Напоминание

Использование ментальных карт на уроках в начальной школе


Автор: Шнайдер Анастасия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование ментальных карт на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Использование ментальных карт на уроках в начальной школе

Одним из способов формирования универсальных учебных действий на

уроках в начальной школе является работа над созданием интеллект – карт.

Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind map, как

«Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума». Рождение

данного метода связано с именем Тони Бьюзена, известного писателя,

лектора и консультанта, который, в свое время, старался ответить на вопрос:

«Как

научить

учиться?». Это

специальная

методика,

позволяющая

изображать объекты и связи между ними для их лучшего понимания,

уникальная технология работы с информацией, способ изображения процесса

общего системного мышления с помощью схем.

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Она

характеризуется тремя основными свойствами:

наглядность (ее можно окинуть одним взглядом; вся проблема с ее

многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед

вами);

привлекательность (яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не

только интересно, но и приятно);

запоминаемость

(благодаря

работе

обоих

полушарий

мозга,

использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается).

Эффективность деятельности учителя определяется тем, насколько он

сумеет сосредоточить внимание учащихся на учебной проблеме, поэтому

учителю

следует

обучить

своих

учеников

умениям

планировать

и

структурировать своё внимание. Для этого требуется целенаправленная

структуризация учебного материала.

Сущность структуризации заключается в том, чтобы после восприятия

информации

учащиеся

смогли

быпроектировать

рабочий

процесс. Изменение информации соответственно влечёт за собой изменение

учебного материала. При этом требуется распределение знаний и умений в

зависимости от характера учебного материала.

Основное

условие

структуризации

учебной

информации

материализация

сведений. При

последовательном

расположении

информации необходимо предусмотреть два взаимно противоположных

состояния:

сосредоточить всю информацию в одном месте;

провести анализ информации (требует определённого напряжения).

Чтобы

преодолеть

указанные

трудности

всю информацию в

форме

учебного материала целесообразно представлять по частям. Структуризация

учебного

материала поможет

учащимся

акцентировать

внимание

на

ключевых положениях и ускорить процесс работы с информацией.

Ментальные карты помогают учащимся управлять своим вниманием в

ходе практических работ. Благодаря визуализации процессов мышления

метод интеллект-карт позволяет:

развивать креативность школьников;

формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой

деятельности по составлению интеллект-карт;

формировать

общеучебные

умения,

связанные

с

восприятием,

переработкой

и

обменом

информацией

(конспектирование,

аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание

рефератов,

статей,

аналитических

обзоров,

проведение контент-

анализа и т. д.);

улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную,

семантическую, образную и т. д.) учащихся;

ускорять процесс обучения;

формировать организационно-деятельностные умения.

Существует два способа построения интеллект-карт:

классический, основанный на использовании цветных карандашей и

бумаги;

компьютерный, основанный

на

использовании

специальных

программ для построения интеллект-карт.

Правила создания ментальных-карт:

Для создания карт используются только цветные карандаши,маркеры

и т. д.

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для

изображения центральной

идеи можно

использовать

рисунки, картинки.

Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго,

третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово.

Для

лучшего

запоминания

и

усвоения

желательно

использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать

в

контуры, чтобы

они

не

смешивались с соседними ветвями.

Обучение составлению интеллект-карт должно идти постепенно:

сначала анализ уже готового образца,

затем совместное составление,

далее работа в группе,

а уж затем индивидуальная работа дома.



В раздел образования