
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Время,
мин.
1.
Организационный
момент
Приветствие.
Подготовка рабочих мест.
Активизация внимания учащихся
Занимают места,
готовятся к уроку.
2 мин.
2.
Начальная
мотивация
Вступительное слово
преподавателя. Сообщается тема
урока, цели
Слушают, анализируют
полученную
информацию
3 мин.
3.
Основной этап
1.Запускает программу L-micro
Показывает опыт
изотермического расширения
газа с использование прибора
«Изотерма»
2. Предлагает учащимся
провести изотермическое сжатие
газа.
3. Информирует о том, что при
выполнении эксперимента
значения давления и объема,
измеряемые встроенными
датчиками объёма газа и
Созерцают,
воспринимают факты
посредством органов
чувств.
Один из учеников
выполняет
эксперимент,
Остальные
отслеживают показания
на мониторе
компьютера;
3 мин.
6 мин.
2 мин.
абсолютного давления
передаются в компьютер.
Используя кнопку «Архив»,
сохраняет данные в буфере
обмена.
3. Ставит вопрос: почему
квазистационарные условия
изотермического процесса
обеспечиваются при медленном
перемещении поршня за счет
вращения рукоятки в верхней
части установки
5. Выдает каждому ученику
таблицу из сохраненных данных
и предварительно
распечатанных. Приложение (1)
6. Предлагает построить график
зависимости давления от объема:
Р=f(V).
7. Предлагает построить график
зависимости давления от
(объема)
-1
: Р=f(
1
V
)
Отвечают: вследствие
хорошей
теплопроводности
тонких стенок
цилиндра температура
газа внутри цилиндра
успевает выровняться
с температурой воздуха
в помещении
Убеждаются, что
можно проводить
сложные опыты,
автоматизируя процесс
сбора и обработки
физической
информации.
Используя
информацию,
полученную из
таблицы, строят график
заданной зависимости.
Анализируют
полученные
зависимости, сравнивая
их друг с другом и с
теоретической.
Убеждаются, что с
3 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
4.
Рефлексия
8. Продолжает проведение
эксперимента . Используя
кнопку«Функция», выводит
аппроксимирующую кривую –
гиперболу вместе с уравнением
этой кривой PV= C.
Демонстрирует графики
изотермы в различных осях
координат;
Приложение 2.
9. Предлагает решение задач.
1) Увеличилось или
уменьшилось объем постоянной
массы идеального газа в
процессах 1-2, 2-3
изображенной на рис.
2. На рис. показан цикл для
некоторой массы идеального газа
в координатах V ,Т. Изобразите
его в координатах Т,р и V,р
помощью графика
можно наглядно
представить
функциональную
зависимость
физических величин,
выяснить, в чем смысл
прямой и обратной
пропорциональности
между ними.
Анализируют. Решают
задачу, делают выводы.
Выполняют
предложенные
учителем задания.
3 мин.
4 мин.
8 мин.
5.
Подведение итогов
Слушают, высказывают
свое мнение, делятся
впечатлениями.
2 мин.
Приложение 1
.
Приложение 2.