Автор: Кулишова Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: План-конспект урока по литературному чтению
Тема: "Унылая пора очей очарованье!"
Раздел: начальное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Унылая пора! Очей очарованье» E. А. С. Пушкин «Осень»,
К.Бальмонт Осень», Ф. Тютчев
Составила: Кулишова С.М
МБОУ СОШ№44
учитель начальных классов
1.
Ф
ФИИО (полностью)
К
УЛИШОВА
С
ВЕТЛАНА
М
ИХАЙЛОВНА
2.
Место работы
МБОУ СОШ № 44
3.
Должность
Учитель начальных классов
4.
Предмет
Литературное чтение
5.
Класс
3 класс
6.
Тема
и
номер
урока в теме
«Унылая пора! Очей очарованье» А. С.
Пушкин «Осень», К.Бальмонт Осень», Ф.
Тютчев «Есть в осени…»
Раздел 5 урок № 28
7.
Базовый учебник
Литературное чтение. 3класс.
Автор: О.В.Кубасова
8.
Цель
урока:
Организовать
деятельность
учащихся
по
восприятию, осмыслению поэтического слова великих русских поэтов.
9. Задачи:
Обучающие: Познакомить с творчеством великих русских поэтов. Учить
детей чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения.
Совершенствовать
навыки
выразительного
чтения.
Совершенствовать
умения выделять языковые средства художественной выразительности.
Познакомить с литературным приемом – олицетворение.
Развивающие: Развивать эмоции, чувства, воображение, фантазию,
творческие способности детей; пробудить желание выразить свои чувства и
переживания в рисунке.
Воспитательные: Воспитывать в детях чувство поклонения перед
красотами родной природы, родной земли; любовь к своему Отечеству.
10. Тип урока: комбинированный(изучение нового)
11. Формы работы учащихся: практическая и исследовательская.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютерные установки для
использования ЭОР ЕК и ФЦИОР.
13. Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
то
Этап
урока
Название
используемых
ЭОР
(с
указанием
порядкового
номера
из
Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с
ЭОР,
например,
демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в
мин.)
1
Организ
ационн
ый этап
Обеспечивает
нормальную обстановку
для работы на уроке.
Психологически готовит
учащихся к общению.
Проверяет
готовность
учащихся к уроку.
Подготовка
ЭОР
к
работе.
Дети проверяют наличие
учебных инструментов и
материалов для работы
на уроке.
1 мин.
2
Провер
ка
домашн
его
задания
Проверка
знаний
и
способов
действий
и
деятельности,
выявление пробелов в
их усвоении.
Дети
демонстрируют,
как
выполнялось
домашнее
задание
(самоподготовка).
Сообщают о проблемах,
возникших
при
выполнении
отдельных
заданий.
3 мин.
3
Сообще
ЭОР №5
-Обеспечивает
-Дети
работают
с
3 мин.
ние
темы и
цели
урока.
Портрет
А.С. Пушкина
Демонстрация
портрета
помогает
познакомить
детей
с
внешним
обликом
русского поэта.
мотивацию
учения,
включения
в
совместную
деятельность
по
определению
целей
урока.
- 1.Введение в новый
раздел
«Глухая
пора
листопада. . .»
-Прочитайте
название
раздела,
рассмотрите
иллюстрацию
(с.
174-
175).
Что
можно
предположить
о
содержании
нового
раздела?
-2.
Обобщение
по
вводной беседе.
-Поэт- волшебник слова.
Увидеть
осень,
услышать ее звуки нам
помогает
искусство:
живопись,
музыка
и
поэзия. На уроке нас
ждет встреча с тремя
поэтами, каждый рисует
свою осень.
-Прочитайте
имена
поэтов. Чьи стихи уже
читали, чье имя видите
впервые?
-3.
Демонстрация
портрета А. Пушкина.
(Рассказ о поэте).
иллюстрацией учебника.
Делятся
субъективным
опытом
(показывают
личностное осмысление,
демонстрируют опорные
знания).
Дети
читают
имена
поэтов,
отвечают
на
вопросы,
определяют
тему урока.
Обеспечивает
мотивацию
учения,
включения
в
совместную
деятельность
по
определению
целей
урока.
Дети слушают рассказ
учителя о поэте.
4.
Изучен
ие
нового
материа
ла
ЭОР №2
Портрет
Ф.И.
Тютчева
Демонстрация
портрета
помогает
познакомить
детей
с
внешним
обликом
русского поэта.
ЭОР №4
Стихотворение
Ф. И. Тютчева
«Есть в осени
первоначально
й»
в
исполнении В.
Попова
Образец
актерского
чтения
стихов
совершенствуе
т
навыки
выразительного
чтения детей.
-1. Работа по учебнику.
-чтение
стих.
А.
Пушкина
«Осень»
учителем.
-словарная работа. _Все
ли
слова
знакомы?
Объясните
значение
слов: «очи», «багрец»,
«сень».
-анализ
стих.
А.
Пушкина.
-Почему
рядом
противоречивые фразы:
«унылая
пора»,
«очей
очарованье»?
-«Пышное увядание» -
как
вы
это
представляете? Какая же
осень у Пушкина? За
что он любит осень?
-работа
над
выразительностью
чтения стихотворения.
Дети слушают образец
выразительного
чтения
стихов учителем.
Дети
объясняют
значение
слов,
составляют
цепочки
слов:
очи-очарованье,
багрец-багряный,
сень-
покров деревьев.
Дети
анализируют
поэтический
текст,
делают вывод о том, что
осень – любимое время
года А. Пушкина.
Участвуют
в
диалоге
при
обсуждении
прочитанного
стихотворного
произведения.
Дети
учатся
мин.
ЭОР №1
И.И.
Левитан
"Золотая осень"
Демонстрация
картин русских
художников
воспитывает
любовь
к
родной
природе,
к
русской
культуре.
Развивает
художественны
й вкус детей.
-2. Знакомство со стих.
К. Бальмонта «Осень»
-Работа с текстом:
– первичное чтение;
–
выявление
первичного восприятия;
-Какая осень у этого
поэта?
– Сравните с описанием
осени у А. Пушкина.
– Есть что-то общее в
этих стихах?
-3.
Знакомство
со
стихотворением
Ф.
Тютчева.
-Демонстрация портрета
Ф. Тютчева.
–
Прослушивание
аудиозаписи
чтения
стих. Актером.
– Анализ стих.:
–
Что
же
это
за
«короткая,
но
дивная
пора» в начале осени?
Какой
вы
ее
представили?
– Сравните описание
осени
этого
поэта
с
другими стихотворными
произведениями.
-4. Беседа по картине И.
Левитана
«Золотая
осень». – Почему осень
декламировать
стихи
(определяя
интонацию,
темп, смысловые паузы,
логические ударения).
Сравнивают
описание
осенней
природы
в
стихах А. Пушкина, К.
Бальмонта и Ф. Тютчева.
Дети слушают образец
актерского чтения стих
Ф. Тютчева.
Дети читают про себя,
вслух,
анализируют
называют
«золотой»?
Какие
краски
использует художник? С
каким чувством писал
художник картину?
– Что из увиденного
художником, наблюдали
вы
время
осенней
экскурсии?
–
Соотнесение
словесного, зрительного
образов.
-Найдите
в
стихотворении
А.
Пушкина
строки,
которыми
можно
подписать
картину
И.
Левитана.
– 5. Рисование осеннего
пейзажа.
–Нарисуйте
картины,
соответствующие
прочитанным стихам об
осени.
текст,
выполняют
творческое задание 4 в
тетради, с. 28.
Дети
рассматривают
картину
И.
Левитана,
делают
описание
осеннего
пейзажа,
используя
личные
наблюдения,
полученные на осенней
экскурсии.
Дети
сравнивают
красоту
поэтического
слова с красотой родной
природы
на
картинах
русских художников.
Дети
изображают
в
рисунке
прочитанные
стихи.
5.
Физкул
Выполняют гимнастику
2 мин.
ьтминут
ка
под
музыкальное
сопровождение
6.
Этап
первичн
ой
проверк
и новых
знаний
и
способо
в
деятель
ности
ЭОР №3
П. Чайковский
"Времена
года."
Помогает
сравнить
поэтическое
слово
великих
русских поэтов
с
красотой
русской
классической
музыки.
Воспитывает
патриотические
чувства,
любовь
к
родной
природе
и
русской
культуре.
Организует
коллективную
работу
учеников с электронным
ресурсом,
вовлекает
класс
в
обсуждение
проблемных вопросов.
Демонстрируя картины
русских художников и
прослушивая с детьми
музыку
русских
композиторов,
учитель
ставит
проблемные
задачи перед учениками:
– Какой вы представили
осень
в
пьесе
П.
Чайковского?
-Сравните с описанием
осени в стихах русских
поэтов.
-6.
Обобщающая
беседа.
-Каждый поэт по-своему
описал осень, но что
роднит эти стихи?
Дети слушают пьесу П.
Чайковского
«Октябрь.
Осенняя
песенка.».
Принимают
участие
в
коллективной
работе
класса,
выполняет
поставленные учителем
задачи,
приходит
к
определенным выводам,
сформулированным
в
процессе
обсуждения.
Дети
сравнивают
красоту
поэтического
слова
с
красотой
классической музыки.
Учатся
выразительно
читать
стихи
(темп,
интонация, настроение).
Дети
выполняют
поставленные учителем
задачи,
приходят
к
определенным выводам,
сформулированным
в
процессе обсуждения.
6 мин.
7
Домашн
ее
задание
Обеспечивает
понимание
цели,
содержания и способов
выполнения домашнего
задания.
Мотивирует
деятельность учащихся
по
выполнению
домашнего задания.
Инструктирует
учащихся
по
выполнению домашнего
задания.
Проверяет понимание и
способы
выполнения
домашнего задания.
Воспринимают
полученную
информацию
и
записывают задание.
5 мин.
8.
Подвед
ение
итогов
ЭОР №6
Электронный
журнал
и
дневник
Повышает
уровень
прозрачности
учебного процесса,
объективность
оценивания
учебных
достижений
учащихся.
Дает
качественную
оценку работы класса и
отдельных учащихся.
Оценивает
результаты
работы.
Выслушивают оценку и
объективный
комментарий учителя за
работу на уроке.
3 мин.
9.
Рефлекс
ия
Инициирует рефлексию
учащихся
по
поводу
своего эмоционального
состояния,
своей
деятельности,
взаимодействия
с
учителем,
одноклассниками.
– Что вас тронуло на
уроке? Чем запомнился
урок?
Определяют
уровень
восприятия информации
на
уроке,
состояние
комфортности
при
коллективной,
фронтальной
и
индивидуальной работе.
2 мин.