Автор: Корикова Татьяна Валентиновна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГБОУ Иркутской области "Техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг"
Населённый пункт: Усть-Илимск, Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее профессиональное
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Корикова Т. В.
ГБПОУ ИО «Усть-Илимский техникум
лесопромышленных технологий и сферы услуг»
Приоритетной
целью
современного
российского
образования
становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от
преподавателя к обучающемуся, а полноценное формирование и развитие
способностей студента самостоятельно очерчивать учебную проблему,
формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать
полученный результат - научить учиться.
Глубина, ясность, нестандартность образного мышления, свобода
речевого самовыражения, богатство творческого воображения, прочность
и оперативность всех видов памяти, любознательность, стремление
постоянно оперировать знаниями из разных областей, способность к
удивлению, восхищению - все эти качества я пытаюсь пробудить,
реализовать, совершенствовать у обучающихся.
Цель обучения - это не только накопление студентом определенной
суммы
знаний,
умений
и
навыков,
но
и
подготовка
его
как
самостоятельного субъекта. В связи с этим меняется деятельность педагога
на уроке. Теперь преподаватель пользуется сценарным планом урока,
предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов
обучения.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать
учебный процесс, что обучающемуся урок и в радость, и приносит пользу,
не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком
уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза
говорящего».
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
Развивающее обучение.
Проблемное обучение.
Развитие критического мышления.
Дифференцированный подход к обучению.
Создание ситуации успеха на уроке.
Отсюда вытекают основные принципы инновационного обучения:
Креативность (ориентация на творчество).
Усвоение знаний в системе.
Нетрадиционные формы уроков.
Использование наглядности.
Формирование познавательного интереса к русскому языку и
литературе на моих уроках идёт через нетрадиционные приёмы: синквейн,
кластер, эссе.
Вот примеры некоторых из них, используемых мной на уроках:
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой
способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность
действий проста и логична:
посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или
предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты,
образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);
по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с
ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже
появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши
размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
не бояться записывать все, что приходит на ум;
дать волю воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей;
не следовать по заранее определенному плану
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В
дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей»,
следует конкретизировать направления развития темы.
Кластер по образу Раскольникова (роман «Преступление и наказание»):
Старуха Каморка героя
Поведение в участке
процентщица
(мысль об убийстве) (А я ещё поборюсь!)
теория
Раскольников
портрет
сильной
личности
отношение к
отношение к Соне
Мармеладову поведение на каторге (и т.д.)
Синквейн:
Происходит
от
французского
слова
«пять»
и
обозначает
стихотворение, состоящее из пяти строк. Например:
Русский язык
Богатый, необъятный.
Учит, увлекает, помогает.
Очень интересный.
Век живи - век учись ему.
Эссе:
Одним из видов творческих работ на уроках являются литературно-
творческие письменные работы. Ребята пишут эссе, сочинения на
свободную тему, литературные этюды, письма к героям и писателям
(например, работа эпистолярного жанра «Письмо к Пушкину»). Такие
работы учат ребят размышлять, логично и последовательно излагать свои
мысли, использовать средства выразительности, доносить основную мысль
своей творческой работы. Главное правило свободного письма - не
останавливаться, не перечитывать, не исправлять.
Чтобы получить положительный результат по выполнению заданий,
предложите
обучающимся
выбрать
рисунки
геометрических
фигур.
Обратите внимание, если выбран квадрат, то студент удобнее всего
чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает четкие указания,
что делать. Он консервативен и любит, чтобы все было упорядоченно и
регулярно. Ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже
если это монотонная, тяжелая работа в одиночку.
Если
выбирает
прямоугольник,
то
также
любит
систему
и
равномерность. Но он скорее устанавливает ее с помощью организации,
собраний, комитетов. Все должно делаться правильно, с учетом всех
правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает организовывать,
делая все, чтобы оно выполнялось систематично.
Если выбирает треугольник - значит он ориентирован на цель. Он
получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его
побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он обращает внимание на
большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают
задание, он устанавливает цель и разрабатывает план ее достижения.
А если выбран круг, то обучающийся дружелюбен и общителен;
никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и
сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и
он делает все для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают
задание, он с кем-то его обсуждает.
И последнее - волна.
Нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-
то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней
ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.
В век космических ракет, компьютеров, Интернета, мобильных
телефонов нашим подросткам по-прежнему нужны алые паруса, вера в
доброе и вечное, поэтому их творчество - это фантазия и созидание,
открытие мира и способ общения с ним, это духовное самопознание и
самосовершенствование детей.