Напоминание

Формы и методы воспитания в системе профессионально-технического и среднего специального образования


Автор: Шубодёрова Инна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: учреждения образования "Могилёвский государственный политехнический колледж"
Населённый пункт: Республика Беларусь , г.Могилёв
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы воспитания в системе профессионально-технического и среднего специального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формы и методы воспитания в системе профессионально-технического и

среднего специального образования

Шубодёрова Инна Николаевна,

педагог-психолог,

УО «Могилевский

государственный

политехнический колледж», г.

Могилев, Республика Беларусь;

В настоящее время одним из ведущих направлений развития системы

профессионально-технического

и

среднего

специального

образования

признается совершенствование воспитания как неотъемлемой самоценной

части целостного образовательного процесса на основе следующих принципов:

гуманистической направленности воспитания, его природосообразности и

культуросообразности,

эффективности

социального

взаимодействия,

концентрации

воспитания

на

развитие

социальной

и

культурной

компетентности личности.

Современная идеология воспитания нашла свое концептуально-правовое

выражение

в

ряде

долгосрочных

программных

документов: Концепции

непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь,

Программе

непрерывного

воспитания

детей

и

учащейся

молодежи

в

Республике

Беларусь

на

2021-2025гг.,

Государственной

программе

«Образование и молодежная политика» на 2021-2025гг.

Воспитательная работа в учреждениях профессионального образования

направлена на формирование личности будущего специалиста. Сущность

профессионального

воспитания

представляет

собой

организованный,

целенаправленный

педагогический

процесс

развития

профессионального

интереса

учащихся

к

получаемой

профессии,

формировании

у

них

профессиональной культуры, становление личности будущего профессионала

своей области, повышение уровня профессиональных компетенций учащихся;

содержание

профессионального

воспитания

включает

в

себя

четко

организованную систему конкретных задач, форм и методов, применяемых с

учетом

возрастных

особенностей и возможностей учащихся,

структура

профессионального

воспитания

представляет

собой

совокупность

закономерностей, противоречий, принципов, методов и форм, обеспечивающих

целостность и непрерывность педагогического процесса.

В современных условиях возрастает роль учащегося как субъекта

педагогического процесса, что требует иных подходов к выбору форм и

методов его подготовки к жизни, к профессиональной деятельности, к

созданию условий для его личностной самореализации.

В поисках формы педагог должен исходить из содержания: отбирать

оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку

внешнего оформления идеи. Учащийся же от формы идет к содержанию: он

воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы

потом принять идею.

У

формы

есть

еще

одно

ключевое

назначение:

она

помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность

подростков и молодежи, несходство групп, индивидуальностей.

Вопросы

классификации

форм

воспитательной

работы

заложены

Е. В. Титовой в работе «Если знать, как действовать» [1], интересен материал

С. Д. Полякова, представленный в книге «Психопедагогика воспитания» [2], а

также наблюдения Л. В. Байбородовой и М. И. Рожкова, изложенные в учебном

пособии «Воспитательный процесс в современной школе» [3].

Е. В. Титова представляет типологию форм воспитательной работы

следующим образом: мероприятия, дела, игры. Основанием для различения

первых и вторых она считает характер субъекта организации деятельности. Так,

мероприятия автор определяет, как события, занятия, ситуации в коллективе,

организуемые

педагогами

или

кем-либо

для

воспитанников

с

целью

непосредственного воспитательного воздействия на них, а дела - общая работа,

важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на

пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Еще А. С. Макаренко

заметил, что «Отдельное средство всегда может быть положительным и

отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика

и действие всей системы средств, гармонически организованных» [4].

Согласно принятой классификации методы воспитания в отечественной

науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему [5]:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия,

диспут, метод примера (применительно к профессиональному воспитанию

эффективными являются диспуты: «Каким я вижу себя через 5 лет», «Цель и

смысл жизни»; беседы и вебинары на темы: «О профессиях», «Профессия и

здоровье», «Учет особенностей темперамента в учебной и профессиональной

деятельности», «Моя профессия - мое будущее», «Как стать профессионалом»;

сочинения и эссе: «Как влияет время на выбор профессии», «Почему я выбрал

эту специальность», «Лестница успеха»; видеофильмы: «О профессиях», «Зову

в свою профессию», «О людях труда»;

приглашение известных людей,

профессионалов

в

своей

сфере;

мастер-классы;

виртуальная

выставка

«Карьерные

ориентации»;

интернет-сайт

учреждения

образования

с

размещением информации для абитуриентов, учащихся, выпускников и др.);

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения:

упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих

ситуаций (например, упражнения: «Знаешь ли ты свою будущую профессию»,

«Мои жизненные и профессиональные планы», «Три судьбы», «Вероятностные

характеристики карьеры», «Локус контроля», «Особенности карьеры», «Оценка

субъективной важности событий «неуспешной», «успешной» и моей реальной

карьеры»,

«Призвание»;

семинар-тренинг

«Самопрезентация

личных

и

профессиональных качеств»; тренинги умений и навыков self-менеджмента,

эффективного мышления, управленческих способностей и др.);

в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение,

наказание (например, конкурсы и соревнования профмастерства «Worldskills

Belarus»,

«Лучший

по

профессии»,

«Самый,

самый!»;

технического

и

декоративно-прикладного творчества; профориентационные игры: «Горизонт

событий», «Минус-плюс», «Один день из жизни»; ролевая игра «Собеседование

с работодателем»; написание благодарственных писем родителям и др.);

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные

методы

(беседы,

анкетирование),

тестирование,

анализ

результатов

деятельности

(например,

анкетирования:

«Что

мне

нравится

в

моей

профессии»,

«Мои

достижения»;

тесты:

«Методика

изучения

статусов

профессиональной идентичности», «Тест на определение уровня лидерского

потенциала»,

«Тест

на

определение

психотипа»,

«Оценка

мотивации

организационного

поведения»,

«Диагностика

коммуникативных

и

организаторских способностей», «Тест профессиональной направленности» [6]

и др.).

Использование

перечисленных

методов

и

форм воспитательного

воздействия, позволяют побуждать познавательный интерес у учащихся и

переходить в самостоятельную продуктивную работу.

Результатом профессионального воспитания является формирование

профессиональной направленности учащегося и его способности осуществлять

осознанное профессиональное самоопределение.

Список использованных источников

1.

Титова, Е. В. Если знать, как действовать: Разговор о методике

воспитания: Книга для учителя / Е. В. Титова. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.

2.

Поляков,

С.

Д.

Психопедагогика

школы.

Научно-популярная

монография с элементами научной фантастики / С. Д. Поляков. - Ульяновск:

УлГПУ, 2011. - 263 c.

3.

Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе:

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И.

Рожков, Л. В.

Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

4.

Макаренко, А. С. Сочинения: В 7 т. / А.С. Макаренко. - М., 1958. -

Т. 5. - 399 с.

5.

Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики,

1999, - 179 с.

6.

Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод.

пособие

/

сост.

Я.С.

Сунцова.

Ижевск:

Издательство

«Удмуртский

университет», 2009. - 112 с.



В раздел образования