Напоминание

"Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"


Автор: Корикова Татьяна Валентиновна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГБОУ Иркутской области "Техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг"
Населённый пункт: Усть-Илимск, Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Корикова Т. В.

ГБПОУ ИО «Усть-Илимский техникум

лесопромышленных технологий и сферы услуг»

Приоритетной

целью

современного

российского

образования

становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от

преподавателя к обучающемуся, а полноценное формирование и развитие

способностей студента самостоятельно очерчивать учебную проблему,

формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать

полученный результат - научить учиться.

Глубина, ясность, нестандартность образного мышления, свобода

речевого самовыражения, богатство творческого воображения, прочность

и оперативность всех видов памяти, любознательность, стремление

постоянно оперировать знаниями из разных областей, способность к

удивлению, восхищению - все эти качества я пытаюсь пробудить,

реализовать, совершенствовать у обучающихся.

Цель обучения - это не только накопление студентом определенной

суммы

знаний,

умений

и

навыков,

но

и

подготовка

его

как

самостоятельного субъекта. В связи с этим меняется деятельность педагога

на уроке. Теперь преподаватель пользуется сценарным планом урока,

предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов

обучения.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать

учебный процесс, что обучающемуся урок и в радость, и приносит пользу,

не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком

уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза

говорящего».

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

Развивающее обучение.

Проблемное обучение.

Развитие критического мышления.

Дифференцированный подход к обучению.

Создание ситуации успеха на уроке.

Отсюда вытекают основные принципы инновационного обучения:

Креативность (ориентация на творчество).

Усвоение знаний в системе.

Нетрадиционные формы уроков.

Использование наглядности.

Формирование познавательного интереса к русскому языку и

литературе на моих уроках идёт через нетрадиционные приёмы: синквейн,

кластер, эссе.

Вот примеры некоторых из них, используемых мной на уроках:

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой

способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность

действий проста и логична:

посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или

предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты,

образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с

ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже

появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши

размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

не бояться записывать все, что приходит на ум;

дать волю воображению и интуиции;

продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

постараться построить как можно больше связей;

не следовать по заранее определенному плану

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В

дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей»,

следует конкретизировать направления развития темы.

Кластер по образу Раскольникова (роман «Преступление и наказание»):

Старуха Каморка героя

Поведение в участке

процентщица

(мысль об убийстве) (А я ещё поборюсь!)

теория

Раскольников

портрет

сильной

личности

отношение к

отношение к Соне

Мармеладову поведение на каторге (и т.д.)

Синквейн:

Происходит

от

французского

слова

«пять»

и

обозначает

стихотворение, состоящее из пяти строк. Например:

Русский язык

Богатый, необъятный.

Учит, увлекает, помогает.

Очень интересный.

Век живи - век учись ему.

Эссе:

Одним из видов творческих работ на уроках являются литературно-

творческие письменные работы. Ребята пишут эссе, сочинения на

свободную тему, литературные этюды, письма к героям и писателям

(например, работа эпистолярного жанра «Письмо к Пушкину»). Такие

работы учат ребят размышлять, логично и последовательно излагать свои

мысли, использовать средства выразительности, доносить основную мысль

своей творческой работы. Главное правило свободного письма - не

останавливаться, не перечитывать, не исправлять.

Чтобы получить положительный результат по выполнению заданий,

предложите

обучающимся

выбрать

рисунки

геометрических

фигур.

Обратите внимание, если выбран квадрат, то студент удобнее всего

чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает четкие указания,

что делать. Он консервативен и любит, чтобы все было упорядоченно и

регулярно. Ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже

если это монотонная, тяжелая работа в одиночку.

Если

выбирает

прямоугольник,

то

также

любит

систему

и

равномерность. Но он скорее устанавливает ее с помощью организации,

собраний, комитетов. Все должно делаться правильно, с учетом всех

правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает организовывать,

делая все, чтобы оно выполнялось систематично.

Если выбирает треугольник - значит он ориентирован на цель. Он

получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его

побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он обращает внимание на

большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают

задание, он устанавливает цель и разрабатывает план ее достижения.

А если выбран круг, то обучающийся дружелюбен и общителен;

никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и

сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и

он делает все для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают

задание, он с кем-то его обсуждает.

И последнее - волна.

Нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-

то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней

ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

В век космических ракет, компьютеров, Интернета, мобильных

телефонов нашим подросткам по-прежнему нужны алые паруса, вера в

доброе и вечное, поэтому их творчество - это фантазия и созидание,

открытие мира и способ общения с ним, это духовное самопознание и

самосовершенствование детей.



В раздел образования