Напоминание

Формирование ключевых компетенций младших школьников через использование на уроках игровых технологий


Автор: Поликарпова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №124 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Формирование ключевых компетенций младших школьников через использование на уроках игровых технологий
Раздел: начальное образование





Назад




«Формирование ключевых компетенций младших школьников через

использование на уроке игровых технологий».

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для

жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире,

осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми

самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых

компетенций».

В начальной школе мы выделяем следующие ключевые компетенции:

1. Учебно-познавательные.

Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет

приёмами решения учебно-познавательных проблем, действия в разных (нестандартных)

ситуациях.

2. Ценностно-смысловые компетенции.

Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать

окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.

3. Коммуникативные компетенции.

Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями.

Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету,

задать вопрос, вести дискуссию.

4. Информационные компетенции.

К информационным компетенциям относится:

владение навыками работы с различными источниками информации: книгами,

учебниками, справочниками, Интернет;

умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и

отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и

передавать ее;

5. Социально-трудовые компетенции.

За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально-технические знания;

умения конструирования и навыки по изготовлению изделий из различных материалов;

навыки самообслуживания.

6. Здоровьесберегающие компетенции.

Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной

гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе

образа жизни.

С целью формирования этих компетенций: в своём классе провела беседы на

следующие темы: «Спорт в моей семье», «Спорт – залог здоровья», «Хорошо быть

здоровым», «Здоровый образ жизни», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».

Классный час по теме «Правила гигиены».

Для формирования ключевых компетенций применяю игровые технологии.

Именно

игровым технологиям принадлежит особая роль в формировании компетенций на уроках,

причём один вид игры может формировать несколько компетенций.

Под "игровыми технологиями" в педагогике понимается обширная группа методов и

приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то

или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить

полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению

пройденного – способствует формированию учебно-познавательных компетенций и

информационных.

Например: в игровой форме можно повторить таблицы сложения и вычитания, внести в

урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности

учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает

возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре

учащихся с разным уровнем знаний.

Например, даю самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до

финиша?». А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с

интересом приступают к работе.

«Числа, бегущие навстречу друг другу» (Дидактическая цель: знакомство с составом

числа 10.) “Математическая эстафета” и др.

На уроках русского языка: провожу уроки - путешествия в страну Русского Языка.

Для этого в своей работе я использую следующие приемы:

Игры «в слова». Они обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить

нужные слова, актуализируют пассивный словарь; «Дополни слово» или игра «Кто

больше сочинит?». С помощью этих игр – формируются коммуникативные и учебно-

познавательные компетенции.

Игра остается одним из обязательных структурных элементов и урока

"Окружающий мир". Это означает, что на каждом уроке учитель проводит с детьми

какую-нибудь игру или игровое упражнение.

Применяю следующие игры: «Кто быстрее отгадает кроссворд?», «Реши ребус»,

«Придумай загадку».

Игровые упражнения присутствуют в рабочей тетради, работу с которыми я включаю в

обучение как часть урока.

Эффективно чаще проводить сюжетно-ролевые игры. Это очень важно не только для

поддержания эмоционального тонуса ребенка во время урока, но делает урок более

интересным. Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения

психический процесс – воображение - формируются ценностно-смысловые и

коммуникативные компетенции.

Например, «Представь себе, что ты на несколько минут превратился в животное

(растение)», «Кто ты такой? Расскажи о себе», «Поиграем в семью» и т.д.

Во внеклассной работе применение игровых технологий должно стать основным

средством воспитания младших школьников. «Кто скорее?», «Кто больше?», «Угадай-

ка!».

Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются

игры-загадки, кроссворды. У них вызывает интерес, как и процесс, так и сам результат.

В процессе этих игр формируются - учебно-познавательные компетенции.

Есть интересная игра «Счётчик».

Иногда, если детям не успокоиться, или очень шумно в классе, я могу без предупреждения

начать тихо постукивать карандашом или ручкой по какому-либо предмету (столу, доске

и т.д.). Задача ребят как можно более точно указать количество сделанных ударов. Опрос

провожу в полной тишине, результат счёта ребята мне шепчут на ухо. Победителю при

всём классе пожимаю руку.

Эти несложные игровые приёмы помогают в классе быстро настроить внимание, отвлечь

ребят от посторонних дел и приступить к выполнению учебных задач.

Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и

занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление

трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных,

формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать

помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания.

У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина,

воля, характер, формируются коммуникативные и социальные компетенции.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная

умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего

мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы,

задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной

деятельности.

Эти передовые педагогические игровые технологии, применение которых на уроке,

гарантируют:

Активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших

школьников.

Комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.

Высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью.

Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.

Полноценное соединение знаний и практических навыков.

Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный

процесс.

Формирование ключевых компетенций.

Таким образом, использование игровых технологий на уроке позволило мне создать

условия для формирования ключевых компетенций младшего школьника.



В раздел образования