Напоминание

Метод проектов как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС


Автор: Устюгова Елена Николаевна
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: ГПОУ " Кузбасское училище олимпийского резерва"
Населённый пункт: Ленинск–Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Метод проектов как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Биохимия мышц и мышечной деятельности. Энергетика мышечной деятельности

Цель занятия:повторить строение и химический состав мышечного волокна;

изучить механизм мышечного сокращения, особенности биохимических процессов обеспечения

двигательной активности;

научиться формировать физическую активность лиц на основе потребности в двигательной

активности.

1.1. Повторить материал по учебнику и лекциям по плану:

а) структурные и сократительные элементы мышечного волокна и их функциональное назначение;

б) саркомер как двигательная единица мышцы; в) белки мышц: строение, локализация, свойства и

функции; в) макроэргические вещества мышечного волокна.

Процесс мышечного сокращения: а) участники процесса; б) роль ацетилхолина, ионов Са

2+

; в)

теория скольжения нитей; г) энергетическое обеспечение процесса (источники энергии,

химические реакции).

2.2. Задание для самоконтроля:

1.Тест (выберите правильный ответ)

1. В передаче нервного импульса на мышечное волокно участвует:

а) адреналин;

в) холестерин;

б) ацетилхолин;

г) гистамин.

2. В поддержании определенной концентрации ионов кальция участвуют:

а) митохондрии;

в) саркоплазматический ретикулум;

б) ядро;

г) рибосомы.

3. Пути ресинтеза АТФ не характеризуются показателями:

а) мощность;

в) емкость;

б) качество;

г) эффективность.

4. Участниками креатинкиназной реакции являются:

а) креатинфосфат и АДФ;

в) креатин и АДФ;

б) креатинфосфат и АТФ;

г) креатин и АТФ.

5. Содержание АТФ от массы мышцы должно быть:

а) менее 0,1%;

в) от 0,25% до 2,5%;

б) от 0,1% до 0,25%;

г) свыше 2,5%.

2.2. Выберите соответствия:

• 1. Выберите соответствия из предложенных ниже характеристик и путей ресинтеза АТФ при

мышечной деятельности (подберите пары из двух столбцов):

1. Лактатным анаэробным путем ресинтеза АТФ

является…

А. Креатинкиназная реакция

Б. Гликолиз

В. Аэробный распад

Г. Миокиназная реакция

2. Наибольший выход энергии достигается при…

3. В энергообеспечении кратковременных

упражнений максимальной мощности основную роль

играет…

4. Две молекулы АДФ являются участниками…

5. При мышечной деятельности до 40 сек.

Осуществляется...

6. Обеспечивает упражнения длительностью от 30 до

150 сек., а также длительные ускорения по ходу

упражнения и ускорения на финише дистанции…

7. Энергетический эффект ресинтеза АТФ – 2

молекулы…

8. Для образования 1 моль АТФ при ресинтезе

требуется 3,45 л кислорода…

9. Включается при значительном увеличении

концентрации АДФ в саркоплазме, при выраженном

мышечном утомлении...

10. Кроме АТФ, продуктом является молочная

кислота…

2.3. Проверьте своюработу:

Задание 2.1. Верные ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – а, 5 – б.

Задание 2.2. Верные соответствия: 1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4 – Г; 5 – А; 6 – Б; 7 – Б; 8 – В; 9 – Г; 10 – Б

. Биохимия физических упражнений

Цель занятия:знать особенности биохимических процессов, происходящих в организме

в предстартовом состоянии, в процессе физической деятельности и в восстановительный

период после прекращения физической нагрузки;

научиться формировать физическую активность лиц на основе потребности в

двигательной активности.

1.1. Изучить материал по учебнику и лекциям

1.2. Задание для самоконтроля:

1.Тест (выберите правильный ответ)

1. В период соревнований при максимальной нагрузке у лиц, занимающихся физической

деятельностью, может снижаться значение рН крови до:

а) 1,5–2;

в) 7,0–6,9;

б) 5,4–5,5;

г) 7,25–7,15.

2. Состояние организма, возникающее вследствие длительной, напряженной деятельности

и характеризующееся снижением работоспособности называется:

а) адаптацией;

в) утомлением;

б) суперкомпенсацией;

г) восстановлением.

3. Центральную роль в развитии утомления выполняет:

а) накопление молочной кислоты в мышцах;

б) нарушение деятельности центральной нервной системы;

в) снижение активности ферментов гликолиза;

г) катаболизм мышечных белков.

4. При интенсивной кратковременной работе развивается охранительное торможение,

связанное с синтезом:

а) ацетоуксусной кислоты;

в) γ-аминомасляной кислоты;

б) β-оксимасляной кислоты;

г) аспарагиновой кислоты.

5. В течение от 30 до 90 мин. после работы проходит процесс:

а) срочной адаптации;

в) отставленного восстановления;

б) срочного восстановления;

г) суперкомпенсации.

6. Суперкомпенсация – это:

а) структурные и функциональные изменения в ответ на многократные физические

нагрузки;

б) превышение запасов энергетических веществ в период отдыха по сравнению с

дорабочим уровнем;

в) устранение накопившихся за время работы продуктов анаэробного распада, прежде

всего молочной кислоты и кислородного долга;

г) морфологические и биохимические изменения в мышечных волокнах под влиянием

различных видов тренировок.

7.Закон суперкомпенсации справедлив:

а) только для гликогена;

б) для веществ: креатинфосфат, гликоген, фосфолипиды, структурные и ферментные

белки;

в) для клеточных органелл: митохондрии, лизосомы;

г) для всех перечисленных выше веществ и органоидов клетки.

1.3. Задания для контроля знаний по влиянию физических нагрузок на

биохимические показатели крови:

• 1. Объясните изменения, происходящие в организме человека при выполнении

физических упражнений:

1. Объясните причины особо значительного увеличения содержания сахара в крови при

спортивных играх. Можно ли сказать то же самое о содержании в крови свободных

жирных кислот?

2. При беге на 100–400 м уровень сахара в крови чаще повышается, а при беге

стометровки нередко снижается. Каковы причины этого?

3. Почему сразу после бега на 100 м уровень молочной кислоты в крови ниже, чем через

1–2 мин. после финиша, а сразу после бега на длинные дистанции выше, чем через 1–2

мин. после финиша?

4. Чем объясняется то, что при беге на сверхдлинные дистанции уровень молочной

кислоты в крови в начале беге выше, чем в конце его?

5. Расположите дистанции легкоатлетического бега по степени вызываемого ими

повышения уровня молочной кислоты в крови.

6. Когда содержание в крови свободных жирных кислот будет больше – после бега на 5000

м или после тридцатиминутного кросса?

7. Когда уровень молочной кислоты повышается в большей степени – при выполнении

темповых упражнений со штангой или при медленном выполнении жимов?

8. Можно ли ожидать повышения уровня кетоновых тел в крови после лыжных гонок на

30 км? Обоснуйте ответ.

9. Что может явиться причиной уменьшения содержания сахара в крови при выполнении

кратковременных спортивных нагрузок максимальной и субмаксимальной

интенсивности? Обоснуйте ответ.

10. Почему уровень молочной кислоты в крови в период отдыха нормализуется раньше

уровня кетоновых тел?

2.1. Осуществите взаимопроверку выполнения задания 1.3.

.

2.2. Примите участие в семинаре. Вопросы к семинару:

1. В чем проявляется мобилизация энергетических ресурсов организма при мышечной

деятельности?

2. Каково гормональное обеспечение мышечной деятельности и как изменяется уровень

гормонов при физической нагрузке разной интенсивности?

3. Какова роль гемоглобина и миоглобина в обеспечении организма кислородом?

4. Какие биохимические изменения происходят в сердечной мышце, головном мозгу,

работающих мышцах и крови при выполнении мышечной работы?

5. Дайте определения понятиям: «кислородная емкость крови», «истинное устойчивое

состояние», «ложное устойчивое состояние», «кислородный запрос», «кислородный

приход», «кислородный дефицит».

6. В чем проявляются биохимические изменения в организме при утомлении?

7. Биохимические процессы в период отдыха после мышечной работы. Понятия «срочное

восстановление», «отставленное восстановление», «суперкомпенсация».

8. Как использовать особенности протекания восстановительных процессов при построении

спортивной тренировки?

9. По раздаточному графическому материалу определите характеристики физической

деятельности (к вопросам 5, 6, 7).

10. Какова роль педагога по физической культуре в формировании физической активности

и ЗОЖ обучаемых?

2.3. Выполните проверочный тест.

Желаю удачи!



В раздел образования