Автор: Винокурова Алёна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Ананьинская ОШ ЯМР
Населённый пункт: деревня Ананьино Ярославской области
Наименование материала: статья
Тема: «Педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации в процессе игровой деятельности»
Раздел: среднее образование
Статья
Тема: «Педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации в
процессе игровой деятельности»
Еще в недалеком прошлом считалось, что педагог при организации игровой
деятельности, должен выступать в роли руководителя детского коллектива. При
таком взаимодействии взрослый чаще всего сам распределял роли, устанавливал
правила, делал выводы, не считаясь с мнением детей.
С введением ФГОС, приоритеты были изменены, игра стала считаться свободной
деятельностью ребенка, все основные роли дети распределяют между собой по
желанию, а максимальный развивающий эффект достигается тогда, когда игра
становится
самостоятельной
детской деятельностью.
Таким
образом,
для
организации успешной, во всех понятиях, игры необходимо, чтобы произошел
переход от принципов руководства к принципам педагогического сопровождения.
В настоящее время выделяют следующие принципы:
- принцип индивидуализации образования основан на поддержке детей в развитии
их
потенциальных
возможностей,
стимулировании
стремления
детей
самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание
педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном
процессе. Условиями индивидуализации образовательной деятельности являются:
- создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей;
- создание доброжелательной атмосферы для успешной адаптации каждого
первоклассника.
- принцип открытости в школе определяется на базе тех пространств развития,
которые существуют в учреждении, а также динамики их изменений.
Основным результатом жизнедеятельности открытой системы будет успешное
взаимодействие с социумом, осваивая который, образовательное учреждение само
становится мощным средством социализации личности.
-
принцип вариативности и гибкости в большей степени относится, не к
занятию, а к расписанию занятий внеурочной деятельности, где каждый ребенок,
под руководством ответственного педагога, посещает те занятия, которые помогут
ему решить личные проблемы и успешно пройти этап адаптации к новым условиям.
Актуальность данной работы заключается в том, что в современной социальной
ситуации
дети
чаще
всего
предоставлены
сами
себе,
родители,
занятые
зарабатыванием денег, мало занимаются их воспитанием, друзьями дошкольников
часто являются не реальные сверстники, а виртуальные персонажи из гаджетов. Все
это приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности
социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь. Наше исследование
направлено на выявление трудностей периода адаптации первоклассников и
создания условий спокойного и безболезненного прохождения данного этапа жизни
ребенка.
Целесообразнее
всего
заинтересовать
детей
учебной
и
познавательной
деятельностью через хорошо знакомую им игру.
Состояние исследования проблемы. В настоящее время в научной литературе
термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически
здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо
трудности. Термины «сопровождение» (употребляются в качестве обозначения
системы деятельности педагога, как особого вида оказания психологической
помощи, т.е. как синонимы.
Н.К. Крупская отмечала, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу
навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. По
ее мнению, переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной
игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не
заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Цель игры с детьми в адаптационный период - это не развитие и обучение ребенка, а
эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым,
считала А.А. Люблинская. Игра – отражение жизни. В обстановке игры, которая
создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда
реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.
Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных
контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей
игры и упражнения.
Младший школьный возраст является периодом, когда в
процессе развития осуществляется переход от игровой деятельности к деятельности
учебной.
Проблема исследования: формы и методы психолого-педагогического
сопровождения процесса адаптации первоклассников к школе.
Не все педагоги владеют игровой позицией,
используют игру, ее богатые
возможности для развития и адаптации своих воспитанников.
Педагогу необходимо развивать в себе умение быть партнером ребенка в игре.
Эта способность является игровой позицией учителя. Она включает в себя такие
аспекты как:
- ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
- рефлексию, как способность видеть реальную ситуацию со стороны и выделить
в ней игровые возможности;
- инфантилизацию
(способность
на
время
превратится
в
ребенка)
как
способность устанавливать доверительные отношения с окружающими;
- эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей;
- креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели.
В настоящее время методических разработок по данной теме недостаточно.
Противоречия были выявлены еще на этапе сбора информации о будущих
первоклассниках, их можно условно разделить на две группы:
- между необходимостью педагогического сопровождения детей поступающих в
школу, причем независимо от их интеллектуального развития, и отсутствием
сформированного подхода к выявлению проблем каждого ребенка;
- потребностью индивидуального подхода к каждому первокласснику и отсутствием
у педагогов
необходимых знаний по педагогическому сопровождению или
недостаточное количество времени для индивидуальной работы.
Цель данной работы
заключается в том, чтобы показать преимущества
использования
педагогического
сопроровождения
в
преодолении
трудностей
адаптационного периода первоклассников через игровую деятельность.
Объектом исследования в нашей работе является педагогическое
сопровождение первоклассников в условиях организации игровой деятельности, а
предметом — организация
игровой деятельности первоклассников в период
адаптации.
В данной работе отражены подходы к решению следующих задач:
-
познакомиться
с
теоретическими
и
научно
-
практическими
основами
педагогического сопровождения;
- рассмотреть характерные особенности детей 6-7 лет;
- изучить возможности организации игровой деятельности как средства адаптации
первоклассников;
- рассмотреть аспекты педагогического сопровождения первоклассников в игровых
ситуациях;
- провести диагностику для выявления проблем адаптации обучающихся первого
класса и наметить пути их решения;
- разработать подборку дидактических игр, направленных на решение различных
проблем адаптационного периода;
- провести анализ проделанной работы.
Теоретическая
значимость заключается
во
внедрении
педагогического
сопровождения в процесс адаптации обучающихся первого класса; в выделении
различных видов игровой деятельности для сопровождения обучающихся в период
адаптации к обучению в школе; разработка критериев оценки адаптации детей.
Практическая значимость. Разработанная в ходе данного исследования подборка
дидактических игр и конспекты нетрадиционных уроков могут быть использованы
учителями начальных классов для осуществления педагогического сопровождения
обучающихся.
Полученные
результаты
могут
помочь
выделить
отдельные
проблемные зоны в эмоционально-личностном, психологическом, учебном аспектах
ребенка
и
использоваться
в
качестве
средства
психолого-педагогической
профилактики нарушений их предупреждения.
Гипотеза:
Деятельность педагога по формированию адаптации младших школьников будет
эффективнее, если педагог при выборе форм и методов будет учитывать возрастные
особенности и в учебной деятельности применять дидактические игры.
Новизной в нашей работе является система нетрадиционных уроков с элементами
игровой деятельности, подобранных исходя из анализа развития и готовности к
обучению детей подготовительной группы детского сада, так же разработан
комплект ролевых игр, направленных на решение проблем адаптации к школе детей
с разным уровнем адаптации.
Методология исследования:
для решения поставленных задач и проверки
выдвинутой гипотезы нами был использован комплекс методов:
- изучение теоретической литературы по теме;
- изучение педагогического опыта;
- наблюдение;
- анализ и обобщение данных.
В теоретическом исследовании: нами были использованы такие методы как анализ
социально-педагогической литературы; изучение, обобщение и классификация
документации учреждения. При проведении опытно-экспериментальной работы мы
применили такие методы как наблюдение, тестирование, анализ продуктов
деятельности, количественная и качественная обработка материалов, беседы с
детьми, педагогами и родителями.
База исследования: наше исследование было проведено на базе МОУ Ананьинской
ОШ ЯМР, где в первом классе в этом учебном году обучается 9 детей.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом
школьного детства. В самом начале школьной жизни ребенку необходимо научиться
следовать новым требованиям учителя, контролирующим его поведение в классе, в
школе и дома. Свободное прохождение ребенком начального этапа указывает на
его готовность к приобретению школьных знаний. Однако все дети разные, и не
каждый ученик может иметь эту самую готовность.
Игра – отражение жизни. В обстановке игры, которая создается воображением
ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства,
переживания подлинны, искренни.