Напоминание

Связь писателя и читателя посредством текста, или как научиться чувствовать произведение и писать сочинение.


Автор: Жижонкова Ольга Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Связь писателя и читателя посредством текста, или как научиться чувствовать произведение и писать сочинение.
Раздел: среднее образование





Назад




Жижонкова О.В., учитель

русского языка и литературы

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №128"

г.Барнаула

Связь писателя и читателя посредством текста, или как научиться чувствовать

произведение и писать сочинение

Лекарство от глупости уже существует…

Читайте книги!

В ХХI веке преуспевать в учебе и работе помогает способность перерабатывать очень

большой объем информации каждый день. Черпаем мы ее преимущественно из письменных

источников, поэтому, чтобы все успеть, нужно сосредоточенно и оперативно изучать тексты, в

старших

классах

необходимо

выполнять

большой

объем

заданий,

читать

большие

художественные произведения. Текст связывает на века автора и читателя несмотря на разницу

во времени написания и прочтения произведения.

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает

письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию. Благодаря

чтению мы знакомимся с новой информацией, обрабатываем ее и затем используем как

имеющиеся знания. Чувствуем, переживаем, анализируем. Важно научить школьников читать

и осмысливать прочитанное, используя четыре вида чтения: изучающее, ознакомительное,

просмотровое и поисковое.

Изучающее чтение направлено на проникновение в смысл текста при помощи его

анализа, предполагается полнота и точность понимания. При анализе эпизода важно

представлять значимость выбранного фрагмента, обращать внимание на художественные

детали и ключевые слова, составляющие смысловое поле текста.

Ознакомительное чтение представляет собой извлечение основной информации, для

него характерны большие тексты, важно проанализировать структуру отдельных глав.

Просмотровое чтение является получением общей информации о содержании текста.

Поисковое чтение направлено на извлечение конкретной информации. Поисковым

чтением пользуются каждый день в повседневной жизни, когда хотят узнать какую-либо

информацию из газеты, объявления, расписания, справочника. Сюда входит работа с текстом

по предварительно данному заданию, работа со сносками, правилами. Читая бумажную книгу с

простым карандашом в руках, можно подчеркивать ключевые слова, детали, делать пометки на

полях, в тетради, использовать закладки разного цвета, на электронном носителе тоже можно

делать пометы. При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.

Для того чтобы ученики овладели навыками чтения следует использовать современные

технологии обучения чтении. Из них выделяют группу технологий, основанные на личностно-

ориентированном подходе

Метод сотрудничества "Читаем вместе"используется на самом уроке и заключается в

создании условий для активной совместной деятельности учителей и группы учащихся в

разных учебных ситуациях (объединение учащихся в группе, где им дается одно общее дело,

определяется роль каждого в совместной деятельности) учащиеся отвечают за результат не

только своей части работы, но и всей группы.

Проблемный метод при обучении чтению привлекателен тем, что он формирует систему

умственных действий. При проблемно-поисковой организации урока чтения создаются

условия, которые побуждают учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и

обобщать информацию из текста.

Еще

одна

технология,

которая

используется

для

обучения

поисковому

чтению- технология критического мышления, которая помогает критически относится к любым

утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым

новым идеям, методам.

Метод креативного мышления. В качестве таких параметров можно выбрать следующие:

формат, цветовое решение, символы, описывающие основную проблему, символы, с помощью

которых можно представить составные части изображения, ассоциации, визуализация,

сопоставление, недосказанность, "ложный путь", логические задачи.

Практико-ориентированный

подход,

предполагающий

ориентацию

содержания

произведения на решение актуальных жизненных проблем (выбор, совесть, ответственность,

любовь) используем в работе с художественными произведениями.

Интерактивный подход

выявляет способность взаимодействовать или находится в

режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе

которого

осуществляется

взаимодействие

преподавателя

и

обучающегося.

Помимо чтения, школьнику и студенту необходимо запоминание информации. Следует

отметить способы запоминания прочитанного:

впечатления, ассоциации, проговаривание,

выделение, повторение.

Быстрому освоению информации помогают различные техники скорочтения, которые

помогут

ориентироваться в любом тексте, представляя расположение нужного фрагмента.

Использование периферийного зрения поможет улучшить скорость чтения. Если глаз будет

выделять ключевые слова, то быстро будет составлена целостная картина. Помогает усвоить

информацию и прослушивание отдельных фрагментов текста, т.т слушающий начинает

визуализировать.

Литература - это всегда пространство для творчества. Каждое художественное

произведения – это продукт творческой деятельности художника, прочтение и осмысление

текста - результат деятельности читателя.

В школе связующим звеном между автором,

произведением и читателем является педагог, который призван привить любовь к чтению,

научить обрабатывать информацию.

Когда мы читаем текст, то неосознанно соотносим прочитанное с нашим опытом.

в голове возникают зрительные образы, появляются ассоциации. Развивая и запоминая их,

можем легко восстановить содержание прочитанного. Часто малейшая деталь выводит на

расследование, изучение "дела" героя. Используя логические приемы дедукции и индукции

при прочтении произведения, читатель улавливает замысел и ход мысли автора, героя, ведя

своеобразное расследование.

Размышляя, как научиться чувствовать произведение и писать сочинение, хочу заметить

- любить читать. Эта любовь прививается в раннем детском возрасте, укрепляется в школе при

совместном прочтении небольших произведений, чтении и анализе эпизодов в старших классах,

заучивании понравившихся фрагментов, проведении литературных встреч, приглашении

специалистов-библиотекарей нашего города с сообщением об авторах, книгах, посещении

спектаклей по уже знакомым произведениям, обсуждении различного видений и, конечно же,

побуждении учащихся к творчеству. Ребята в школе пробуют писать небольшие рассказы и

стихотворения. Необходимо писать рукой и ручкой (развитие мелкой моторики), т. к. именно

эта техника нужна на экзамене, писать что заешь и чувствуешь, "без страха и упрека". Сначала

приводя один пример и делая вывод, затем два, три и умозаключение. Важно ученику писать

сочинение самому, наработать руку, выстроить мысли, развить речевые навыки. Бумага хранит

информацию, точно так же, как и сохраненный файл.

Ученики иногда боятся ответов при всем классе. Как устранить этот страх? Помогут

следующие приемы: рассказывание наизусть, пересказывание текстов перед зеркалом - они

дают школьнику возможность увидеть себя со стороны, записывать свои аудиоответы.

Прослушивание записи позволяет услышать свой голос, уловить ошибки. Запоминание

значения новых слов позволяет расширить словарный запас, свободно разбираться в

обсуждаемой теме.

Любое художественное произведение имеет свой смысл и несет определённую ценность.

Но пройдёт ли оно через столетия и сохранит ли свою актуальность? Ответ на этот вопрос

зависит от многих характеристик произведения, присутствия или отсутствия в нём некоторых

ключевых аспектов. Важно выделить систему образов, тему и проблему произведения. От этого

зависит ценность и актуальность произведения.

Чтение, говорение и письмо как и любая другая форма работы, требует большой практики,

поэтому учащиеся должны читать как можно больше, выстраивать логические цепочки

повествования, научиться анализу текста, обсуждать прочитанное. В ходе такой деятельности у

каждого появится речевой опыт и связь: учитель - текст - ученик будет прочной.



В раздел образования