Автор: Сажина Ксения Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 33
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогика и психология дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей р
аннего возраста через пальчиковые игры»
по дополнительной профессиональной программе
«Педагогика и психология дошкольного образования»
Выполнил:
Сажина К. Ю.
Воспитатель МАДОУ № 33
г.Кемерово
Кемерово 2017
2
Содержание
Введение
3
1Характеристика развития речи детей раннего возраста.
5
1.1 Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей
раннего возраста. Пальчиковая гимнастика как средство развития
речи детей раннего возраста.
1.2 Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры.
7
14
2 Опытно
–
экспериментальная
работа
по
апробированию
программы
развития
речи
детей
младшего
возраста
средствами
мелкой
моторики
«Детские ладошки».
2.1 Анализ работы ДОУ «Влияние мелкой моторики на развитие
речи детей раннего возраста через пальчиковые игры»
2.2Результаты опытно – экспериментальной работы по
апробированию программы «Детские ладошки»
Заключение
Список литературы и источников
16
16
18
32
33
Введение
3
Ранний
возраст
является
наиболее
ответственным
периодом
жизни
человека,
когда
формируются
наиболее
фундаментальные
способности,
определяющие
дальнейшее
развитие
человека.
Их
становление
требует
адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения
и совместной деятельности с ребёнком.
Речь
-
неотъемлемая
часть
характера
и
самым
широким
образом
определяют
личность.
В
наши
дни
речь,
более
чем
когда-либо
прежде,
представляет
собой
главное
средство,
с
помощью
которого
люди
живут
вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных
масштабах.
Языковое развитие ребенка нельзя отделить от его моторного развития.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно
связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты.
Указывающее,
очерчивающее,
оборонительное
и
другие
движения
руки
лежали
в
основе
того
первичного
языка,
с
помощью
которого
люди
изъяснялись. При этом ребенок не сразу начинает контролировать движения
всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это. Играя с
маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождать словами песнями,
играми, движениями пальцев ребенка [2, c. 45].
Сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет
логически
рассуждать,
у
него
достаточно
развита
речь,
внимание,
память.
Упражнения
для
мелкой
моторики
улучшают
память,
умственные
способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают
деятельность
сердечно-сосудистой
и
пищеварительной
систем,
развивают
координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный
тонус.
Все
движения
организма
и
речевая
моторика
имеют
единые
механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается
на развитии речи ребенка. Рекомендуется включать в занятия пальчиковые
игры, иметь в группе специальный игровой материал и создавать условия для
4
развития
мелкой
моторики,
что
в
свою
очередь
ведет
к
эффективному
речевому развитию детей раннего возраста.
Анализ педагогической теории и практики показал, что данная работа
осуществляется
недостаточно,
в
частности,
возникает
необходимость
решения поставленной проблемы на основе взаимодействия семьи и ДОУ
отсюда
вытекает
выбор
темы
нашего
исследования
«Влияние
мелкой
моторики на развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры».
Цели исследования: Разработать и обосновать методику применения
пальчиковых игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
рук для повышения эффективности процесса формирования речи детей.
Объект исследования: Процесс развития речи у младших дошкольников
в дошкольном учреждении.
Предмет
исследования:
Развитие
мелкой
моторики
в
процессе
пальчиковых
игр,
Программа
развития
речи
детей
младшего
возраста
средствами мелкой моторики «Детские ладошки».
Задачи:
1 Определить особенности возрастного развития мелкой моторики рук
и речи у детей младшего дошкольного возраста.
2
Экспериментально
обосновать
эффективность
комплексного
применения пальчиковых гимнастик, игр для развития речи детей 3- 4 лет.
3 Проанализировать педагогическую литературу.
Провести опытно – экспериментальную работу по оценке
эффективности психолого – педагогических условий организации развития
речи детей младшего дошкольного возраста средствами мелкой моторики.
Гипотеза: применение программы развития речи детей младшего
возраста
средствами
мелкой
моторики
«Детские
ладошки»
позволит
повысить качество развития речи детей.
Методической основой исследования послужили научные труды и
разработки российских ученых и педагогов (Л. С. Выгодский, О. С. Ушакова,
К. Д. Ушинский, и др.)
5
Для достижения цели и решения задач исследования использовались
следующие методы:
Анализ теоретической литературы по теме влияние мелкой моторики
на развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры.
Изучение и обобщение опыта работы с детьми по развитию речи
средствами мелкой моторики, диагностика, анализ, изучение литературы.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное
учреждение №33 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по социально – личностному направлению
развития воспитанников», воспитанники 2 младшей группы «гномики».
6
1 Характеристика развития речи детей раннего возраста
1.1 Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей
раннего возраста. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи
детей раннего возраста
Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время
происходит
стремительное
психическое
и
физическое
развитие,
закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка
как
личности.
Основными
достижениями
раннего
детства,
которые
определяют
развитие
психики
ребенка,
являются:
овладение
телом,
овладение речью, развитие предметной деятельности.
Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием
речи. Данный период детского развития является сенситивным (наиболее
благоприятным)
для
развития
именно
этой
психической
функции,
подтверждением
тому
служит
изучение
детей,
переживших
жестокое
обращение и мало общавшихся в детстве с другими людьми.
Развитие
речи
у
ребенка
есть
процесс
овладения
родным
языком,
умением
пользоваться
языком
как
средством
познания
окружающего,
усвоения
опыта,
накопленного
человечеством,
как
средством
познания
самого
себя
и
само
регуляции,
как
могучим
средством
общения
и
взаимодействия людей [3, c.65].
Речь
непрерывно
связана
с
мышление,
она
служит
формой
существования мысли. По мере овладения речью ребенок учиться адекватно,
воспринимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает
ребенку возможность вербализировать свои чувства и переживания, помогает
осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Развитие
речи
как
средства
общения
позволит
ребенку
адекватно
пользоваться
языком
в
различных
социальных
ситуациях,
вступать
в
эффективное взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
7
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения
речью
как
средством
общения,
в
течение
первых
лет
жизни
проходит
несколько
этапов.
На
первом
этапе
ребенок
еще
не
понимает
речи
окружающих
взрослых
и
не
умеет
говорить
сам,
но
здесь
постепенно
складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем.
Это до вербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного
отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие
высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап
возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть
до
7
лет,
когда
ребенок
овладевает
речью
и
все
более
совершенно
и
разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это
этап развития речевого общения [2, c. 61].
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как
показывают
многочисленные
исследования,
–
не
просто
количественное
накопление
словаря.
Это
сложнейший
нервно-психологический
процесс,
который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей
средой
и
в
ситуации
общения
со
взрослым.
При
нормальном
развитии
ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. В этот период он учится
строить первые предложения, первые обобщения. У него появляются первые
вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения. К
началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу
дошкольного
возраста
дети
практически
владеют
почти
всеми
законами
словообразования и словоизменения. Появляется связная контекстная речь –
развернутая и грамматически оформленная.
Но при этом к 3 годам произносительная сторона речи у детей еще
недостаточно
сформирована.
Остаются
некоторые
несовершенства
в
произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких
согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении
слов,
отчего
речь
детей
еще
недостаточно
чистая
и
внятная.
Дети
этот
возраста
не
всегда
могут
правильно
пользоваться
своим
голосовым
аппаратом,
например,
не
могут
достаточно
громко
отвечать
на
вопросы
8
взрослого и в то же время говорить тихо, когда итого требует ситуация (при
подготовке ко сну, во время приема пищи) [4, c. 73].
В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является
благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя
вслед
за
взрослым
слова
и
фразы,
малыш
не
только
запоминает
их;
упражняясь
в
правильном
произнесении
звуков
и
слов,
он
укрепляет
артикуляционный аппарат.
Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие,
мышление,
память,
чувства,
желания.
Она
открывает
возможности
для
совершенно
новых
и
специфически
человеческих
форм
внешней
и
внутренней
жизни
–
сознания,
воображения,
планирования,
управления
своим поведением, логического и образного мышления и, конечно, новых
форм общения.
Моторика – это вся сфера двигательных функций (т.е. функций
двигательного
аппарата)
организма,
объединяющая
их
биомеханические,
физиологические
и
психологические
аспекты.
Одним
из
показателей
хорошего
физического
и
нервно-психического
развития
ребенка
является
развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой
пальцевой моторикой.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от
степени
сформированности
тонких
движений
пальцев
рук.
Чем
выше
двигательная активность, тем лучше развита речь. Если развитие движений
пальцев
рук
соответствует
возрасту,
то
и
речевое
развитие
находится
в
пределах
нормы. Речь
совершенствуется
под
влиянием
кинетических
импульсов от рук, точнее – от пальцев. Ребенок, имеющий высокий уровень
развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно
развиты память,
внимание,
связная речь [5, c. 45].
Восточные
медики
утверждали,
что
пальцы
наделены
большим
количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную
систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктуры точек.
Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое
9
значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной
деятельности ребенка.
В
овладении
движениями
рук
большую
роль
играет
подражание.
Различают три вида подражательных реакций: 1) повторение собственных
движений;
2)
повторение
знакомых
движений
взрослого;
3)
повторение
новых движений. Повторение собственных движений выражается в том, что
ребенок начинает вертеть перед лицом одной рукой, затем другой, затем
снова первой и т. д. Примеров такого само подражания можно видеть очень
много. Знакомые, заученные ранее движения (например, игру в «ладушки»)
ребенок имитирует очень охотно, когда взрослый начинает проделывать их.
Развитию движений кистей и пальцев рук без
предметов детей раннего и
младшего
дошкольного
возраста
с
давних
времен
придавалось
большое
значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в
многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их
выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений
предлагались различные пальчиковые игры с потешками.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают
формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его
деятельности,
в
том
числе
общей
двигательной
и
ручной.
Одним
из
показателей
и
условий
хорошего
физического
и
нервно-психического
развития
ребенка
является
развитие
его
руки,
ручных
умений
или,
как
принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки
специалисты на основе данных самых современных исследований делают
вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга [3, c.
62].
Простые
движения
рук
убирают
напряжение,
снимают
умственную
усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит —
развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует
появлению
артикуляции
слогов.
Благодаря
развитию
пальцев
в
мозгу
формируется
проекция
«схемы
человеческого
тела»,
а
речевые
реакции
находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Эта концепция
10
лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре
головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной.
Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга
— это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы
сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной
проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от
речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная пальцевая проекция
кисти
руки
видна
на
так
называемом
гомункулусе
Пенфилда.
Величина
проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на
мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает
большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные
электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая
область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Упражнения
для
мелкой
моторики
улучшают
память,
умственные
способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают
деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают
координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный
тонус [6, c. 32].
Особенность
работы
с
детьми
раннего
возраста
являет ся
неэффективность
любых
чисто
вербальных
методов
воздействия.
Любые
инструкции,
объяснения
правил,
призывы
к
послушанию
оказываются
бесполезными. Даже не потому, что дети ещё плохо понимают их, а потому
что до 3-4 лет малыши не могут регулировать своё поведение посредством
слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие
предметы,
движения,
звуки)
являются
для
них
гораздо
более
сильными
побудителями, чем значение слов взрослого. На первых этапах развития речь
малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от
них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и
сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия, (или «единство
слова и дела») очень важный принцип формирования активной речи. Каждое
11
новое
слово
должно
быть
понятно
ребёнку,
нести
в
себе
определённое
значение и опираться на конкретную ситуацию [9, c. 89].
Большое значение придается тактильным ощущениям, ибо они несут в
речевой
центр,
в
его
двигательную
часть,
дополнительную
энергию,
способствующую
его
формированию.
Чем
совершеннее
кора
мозга,
тем
совершеннее речь, а значит, и мышление. Таким образом, рука познает, а мозг
фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми
и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.
В народной педагогики созданы игры на основе развития движений рук
«Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Угадай на ощупь», «Из
чего
предмет?»,
«Чудесный
мешочек»
и
др.
Их
значение
до
сих
пор
недостаточно
осмыслено
взрослыми.
Многие
взрослые
видят
в
них
развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействия.
Для
развития
мелкой
моторики
в
дошкольных
учреждениях
могут
использоваться: шнуровки; пристежки; мозаика; бусинки, пуговицы разного
цвета и размера; мелкие камни, ракушки для сортировки; выкладывание [9, c.
96].
Анализ различных пособий по развитию мелкой моторики во второй
младшей
группе
позволил
систематизировать
игры,
направленные
на
развитие мелкой моторики, которые могут быть включены в пальчиковую
гимнастику для детей раннего возраста. 1) игры манипуляции («Ладушки-
ладушки»). Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с
помощью
взрослого.
Они
развивают
воображение:
в
каждом
пальчике
ребенок
видит
тот
или
иной
образ;
сюжетные
пальчиковые
упражнения
(«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим
пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). К этой группе относятся
также
упражнения,
которые
позволяют
детям
изображать
предметы
транспорта
и
мебели,
диких
и
домашних
животных,
птиц,
насекомых,
деревья; 2) пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или
выпрямлять
по
очереди
каждый
палец,
или
сжимать
пальцы
в
кулак
и
12
разжимать, и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г; 3) пальчиковые
кинезиологические
упражнения
(гимнастика
мозга).
С
помощью
таких
упражнений
компенсируется
работа
левого
полушария.
Их
выполнение
требует
от
ребенка
внимания,
сосредоточенности;
4)
пальчиковые
упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных
упражнениях
используются
традиционные
для
массажа
движения
—
разминание,
растирание,
надавливание,
пощипывание
(от
периферии
к
центру) («Помоем руки под горячей струей воды» — движение, как при
мытье рук); 5) театр в руке, позволяет повысить общий тонус, развивает
внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение («Бабочка»,
выпрямленными пальцами делать быстрые движения) [8, c. 43].
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную (массаж кистей рук
выполняется взрослым в медленном темпе, фиксируя руку малыша одной
рукой,
другой
рукой
взрослый
производит
массаж:
поглаживание,
постукивание)
и
активную.
Пассивная
гимнастика
рекомендуется
как
предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем
развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной
пальцевой
гимнастики.
Все
упражнения
проводятся
в
игровой
форме.
Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития
тонкой моторики рук вашего ребенка.
Этапы проведения пальчиковой гимнастики: 1) Разминка начинается с
упражнений
для
крупных
мышц
верхнего
плечевого
пояса
(плечо,
предплечье), поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только
кисть.
Детям
предлагаются
махи
прямыми
руками,
круговые
движения
плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она
начинается с хватательных движений — сжать пальцы в кулак, разжать; 2)
затем детям предлагаются сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с
несложным
движением
(«Пальчики
здороваются»),
далее
в
сочетании
с
самомассажем
кисти
с
помощью
пальцев
другой
руки;
3)
упражнения,
которые
требуют
высокой
умственной
активности
детей,
используются
13
последними это пальчиковые кинезиологические упражнения — из серии
«гимнастики мозга» [8, c. 37].
Пальчиковая гимнастика может быть включена в режим дня. Например,
ее можно провести утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально
во
время
утренней
гимнастики.
А
также
перед
выполнением
общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка,
кубик
и
др.)
детям
предлагалось
«поиграть
с
предметом»,
например,
передавать мяч из рук в руки. Если детям предлагается комплекс физических
упражнений
без
предметов,
то
используется
разминка
«Замок»
очень
эффективна
пальчиковая
гимнастика
на
физкультминутках
(три-четыре
упражнения). На учебно-тренировочных занятиях пальчиковые упражнения
выполняются
в
начале
комплекса
общеразвивающих
упражнений,
а
самомассаж кисти с помощью массажных мячей — в заключительной части.
На занятиях с использованием тренажеров и фитболов (коррекционных
мячей) также используются упражнения для пальцев. Перед обедом, когда
дети ожидают приглашение к столу. Детям очень нравится показывать «театр
в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит
сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала
за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в
густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели... (дети сопровождают
текст движениями рук и пальцев).
На прогулке при плюсовой температуре можно после наблюдения за
живыми и неживыми объектами детям предложить с помощью пальцев рук
изобразить:
дом,
скворечник,
кошку,
собаку,
цепочку,
дерево
и
др.
Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки. В
зачине подвижной игры или в ходе игры, например, в игре «Дельфин и
рыбки» дети на каждую строчку зачина могут выполнять движения руками.
На
развлечениях,
в
ходе
которых
активизируется
мелкая
моторика
рук
(«Перемени предмет», «Передай мяч», «Посадка картошки) [9, c. 132].
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок
достигает
хорошего
развития
мелкой
моторики
рук,
которое
оказывает
14
благоприятное
влияние
на
развитие
речи,
и
подготавливает
ребенка
к
рисованию и письму. Эта гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и
способствует развитию речи, творческой деятельности. Поэтому пальчиковая
гимнастика
является
важнейшим
фактором,
стимулирующим
речевое
развитие ребенка.
1.2 Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые
игры
Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой
моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Когда воспитатель для пальчиковой игры берет ребенка на руки, сажает на
колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает
или щекочет. Ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и
интеллектуального развития впечатлений. Поэтому очень важным фактором
для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные
действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и
легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша
является чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребенку понравится игра, зависит во многом от исполнения
взрослого.
Для
самых
маленьких
важно
спокойное
ласковое
настроение
осторожное, бережливое прикосновение. Для детей 3-4 лет имеет большое
значение выразительная мимика и речь взрослого.
Для выразительного
исполнения взрослому следует выучить стихи в пальчиковых играх наизусть.
Пальчиковые
игры,
разработанные
на
фольклорном
материале,
максимально
полезны
для
развития
ребенка
дошкольника.
Они
содержательны,
увлекательны,
грамотны
по
своему
дидактическому
наполнению. Художественный мир родных песенок и потешек построен по
законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в
глаза, за этими словами признание права художника на творение своего мира
15
и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нем [5, c.
67].
Суть фольклорных текстов – действие. Действие персонажей, движение
событий, рождение конфликтов и их решение создают единственную в своем
роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы,
поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии
речи ребенка. В пальчиковых играх, существует, масса потешек в которых
сочетаются речь и движение рук. Любому ребенку не помешает массаж рук в
доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только
развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится
понимать смысл услышанного, и улавливать ритм речи.
«Пальчиковые» и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего
возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из
вариантов
радостного,
теплого,
телесного
контакта
с
воспитателем,
так
необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во
время которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой сгибая и
разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более
активной:
ребенок
сам
произносит
слова
потешки,
а
пальцы
ребенка
двигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем» игры,
слова и движения – все ему подвластно.
Пальчиковые
игры
-
это
инсценировка
каких-либо
рифмованных
историй, при использовании пальцев рук. Многие игры требуют участия
обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «право»,
«лево», «вверх», «вниз» [10, c. 33].
Очень важны пальчиковые игры для развития творчества детей. Если
ребенок усвоит какую-нибудь одну игру, он обязательно будет стараться
придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети 3 лет
осваивают игры, которые проводятся двумя руками. Дети 4 лет могут играть в
эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
16
Более
старшим
детям
можно
предложить
оформить
игры
разнообразным
реквизитом:
мелкими
предметами,
домиками,
шариками,
кубиками.
2
Опытно – экспериментальная работа по апробированию
программы развития речи детей младшего возраста средствами
мелкой моторики рук «Детские ладошки»
2.1 Анализ работы ДОУ «Влияние мелкой моторики на развитие
речи детей раннего возраста через пальчиковые игры»
Опытно – исследовательская работа проводилась на базе МАДОУ №33
г.
Кемерово. В
2008
году
на
базе
дошкольного
учреждения
был
открыт
«Логопункт». С 2009 года для дошкольного учреждения был очень серьезный
и ответственный год. Учреждение прошло процедуру лицензирования на
право
образовательной
деятельности
по
общеобразовательным
и
общеобразовательным коррекционным программам. В ДОУ функционирует 6
групп, общее число воспитанников – 164. Работников в учреждении – 40
человек.
В
МАДОУ
в
воспитательно
–
образовательном
процессе
реализуются следующие программы:
1 «Основная общеобразовательная программа МАДОУ №33»
2 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
3
Общеобразовательная
коррекционная
программа
дошкольного
образования
«Программа
обучению
и
воспитания
детей
с
фонетико
–
фонематическим недоразвитием речи (старшая группа) Т. Б. Филичевой, Г. В.
Чиркиной.
4
другими
общеобразовательными
коррекционными,
парциальными
программами,
рекомендованными
Министерством
образования
и
науки
Российской Федерации.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение
количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,
17
прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными
инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.
Учитывая,
что
речевые
отклонения
возникают
в
раннем
возрасте
их
необходимо
своевременно
выявлять
и
исправлять.
Основными
достижениями,
которые
определяют
развитие
психики
ребенка
в
раннем
детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной
деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно
выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений.
Это
происходит
благодаря
изменению
форм
общения
с
взрослыми.
В
предметной деятельности через общение с взрослыми создается основа для
усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.
Бывшая раньше эффективной форма общения с взрослыми (показ действий,
управление
движениями,
выражение
желаемого
с
помощью
жестов
и
мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к
предметам,
их
свойствам
и
действиям
с
ними
побуждает
его
постоянно
обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев
речевым общением. Поэтому мной и была выбрана данная тема.
Цель исследования: Разработать и обосновать методику применения
пальчиковых игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
рук
для
повышения
эффективности
процесса
формирования
речи
детей.
Объект исследования: Процесс развития речи у младших
дошкольников.
Предмет исследования: Развитие мелкой моторики в процессе
п а л ь ч и к о в ы х
и г р .
Были поставлены следующие конкретные задачи исследования:
1 . П р о а н а л и з и р о в а т ь
п е д а г о г и ч е с к у ю
л и т е р а т у р у .
2.Определить особенности возрастного развития мелкой моторики рук и речи
дошкольников.
3. Экспериментально обосновать эффективность комплексного применения
пальчиковых гимнастик, игр для развития речи детей 3-4 летнего возраста.
Научная новизна исследований состоит в разработке технологии развития
18
речи
младших
дошкольников
посредством
заданий,
основанных
на
п а л ь ч и к о в ы х
и г р а х .
Практическая значимость: Разработанный комплекс пальчиковой
гимнастики может быть использован в практике работы ДОУ по развитию
речи
детей
младшего
возраста,
а
также
у
детей
с
задержкой
речи.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с октября по май 2014
- 2015 г. в три этапа:
I Констатирующий эксперимент
II Формирующий эксперимент
III Контрольный эксперимент
В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, беседы.
2.2 Результаты опытно – экспериментальной работы по
апробированию
программы
развития
речи
детей
младшего
возраста
средствами мелкой моторики «Детские ладошки»
Рабочая программа
развития речи детей младшего возраста средствами мелкой моторики
«Детские ладошки»
Пояснительная записка
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и
отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная
рабочая
программа
составлена
в
соответствии
с
нормативно
-
правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от
17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
дошкольного
образования»
от
30.08.2013,
примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От
19
рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А.
Васильевой.
В основу программы положены принципы:
научной обоснованности и практической применимости;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников;
комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации,
которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию дошкольника;
Данная программа предназначена для работы с дошкольниками по
правильному
развитию
мелкой
моторики
и
является
своевременной
поддержкой
в
формировании
последовательной
координации
движений
пальцев рук у детей.
Цель: Создать условия для развития речи и формирования
графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой
моторики и развитие координации движений пальцев рук.
Задачи:
Обучающие:
1.
Научить детей владеть графическими навыками письма;
2.
формировать навыки исполнительского мастерства;
3.
формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
20
1.
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами
рук;
2.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным
восприятием;
3.
Развивать
творческую
активность,
пространственное
мышление,
фантазию.
Воспитательные:
1.
Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
2.
воспитывать внимательность к выполнению заданий;
3.
воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду
Актуальность:
Неподготовленность
к
письму,
недостаточное
развитие
речи,
мелкой
моторики,
зрительного
восприятия,
внимания,
может
привести
к
возникновению
негативного
отношения
к
учёбе,
тревожного
состояния
ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы,
необходимые
для
овладения
письмом,
создать
условия
для
накопления
ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной
умелости.
Новизна:
обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
подобран
и
систематизирован
материал
дидактических
игр
и
упражнений
по
развитию
мелкой
моторики,
в
соответствии
с
лексической темой;
р а з р а б от а н
м о н и то р и н г
о п р ед е л е н и я
у р о в н я
р а з в и т и я ,
предусматривающий следующие разделы:
21
мелкая моторика;
речевое развитие.
занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время
игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа
происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Отличительные особенности работы данной программы:
Работа программы «Детские ладошки» направлена на всестороннее
развитие
ребёнка.
Методика
позволяет
детям
интенсивно
заниматься
и не утомляться
за счет
постоянной
смены
видов
д е я т е л ь н о с т и
и переключения
внимания.
Занятия
в
кружке
отличаются
комплексным
подходом
к
подготовке
детей
к
школьному
обучению,
направлены
на
развитие
всех
необходимых
психологических
компонентов
готовности
ребёнка
к
школе:
познавательных
процессов,
коммуникативных
навыков,
эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Формы и режим занятий:
Работа рассчитана на 1–2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах (10
человек)
по
20минут
и
предполагают
использование
следующих
форм: беседа,
дидактическая
игра,
ролевые,
коммуникативные
игры,
физические
упражнения,
коллективное
творчество,
анкетирование,
индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры
и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики
в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это
позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что
положительно сказывается на развитии речи детей;
–
совершенствовать
внимание
и
память
–
психические
процессы
тесно
связаны с речью;
22
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В
каждой
физкультпаузе
содержится
большое
количество
разнообразных
пальцевых
движений,
и
они
по
смыслу
сочетаются
с
произносимыми
стихами.
Направленность работы:
Работа программы включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
рисуночные задания, графические диктанты
работа
с
сыпучими
материалами
(«Сухой
бассейн»,
рисование
на
подносах, выкладывание мозаики)
работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)
работа со шнурками, рукоделие, шитье
рисование
моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
лепка, изготовление поделок из различных материалов
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными
пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение,
сопровожение
художественным
словом,
гимнастику
с
учебными
предметами. Регулярное
Также
проводятся
комплексы
пальчиковой
гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения
правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление
правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы
кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных
23
уровнях
сложности:
по
подражанию,
по
речевой
инструкции.
В
ходе
пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику
рук.
Тем
самым
вырабатывается
ловкость,
умение
управлять
своими
движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Рисуночные задания, графические диктанты» задания
помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого
ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в
процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует
произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с
комплексами
упражнений,
которые
дают
пальцам
полноценный
отдых,
развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям
снять
напряжение.
Повторение
этих
упражнений
способствует
развитию
внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние
на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что
помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
В разделе «Работа с бумагой» представлены
такие
виды
художественного
труда,
как
аппликация,
оригами,
конструирование
из
бумаги.
Дети
знакомятся
с
различными
видами
и
свойствами
бумаги,
развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное
внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, рукоделие, шитье» направлен на развитие
мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей,
расширение
их
представлений
о
декоративно-прикладном
искусстве,
развитие психических познавательных процессов, таких как воображение,
восприятие,
память,
внимание,
развитие
цветовых
ощущений,
развитие
личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности,
трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками
рисования,
с
особенностями
изобразительных
материалов,
основами
24
композиции.
Занятия
рисованием
развивают
эстетическое
восприятие,
творческие
способности, совершенствуют
сложнокоординированные
движения руки.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов»
используются
предметы
различные
по
размеру,
материалу,
фактуре,
структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое
тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и
бросового материала
Результатом работы данной программы должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня
соответствующего данному возрасту;
овладение разными видами трудовой деятельности;
умение создавать художественный образ своего изделия;
овладение приемами работы с разными инструментами;
умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия;
овладение нормами этики поведения.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года занятий дети должны знать:
некоторые виды бумаги;
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
несколько разных способов нанесения краски;
основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
основные правила склеивания;
25
понятие «конструктор»; «мозаика»;
некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
правильно держать кисть, карандаш;
пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
работать с трафаретами;
заштриховывать предметы двумя способами;
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
Формы подведения итогов реализации работы программы:
В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг
уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и
итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса
используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам;
самостоятельные
работы; выступления
на
родительских
собраниях
с
открытым показом; выставки графических работ; участие в конкурсах.
Направленность работы:
Работа программы включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
рисуночные задания, графические диктанты
работа
с
сыпучими
материалами
(«Сухой
бассейн»,
рисование
на
подносах, выкладывание мозаики)
работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)
26
работа со шнурками, рукоделие, шитье
рисование
моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
лепка, изготовление поделок из различных материалов
Календарно – тематический план работы, 2-я младшая группа
Срок
реализации
Тема занятия
Содержание деятельности
сентябрь
« К и с т ь
и
карандаш»
«Наши пальчики»
«Сухой бассейн»
«Гусеница»
– рисование прямых линий
– Работа с пальчиковыми красками
–
р а б о т а
с
к р у п а м и
с
художественным словом
–
лепка
с
природным
материалом
(желуди)
октябрь
« М я ч и к и
д л я
котят»
«Дождик»
« К о л б а с к и
и
шарики»
«Следы на песке»
«Веселые
раскраски»
– Рисование пальчиками
–
А п п л и ка ц и я
с
э л е м е н т а м и
рисования (вата, гуашь)
– работа с пластилином
– рисование пальчиками на песке
–
р а б о т а
с
р а с к р а с к а м и
(раскрашивание пальчиками)
ноябрь
«Осень золотая»
–
рисование
(гуашь,
поролон,
трафареты из картошки)
27
«Бусы, колечки»
«Петушок
пшено
рассыпал»
«Проведи
дорожку»
– лепка из цветного пластилина
– рисование пальчиками на подносе с
пшеном
–
рисуночные
задания
(цветные
карандаши)
декабрь
«Снег кружится»
«Елочка»
«Козлик»
«Новогодние
бусы»
–
аппликация
(салфетки,
ват а,
фольга)
–
рисование
(гуашь),
гимнастика
с
кистью
– лепка с коктейльными трубочками
– нанизывание крупных бусин
январь
«Снеговик»
«Игрушки»
«Накорми
мышку»
«Колобок»
–
а п п л и к а ц и я
с
э л е м е н т а м и
рисования
–
(трафареты,
цв.
карандаши),
гимнастика с карандашом
– д/и (горох, фасоль, пшено, бусины)
– знакомство с соленым тестом
февраль
«Облака»
«Домики»
« У
м ы ш к и
в
кладовой»
– обрывная аппликация
– рисование пальчиками
–
перебирание
круп
(фасоль,
рис,
гречка)
28
Формирование и стимуляция мотивационного отношения
родителей к работе с детьми.
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка,
учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Важность развития мелкой моторики и координации движения
пальцев рук
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации
движения
пальцев
рук.
Известный
исследователь
детской
речи
М.
М.
Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если
развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие
находится в пределах нормы.
Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то
причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на
самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться
речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моей работы.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор,
способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита
моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не
достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе
много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя
вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём,
что
его
окружает,
показывать
картинки,
которые
дети
с
удовольствием
рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику с помощью
пальчиковых игр.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и
ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по
развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только
развитие
мелкой
моторики
рук,
но
и
речевое
развитие
у
детей
раннего
29
дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить
словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Ожидаемый результат:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста;
Формирование речевых навыков у детей раннего возраста;
Интеллектуальное развитие детей;
Пополнение предметно-развивающей среды;
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
План работы.
1 Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
2 Знакомство с исследованиями М. М Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В.
Антаковой
-Фоминой
о
связи
интеллектуального
развития
и
моторики
пальцев
3 Изучение теоретических основ формирования речи детей раннего возраста
4 Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства
5 Разработка перспективного плана работы
6
Подбор
методов,
средств,
способствующих
развитию
мелкой
и
общей
моторики у детей раннего возраста
7 Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление дидактических
пособий, пальчиковых игр.
8 Создание картотеки пальчиковых игр, игр с водой и песком
9 Разработка и проведение диагностики на начало и конец года
10
Разработать
план
работы
с
родителями
по
данной
теме,
подготовка
консультаций для родителей
11 Консультативная помощь родителям
12 Подготовить и провести консультацию для воспитателей по данной теме
Мелкую моторику рук развивают:
Пальчиковая
гимнастика
с
использованием
стихов,
песенок,
потешек
и
народных сказок;
Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
30
Народные игры с ладошками;
Игры с природным материалом;
Игры с предметами домашнего обихода;
Игры с песком и водой;
Пальчиковый театр;
Ниткотерапия;
Дидактические игры;
Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Перечисленные
виды
детской
деятельности
используются
в
ежедневной
работе
с
детьми,
так
как
эпизодическая
деятельность
не
может
дать
положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла
необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации
движений
пальцев
рук
регулярной,
используя
игровые
упражнения
в
различных видах деятельности и режимных моментах.
Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:
Продуктивная деятельность
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность
Прогулка
Утренняя гимнастика
Самообслуживание
Работа с родителями
Анализ результатов работы
Работая над развитием мелкой и общей моторики рук у детей раннего
возраста, мы добились определённых результатов. По нашим наблюдениям у
детей
улучшилась
координация
артикуляционного
аппарата,
заметно
сократились
сроки
постановки
звуков,
совершенствовалась
общая
координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения,
дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только
оказывает
благоприятное
влияние
на
развитие
речи
(так
как
при
этом
индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их
к
рисованию
и
письму.
Кисти
рук
приобретают
хорошую
подвижность,
31
гибкость,
исчезает
скованность
движений,
это
в
дальнейшем
облегчает
приобретение навыков письма.
- дети научились выражать свои мысли словом. Стали озвучивать
выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);
расширился
активный
словарь,
что
можно
было
наблюдать
в
самостоятельной речи детей; - дети знают и играют в пальчиковые игры; - у
детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание,
мышление;
-
в
речи
детей
появились
простые
предложения.
Динамика
обучения
показала,
что
развитие
мелкой
моторики,
как
средства
формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат.
Методика проведения диагностики:
1. Диагностическая карта
2. Оформление результатов
3. Обработка диагностических данных
4. Определение уровня развития мелкой моторики у ребёнка.
Диагностическая карта
Вид деятельности, критерии оценки
Высокий, средний, низкий.
Манипуляции с предметами ловит мяч, ловит мяч не всегда, но движения
правильные, пытается ловить мяч, но движения не ловкие.
Воспроизведение
кистевых
и
пальцевых
поз:
1.
Сжать
ручку
в
кулачок,
распрямить ладонь и т. п. 2. Привести кисть в положение «вверх, вниз,
повернуть влево, вправо». 3. Поднести к подбородку, "отдать честь", послать
воздушный
поцелуй,
воспроизвести
указательным
пальцем
и
мизинцем
"козу» и т. д.
Повторяет полностью некоторые кистевые и пальчиковые позы, выполняет с
неуверенностью. Затрудняется выполнить пальчиковые позы.
Предметная
деятельность
застёгивает
и
расстёгивает
пуговицы,
застёжки
молнии самостоятельно. Ловко справляется со шнуровкой и нанизыванием
бусин
на
тесьму.
Требуется
небольшая
помощь.
Не
справляется
самостоятельно.
Развитие памяти и связной речи - связно объясняет свои действия. Быстро
запоминает стихи, потешки, чётко их произносит.
Требуется подсказка воспитателя в воспроизведении связной речи. Стихи
запоминает с небольшим затруднением.
32
Объяснить свои действия не может. Память развита недостаточно.
Работа с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по
созданию
благоприятных
условий
для
развития
мелкой
моторики
и
координации движений пальцев рук детей раннего возраста.
Диагностика воспитанников 2 младшей группы проводилась в начале и
в конце учебного года см. таблицу №1.
Таблица №1
Диагностика развития речи детей 2 младшей группы 2014 -2015 уч. г.
Заключение
В
ходе
проведенного
исследования
мы
установили,
что
самый
драгоценный дар – это речь. Недаром в народе говорят: «Долго думал, да
хорошо сказал».
В результате опытно – экспериментальной апробации
программы
развития
речи
детей
младшего
возраста
средствами
мелкой
33
моторики «Детские ладошки», мы добились определённых результатов. По
нашим
наблюдениям
у
детей
улучшилась
координация
артикуляционного
аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась
общая
координация
движений
детей.
Выполняя
пальчиками
различные
упражнения,
дети
достигают
хорошего
развития
мелкой
моторики
рук,
которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как
при
этом
индуктивно
происходит
возбуждение
в
центрах
речи,
но
и
подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую
подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем
облегчает приобретение навыков письма. Динамика обучения показала, что
развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего
возраста дает положительный результат.
В результате исследования цель работы достигнута. Задачи решены в
полном объеме. Гипотеза нашла свое подтверждение.
В результате постоянного применения пальчиковых игр, занятий на
развитие мелкой моторики у детей:
-
развилась мелкая моторика пальцев рук;
-
дети
стали
использовать
пальчиковые
игры
в
свободной
игровой
деятельности;
-
вырос интерес у детей к русскому фольклору, к стихам;
-
пальчиковые игры в сопровождении стихов стали развивать речь и
умение слушать, улавливать ритм речи;
-
развилась память, логическое мышление, воображение;
-
раскрылись творческие способности.
Список литературы и источников
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку
дошкольников [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних
педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М.:
Издательский центр «Академия», 2012. – 136 с.
34
2. Арушанова,
А.
Г.
Речь
и
речевое
общение
детей
[Текст]:
книга
для
воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
– 144 с.
3. Божович, Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /
Т.А. Божович. – М., 2009. – 168 с.
4. Бородич,
А.
М.
Методика
развития
речи
детей
дошкольного
возраста
[Текст]: методическое пособие для воспитателей ДОУ / А. М. Бородич. – М.:
2-е издательство, 2011. – 134 с.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6
лет: книга для воспитателя детского сада [Текст] / Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер,
Э.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 2012. – 144 с.
6. Гаврилина, С. Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать
[Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева. – М., 2009. – 180 с.
7. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст] / О. И. Крупенчук. – М.:
Литера, 2010. – 32 с.
8. Новиковская, О. А. Веселая зарядка для пальчиков: игра для развития
речи / О. А. Новиковская. – М.: Астрель: АСТ; СПб. Астрель – СПб, 2009. –
89 с.
9. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников
[Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л. П. Савина. – М.: ООО АСТ,
2009. – 220 с.
10. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста
[Текст]: пособие для воспитателей детского сада / О. С. Ушакова, Е. М.
Струнина. – М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2010. – 92 с.