Напоминание

Конспект урока литературы "Уроки"Слова о полку Игореве"


Автор: Юшева Инна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НОУ школа "Истоки"
Населённый пункт: город Кириши, Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока литературы "Уроки"Слова о полку Игореве"
Раздел: среднее образование





Назад




Класс, дата, предмет: 9 класс, литература, 7.092017 г.

Тема урока: «Уроки «Слова о полку Игореве»

Тип урока: урок итогового обобщения

Вид урока: урок-проект

Цели урока:

1.

Вооружить учащихся знанием духовно-нравственного своеобразия древнерусской литературы через

знакомство с памятником литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве».

2.

Помочь осознать актуальность произведения.

3.

Формировать образы историко-литературной эпохи XII века, дающие возможность самостоятельной оценки

фактов и событий.

4.

Формировать умение вести самостоятельную поисковую работу по теме.

5.

Развивать способность давать реально-исторические и литературоведческие комментарии к произведению,

владеть анализом текста художественного произведения.

6.

Воспитывать интерес и любовь к родной истории и культуре.

Оборудование: карта “Русь в XII – нач. XIII вв.”; картины Н.К. Рериха “Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова “После

побоища Игоря Святославича с половцами”, рисунок М.А. Рыбниковой “Плач Ярославны” и др.; гравюра В.А.

Фаворского “Золотое слово Святослава», карточки-информаторы с содержанием которых ученики знакомятся заранее.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Б е с е д а

п о

с т а т ь е

«Древне

русская

литература»

- Когда и как начиналась русская литература?

- Каковы ее первые произведения?

- Известны ли имена их авторов?

Учащиеся отвечают на вопросы:

Возникновение русской литературы относится

к концу Х века, когда с принятием на Руси

христианства как государственной религии

появились церковно-служебные и историко-

повествовательные произведения на церковно-

славянском языке.

«Повесть временных лет», жития князей

Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати»,

«Хождение» игумена Даниила, «Поучения»

Владимира Мономаха и др.

Летописец Нестор, игумен Киево-Печерского

монастыря Феодосий, киевский митрополит

Иларион, игумен Даниил, князь Владимир

Мономах, монах Кирилл Туровский,

путешественник Афанасий Никитин и др.

З а п о л н е н

и е

к р о с с в о р д

а

- Дайте определение слову «жанр».

- Какие жанры древнерусской литературы вы

помните?

проникновенная

беседа

о

духовных

ценностях.

как

правило,

пове ствует

о

ва ж н ы х

исторических событиях.

я вл я е т с я

о б р а з ц ом

т о р ж е с т в е н н о г о

красноречия.

дается информация о далеких путешествиях.

Жанр – исторически формирующийся вид

литературных произведений, обладающих

особенностями, признаками,

закономерностями, отличающими их от

других произведений.

Учащиеся заполняют кроссворд на карточках.

Поучение

Повесть

Слово

Хождение

В и к т о р и н

а «Узнай

по

отрывку

произведени

е и определи

его жанр».

описание духовных подвигов и добрых дел

святых.

повествование

о

событиях

исторической

важности, расположенных «по летам», то есть в

хронологической последовательности.

- Проверьте работу, обменяйтесь карточками

и сверьте с кроссвордом на доске.

Кто не допустил ошибок?

В о п р о с ы

в и к т о р и н ы :

1) «И сказал им:

– Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или

отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать

болтушку,

из

чего

кисель

варят,

выкопать

Житие

Летопись

Учащиеся меняются карточками, сверяют с

кроссвордом, который размещен на доске.

«Сказание о белгородском киселе».

колодец, а болтушку налить в кадку и опустить

ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и

вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли

лукошко

меду

в

княжеской

кладовой.

И

приказал он разбавить мед и влить в кадку во

второй колодец».

2)

«Некий

человек

шел

из

Иерусалима

в

Иерихон

и

попался

разбойникам,

которые

ограбили его, сняли с него одежду, изранили его

и ушли, оставив его едва живым. По случаю

один священник шел той же дорогой, увидел его

и

прошел

мимо.

Также

шел

помощник

священника,

подошел,

посмотрел

и

прошел

мимо.

А

потом

проезжал

этой

дорогой

самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел,

перевязал ему раны, возлил масло в вино. И

посадил на своего осла, привез его в гостиницу

«Притча о добром самарянине».

и позаботился о нем».

3) «И нашел быка большого и сильного. И

велел он разъярить его. Прижгли быка каленым

железом и пустили, и побежал бык мимо него, и

схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с

мясом,

сколько

рука

захватила.

И

сказал

ему

Владимир: «Можешь с ним бороться».

4)

«А

отец

приказал

слугам:

«Принесите

лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень

на

руку

его

и

обувь

на

ноги.

И

заколите

откормленного

теленка,

станем

пировать

и

веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил,

пропадал и нашелся».

5)

«Сергий

жил

во

времена

татарщины.

Лично

его

она

не

тронула:

укрыли

леса

Радонежские.

Но

он

к

татарщине

не

пребыл

«Сказание о Кожемяке».

«Притча о блудном сыне».

(Жанр жития. «Преподобный Сергий

Беседа с

целью

Проверки

знаний о

произведе

нии

равнодушен. Отшельник, он спокойно, как все

делал в жизни, поднял крест свой за Россию и

благословил

Дмитрия

Донского

на

ту

битву,

Куликовскую, которая для нас навсегда примет

символический, таинственный оттенок.

В

поединке

Руси

с

Ханом

имя

Сергия

навсегда связано с делом созидания России».

Молодцы,

вы

были

активны

и

показали

хорошее

знание

материала

о

древнерусской

литературе.

Какие

события

связаны

с

п оя вл е н и е м

древнерусской литературы?

Радонежский».)

Учащиеся отвечают на вопрос:

Появление письменности, крещение Руси,

большую роль в этот период стали играть

монастыри: монахи переписывают книги,

переводят с греч. Псалтырь, Библию,

появились оригинальные произведения

Древнерусской литературы.

Помнить уроки прошлого, интересно знать

- Зачем мы изучаем древнерусскую литературу?

Что дает нам чтение памятников древнерусской

литературы?

-Почему не убывает интерес к произведениям

того времени?

- С каким памятником древнерусской

литературы мы начали работу на предыдущих

уроках литературы ?

- Кто заполнил полное название произведения?

- Вспомним, что мы с вами уже знаем о

«Слове…» из работы на уроках литературы и из

домашнего задания.

историю своей страны, народа.

-Учащиеся отвечают на вопросы:

-«Слово о полку Игореве»

-«Слово о походе Игоревом, Игоря, сына

Святославова, внука Олегова»

- Рукопись была найдена в конце XVIII в

Ярославле, в Спасо -Преображенском

монастыре. Список «Слова» содержался в

рукописном источнике XV века.

Проверка

выполнения

домаш

него

задания

- Где и когда была найдена рукопись?

- Кто её нашел?

- Какова историческая основа «Слова»?

- Каков сюжет произведения?

- Нашел рукопись граф Мусин – Пушкин,

знаток древнерусской письменности.

Рукопись сгорела в 1812 году во время пожара

Москвы.

- В произведении нашли свое отражение

событии феодальной раздробленности Руси

XII. Отсутствие политического единства,

вражда князей – все это ослабило Русь и дало

половцам возможности совершать постоянные

набеги.

В основе сюжета «Слова» лежат события

неудачного похода новгород-северского князя

Игоря Святославовича, его брата Всеволода,

сына Владимира, племянника Святослава

против половцев в 1185 год.

- Дома вам нужно было разобраться в

композиции произведения и составить план.

- Получилось ли выполнить задание?

- Какие трудности испытали?

- Как развивается поэтический рассказ об

Игоревом походе?

- Придерживается ли автор “Слова…” строгой

последовательности в развертывании событий?

-

Хронологически

ли

расположены

события?

Почему автор не придает значения хронологии?

Что

для

него

важнее:

хронологиче ская,

документальная точность или чувства, эмоции?

- Повествование прерывисто, фрагментарно,

читатель не подводится к событию

постепенно, а как бы сталкивается с ним.

Учащиеся зачитывают планы, которые они

составили дома, обсуждают их.

Актуали

зация

знаний.

Сообщение

темы и цели

урока.

- Как их изображает? Почему?

- Древняя поэма построена так, что напоминает

нам монтаж эпизодов в кино. Эти эпизоды и

подсказывают композицию “Слова». Автор

“Слова” - по мнению Д.С. Лихачева,

исследователя поэмы, - рассчитывал на точное

знание современниками обстоятельств похода

Игоря. Мы же о них узнали из исторической

справки летописного толкования.

- Что такое композиция? Какова она, по-вашему,

в “Слове…”

- Итак, поэма состоит из вступления, трех

основных частей и концовки. Изображение

событий неоднократно прерывается авторскими

размышлениями о современности и прошлом

Физкульт

минутка

Работа

над

проектом.

Русской земли.

Древнерусская литература – очень серьезна, вы

не найдете в ней иронии, юмора.

Она всегда занимается только важными

проблемами, проблемами нравственности,

объединения князей.

-Что означает слово «урок»?

- В каком значении слово урок мы используем на

нашем уроке?

-Какие уроки дают художественные

произведения?

-О чем мы будем рассуждать?

-Ребята, догадались ли вы, о чем мы собираемся

говорить сегодня на уроке?

- Верно, сегодня, завершая работу над

произведением, мы поговорим о том, какие

Учащийся, который получал индивидуальное

домашнее задание, отвечает. Справка из

толкового словаря Владимира Даля:

Урок - срочная задача ученику или рабочим.

Урок-назиданье.

-

Ответы учащихся:

-слово урок в значении назидания, передачи

опыта.

уроки доброты, нравственности.

Каждая группа работает над раскрытием

образа. Обсуждают, готовятся, выступают.

уроки может дать памятник древнерусской

литературы «Слово о полку Игореве».

Ребята, чтобы узнать какие же уроки дает

«Слово о полку Игореве» мы должны

рассмотреть это произведение со всех сторон,

поэтому мы разделимся на несколько групп?

На обсуждение выступления- 3мин.

3.Выступление групп.

-Итак, мы убедились, что великий памятник

древнерусской литературы «Слово о полку

Игореве»- уникальное и многогранное

произведение.

Какие нравственные уроки дает каждый образ в

«Слове...»?

Давайте подумаем, поразмышляем.

1 Образ Ярославны, образ природы и русской

земли

2 Образ Игоря и Всеволода

Образ русской земли.

3 Образ автора, образ Святослава

- Чему мы учимся у образа Ярославны?

Образ Ярославны в "Слове" трагичен и

печален, с одной стороны, но полон нежного

лиризма и поэзии — с другой. Лучшие

качества женщины и жены воплотил автор в

этом образе. Ярославна предстает перед нами

верной, нежной, преданной супругой и

бесконечно любящей женой. В тоске о муже

она, не стыдясь своих слез, плачет на стене

Путивля. Этот плач традиционен и

церемониален, но сколько в нем искренней

тоски, торя, задушевного отчаяния! В

тяжелую для мужа минуту она всем сердцем

стремится оказаться рядом с ним, облегчить

его страдания, помочь: "Омочу шелковый

рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые

его раны на горячем его теле".

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю,

Ярославна обращается к силам природы,

заклиная и умоляя их не губить любимого

мужа и доблестного воина Игоря

Святославовича. В этом языческом обращении

к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда

на справедливость и доверие. Кто же может

защитить теперь Игоря и его дружину от злых

половцев, если не эти всемогущие божества?

"Возлелей, господин, моего ладу ко мне,

чтобы не слала я спозаранку к нему слез на

море", — просит она у Днепра Славутича. Но,

несмотря на уважительность обращения,

слышен и упрек силам природы за

свершившееся: "Зачем мечешь хиновские

стрелы на своих легких крыльях на воинов

моего лады? " — спрашивает Ярославна у

ветра. "Светлое и тресветлое солнце! Для всех

ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко,

простерло горячие свои лучи на воинов лады?

В поле безводном жаждой им луки

расслабило, горем им колчаны заткнуло", —

обращается Ярославна к солнцу.

Образ Ярославны в "Слове о полку Игореве"

целен и самодостаточен. В ее плаче слышна

"печаль обильная" и тоска, которая "разлилась

по Русской земле" после поражения славных

воинов в походе против половцев. С помощью

этого образа автор хочет показать скорбь и

горе всей Русской земли и самоотверженность

русских женщин, готовых в любую минуту

спешить на помощь своему мужу и защитнику

и безгранично верящих в правоту его дела.

- Горе всех женщин земли русской, мужья и

сыновья которых ушли на войну выполнять

тяжкий, но почетный долг – защищать родину

от супостата.

-Плач Ярославны – это плач, горе только самой

Ярославны?

Образ

Ярославны

проявится

и

дополнится

чертами и достоинствами, обретет новую жизнь

в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и

Толстого, но начало было положено в “Слове”, и

это

очень

важно

и

ценно.

Ярославна

равноценный образ наряду с другими героями

«Слова

о

полку

Игореве».

Это

много

позже

появится «Домострой» , который очертит круг

женщины семейными проблемами, сделает ее в

средневековье бессловесной «рабыней мужа» .

И заново придется «завоевывать» женщинам то

особое

положение

подруги,

хранительницы

очага,

которое

она

по

праву

занимала

в

Далеко в Путивле, на забрале, Лишь заря

займется поутру, Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру.

д

р

е

в

н

о

с

т

и

.

Образ

Ярославны

проявится

и

дополнится

чертами и достоинствами, обретет новую жизнь

в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и

Толстого, но начало было положено в «Слове , и

это очень важно и ценно.

- Рассмотрите иллюстрацию, выберите и

выразительно прочтите отрывок, который мог

бы стать подписью к ней.

Проблемный вопрос:

-Кто такой истинный патриот и ложный

патриот?

Что такое патриотизм? Обратимся к

высказываниям известных людей. Преданность

и любовь к своему отечеству, к своему народу.

— С.И. Ожегов

Беседа о

ложном и

истинном

патриотизме.

Любовь к отчизне. — В.И. Даль.

Патриотизм — означает поддержку своей

страны. Это не означает, что патриотично

поддерживать президента или иных

должностных лиц. Только в той степени, в какой

они служат интересам страны. — Теодор

Рузвельт Патриотизм определяется мерой

стыда, который человек испытывает за

преступления, совершенные от имени его

народа. — Адам Михник Патриотизм есть,

главным образом, уверенность в том, что

данная страна является лучшей в мире, потому

что вы в ней родились. Вы никогда не будете

жить в спокойном мире, пока не выбьете

патриотизм из человеческого рода. — Бернард

Шоу.

- Чем же отличается ложный патриотизм от

истинного?

Учащиеся читают и обдумывают

высказывания, формулируют ответы.

Судя по представленным высказываниям,

патриотизм – это чувство гордости за свою

страну, побуждающее людей на героические

поступки ради неё, да и просто радость за её

успехи (за наши успехи). Проще говоря, это

любовь к своей стране.

Случается, что человек лишь делает вид, что

-Человек, выбрасывающий мусор в лесу?

Можно ли сказать, что он патриот?

-Разве так сложно соблюдать элементарные

правила порядка?

он – патриот. Для достижения каких-то

личных целей или для того, чтобы про него не

говорили, что он плохой и не любит свою

страну.

Бывает и такое, что человек вроде бы и любит

свою страну, но на самом деле он лишь

проживает на её территории и пользуется её

ресурсами. Нет. Он думает только о своём

личном пространстве, о том, чтобы ему

жилось хорошо. Например, о каком

патриотизме может идти речь, если молодёжь

не знает даже основных дат из истории

страны, ее выдающихся личностей, не говоря

уже о том, как страна развивалась,

создавались её традиции.

Они посещают международные матчи, где

играет команда от их страны, машут флагами,

кричат “страна, вперёд!”, нередко устраивают

-Или, например, футбольные фанаты. Можно ли

это назвать патриотизмом?

-Что делают эти люди для своей страны, в чем

проявляется их любовь к Отечеству?

беспорядки, если вдруг любимая команда

проиграла.

Истинный патриот знает историю своей

страны, любит ее не на словах, а на деле.

Мама любит нас и поэтому делает для нас

только хорошое. Если человек любит свою

страну, то он тоже стремиться делать для нее

хорошие дела.

Большое

место

в

«Слове»

от вод и т с я

изображению

поступков

Игоря.

Автор

симпатизирует своему герою и видит в нем

лучших

представителей

современного

ему

поколения князей.

Игоря

отличает

необычайное

мужество

и

храбрость.

Он

доблестный

воин,

который

решил

постоять

за

Русскую

землю, . Ради

блага своей земли он готов на любые жертвы

Образ Игоря.

-Каким вы представили себе князя Игоря?

Проблемный вопрос: зачем повел князь Игорь

свое войско в земли половецкие - на позор и

погибель?

-Найдите в тексте обращение князя Игоря к

дружине?

и испытания.

С

мужественной

и

благородной

речью

обращается Игорь к своей дружине: «Братие и

дружино!

Луце

ж

бы

потяту

быти,

неже

полонену быти. А всядем, братие, на своим

бръзыя

комони,

да

позрим

синего

Дону...

Хощу бо, — рече, — копие приломити конець

поля Половецкаго; с вами, русици, хощу главу

свою приложити, а любо испити шеломомь

Дону».

Свою вдохновенную речь Игорь произносит в

момент

солнечного

затмения. Грозное

предзнаменование

природы

не

в

силах

поколебать страстного желания и решимости

князя «искусити Дону великаго», постоять за

землю Русскую.

«Слово»

не

показывает

Игоря

в

битве

на

«Страсть князю ум охватила, и желание отведать

Дон Великий заслонило ему предзнаменование»

(перевод Д.Лихачева)

Каяле,

но

говорит

о

его

мужестве

и

благородстве,

когда

он

заворачивает

полки,

жалея брата Всеволода.

Полон раскаяния князья. Поняв, что своим

безрассудным поступком навлек беду на

родную землю.

А

втор «Слова о полку Игореве» обращается к

походу Игоря для того, чтобы страстно,

доказательно защитить мысль о

необходимости единства Руси. Автор пишет

об Игоре как о чем-то светлом, сравнивает его

с солнцем, а врага с тучей, которая хочет

закрыть светило. Я присоединяюсь к мнению

автора о том, что князь Игорь – это

положительный герой, потому что исходным

его желанием была защита родной земли. Его

мужество в походе, верность брату в бою,

томление в плену и радость возвращения на

Образ князя Святослава.

Образ Святослава идеализирован. Согласно

историческим данным, Святослав Всеволодович

не играл существенной роли в политической

жизни Руси того времени. Являясь ставленником

более могущественного и деятельного князя

Рюрика Ростиславича, он владел только Киевом,

и власть его подчас носила чисто номинальный

родину – все это качества человека,

достойного уважения.

В Святославе "великом, грозном киевском"

автор "Слова" не отражает черты реальной

исторической личности, а воплощает свой

идеал мудрого, могущественного правителя

Беседа о

связи

древнерусско

й литературы

с

современнос

характер.

Проблемный вопрос:

-Каким и почему автор «Слова» изображает

князя Святослава?

Образ Святослава раскрывается в его "мутном"

сне и "золотом слове". Здесь -мудрый правитель,

скорбящий о своих безрассудных вассалах,

горько сокрушающийся по поводу того, что

князья-вассалы не помогают ему, своему

сюзерену. "Золотое слово" Святослава

наполнено гражданской скорбью по поводу

розни между князьями, отсутствия между ними

единства, а главное, по поводу забвения ими

своих обязанностей по отношению к "отню

злату столу", Русской земле. Это и дает

возможность автору легко переключить "золотое

слово" в призыв, обращенный к наиболее

могущественным князьям Руси выступить "за

Русской земли, хранителя ее чести и славы.

Ответы учащихся:

Причины внутренних и внешних конфликтов:

также стремление к власти, манипулирование

людьми, провокации.

тью.

О

современных

политически

х конфликтах

внутри

государства,

также между

государствам

и.

землю Рускую, за раны Игоревы, буего

Святъславлича

-Что сближает века? Существует ли сегодня

такая проблема? Проблема разрозненности

государств? Вражды и войны внутри

государства?

-Такие причины войн существовали в Древней

Руси?

-Кто страдает в результате войны 10 веков назад

и в наши дни?

Да, об этом повествует и автор «Слова...

Почему же такое древнее произведение волнует

современных людей сегодня во всем мире?

Кто призывает к миру, к единению в «Слове..»?

Народ: мирные жители и простые воины,

солдаты

-В произведении идет речь о вечных

ценностях, таких как патриотизм, любовь.

-Автор «Слова..», Святослав.

- Нужно третье лицо, заинтересованное в

мирном решении проблемы, конфликта.

Обе стороны должны сесть за стол мирных

переговоров.

В чем главное значение поэмы?

- В ее идее: единение славян перед нашествием

врага.

2)Эта

мысль

проходит

через

века

и,

самое

главное, - она была высказана вовремя.

И

долго

будут

помнить

русичи

с л о в а

неизвестного автора:

От усобиц княжьих – гибель Руси!

Братья спорят – то мое и это!

Злой раздор из малых слов заводят.

На

себя

куют

крамолу

сами,

а

на

Русь

с

победами приходят отовсюду враги лихие.

-Актуально ли это произведение сегодня?

-А как можно регулировать конфликтные

отношения в нашей современной жизни?

Итог урока.

Рефлексия.

Русская литература возникла как чуткий отзвук

на все, что могло волновать человека, и стала

художественной памятью того, что кровью

сердца вливается из прошлого в настоящее, что

предостерегает судьбу отчизны от несчастий,

что обеспечивало единство великой русской

земли, ее самобытность и национальную

независимость. В набросках статьи о русской

литературе А.С. Пушкин писал: “Приступая к

изучению нашей словесности, мы хотели бы

обратиться назад и взглянуть с любопытством и

благоговением на ее старинные памятники”.

Предлагая обратиться к ним, думаю, что

великий поэт не исключал и “Слово о полку

Игореве”, которое он знал наизусть и

необычайно высоко ценил.

Закончить разговор о замечательном памятнике

древнерусской литературы мне бы хотелось

Высказывания учащихся о произведении,

Домашнее

задание.

словами академика д.С. Лихачева:

Слово…” -

произведение огромной идейной силы, это –

произведение,

призывающее к единству, обличающее усобицы

князей»

Какие мысли и чувства возникли у вас во время

работы над произведением?

Оценки.

сочинение на одну из тем:

-Каким я представляю себе автора «Слова».

-Как

изменилась

литература

с

появлением

«Слова».

-«Слово» - величайший памятник прошлого.

-Жизнь «Слова» в других видах искусства.

своем понимании его значения, своей работе

на уроке.

Учащиеся выбирают тему сочинения.

Литература.

1.

Аббасов А., Дунаев Б. «На краю дикого поля». Воронеж,1985.

2.

Белякова Н.В., Левинская Н.З., Гафт Г.Е. «Слово о полку Игореве», М., 1978.

3.

Кобзев И. «Музей великой книги». Альманах. М., «Книга», 1981.

4.

Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве», М., 1978.

5.

Лихачев Д.С. «Свет и тьма в «Слове о полку Игореве», М., 1985.

6.

Рогачевская Е. «Жанровая система древнерусской литературы». М.,1993.

7.

«Слово о полку Игореве», М., 1986.



В раздел образования