Автор: Плеухова Татьяна Юрьевна
Должность: Преподаватель по классу сольного пения
Учебное заведение: МАУ ДО ДМШ "Лира"
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Роль вокального репертуара в формировании голоса ребёнка и навыков академического пения»
Раздел: дополнительное образование
Администрация городского округа «Город Калининград»
Комитет по социальной политике
муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Калининграда
Детская музыкальная школа «Лира»
_______________________________________________________________
236020, г. Калининград, мкр Прибрежный, ул. Заводская, 27б
Тел./факс (4012) 73-00-63, e-mail: lira
@
klgd
.
ru
Методическая разработка
«Роль вокального репертуара в формировании голоса ребёнка
и навыков академического пения»
Разработчик:
Преподаватель по классу сольного пения
Плеухова Татьяна Юрьевна
г. Калининград
1
Формирование навыков академического пения в процесс освоения вокального
репертуара: вопросы практического воплощения.
Основные принципы вокального воспитания едины как в
профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования
в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь
в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими
особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте.
Обязательно
при
работе
с
детьми,
особенно
в
мутационный
период,
применение голососберегающих технологий.
Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином
музыкальном материале.
Вопросы методики работы с детским голосом. В работе с детским голосом
следует учитывать несколько наиболее важных положений.
1. В процессе приобретения навыков академической манеры пения нельзя
допускать натурального голосообразования у детей, которое базируется на
речевой гласной при резонировании глотки.
2. На первом этапе занятий нельзя требовать от ребёнка петь громко. Да и
позднее, когда ребёнок поёт в полный голос, но без форсирования, то, что для
него является forte, для слушателей всё равно будет всего лишь mf, что
обусловлено природой детского голоса.
Сила звука должна быть следствием
правильной постановки голоса: работы дыхания, резонаторов и артикуляции.
3. Выстроить верхний участок диапазона без ущерба для голоса возможно
только при особой работе голосовых складок, используя «так называемый
опёртый фальцет», при плавном переходе на который высокие ноты звучат
мягко и без излишнего напряжения.
4. Надо учить ребёнка правильно использовать дыхание в пении: не набирать
слишком много воздуха, чтобы не возникало зажимов, дышать глубоко и
подавать дыхание свободно, используя диафрагму.
5. Педагог должен слышать, как работают голосовые складки ученика, и не
допускать их пересмыкания, проявляющегося в жёсткости, резкости звучания.
Впрочем, недосмыкание складок, проявляющееся в сиплости звучания, также
недопустимо.
6. В вопросе детского голосообразования считается наиболее уместным
применение смешанного голосообразования, или микста, такое звучание
является наиболее перспективным для развития детского голоса. Вместе с тем
формировать микст, следует постепенно, от фальцетного режима смыкания, и
сохраняя лёгкость звуковой эмисии.
7. Вокальная техника вполне доступна детям. Как и юные гимнасты или
фигуристы, дети-вокалисты довольно быстро усваивают основы работы
2
комплекса мышц, необходимых для полноценного и полезного для здоровья
пения. Сочетая объяснение с показом, применяя в объяснении образные
сравнения и метафоры, педагог может донести до ребёнка все основные
принципы.
8. Не забывая о важности и необходимости работы над кантиленой, нельзя
недооценивать и работу над беглостью.
9. Верхние звуки надо формировать в упражнениях, и только после того, как
они становятся стабильными, вводить их в произведения.
10. В вокальной работе с детьми и в процессе классификации репертуара
необходимо учитывать особенности детской физиологии, а именно - периоды
развития детского голоса. Основными этапами вокального развития ребёнка
являются домутационный период (занятия по постановке певческого голоса,
работа над техникой, решение музыкальных и исполнительских задач, освоение
разных академических стилей), мутация (занятия в щадящем режиме) и
постмутационный период (период формирования взрослого тембра голоса,
постепенный переход к взрослому репертуару при соблюдении необходимых
ограничений).
11. Ребёнок должен понимать, что происходит с его голосом в процессе
пения, и учиться управлять этим процессом.
Классический репертуар в классах детского сольного пения:
отбор и классификация материала.
Классические вокальные произведения были исследованы с точки зрения
комплекса их средств выразительности, в первую очередь — мелодики и
динамической палитры, — и содержания поэтических текстов, которое должно
соответствовать возрасту исполнителей. Сделан вывод, что дети до 17 – 18 лет
не должны исполнять оперные арии XIX – XX века. Выделены основные
составляющие классического репертуара и определены критерии выбора
произведений для их включения в детский репертуар.
Упражнения и вокализы. На первом этапе обучения предпочтительны
вокализы Ф. Абта и некоторые вокализы других авторов, доступной степени
трудности (с диапазоном не больше октавы — ноны и плавным строением
мелодии). При пении упражнений (коротких попевок) можно уже на первом
году обучения развивать не только кантилену, но и навыки пения в подвижном
темпе с более сложным ритмическим рисунком, а также постепенно расширять
рабочий
диапазон.
Тот
же
принцип
целесообразно
применять
и
при
соотношении трудности вокализов и произведений с текстом. Таким образом,
упражнения
готовят
техническую
базу
для
вокализов,
а
вокализы-для
3
произведений с текстом. Не следует завышать трудность вокализов. Даже
самым способным учащимся до достижения 17-18 лет не следует исполнять
«Артистические вокализы» Панофки и другие вокализы такого уровня
сложности. Более уместны в детском репертуаре избранные вокализы Б.
Лютгена, М. Маркези, Д. Конконе, Н. Ваккаи (в средней тесситуре). Детям до
10 лет можно заменять вокализы народными песнями. Среди произведений
эпохи барокко наиболее целесообразны для исполнения детьми духовные песни
Баха и камерные произведения итальянской барочной музыки (например,
мадригалы или канцонетты). Для полноценного качественного исполнения
музыки Генделя необходимо достичь определённой зрелости, как в области
духовного развития, так и самого голосового аппарата, так как этот стиль
подразумевает достаточно плотное звучание голоса, недоступное ребёнку.
Арии композиторов эпохи барокко лучше исполнять после 14-15 лет.
Произведения венских классиков. Помимо знакомства с музыкальным стилем
эпохи классицизма, учащиеся соприкоснутся также с немецкой философией тех
лет. В качестве примера можно назвать песню Моцарта «Величья блеск
смутить не может...», где есть, в частности, такие строки: «Смиренье душу
возвышает, она спокойствием сильна...». С точки зрения воспитания личности
учащихся, заботы об их духовном здоровье, музыка венских классиков (так же,
как и духовные песни Баха) может стать существенным подспорьем.
Миниатюры композиторов-романтиков
представляют собой бесценный
материал для воспитания художественного вкуса и культуры академического
пения. Детские песни помогают разбудить фантазию ребёнка, стимулируют
развитие творческого отношения к процессу работы над музыкальным
произведением, а необходимость придерживаться стилевых норм приучает (под
руководством педагога) к умению передавать соответствующее настроение в
рамках традиций XIX века. Романтически возвышенное выражение чувств, в
лирических песнях вызывает живой отклик учащихся старшего возраста и, в то
же
время,
прививает
им
культуру
межличностных
отношений,
что
представляется совершенно необходимым в реалиях современного мира.
Русская вокальная музыка XIX века. Наиболее доступны для исполнения в
младших классах песни Ц. Кюи, А. Аренского и В. Ребикова. С 10-летнего
возраста можно вводить в репертуар романсы А. Алябьева, А. Варламова и А.
Гурилёва, детские песни П. Чайковского. Для учащихся 14 — 16 лет можно
предложить романсы такого уровня сложности, как «Внутренняя музыка»
Гурилёва, «Я вижу образ твой» Алябьева. Не следует завышать уровень
сложности
произведений
в
этом
возрасте.
Такие
романсы,
как
«Ты
пленительной неги полна...» Балакирева, «Весна» («Уж тает снег, бегут
4
ручьи...») Чайковского, можно предлагать учащимся 17 — 18 лет, когда голос
достаточно «устоялся».
Проблема введения в репертуар народных песен и современных произведений.
Народные песни и произведения современных композиторов представляют
собой музыкальный материал, прекрасно вписывающийся в детский вокальный
репертуар. Современная музыка близка детям, так как отвечает духу нашего
времени. Вместе с тем необходимо представлять, какими качествами должны
обладать современные песни и романсы для того, чтобы заслужить право быть
включёнными в детский репертуар в классе академического пения. Песни
эстрадного направления предполагают совершенно иную манеру исполнения,
которая будет сбивать установку на академический стиль, а также другой
характер певческого звука.
Песни из мультфильмов или мюзиклов также нежелательно включать в
детский вокальный репертуар. Большинство из них первоначально исполнялось
взрослыми певцами (с другими возможностями голоса) и написано в расчёте на
исполнение в эстрадной манере пения с микрофоном.
Классические обработки народных песен, отличаются от эстрадных или
фольклорных, распевными мелодиями «широкого дыхания», с большим
диапазоном вокальной партии, в котором, движение к крайним звукам
выстраивается вокруг середины диапазона. Эти особенности музыкального
материала способствуют нахождению качественного микстового звучания
голоса. Анализ мелодики народных песен разных стилей, позволил сделать
вывод о тесной связи, между мелодической структурой исполняемых песен и
вокальным развитием учеников.
Музыка
для
детей
должна
быть
яркой
и
самобытной,
вызывая
непосредственный живой отклик в душе ребёнка; она должна расширять
музыкальные представления, развивать мышление и творческий потенциал
учащихся, будить фантазию новыми образами и, наконец, готовить к
восприятию и исполнению классики и современной академической музыки.
Ограничения в сложности вокальной партии, вызванные объективными
причинами,
необходимо
компенсировать
музыкальным
богатством
фортепианной партии. Дети с хорошим слухом, без проблем с чистотой
интонации вполне могут усваивать музыкальный язык детской современной
музыки, богатой диссонансами в гармонии и хроматическими оборотами в
мелодии.
Сочинения Д. Кабалевского, Б. Чайковского, Е. Адлера, Е. Подгайца, В.
Кикты
могли
бы
стать
неоценимыми
помощниками
в
формировании
современного интонационного словаря у детей. Кроме того, в последнее время
стали появляться новые сборники песен и романсов для детей современных
5
авторов, где встречаются высокохудожественные произведения, которые могут
обогатить вокальный репертуар музыкальных школ.
Народные песни других стран
также являются важной составляющей
детского вокального репертуара, и без них он был бы неполным. Как и русские
песни, они содержат особый национальный колорит, проявляющийся в
интонациях, гармонии, метроритмической организации. На этом материале
учащиеся знакомятся с основами разных национальных культур, учатся
понимать и ценить их своеобразие, что совершенно необходимо в условиях
современных тенденций к размыванию подобных представлений, ведущих к
отсутствию патриотических чувств у последних поколений.
Заключение
Всё выше сказанное, позволяет сделать ряд выводов. Дети с удовольствием
учатся исполнению классических вокальных миниатюр, осваивая вокальную
технику и тонкости классического стиля. Умение достичь творческой свободы
исполнения, вместе с тем придерживаясь определённых стилевых норм,
является, наверное, одной из наиболее высоких целей музыкального искусства,
и в работе с юными вокалистами эта цель также может быть достигнута.
При выборе детского вокального репертуара необходимо соотносить
качества музыкального материала с особенностями голоса ребёнка и детского
внутреннего мира. При пении в полный голос, но без форсирования ребёнок не
может достичь силы звука взрослого певца, и необходимо это учитывать. В
связи с этим динамика произведений, предлагающихся для исполнения детям и
подросткам,
должна
предполагать
исполнение
в
пределах
pp-mf,
без
драматических кульминаций.
Таким образом, произведения, художественный образ которых требует от
исполнителя значительного эмоционального напряжения и, соответственно,
большой силы звука, должны исключаться из детского репертуара.
Образный строй избранных в исследовании произведений для детей
младшего возраста в основном исчерпывается миром природы, сказочных и
игрушечных персонажей, старшеклассникам предлагается проникновение в
мир чувств посредством лучших образцов вокально-поэтической лирики с
акцентом на её светлые стороны.
В
процессе
вокального
развития
ребёнку
приходится
преодолевать
множество трудностей, и задача педагога в классе академического сольного
пения ─ обеспечить условия максимально бережного развития голоса и его
охраны. Решая эту задачу, следует учитывать богатый опыт прошлых лет:
-не допускать громкого форсированного пения и злоупотребления грудным
резонированием, в процессе постановки детского голоса исходить из того, что
6
ему свойственна двухрегистровость, и постепенно формировать микстовое
звучание, отталкиваясь от фальцетного режима фонации;
- с самого начала занятий обеспечивать охрану детского голоса, работая над
техникой (опорой звука на дыхание, высокой певческой позицией, правильной
артикуляцией и т. д.), и развивать детский голос в лирико-колоратурном
направлении в удобной для каждого тесситуре, с аккуратным отношением к
крайним звукам диапазона;
- не включать в детский репертуар драматические произведения и оперные
арии XIX ─ XX веков;
- подбирать для каждого ребёнка произведения разных стилей и жанров, не
выходя при этом за границы академического направления;
-
при
выборе
произведений
проводить
анализ
вокально-технических
трудностей (в том числе строения вокальной партии) и анализ образной сферы
(на предмет соответствия возможностям и интересам каждого ребёнка);
воспитывать в ребёнке всесторонне развитого и образованного музыканта.
Влияние певческой нагрузки на здоровье детей.
Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья
обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития
детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному
формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и
даже заболеваниям голосового аппарата.
Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все
жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих
органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы,
отвечающие
на
пение
изменением
пульса,
артериального
давления,
температуры тела.
При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не
опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при
постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в
частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное
давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования
врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений
катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей,
занимающихся пением в академической, смешанно-прикрытой манере. Нельзя
также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре,
для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих
бронхиальной астмой.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
определённый
уровень
сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и
7
обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно
интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто
мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не
только формированию личностных качеств, но и более гармоничному
физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к
выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое
воспитание.
Список рекомендуемой методической литературы
Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: учеб. Пособие / О.А.
Апраксина. – М., 1983.
АспелундД. Развитие певца и его голоса. М., 1997.
Варламов А. Полная школа пения. М., 1989
Варламов А.Е. «Полная школа пения» СПб, издательство «Планета музыки»,
2008.
Вербов А.М. «Техника постановки голоса» Музгиз. 1991.
Гарсия М. Школа пения. М., 1987.
Дмитриев А. Основы вокальной методики. - Москва. Музыка.1968
Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музгиз, 1964.
ДмитриевЛ. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – М., 1968.
Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М., Музгиз, 1962.
Егоров
А.
Гигиена
певца
и
ее
физиологические
основы.
-
Москва.Музгиз.1962.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.1996.
Казачков С. От урока к концерту - Казань: Изд-во Казанского Университета,
1990.
Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. - СПб «Музыкальная
палитра» 2008.
Кравченко А. Секреты бельканто / АО «СофтЭрго» - М., 1993.
Ландовска В. О музыке - М.: Радуга, 1991.
Леванов
В.
Вопросы
совершенствования
обучения
и
эстетического
воспитаний на хоровых отделениях ДМШ -
Казань: Изд-во Казанского
Университета, 1988.
Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. - Ленинград. Музыка
1977
Малахов. Г. Современные дыхательные методики. Донецк.2003
Морозов В. Тайны вокальной речи. - Ленинград. Наука.1967
Морозов В. «Искусство резонансного пения» ИП РАН, МГК им. П. И.
Чайковского М., 2002.
Морозов В. Искусство резонансного пения. М.: ИП РАН, МГК им. П. И.
Чайковского, 2002.
Огороднов
Д.Е.
Музыкально-певческое
воспитание
детей
в
общеобразовательной школе. Киев: Музыка, 1988.
8
Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом.
Суязова Г. А. Мир Вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки
занятий, методические рекомендации. Волгоград. 2008.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению М., 1992.
Шайхиева О. Р. Методические рекомендации при голосовых нарушениях у
детей и коррекция певческого голоса в помощь учителям музыки и
дефектологам. Наб. Челны. ИНПО, 2008.
Щетинин М. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Москва.ФИС,2000
ЮссонР. Певческий голос. М., 1974.
Юшманов В. Вокальная техника и ее парадоксы- СПб. 2007.
9