Авторы: Михеева Ирина Викторовна, Пахомова Наталья Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь ребёнку не бояться ошибок. Материал для родительского собрания.
Раздел: начальное образование
Довольно частый вопрос на родительских собраниях выглядит
примерно так: как помочь ребёнку не бояться ошибок? Вот у него что-то не
получилось, он сразу психует и бросает всё. При этом, как утверждают
родители, за ошибки его не ругают, не кричат на него, утешают, если плачет,
говорят, что всё у него получится, стоит лишь успокоиться и приложить
старания. Но у ребенка уже опустились руки, появилось резкое нежелание
делать хоть что-либо. Как тут быть?
На основании научных данных и личного опыта предлагаю пять
выводов, которыми делюсь с родителями на собраниях и при личных
встречах.
1. Всегда подчеркивайте только усилия ребёнка
Забудьте о талантах и способностях. Не стоит говорить «Ты ведь у
меня такой умный». Стоит говорить об усердии и прилежании. «Ты так
усердно трудишься, ты так много занимаешься».
Исследования Кэрол Дуэк и её коллег показывают, подчёркивание
таланта приучает детей бояться ошибок. Ведь ошибка означает, что никакого
таланта нет, ведь талантливые люди не ошибаются (по мнению детей).
А если всё дело лишь в твоих навыках, то ошибка становится чем-
то маловажным. Проще говоря, дети начинают думать так: «Я ошибаюсь
лишь потому, что ещё не очень хорошо умею. Научусь!».
Всего лишь мизерная разница в формулировках может приводить к
достаточно заметным последствиям.
Представляю вашему вниманию
такой эксперимент. Ребёнка
просят или «Будь моим помощником», или «Помоги мне». Затем ему
предлагают перенести некий предмет с места на место, и предмет ломается
(всё подстроено так, чтобы ребёнок полагал, будто это по его причине
предмет сломался). И вот здесь разница в формулировках проявляется
наиболее
отчетливо.
Те,
кого
просили
«Будь
моим
помощником»,
расстраивались сильнее и чаще отказывались от дальнейшей помощи. Их
реакция на ошибку была очень сильной. Те, кого просто просили «Помоги
мне», расстраивались меньше и охотнее соглашались на дальнейшую
совместную работу и помощь. Их реакция на ошибку была слабее.
Поэтому стоит направлять внимание детей на усилия и действия, а
не на таланты и статусы.
2. Разбивайте задачи на максимально мелкие части
И чем мельче, тем легче научиться. Следовательно, тем больше
шансов на успех.
А в отличие от взрослых, дети (примерно до 11 лет) лучше учатся
не на ошибках, а на успехах. Особенно если взрослый подчёркивает эти
успехи. Поэтому, чем больше успехов, тем легче им будет учиться, тем
меньше будет ошибок, тем проще будет переносить отдельные промахи.
Допустим, ребёнок учится бросать мяч в баскетбольное кольцо. Не
надо сразу тренировать попадание. Начните с правильной постановки ног.
Потом — правильного хвата мяча. Затем — правильного броска.
Л. С. Выготский называл это зоной ближайшего развития. Это
некая операция, которую человек вполне может сделать при небольшой
помощи более умелого товарища (например, родителя). А всё, что находится
за
пределами
зоны
ближайшего
развития,
нужно
пока
временно
игнорировать.
Скажем, ребёнок не попал в кольцо. А вы говорите, мол, и не надо
было — сейчас ты тренировался добрасывать до щита, попадание в кольцо у
нас будет ещё не скоро, пока учишься только прикладывать достаточную
силу, чтобы попасть в щит, это и получилось, отличная работа, так держать!
Так ребёнку будет гораздо легче.
3. Обучайте ребёнка только тогда, когда он спокоен
Если ребёнок расстроился, плачет и пинает мяч, которым он не
смог попасть в упомянутое кольцо, бесполезно вести душеспасительные
разговоры.
Сначала
нужно
успокоить
ребёнка.
Попробуйте
сначала
поддержать ребёнка, помочь ему справиться с эмоциями, а потом уже
переходить к тому, чему учите. Обнимите его, погладьте по голове, по спине
и подождите. Если же ребёнок вырывается, не давите, не пытайтесь насильно
прижать его к себе. Дайте ему время побыть одному. Довольно скоро он
успокоится, и можно будет вернуться к разделу про мелкие задачи.
4. Подчёркивайте, что ошибка — это всего лишь сигнал о том,
чему надо научиться
Прямо так и говорите ребёнку, что, хорошо, теперь ты знаешь, что
и где нужно подтянуть. Обычно так и говорим: «Обучение без ошибок —
время на ветер». Ведь без ошибок непонятно — куда расти, чему учиться.
Ошибаются все и тогда понимают, где нужно исправиться.
Или, например, ваш ребенок получил плохую отметку в школе.
Родителям стоит посмотреть и разобраться, за что именно поставлена плохая
отметка и как эту причину можно исправить. Не отметку исправить, а именно
найти и исправить причину, из-за которой получилась плохая отметка.
Если дело в неправильном умножении — давай доводить до
автоматизма таблицу умножения. Если ошибки в написании безударных
гласных - выучим правило и потренируем написание.
Важно не просто ребенку сказать о том, что раз принес плохую
отметку, значит, не выучил, а именно помочь найти причину и поработать
над ней.
Этим вы приучаете ребёнка самостоятельно определять, что нужно
улучшать и над чем работать.
5. Настройтесь на долгую работу
Все эти приёмы помогут, но без быстрого эффекта. Нужно время, и
немалое. Ведь принятие ошибок спокойно — это своего рода навык. А такие
навыки не формируются быстро. Нужно долго и методично упражняться.
Навык нарабатывается упражнением. И упражнениями постоянными.
Мы в таких случаях говорим: «Навык не создаётся решением.
Навык создаётся упражнением». И упражнением постоянным.
Любой взрослый, пока учит ребёнка не бояться ошибок, сам много
раз ошибётся. Потренируйтесь на себе, найдите причины совершения
ошибки, обозначьте зоны ближайшего развития и упражняйтесь. Научитесь
сами - научите ребенка.