Напоминание

«Педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации в процессе игровой деятельности»


Автор: Винокурова Алёна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Ананьинская ОШ ЯМР
Населённый пункт: деревня Ананьино Ярославской области
Наименование материала: статья
Тема: «Педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации в процессе игровой деятельности»
Раздел: среднее образование





Назад




Статья

Тема: «Педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации в

процессе игровой деятельности»

Еще в недалеком прошлом считалось, что педагог при организации игровой

деятельности, должен выступать в роли руководителя детского коллектива. При

таком взаимодействии взрослый чаще всего сам распределял роли, устанавливал

правила, делал выводы, не считаясь с мнением детей.

С введением ФГОС, приоритеты были изменены, игра стала считаться свободной

деятельностью ребенка, все основные роли дети распределяют между собой по

желанию, а максимальный развивающий эффект достигается тогда, когда игра

становится

самостоятельной

детской деятельностью.

Таким

образом,

для

организации успешной, во всех понятиях, игры необходимо, чтобы произошел

переход от принципов руководства к принципам педагогического сопровождения.

В настоящее время выделяют следующие принципы:

- принцип индивидуализации образования основан на поддержке детей в развитии

их

потенциальных

возможностей,

стимулировании

стремления

детей

самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание

педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном

процессе. Условиями индивидуализации образовательной деятельности являются:

- создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей;

- создание доброжелательной атмосферы для успешной адаптации каждого

первоклассника.

- принцип открытости в школе определяется на базе тех пространств развития,

которые существуют в учреждении, а также динамики их изменений.

Основным результатом жизнедеятельности открытой системы будет успешное

взаимодействие с социумом, осваивая который, образовательное учреждение само

становится мощным средством социализации личности.

-

принцип вариативности и гибкости в большей степени относится, не к

занятию, а к расписанию занятий внеурочной деятельности, где каждый ребенок,

под руководством ответственного педагога, посещает те занятия, которые помогут

ему решить личные проблемы и успешно пройти этап адаптации к новым условиям.

Актуальность данной работы заключается в том, что в современной социальной

ситуации

дети

чаще

всего

предоставлены

сами

себе,

родители,

занятые

зарабатыванием денег, мало занимаются их воспитанием, друзьями дошкольников

часто являются не реальные сверстники, а виртуальные персонажи из гаджетов. Все

это приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности

социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь. Наше исследование

направлено на выявление трудностей периода адаптации первоклассников и

создания условий спокойного и безболезненного прохождения данного этапа жизни

ребенка.

Целесообразнее

всего

заинтересовать

детей

учебной

и

познавательной

деятельностью через хорошо знакомую им игру.

Состояние исследования проблемы. В настоящее время в научной литературе

термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически

здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо

трудности. Термины «сопровождение» (употребляются в качестве обозначения

системы деятельности педагога, как особого вида оказания психологической

помощи, т.е. как синонимы.

Н.К. Крупская отмечала, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу

навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. По

ее мнению, переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной

игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не

заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Цель игры с детьми в адаптационный период - это не развитие и обучение ребенка, а

эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым,

считала А.А. Люблинская. Игра – отражение жизни. В обстановке игры, которая

создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда

реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных

контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей

игры и упражнения.

Младший школьный возраст является периодом, когда в

процессе развития осуществляется переход от игровой деятельности к деятельности

учебной.

Проблема исследования: формы и методы психолого-педагогического

сопровождения процесса адаптации первоклассников к школе.

Не все педагоги владеют игровой позицией,

используют игру, ее богатые

возможности для развития и адаптации своих воспитанников.

Педагогу необходимо развивать в себе умение быть партнером ребенка в игре.

Эта способность является игровой позицией учителя. Она включает в себя такие

аспекты как:

- ярко выраженный интерес педагога к играм детей;

- рефлексию, как способность видеть реальную ситуацию со стороны и выделить

в ней игровые возможности;

- инфантилизацию

(способность

на

время

превратится

в

ребенка)

как

способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;

- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;

- креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.

В настоящее время методических разработок по данной теме недостаточно.

Противоречия были выявлены еще на этапе сбора информации о будущих

первоклассниках, их можно условно разделить на две группы:

- между необходимостью педагогического сопровождения детей поступающих в

школу, причем независимо от их интеллектуального развития, и отсутствием

сформированного подхода к выявлению проблем каждого ребенка;

- потребностью индивидуального подхода к каждому первокласснику и отсутствием

у педагогов

необходимых знаний по педагогическому сопровождению или

недостаточное количество времени для индивидуальной работы.

Цель данной работы

заключается в том, чтобы показать преимущества

использования

педагогического

сопроровождения

в

преодолении

трудностей

адаптационного периода первоклассников через игровую деятельность.

Объектом исследования в нашей работе является педагогическое

сопровождение первоклассников в условиях организации игровой деятельности, а

предметом — организация

игровой деятельности первоклассников в период

адаптации.

В данной работе отражены подходы к решению следующих задач:

-

познакомиться

с

теоретическими

и

научно

-

практическими

основами

педагогического сопровождения;

- рассмотреть характерные особенности детей 6-7 лет;

- изучить возможности организации игровой деятельности как средства адаптации

первоклассников;

- рассмотреть аспекты педагогического сопровождения первоклассников в игровых

ситуациях;

- провести диагностику для выявления проблем адаптации обучающихся первого

класса и наметить пути их решения;

- разработать подборку дидактических игр, направленных на решение различных

проблем адаптационного периода;

- провести анализ проделанной работы.

Теоретическая

значимость заключается

во

внедрении

педагогического

сопровождения в процесс адаптации обучающихся первого класса; в выделении

различных видов игровой деятельности для сопровождения обучающихся в период

адаптации к обучению в школе; разработка критериев оценки адаптации детей.

Практическая значимость. Разработанная в ходе данного исследования подборка

дидактических игр и конспекты нетрадиционных уроков могут быть использованы

учителями начальных классов для осуществления педагогического сопровождения

обучающихся.

Полученные

результаты

могут

помочь

выделить

отдельные

проблемные зоны в эмоционально-личностном, психологическом, учебном аспектах

ребенка

и

использоваться

в

качестве

средства

психолого-педагогической

профилактики нарушений их предупреждения.

Гипотеза:

Деятельность педагога по формированию адаптации младших школьников будет

эффективнее, если педагог при выборе форм и методов будет учитывать возрастные

особенности и в учебной деятельности применять дидактические игры.

Новизной в нашей работе является система нетрадиционных уроков с элементами

игровой деятельности, подобранных исходя из анализа развития и готовности к

обучению детей подготовительной группы детского сада, так же разработан

комплект ролевых игр, направленных на решение проблем адаптации к школе детей

с разным уровнем адаптации.

Методология исследования:

для решения поставленных задач и проверки

выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс методов:

- изучение теоретической литературы по теме;

- изучение педагогического опыта;

- наблюдение;

- анализ и обобщение данных.

В теоретическом исследовании: нами были использованы такие методы как анализ

социально-педагогической литературы; изучение, обобщение и классификация

документации учреждения. При проведении опытно-экспериментальной работы мы

применили такие методы как наблюдение, тестирование, анализ продуктов

деятельности, количественная и качественная обработка материалов, беседы с

детьми, педагогами и родителями.

База исследования: наше исследование было проведено на базе МОУ Ананьинской

ОШ ЯМР, где в первом классе в этом учебном году обучается 9 детей.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом

школьного детства. В самом начале школьной жизни ребенку необходимо научиться

следовать новым требованиям учителя, контролирующим его поведение в классе, в

школе и дома. Свободное прохождение ребенком начального этапа указывает на

его готовность к приобретению школьных знаний. Однако все дети разные, и не

каждый ученик может иметь эту самую готовность.

Игра – отражение жизни. В обстановке игры, которая создается воображением

ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства,

переживания подлинны, искренни.



В раздел образования