Напоминание

"Обобщение по теме "Имя прилагательное"


Автор: Макарова Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 им.Л.Д.Телицына
Населённый пункт: х.Восточный Сосык Староминского района Краснодарского края
Наименование материала: Конспект урока русского языка
Тема: "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка

Класс – 4

Учитель – Макарова С.А.

Тема урока: «Обобщение по теме «Имя прилагательное»»

Цель урока: обобщить изученный материал по теме «Имя прилагательное»

Формируемые УУД:

Предметные :

систематизировать знания о прилагательном, как части речи;

формировать умение определять грамматические признаки прилагательного,

способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Метапредметные :

Познавательные:

умение сравнивать,

устанавливать аналогии; обобщать,

учить

выделять существенные признаки прилагательного

Регулятивные:

способность

принимать

и

сохранять

учебную

цель

и

задачу,

планировать,

контролировать

и

оценивать

свои

действия,

оценка

(адекватно

воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)

Коммуникативные :учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные :

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при

проверке, в роли консультантов и организаторов;

развитие самостоятельности;

развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, словари Ожегова, система голосования

МimioStudio

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

I. Организация класса

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка,

дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей.Работать будем

по группам. В каждой группе есть консультант, к которому вы можете обратиться за

помощью. А консультанты в конце урока назовут самого активного ученика в группе.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- С каким настроением вы пришли сегодня в школу?

- Слова какой части речи вы употребили, когда отвечали на мой вопрос?

- А почему оно так называется?

(Имя прилагательное вечный спутник имени существительного. Человеческий мозг

стремится не только назвать предмет, но и оценить его: какой он?)

-Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Ещё называют его . . . (прилагательное)

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Попробуйте по данной схеме определить цели нашего урока:

III. Актуализация знаний

- Прочитайте текст.

За Полярным кругом можно наблюдать ч..десное зрелище. На ноч..ном небе вдру…

загорают..ся и в..ются разноцветные полосы. Они похож… на занавеси з..лёного,

красного и фиолетового цвета. Занавеси колышут..ся , осв..щают полярную ноч… Это

настоящая ска..ка! Уд..вительное явление может длит..ся несколько дней. Оно

называется северным сиянием.

- Кто видел это явление?

( показ слайдов «Северное сияние»)

(Если объяснять полярное сияние, особо не углубляясь в теорию, то вполне можно

сказать, что выброшенные Солнцем заряженные частички заставляют воздух в верхних

слоях нашей планеты переливаться завораживающими огнями. Данное явление

происходит на крайнем Севере, за полярным кругом, а также на Кольском полуострове в

Мурманске. Происходит только в ясную морозную ночь, когда за 3 дня до этого стояли

сильные морозы)

- Объясните орфограммы в словах.

имя прилагательное

вопросы

обозначает

изменяется

роль в предложении

- Спишите, вставив пропущенные буквы.

- Если какое-то слово вызвало затруднение, найдите его объяснение в толковом словаре.

ФИЗМИНУТКА

IV. Обобщение и систематизация знаний

1. Подготовка учащихся к обобщению деятельности

(Класс разделён на группы, в каждой группе есть консультант)

Задания по группам:

1 группа: найдите в тексте имена прилагательные , обозначьте их (прил.)

2 группа: найдите словосочетания имя прилагательное + имя существительное,

обозначьте стрелкой, отметьте главное слово значком Х

3 группа: обозначьте число имён прилагательных, выделите окончания

4 группа: определите род имён прилагательных , выделите окончания

5 группа: определите падеж имён прилагательных

2. Воспроизведение знаний

Для 1 группы: докажите, что вы обозначили прилагательные. Сделайте вывод.

Для 2 группы: назовите словосочетания. Какой вопрос вы поставили к прилагательным?

Для 3 группы: прочитайте прилагательные и сделайте вывод: какие окончания имеют

имена прилагательные в единственном и во множественном числе.

Для 4 группы: прочитайте прилагательные. Сделайте вывод: какие родовые окончания

имеют прилагательные. У всех ли прилагательных вы определили род? Почему?

Для 5 группы: как вы определяли падеж имён прилагательных? Сделайте вывод : Какими

путями можно это сделать?

- Обращались ли вы в работе к толковому словарю С.Ожегова?

- Какие слова оказались непонятными?

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

1.Выпишите из текста предложение, в котором говорится, где можно наблюдать чудесное

зрелище. Дайте характеристику предложению.

- Разберите имя прилагательное как часть речи:

1группа: (за) Полярным

2 группа: Полярную (ночь)

3 группа: (на) ночном

4 группа: разноцветные (полосы)

5 группа: северным (сиянием)

(при разборе найдите предложение, из которого взято это словосочетание)

- Проверка:

а) Полярным –прил., н.ф -Полярный, м.р., в ед.ч., в Т.п., определение

Полярную (ночь) – прил., н.ф.- полярный, ж.р., в ед.ч., в В.п., определение

(На) ночном – прил., н.ф.- ночной, ср.р., в ед. ч., в П.п., определение

Разноцветные (полосы) – прил., н.ф.- разноцветный, во мн.ч., в И.п., определение

Северным (сиянием) – прил., н.ф.- северный, ср.р., в ед.ч.. в Т.п., определение

2. Игра «Соберите паровозик»

(работа ведётся по группам)

3. Тест «Имя прилагательное» (за каждый правильный ответ - 1 балл)

(Тест выполняется в системе голосования МimioStudio)

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает …

А. признак предмета.

Б. действие предмета.

В. сам предмет.

2. Назовите прилагательное в Творительном падеже:

А. спелой (свёклы)

Б. спелую (свёклу)

В. спелой (свёклой)

3. Определите падеж имени прилагательного в словосочетании : на белоснежном

покрывале:

А. дательный

Б. предложный

В. винительный

4. Какого рода имя прилагательное в предложении: Я люблю моё родное село.

А. мужского

имя

прилагательное

часть слова

часть речи

кто? что?

какой?какая?

какое?какие?

предмет

действие

предмета

признак

предмета

изменяется по

родам,числам,падежам

изменяется по лицам и

числам

второстепенный

член: определение

второстепенный

член:обстоятельство

о

главный член

бывает,мужского,женского,

среднего рода

Б. женского

В. среднего

5.Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.

А. медленный, стеклянное, синий

Б. верность, желтый, белый.

В. медлительность, верный, белизна

6.Как изменяются имена прилагательные ?

А. по лицам , временам, родам

Б. по родам ,числам, падежам

В. по падежам , родам, лицам

7.В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?

А. домашн... животное

Б. домашн… работа

В. домашн... режим

8. Отметь верный вариант грамматических признаков имени прилагательного в

словосочетании: забочусь о комнатной собачке

А. прилагательное, ж.рода, во мн.числе, в П.п.

Б. прилагательное, м.рода, в ед.числе, в П.п.

В. прилагательное, ж.рода, в ед.числе, в П.п.

9. Отметь верный вариант словосочетания:

А. лютый мороз

Б. ароматное кофе

В.детская шампунь

10. Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе:

А. - ая, - яя

Б. - ые. -ие

В. - ое, - ее

Оценка теста: « 5» - 10 баллов

« 4» - 8-9 баллов

« 3» - 5-7 баллов

VI. Рефлексия

- Достигли ли мы цели , которую ставили в начале урока? ( обращаемся к схеме)

- Продолжите фразу, используя имена прилагательные:

Наш урок был …

- Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя

прилагательное»?

-

Кто считает себя знатоком данной темы?



В раздел образования