Напоминание

"Крылатый человек в лирике А.А.Фета"


Автор: Евсеева Ольга Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Апалиха
Населённый пункт: Хвалынского района Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 6 классе
Тема: "Крылатый человек в лирике А.А.Фета"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока литературы в 6 классе по теме:

«Крылатый человек в лирике А.А. Фета»

Автор: Евсеева Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ с. Апалиха

Хвалынского района

Саратовской области

2021 г.

Крылатый человек в лирике А. Фета

Цель урока – воспитывать любовь к родной природе и поэзии, развивать познавательную

активность учащихся, логическое мышление и творческое воображение, речь.

Задачи:

1)

обучение учащихся анализу лирического произведения,

2)

повторение

и

развитие

умения

находить

средства

художественной

выразительности,

3)

обучение выразительному чтению стихотворений,

4)

развитие речетворческих способностей,

5)

обогащение словарного запаса учащихся,

6)

воспитание эстетического чувства.

Планируемые результаты:

1.

Познавательные УУД: ориентироваться в тексте.

2.

Личностные УУД: высказывать оценочные суждения.

3.

Коммуникативные УУД: работать в группах: выполнять свою часть работы,

осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.

4.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата.

5.

МетапредметныеУУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную

задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать со

словарем).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, на доске:

портрет А. Фета, портрет Ю. Гагарина, бабочка-магнит, перо.

Тип урока:

Урок открытия новых знаний

Ход урока

I.

Организация начала урока Рефлексия настроения. (Слайд 1)

- Доброго всем дня. Ребята, сегодня мы будем говорить о поэзии. Что, по-вашему, в

поэзии главное? Правильно – чувства, настроение. А какое у вас настроение? Готовы к

открытиям? Тогда чувствуем, думаем, говорим.

II.

Вызов. Формирование мотивации (приём «Четвёртое лишнее»)

- Например, что, по-вашему, здесь «четвёртое лишнее»? На доске портрет

Гагарина, портрет Фета, бабочка, перо (Возможный вариант ответа: Фет, потому что

три остальных имеют отношение к полёту).

- Несколько дней назад мы отмечали день космонавтики и Ю.А. Гагарина. И я вот о

чём подумала…( Слайд 2) «Отчего люди не летают? Я говорю, отчего люди не

летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на

горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» А

вам когда-нибудь хотелось летать? Так почему же люди не летают, как птицы? ( У

них нет крыльев) Вы никогда не видели крылатого человека?! А хотите увидеть?

Поможет нам в этом … Афанасий Афанасьевич Фет и его стихотворения. (Слайд 3)

II. Формулирование темы, постановка задач.

- Может быть, кто-то уже догадался, о чём или о ком мы будем говорить? (О

крылатом человеке, о стихотворениях Фета). Это тема нашего урока. Запишите ее в

тетрадях: Крылатый человек в лирике А.А. Фета. (Слайд 4)

- А чего вы ждёте от урока, что хотите узнать, на какие вопросы получить ответы?

(учащиеся формулируют задачи)

… И я надеюсь, что Фет нам подскажет, как стать крылатыми.

III.Актуализация.

-Давайте вспомним стихотворения Фета, которые мы изучали раньше.

(Слайды 5 – 8) Продолжим строки:

1) Ель рукавом мне тропинку завесила.

(Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —

Я ничего не пойму.)

2) Я пришел к тебе с приветом,

(Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…)

3)

Учись у них - у дуба, у берёзы.

(Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.)

4) Две капли брызнули в стекло …

(От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листам барабанит.)

- О чём все эти стихотворения? В чём особенность изображения природы у Фета?

(Природа в поэзии Фета окрашивается настроением лирического героя, одушевляется и

оживляется им.)

- А крылатого человека встречали в этих стихотворениях? Возможно, его стоит

поискать в «Воздушном городе» - так называется стихотворение Фета. Послушаем

это стихотворение и постараемся представить нарисованные поэтом картины.

(Слайд 9)

IV. Осмысление новой темы.

1.

Почему хочется летать? Беседа по стихотворению «Воздушный город»

Чтение стихотворения «Воздушный город» (1846 г.) подготовленным учеником:

Вон там по заре растянулся

Причудливый хор облаков:

Всё будто бы кровли, да стены,

Да ряд золотых куполов.

То будто бы белый мой город,

Мой город знакомый, родной,

Высоко на розовом небе

Над темной, уснувшей землей.

И весь этот город воздушный

Тихонько на север плывет…

Там кто-то манит за собою —

Да крыльев лететь не дает!

- Что вы представляли себе? ( Словесное рисование.)

— Лирический герой наблюдает за облаками и видит удивительно красивый город. Этот

белый город медленно уплывает на север, а герой остаётся на “уснувшей земле”.

- В каком значении употреблено здесь слово воздушный? ( Находящийся в воздухе,

лёгкий, невесомый)

Какие ощущения, чувства возникают? (Возникает ощущение легкости, воздушности,

невесомости, улыбки, чуда, радости, восторга, удивления, счастья, света, свободы…)

- Почему настойчиво повторяется «мой город»? (Лирический видит город, который

невидим для других. Поэтому вправе сказать «мой город».

- А о чём говорят эпитеты «родной, знакомый»? (О том, что эту картину герой

наблюдал уже на раз, город стал его мечтой, он сроднился с ним душой).

- Меняются ли чувства лирического героя от начала к концу стихотворения?

( Когда лирический герой повествует о городе, созданном причудливыми облаками, он

испытывает восхищение от того, что является свидетелем такого чудесного явления.

Радуется, что только ему доступно такое видение. А заканчивается стихотворение

грустной нотой. Герой словно обманулся в своих ожиданиях: город, поманивший его за

собой, сам уплывает, а герой остаётся на земле).

Минутка для шутки

- А почему так хочется летать? Посмотрим, что по этому поводу говорит герой

известного вам мультфильма. ( Слайд 10: отрывок из мультфильма «Летучий

корабль» - песенка водяного)

- Что общего у героев стихотворения Фета и мультфильма. ( Оба героя мечтают

летать).

- Почему хочется летать водяному? (Ему не нравится жить в болоте, в окружении

пиявок и лягушек?

- А почему лирического героя Фета тянет в небо? Как цветопись помогает нам

понять это? ( Слайды 11: по щелчку) (Мечта героя окрашена светлыми тонами: “белый

город”, “розовое небо”. Она чиста. А земля — “тёмная”, неуютная)

небо (розовое)

герой – город (белый)

земля

(тёмная)

- Какой приём помогает передать чувства лирического героя, причины его желания

летать? (Антитеза. Лирический герой Фета чувствует себя на земле так же неуютно, как

водяной в болоте).

- Кто-то манит за собою – да крыльев лететь не даёт … А так хочется…

Что же

делать? Где взять крылья? ( Слайд 12) Они могут вырасти… Не верите? Слушайте и

не пропустите рождение крылатого человека.

2.

Как стать крылатым? Анализ стихотворения А. Фета «Месяц зеркальный

плывёт по лазурной пустыне…»

Чтение стихотворения учителем наизусть.

***

- Каковы ваши впечатления от стихотворения? Что понравилось? Что увиделось?

- Внимательнее вчитаемся в текст (Слайд 13), чтобы понять тайну этого

стихотворения. И здесь нам не обойтись без словаря.

- Какие слова непонятны? (Учащиеся выбирают. Дежурный по словарю ищет их

значения, выписывает на отдельные листочки).

Унизаны – сплошь покрыты

Суеверный – проникнутый суеверием, верой в сверхъестественное, таинственное.

Кручина – горе, тоска, печаль.

Тернии – колючие растения, колючки, шипы. В пер. значении – тяготы жизненного пути

Язвительный – причиняющий боль, неприятность кому-то ( устар.)

- Какие поэтические строки, изобразительно-выразительные средства помогают

увидеть вечерний пейзаж? (Словесное рисование)

(Метафоры: «Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне» , «Травы степные унизаны

влагой вечерней» . Вечер, величественная картина неба, похожего на бескрайнее море, по

которому плывёт месяц-ладья; на степной траве, словно бусинки на нитке, нанизана

роса…)

Дается слово дежурному по словарю.

- Великий русский композитор говорил про Фета: « Это не просто поэт, но скорее

поэт-музыкант. А вы слышите музыку в этом стихотворении? (шелест трав, звон

цикад… - и всё это сливается в вечернюю музыку).

- Какие чувства вызывает всё это? (Очарование, восхищение красотой природы).

- Остаётся ли прежним пейзаж в последней строфе? (На первый взгляд, меняется

незначительно: травы сверкают росою, а месяц не плывёт, а бежит.)

- Почему? Приём «Театрализация»: сидите – месяц плывёт? стоите – месяц плывёт?

Что нужно сделать, чтобы месяц поплыл? побежал? Откуда видно сверкание росы

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно,

Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,

Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,

Свет унося, покидая неверные тени.

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают росою вечерней,

Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

на траве? (Нужно пойти самому, побежать, полететь… При быстром движении (полёте!)

месяц бежит. И только сверху можно увидеть, что роса сверкает на траве)

- Вы теперь поняли, почему месяц у Фета зеркальный? Что он отражает? (Состояние

лирического героя). И тогда новым смыслом наполняется слово «пустыня» в 1

строке. Кто чувствует себя словно в пустыне? Почему? (Герой одинок среди людей).

- В этом стихотворении трудно провести чёткую границу между жизнью природы и

состоянием человека. Внешний мир (природа) окрашивается настроением

лирического героя. Проследим, как меняется образ-переживание. (Медленное чтение,

комментарий дежурного по словарю. В случае затруднения можно обратиться к справке,

подготовленной учителем)

(Слайд 14: появление по щелчку)

Одиночество восхищение волнение вера во сверхъестественное

воздушные стремления (мечты) забыты тоска и тяготы жизни и … ? (полёт:

полёт мысли, души реальный полёт!)

Перечитайте стихотворение. Каким вы увидели героя? (Крылатым)

V. Закрепление и обобщение знаний. Ассоциации. (Слайд 15)

Учитель на фоне музыки: Я загораюсь и горю,

Я порываюсь и парю

В томленьях крайнего усилья

И верю сердцем, что растут

И тотчас в небо унесут

Меня раскинутые крылья.

(А.А. Фет)

- Что же делает Фета и его лирического героя крылатым?

(

Красота природы,

творчество. Именно поэзия с её вечными темами природы, любви способна, по мнению

Фета, поднять человека над повседневной жизнью и дать отдых от её тревог и забот).

- Крылья красоты, крылья мечты… А какие ещё крылья могут вырасти у человека?

(Слайд 16)

У каждого свои крылья. Всё это может сделать обычного человека крылатым (щелчок)

VI. Рефлексия.

1.

Рефлексия содержания: синквейн «Крылатый человек»

(Слайд 17: схема синквейна)

крылья

красоты

крылья

творчества

крылья

успехакрылья

мечты

крылья

любви

крылья

радости

- Так какой же он, крылатый человек в стихотворениях Фета? Составляем

синквейн (можно в паре). Музыка тихо, фоном.

Например:

Крылатый человек

Свободный, очарованный

Восхищается, мечтает, парит

Природа и поэзия – его крылья!

Поэт

2. Рефлексия деятельности.

- Вспомните вопросы, которые вы поставили в начале урока. Остались ли какие-то

из них без ответа? Может быть, возникли новые? Но это для разговора уже на

другом уроке.

- Арабский писатель Саади сказал: «Ученик, который учится без желания, - это

птица без крыльев. Я увидела у всех сегодня желание учиться. А вы почувствовали

у себя крылья за спиной? Вспомните свою работу и назовите момент урока, когда вы

чувствовали лёгкость, радость, свободу, как во время полёта?

3. Оценка.

- Я рада, что поэзия А. А. Фета позволила нам хоть на мгновение почувствовать

себя крылатыми. У кого-то выросли крылья, у кого-то появились пёрышки…

(Слайд 18)

P.S. – Гагарин, бабочка, перо… Вы по-прежнему считаете, что портрет Фета

лишний в этом ряду?

(Нет, он тоже умел летать... )

VII. Домашнее задание (на выбор): (Слайд 19)

1.

Написать сочинение-миниатюру «Можно ли быть крылатым на земле?»

2.

Найти и прочитать притчу Ф. Сологуба «Крылья», письменно ответить на вопрос:

- Почему крылья выросли только у батраковой дочки?

Слайд 20

Литература:

1.

Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма. – М.: Сов. Россия,1988.

2.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ИТИ

Технологии, 2006.



В раздел образования