Напоминание

презентацияТема М.М. Пришвин «Осеннее утро» И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»


Автор: Халилова Февзие Айдиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Керчи РК "Школа № 4 им. А.С.Пушкина"
Населённый пункт: г. Керчь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: презентацияТема М.М. Пришвин «Осеннее утро» И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»
Раздел: начальное образование





Назад




Урок 27 (2 класс) Литературное чтение Дата________________

Тема:

М.М. Пришвин «Осеннее утро»

И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»

Цели

: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»; со стихотворением И. Бунина

«Сегодня так светло кругом…»,отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения;

развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

Личностные: положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность

преодолевать трудности; эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои

достижения; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

Осознавать познавательную информацию; читать и слушать, извлекая нужную информацию;

понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной,

модельной; переводить её в словесную форму; обращаться к различным словарям, справочникам;

находить в них нужные сведения; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение,

классификацию, обобщение;

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого

поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

осуществлять совместную деятельность.

Предметные: учащиеся научатся читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с

помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст;

наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в

лирическом тексте.

Тип урока: комбинированный

УМК: Компьютер, проектор, презентация к уроку.

Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; книги М.Пришвина, таблички с записью

слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика;

Ход урока

1.

Оргмомент.

1.

Чистоговорка.

Жужжащее чтение

- Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно

2.

Речевая разминка

Дыхательная гимнастика

Есть еще один рассказ,

Замечательный, для вас.

Вы вдохните – не дышите,

Ветра в поле не будите,

А тихонько выдыхайте,

Подул ветер – У_У_У!

Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф!

Полетели на землю – П_П_П!

Зашуршали – Ш_Ш_Ш!

Логическое ударение

- Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какой чудесный день!

Какой чудесный день!

Какой чудесный день!

С этой отличной нотки и начнём наш урок.

II. Проверка домашнего задания.

- Какой раздел мы с вами сейчас изучаем?

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.

- Мы читали много стихов об осени.

А на дом вам было задано………….

Чтение наизусть стихотворение по цепочке.

III. Мотивация. Целеполагание.

А сейчас , внимание на экран ( просмотр видео)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Какую цель поставим себе?

- Сегодня мы продолжаем читать произведения об осени. На этом уроке прочитаем рассказ и

стихотворение , поговорим о них. Вам станут знакомы еще два выдающихся русских писателя.

IV.Подготовка к восприятию нового материала.

Игра «Собери название»

Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

ЕНЕСОНЕ РУОТ

А произведение с таким названием мы будем сегодня читать. А кто его автор вы узнаете из

учебника ( с.78)

V. Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

Чтение библиографических данных (учащимися)

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он

был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии (области). Он получил

хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был

сельским учителем, даже директором школы, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому

предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по

северным краям.

Выставка книг М. Пришвина.

- Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин

(о природе) Я советую вам их почитать.

-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и

любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы.

Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и

животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её

птиц и зверей.

ФИЗМИНУТКА для глаз

VI. Изучение нового.

Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем.

1. Беседа по первым впечатлениям

- Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

Особенно меня тронула….

Я представил себе, что…

Словарная работа

Учитель : как вы объясните значение этих слов

Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)

Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.

- Что такое парашютик, винтик, мотылек?

Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.

Парашютик – маленький парашют.

- Как летит парашют? (медленно)

Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.

- Как вращается винт? (быстро)

- Что такое винтик? (маленький винт)

- Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)

2. Подготовительная работа

чтение о слогам и целыми словами -

па-ра-шю[у]-ти-ком – парашютиком

мо-тыль-ком – мотыльком

пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными

шеп-чешь - шепчешь

про-буж-да-ет-ся – пробуждается [ца]

раз-ле-те-лись – разлетелись

кон-чит-ся – кончится [ца]

Повторное чтение. (жужжащее )

Подвижная физкултьминутка

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят

2. Анализ произведения по частям.

Работа с текстом. Анализ.

Чтение 1 абзаца учащимися вслух.

- Какая осень изображена в рассказе? (ранняя, бабье лето)

- Прочитайте выборочно, по каким приметам мы видим осень.

- А вы наблюдали, как падают листья?

- Как это явление называется? (листопад)

- Как можно озаглавить эту часть?

План

1. Листопад (запись на доске и в тетрадях)

- Как автор описывает обычное падение листьев? Прочитайте.

--С чем сравнивает автор летящие листья? ( листики летят как парашютики, мотыльки, как

винтики, сравнивает с перелётными птицами)

- Найдите второе предложение и прочитайте.

-Как вы понимаете слова автора «день открывает глаза» (описывается утро, солнце ярче светит

лучами)

2.-Прочитайте про себя второй абзац и скажите: сколько здесь предложений? (1)

- Правильно, одно предложение, но посмотрите, как много оно нам говорит! Прочитаем его вслух.

- О чём пойдёт речь во второй части?

- Прочитайте.

- Как озаглавим вторую часть? (Одиночество – запись в план на доске и в тетрадях)

- Какое настроение писателя вы чувствуете?

На доске карточки со словами: ликующее, восторженное, грустное, печальное, радостное,

мечтательное, тревожное, спокойное, умиротворённое (полное покоя)

(дети выбирают нужные карточки и вывешивают на магнитной доске)

3 часть

- О чём третья часть?

- Прочитайте.

- Как озаглавим третью часть? (Всё кончится - запись)

- Подберите синоним к слову «пробуждается».

(«день просыпается, настаёт»)

- А как лучше? День пробуждается или день настаёт?

3. Динамическая пауза.

- Давайте попробуем изобразить движения листочков.

(Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась,

винтиком - быстро кружась).

VII. Продолжение работы по теме урока.

Стихотворение И.Бунина «Сегодня так светло кругом…»

Знакомство со стихотворением И. Бунина.

-Послушайте стихотворение. (звукозапись)

Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

О чем рассказывает нам автор? (о тишине)

-Прочитайте стихотворение про себя и найдите в тексте, как автор говорит о тишине.

-Какие литературные приемы использовал поэт в своем произведении? -Найдите эти приемы и

назовите.(сравнение, эпитеты, метафоры, олицетворения)

-Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

-Какие произведения мы с вами прочитали? -Кто автор этих произведений?

-Что общего в этих произведениях?

-Чем они отличаются друг от друга?

-О каком времени года мы читали произведения?

- У каждой группы есть разрезная карточка с осенней приметой. Ее надо составить и прочитать

всему классу.

- Что вы не знали, а теперь знаете – это новое для вас?

- Какие задания показались наиболее интересными?

VIII. Рефлексия

IX Итог урока

-Какие произведения мы с вами прочитали? -Кто автор этих произведений?

-Что общего в этих произведениях?

-Чем они отличаются друг от друга?

X Домашнее задание

1. Прочитать рассказ М. Пришвина с. 78-79

2. * Ответить на вопрос №2 учебника: «Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну

картину?»

Сначала нарисуйте словесную картину, затем карандашами в тетради.

-О каком времени года мы читали произведения?

- У каждой группы есть разрезная карточка с осенней приметой. Ее надо составить и прочитать

всему классу.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели,( поднимаются и машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.(садятся)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели (поднимаются, кружатся, машут руками)

И на землю снова сели.(садятся за парты)



В раздел образования