Автор: Шнайдер Анастасия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование ментальных карт на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Использование ментальных карт на уроках в начальной школе
Одним из способов формирования универсальных учебных действий на
уроках в начальной школе является работа над созданием интеллект – карт.
Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind map, как
«Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума». Рождение
данного метода связано с именем Тони Бьюзена, известного писателя,
лектора и консультанта, который, в свое время, старался ответить на вопрос:
«Как
научить
учиться?». Это
специальная
методика,
позволяющая
изображать объекты и связи между ними для их лучшего понимания,
уникальная технология работы с информацией, способ изображения процесса
общего системного мышления с помощью схем.
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Она
характеризуется тремя основными свойствами:
наглядность (ее можно окинуть одним взглядом; вся проблема с ее
многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед
вами);
привлекательность (яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не
только интересно, но и приятно);
запоминаемость
(благодаря
работе
обоих
полушарий
мозга,
использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается).
Эффективность деятельности учителя определяется тем, насколько он
сумеет сосредоточить внимание учащихся на учебной проблеме, поэтому
учителю
следует
обучить
своих
учеников
умениям
планировать
и
структурировать своё внимание. Для этого требуется целенаправленная
структуризация учебного материала.
Сущность структуризации заключается в том, чтобы после восприятия
информации
учащиеся
смогли
быпроектировать
рабочий
процесс. Изменение информации соответственно влечёт за собой изменение
учебного материала. При этом требуется распределение знаний и умений в
зависимости от характера учебного материала.
Основное
условие
структуризации
учебной
информации
–
материализация
сведений. При
последовательном
расположении
информации необходимо предусмотреть два взаимно противоположных
состояния:
сосредоточить всю информацию в одном месте;
провести анализ информации (требует определённого напряжения).
Чтобы
преодолеть
указанные
трудности
всю информацию в
форме
учебного материала целесообразно представлять по частям. Структуризация
учебного
материала поможет
учащимся
акцентировать
внимание
на
ключевых положениях и ускорить процесс работы с информацией.
Ментальные карты помогают учащимся управлять своим вниманием в
ходе практических работ. Благодаря визуализации процессов мышления
метод интеллект-карт позволяет:
развивать креативность школьников;
формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой
деятельности по составлению интеллект-карт;
формировать
общеучебные
умения,
связанные
с
восприятием,
переработкой
и
обменом
информацией
(конспектирование,
аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание
рефератов,
статей,
аналитических
обзоров,
проведение контент-
анализа и т. д.);
улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную,
семантическую, образную и т. д.) учащихся;
ускорять процесс обучения;
формировать организационно-деятельностные умения.
Существует два способа построения интеллект-карт:
классический, основанный на использовании цветных карандашей и
бумаги;
компьютерный, основанный
на
использовании
специальных
программ для построения интеллект-карт.
Правила создания ментальных-карт:
Для создания карт используются только цветные карандаши,маркеры
и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для
изображения центральной
идеи можно
использовать
рисунки, картинки.
Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго,
третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для
лучшего
запоминания
и
усвоения
желательно
использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать
в
контуры, чтобы
они
не
смешивались с соседними ветвями.
Обучение составлению интеллект-карт должно идти постепенно:
сначала анализ уже готового образца,
затем совместное составление,
далее работа в группе,
а уж затем индивидуальная работа дома.