Автор: Макарова Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 им.Л.Д.Телицына
Населённый пункт: х.Восточный Сосык Староминского района Краснодарского края
Наименование материала: Конспект урока русского языка
Тема: "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка
Класс – 4
Учитель – Макарова С.А.
Тема урока: «Обобщение по теме «Имя прилагательное»»
Цель урока: обобщить изученный материал по теме «Имя прилагательное»
Формируемые УУД:
Предметные :
систематизировать знания о прилагательном, как части речи;
формировать умение определять грамматические признаки прилагательного,
способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные :
Познавательные:
умение сравнивать,
устанавливать аналогии; обобщать,
учить
выделять существенные признаки прилагательного
Регулятивные:
способность
принимать
и
сохранять
учебную
цель
и
задачу,
планировать,
контролировать
и
оценивать
свои
действия,
оценка
(адекватно
воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)
Коммуникативные :учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные :
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при
проверке, в роли консультантов и организаторов;
развитие самостоятельности;
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, словари Ожегова, система голосования
МimioStudio
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений
I. Организация класса
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка,
дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей.Работать будем
по группам. В каждой группе есть консультант, к которому вы можете обратиться за
помощью. А консультанты в конце урока назовут самого активного ученика в группе.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
- Слова какой части речи вы употребили, когда отвечали на мой вопрос?
- А почему оно так называется?
(Имя прилагательное вечный спутник имени существительного. Человеческий мозг
стремится не только назвать предмет, но и оценить его: какой он?)
-Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Ещё называют его . . . (прилагательное)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Попробуйте по данной схеме определить цели нашего урока:
III. Актуализация знаний
- Прочитайте текст.
За Полярным кругом можно наблюдать ч..десное зрелище. На ноч..ном небе вдру…
загорают..ся и в..ются разноцветные полосы. Они похож… на занавеси з..лёного,
красного и фиолетового цвета. Занавеси колышут..ся , осв..щают полярную ноч… Это
настоящая ска..ка! Уд..вительное явление может длит..ся несколько дней. Оно
называется северным сиянием.
- Кто видел это явление?
( показ слайдов «Северное сияние»)
(Если объяснять полярное сияние, особо не углубляясь в теорию, то вполне можно
сказать, что выброшенные Солнцем заряженные частички заставляют воздух в верхних
слоях нашей планеты переливаться завораживающими огнями. Данное явление
происходит на крайнем Севере, за полярным кругом, а также на Кольском полуострове в
Мурманске. Происходит только в ясную морозную ночь, когда за 3 дня до этого стояли
сильные морозы)
- Объясните орфограммы в словах.
имя прилагательное
вопросы
обозначает
изменяется
роль в предложении
- Спишите, вставив пропущенные буквы.
- Если какое-то слово вызвало затруднение, найдите его объяснение в толковом словаре.
ФИЗМИНУТКА
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Подготовка учащихся к обобщению деятельности
(Класс разделён на группы, в каждой группе есть консультант)
Задания по группам:
1 группа: найдите в тексте имена прилагательные , обозначьте их (прил.)
2 группа: найдите словосочетания имя прилагательное + имя существительное,
обозначьте стрелкой, отметьте главное слово значком Х
3 группа: обозначьте число имён прилагательных, выделите окончания
4 группа: определите род имён прилагательных , выделите окончания
5 группа: определите падеж имён прилагательных
2. Воспроизведение знаний
Для 1 группы: докажите, что вы обозначили прилагательные. Сделайте вывод.
Для 2 группы: назовите словосочетания. Какой вопрос вы поставили к прилагательным?
Для 3 группы: прочитайте прилагательные и сделайте вывод: какие окончания имеют
имена прилагательные в единственном и во множественном числе.
Для 4 группы: прочитайте прилагательные. Сделайте вывод: какие родовые окончания
имеют прилагательные. У всех ли прилагательных вы определили род? Почему?
Для 5 группы: как вы определяли падеж имён прилагательных? Сделайте вывод : Какими
путями можно это сделать?
- Обращались ли вы в работе к толковому словарю С.Ожегова?
- Какие слова оказались непонятными?
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
1.Выпишите из текста предложение, в котором говорится, где можно наблюдать чудесное
зрелище. Дайте характеристику предложению.
- Разберите имя прилагательное как часть речи:
1группа: (за) Полярным
2 группа: Полярную (ночь)
3 группа: (на) ночном
4 группа: разноцветные (полосы)
5 группа: северным (сиянием)
(при разборе найдите предложение, из которого взято это словосочетание)
- Проверка:
а) Полярным –прил., н.ф -Полярный, м.р., в ед.ч., в Т.п., определение
Полярную (ночь) – прил., н.ф.- полярный, ж.р., в ед.ч., в В.п., определение
(На) ночном – прил., н.ф.- ночной, ср.р., в ед. ч., в П.п., определение
Разноцветные (полосы) – прил., н.ф.- разноцветный, во мн.ч., в И.п., определение
Северным (сиянием) – прил., н.ф.- северный, ср.р., в ед.ч.. в Т.п., определение
2. Игра «Соберите паровозик»
(работа ведётся по группам)
3. Тест «Имя прилагательное» (за каждый правильный ответ - 1 балл)
(Тест выполняется в системе голосования МimioStudio)
1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает …
А. признак предмета.
Б. действие предмета.
В. сам предмет.
2. Назовите прилагательное в Творительном падеже:
А. спелой (свёклы)
Б. спелую (свёклу)
В. спелой (свёклой)
3. Определите падеж имени прилагательного в словосочетании : на белоснежном
покрывале:
А. дательный
Б. предложный
В. винительный
4. Какого рода имя прилагательное в предложении: Я люблю моё родное село.
А. мужского
имя
прилагательное
часть слова
часть речи
кто? что?
какой?какая?
какое?какие?
предмет
действие
предмета
признак
предмета
изменяется по
родам,числам,падежам
изменяется по лицам и
числам
второстепенный
член: определение
второстепенный
член:обстоятельство
о
главный член
бывает,мужского,женского,
среднего рода
Б. женского
В. среднего
5.Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.
А. медленный, стеклянное, синий
Б. верность, желтый, белый.
В. медлительность, верный, белизна
6.Как изменяются имена прилагательные ?
А. по лицам , временам, родам
Б. по родам ,числам, падежам
В. по падежам , родам, лицам
7.В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?
А. домашн... животное
Б. домашн… работа
В. домашн... режим
8. Отметь верный вариант грамматических признаков имени прилагательного в
словосочетании: забочусь о комнатной собачке
А. прилагательное, ж.рода, во мн.числе, в П.п.
Б. прилагательное, м.рода, в ед.числе, в П.п.
В. прилагательное, ж.рода, в ед.числе, в П.п.
9. Отметь верный вариант словосочетания:
А. лютый мороз
Б. ароматное кофе
В.детская шампунь
10. Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе:
А. - ая, - яя
Б. - ые. -ие
В. - ое, - ее
Оценка теста: « 5» - 10 баллов
« 4» - 8-9 баллов
« 3» - 5-7 баллов
VI. Рефлексия
- Достигли ли мы цели , которую ставили в начале урока? ( обращаемся к схеме)
- Продолжите фразу, используя имена прилагательные:
Наш урок был …
- Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя
прилагательное»?
-
Кто считает себя знатоком данной темы?