Напоминание

Как помочь ребёнку не бояться ошибок. Материал для родительского собрания.


Авторы: Михеева Ирина Викторовна, Пахомова Наталья Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь ребёнку не бояться ошибок. Материал для родительского собрания.
Раздел: начальное образование





Назад




Довольно частый вопрос на родительских собраниях выглядит

примерно так: как помочь ребёнку не бояться ошибок? Вот у него что-то не

получилось, он сразу психует и бросает всё. При этом, как утверждают

родители, за ошибки его не ругают, не кричат на него, утешают, если плачет,

говорят, что всё у него получится, стоит лишь успокоиться и приложить

старания. Но у ребенка уже опустились руки, появилось резкое нежелание

делать хоть что-либо. Как тут быть?

На основании научных данных и личного опыта предлагаю пять

выводов, которыми делюсь с родителями на собраниях и при личных

встречах.

1. Всегда подчеркивайте только усилия ребёнка

Забудьте о талантах и способностях. Не стоит говорить «Ты ведь у

меня такой умный». Стоит говорить об усердии и прилежании. «Ты так

усердно трудишься, ты так много занимаешься».

Исследования Кэрол Дуэк и её коллег показывают, подчёркивание

таланта приучает детей бояться ошибок. Ведь ошибка означает, что никакого

таланта нет, ведь талантливые люди не ошибаются (по мнению детей).

А если всё дело лишь в твоих навыках, то ошибка становится чем-

то маловажным. Проще говоря, дети начинают думать так: «Я ошибаюсь

лишь потому, что ещё не очень хорошо умею. Научусь!».

Всего лишь мизерная разница в формулировках может приводить к

достаточно заметным последствиям.

Представляю вашему вниманию

такой эксперимент. Ребёнка

просят или «Будь моим помощником», или «Помоги мне». Затем ему

предлагают перенести некий предмет с места на место, и предмет ломается

(всё подстроено так, чтобы ребёнок полагал, будто это по его причине

предмет сломался). И вот здесь разница в формулировках проявляется

наиболее

отчетливо.

Те,

кого

просили

«Будь

моим

помощником»,

расстраивались сильнее и чаще отказывались от дальнейшей помощи. Их

реакция на ошибку была очень сильной. Те, кого просто просили «Помоги

мне», расстраивались меньше и охотнее соглашались на дальнейшую

совместную работу и помощь. Их реакция на ошибку была слабее.

Поэтому стоит направлять внимание детей на усилия и действия, а

не на таланты и статусы.

2. Разбивайте задачи на максимально мелкие части

И чем мельче, тем легче научиться. Следовательно, тем больше

шансов на успех.

А в отличие от взрослых, дети (примерно до 11 лет) лучше учатся

не на ошибках, а на успехах. Особенно если взрослый подчёркивает эти

успехи. Поэтому, чем больше успехов, тем легче им будет учиться, тем

меньше будет ошибок, тем проще будет переносить отдельные промахи.

Допустим, ребёнок учится бросать мяч в баскетбольное кольцо. Не

надо сразу тренировать попадание. Начните с правильной постановки ног.

Потом — правильного хвата мяча. Затем — правильного броска.

Л. С. Выготский называл это зоной ближайшего развития. Это

некая операция, которую человек вполне может сделать при небольшой

помощи более умелого товарища (например, родителя). А всё, что находится

за

пределами

зоны

ближайшего

развития,

нужно

пока

временно

игнорировать.

Скажем, ребёнок не попал в кольцо. А вы говорите, мол, и не надо

было — сейчас ты тренировался добрасывать до щита, попадание в кольцо у

нас будет ещё не скоро, пока учишься только прикладывать достаточную

силу, чтобы попасть в щит, это и получилось, отличная работа, так держать!

Так ребёнку будет гораздо легче.

3. Обучайте ребёнка только тогда, когда он спокоен

Если ребёнок расстроился, плачет и пинает мяч, которым он не

смог попасть в упомянутое кольцо, бесполезно вести душеспасительные

разговоры.

Сначала

нужно

успокоить

ребёнка.

Попробуйте

сначала

поддержать ребёнка, помочь ему справиться с эмоциями, а потом уже

переходить к тому, чему учите. Обнимите его, погладьте по голове, по спине

и подождите. Если же ребёнок вырывается, не давите, не пытайтесь насильно

прижать его к себе. Дайте ему время побыть одному. Довольно скоро он

успокоится, и можно будет вернуться к разделу про мелкие задачи.

4. Подчёркивайте, что ошибка — это всего лишь сигнал о том,

чему надо научиться

Прямо так и говорите ребёнку, что, хорошо, теперь ты знаешь, что

и где нужно подтянуть. Обычно так и говорим: «Обучение без ошибок —

время на ветер». Ведь без ошибок непонятно — куда расти, чему учиться.

Ошибаются все и тогда понимают, где нужно исправиться.

Или, например, ваш ребенок получил плохую отметку в школе.

Родителям стоит посмотреть и разобраться, за что именно поставлена плохая

отметка и как эту причину можно исправить. Не отметку исправить, а именно

найти и исправить причину, из-за которой получилась плохая отметка.

Если дело в неправильном умножении — давай доводить до

автоматизма таблицу умножения. Если ошибки в написании безударных

гласных - выучим правило и потренируем написание.

Важно не просто ребенку сказать о том, что раз принес плохую

отметку, значит, не выучил, а именно помочь найти причину и поработать

над ней.

Этим вы приучаете ребёнка самостоятельно определять, что нужно

улучшать и над чем работать.

5. Настройтесь на долгую работу

Все эти приёмы помогут, но без быстрого эффекта. Нужно время, и

немалое. Ведь принятие ошибок спокойно — это своего рода навык. А такие

навыки не формируются быстро. Нужно долго и методично упражняться.

Навык нарабатывается упражнением. И упражнениями постоянными.

Мы в таких случаях говорим: «Навык не создаётся решением.

Навык создаётся упражнением». И упражнением постоянным.

Любой взрослый, пока учит ребёнка не бояться ошибок, сам много

раз ошибётся. Потренируйтесь на себе, найдите причины совершения

ошибки, обозначьте зоны ближайшего развития и упражняйтесь. Научитесь

сами - научите ребенка.



В раздел образования