Автор: Поликарпова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №124 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Формирование ключевых компетенций младших школьников через использование на уроках игровых технологий
Раздел: начальное образование
«Формирование ключевых компетенций младших школьников через
использование на уроке игровых технологий».
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для
жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире,
осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми
самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых
компетенций».
В начальной школе мы выделяем следующие ключевые компетенции:
1. Учебно-познавательные.
Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет
приёмами решения учебно-познавательных проблем, действия в разных (нестандартных)
ситуациях.
2. Ценностно-смысловые компетенции.
Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.
3. Коммуникативные компетенции.
Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями.
Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету,
задать вопрос, вести дискуссию.
4. Информационные компетенции.
К информационным компетенциям относится:
•
владение навыками работы с различными источниками информации: книгами,
учебниками, справочниками, Интернет;
•
умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и
отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и
передавать ее;
5. Социально-трудовые компетенции.
За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально-технические знания;
умения конструирования и навыки по изготовлению изделий из различных материалов;
навыки самообслуживания.
6. Здоровьесберегающие компетенции.
Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной
гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе
образа жизни.
С целью формирования этих компетенций: в своём классе провела беседы на
следующие темы: «Спорт в моей семье», «Спорт – залог здоровья», «Хорошо быть
здоровым», «Здоровый образ жизни», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
Классный час по теме «Правила гигиены».
Для формирования ключевых компетенций применяю игровые технологии.
Именно
игровым технологиям принадлежит особая роль в формировании компетенций на уроках,
причём один вид игры может формировать несколько компетенций.
Под "игровыми технологиями" в педагогике понимается обширная группа методов и
приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то
или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить
полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению
пройденного – способствует формированию учебно-познавательных компетенций и
информационных.
Например: в игровой форме можно повторить таблицы сложения и вычитания, внести в
урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности
учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает
возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре
учащихся с разным уровнем знаний.
Например, даю самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до
финиша?». А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с
интересом приступают к работе.
«Числа, бегущие навстречу друг другу» (Дидактическая цель: знакомство с составом
числа 10.) “Математическая эстафета” и др.
На уроках русского языка: провожу уроки - путешествия в страну Русского Языка.
Для этого в своей работе я использую следующие приемы:
Игры «в слова». Они обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить
нужные слова, актуализируют пассивный словарь; «Дополни слово» или игра «Кто
больше сочинит?». С помощью этих игр – формируются коммуникативные и учебно-
познавательные компетенции.
Игра остается одним из обязательных структурных элементов и урока
"Окружающий мир". Это означает, что на каждом уроке учитель проводит с детьми
какую-нибудь игру или игровое упражнение.
Применяю следующие игры: «Кто быстрее отгадает кроссворд?», «Реши ребус»,
«Придумай загадку».
Игровые упражнения присутствуют в рабочей тетради, работу с которыми я включаю в
обучение как часть урока.
Эффективно чаще проводить сюжетно-ролевые игры. Это очень важно не только для
поддержания эмоционального тонуса ребенка во время урока, но делает урок более
интересным. Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения
психический процесс – воображение - формируются ценностно-смысловые и
коммуникативные компетенции.
Например, «Представь себе, что ты на несколько минут превратился в животное
(растение)», «Кто ты такой? Расскажи о себе», «Поиграем в семью» и т.д.
Во внеклассной работе применение игровых технологий должно стать основным
средством воспитания младших школьников. «Кто скорее?», «Кто больше?», «Угадай-
ка!».
Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются
игры-загадки, кроссворды. У них вызывает интерес, как и процесс, так и сам результат.
В процессе этих игр формируются - учебно-познавательные компетенции.
Есть интересная игра «Счётчик».
Иногда, если детям не успокоиться, или очень шумно в классе, я могу без предупреждения
начать тихо постукивать карандашом или ручкой по какому-либо предмету (столу, доске
и т.д.). Задача ребят как можно более точно указать количество сделанных ударов. Опрос
провожу в полной тишине, результат счёта ребята мне шепчут на ухо. Победителю при
всём классе пожимаю руку.
Эти несложные игровые приёмы помогают в классе быстро настроить внимание, отвлечь
ребят от посторонних дел и приступить к выполнению учебных задач.
Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и
занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление
трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных,
формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать
помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания.
У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина,
воля, характер, формируются коммуникативные и социальные компетенции.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная
умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего
мира.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы,
задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной
деятельности.
Эти передовые педагогические игровые технологии, применение которых на уроке,
гарантируют:
Активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших
школьников.
Комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.
Высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью.
Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.
Полноценное соединение знаний и практических навыков.
Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный
процесс.
Формирование ключевых компетенций.
Таким образом, использование игровых технологий на уроке позволило мне создать
условия для формирования ключевых компетенций младшего школьника.