Автор: Шубодёрова Инна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: учреждения образования "Могилёвский государственный политехнический колледж"
Населённый пункт: Республика Беларусь , г.Могилёв
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы воспитания в системе профессионально-технического и среднего специального образования
Раздел: среднее профессиональное
Формы и методы воспитания в системе профессионально-технического и
среднего специального образования
Шубодёрова Инна Николаевна,
педагог-психолог,
УО «Могилевский
государственный
политехнический колледж», г.
Могилев, Республика Беларусь;
В настоящее время одним из ведущих направлений развития системы
профессионально-технического
и
среднего
специального
образования
признается совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной
части целостного образовательного процесса на основе следующих принципов:
гуманистической направленности воспитания, его природосообразности и
культуросообразности,
эффективности
социального
взаимодействия,
концентрации
воспитания
на
развитие
социальной
и
культурной
компетентности личности.
Современная идеология воспитания нашла свое концептуально-правовое
выражение
в
ряде
долгосрочных
программных
документов: Концепции
непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь,
Программе
непрерывного
воспитания
детей
и
учащейся
молодежи
в
Республике
Беларусь
на
2021-2025гг.,
Государственной
программе
«Образование и молодежная политика» на 2021-2025гг.
Воспитательная работа в учреждениях профессионального образования
направлена на формирование личности будущего специалиста. Сущность
профессионального
воспитания
представляет
собой
организованный,
целенаправленный
педагогический
процесс
развития
профессионального
интереса
учащихся
к
получаемой
профессии,
формировании
у
них
профессиональной культуры, становление личности будущего профессионала
своей области, повышение уровня профессиональных компетенций учащихся;
содержание
профессионального
воспитания
включает
в
себя
четко
организованную систему конкретных задач, форм и методов, применяемых с
учетом
возрастных
особенностей и возможностей учащихся,
структура
профессионального
воспитания
представляет
собой
совокупность
закономерностей, противоречий, принципов, методов и форм, обеспечивающих
целостность и непрерывность педагогического процесса.
В современных условиях возрастает роль учащегося как субъекта
педагогического процесса, что требует иных подходов к выбору форм и
методов его подготовки к жизни, к профессиональной деятельности, к
созданию условий для его личностной самореализации.
В поисках формы педагог должен исходить из содержания: отбирать
оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку
внешнего оформления идеи. Учащийся же от формы идет к содержанию: он
воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы
потом принять идею.
У
формы
есть
еще
одно
ключевое
назначение:
она
помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность
подростков и молодежи, несходство групп, индивидуальностей.
Вопросы
классификации
форм
воспитательной
работы
заложены
Е. В. Титовой в работе «Если знать, как действовать» [1], интересен материал
С. Д. Полякова, представленный в книге «Психопедагогика воспитания» [2], а
также наблюдения Л. В. Байбородовой и М. И. Рожкова, изложенные в учебном
пособии «Воспитательный процесс в современной школе» [3].
Е. В. Титова представляет типологию форм воспитательной работы
следующим образом: мероприятия, дела, игры. Основанием для различения
первых и вторых она считает характер субъекта организации деятельности. Так,
мероприятия автор определяет, как события, занятия, ситуации в коллективе,
организуемые
педагогами
или
кем-либо
для
воспитанников
с
целью
непосредственного воспитательного воздействия на них, а дела - общая работа,
важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на
пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Еще А. С. Макаренко
заметил, что «Отдельное средство всегда может быть положительным и
отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика
и действие всей системы средств, гармонически организованных» [4].
Согласно принятой классификации методы воспитания в отечественной
науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему [5]:
а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия,
диспут, метод примера (применительно к профессиональному воспитанию
эффективными являются диспуты: «Каким я вижу себя через 5 лет», «Цель и
смысл жизни»; беседы и вебинары на темы: «О профессиях», «Профессия и
здоровье», «Учет особенностей темперамента в учебной и профессиональной
деятельности», «Моя профессия - мое будущее», «Как стать профессионалом»;
сочинения и эссе: «Как влияет время на выбор профессии», «Почему я выбрал
эту специальность», «Лестница успеха»; видеофильмы: «О профессиях», «Зову
в свою профессию», «О людях труда»;
приглашение известных людей,
профессионалов
в
своей
сфере;
мастер-классы;
виртуальная
выставка
«Карьерные
ориентации»;
интернет-сайт
учреждения
образования
с
размещением информации для абитуриентов, учащихся, выпускников и др.);
б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих
ситуаций (например, упражнения: «Знаешь ли ты свою будущую профессию»,
«Мои жизненные и профессиональные планы», «Три судьбы», «Вероятностные
характеристики карьеры», «Локус контроля», «Особенности карьеры», «Оценка
субъективной важности событий «неуспешной», «успешной» и моей реальной
карьеры»,
«Призвание»;
семинар-тренинг
«Самопрезентация
личных
и
профессиональных качеств»; тренинги умений и навыков self-менеджмента,
эффективного мышления, управленческих способностей и др.);
в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение,
наказание (например, конкурсы и соревнования профмастерства «Worldskills
Belarus»,
«Лучший
по
профессии»,
«Самый,
самый!»;
технического
и
декоративно-прикладного творчества; профориентационные игры: «Горизонт
событий», «Минус-плюс», «Один день из жизни»; ролевая игра «Собеседование
с работодателем»; написание благодарственных писем родителям и др.);
г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные
методы
(беседы,
анкетирование),
тестирование,
анализ
результатов
деятельности
(например,
анкетирования:
«Что
мне
нравится
в
моей
профессии»,
«Мои
достижения»;
тесты:
«Методика
изучения
статусов
профессиональной идентичности», «Тест на определение уровня лидерского
потенциала»,
«Тест
на
определение
психотипа»,
«Оценка
мотивации
организационного
поведения»,
«Диагностика
коммуникативных
и
организаторских способностей», «Тест профессиональной направленности» [6]
и др.).
Использование
перечисленных
методов
и
форм воспитательного
воздействия, позволяют побуждать познавательный интерес у учащихся и
переходить в самостоятельную продуктивную работу.
Результатом профессионального воспитания является формирование
профессиональной направленности учащегося и его способности осуществлять
осознанное профессиональное самоопределение.
Список использованных источников
1.
Титова, Е. В. Если знать, как действовать: Разговор о методике
воспитания: Книга для учителя / Е. В. Титова. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.
2.
Поляков,
С.
Д.
Психопедагогика
школы.
Научно-популярная
монография с элементами научной фантастики / С. Д. Поляков. - Ульяновск:
УлГПУ, 2011. - 263 c.
3.
Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И.
Рожков, Л. В.
Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
4.
Макаренко, А. С. Сочинения: В 7 т. / А.С. Макаренко. - М., 1958. -
Т. 5. - 399 с.
5.
Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики,
1999, - 179 с.
6.
Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод.
пособие
/
сост.
Я.С.
Сунцова.
–
Ижевск:
Издательство
«Удмуртский
университет», 2009. - 112 с.