Автор: Вознюк Диня Рахимзяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Респ.Алтай , село Сёйка
Наименование материала: Проектная деятельность в начальной школе.
Тема: Использования проектной деятельности на первой ступени обучения в школе.
Раздел: начальное образование
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Образовательный
стандарт
нового
поколения
ставит
перед
начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка
должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат
вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь
идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих
основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках
поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в
самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий,
в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована,
начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему,
а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая
последовательно
применяет
этот
метод,
строится
как
серия
взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных
задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с
усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать
необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы
различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе
требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В
современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором
знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем
объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В
современном
динамично
развивающемся
информационном
обществе
нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и
умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных
ситуациях.
Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных
факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся,
направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной
ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных
результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь
1
привлекательным
для
системы
образования.
Проектная
и
исследовательская деятельности дают возможность формировать на их
основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно
эти виды деятельности сходны.
Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным
проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного
«продукта» (проекта).
Ученическое проектирование становится популярной формой
организации
творческой
активности
учащихся
в
образовательных
учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги
находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое
проектирование
получает
известность
как
универсальное
средство
решения различных проблем образования.
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить
учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а
как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для
исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их
творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему,
которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно
определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых
компетентностей
учащихся,
подготовки
их
к
реальным
условиям
жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы
в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося
немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Я работаю в обычной школе. Я задавала себе вопросы: “Но почему у
учеников такой уровень знаний? Как помочь детям улучшить свои
результаты?”
Раньше я работала по традиционной программе, УМК “Школа России”.
В своей работе искала методы и приемы, способствующие повышению
мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я
ставила перед собой следующую задачу: Как научить учиться младшего
школьника в современных условиях?
Много лет я преподавала окружающий мир по УМК “Школа России”.
Основными методами при ознакомлении с природой были рассказ учителя,
беседа с учащимися и работа с учебниками. Дети слушали, читали, отвечали
на вопросы, запоминали и воспроизводили текст, на мой взгляд, выполняли
неинтересную, монотонную работу. Я считаю, что отсюда и возникла
проблема: ребята пассивны на уроках, они запоминали слабо, так как учеба
2
не заинтересовывала их. Я находилась в поиске, как сделать обучение
ребенка радостным и интересным.
Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир”
по УМК - его интегрированный и культурологический характер, что
позволяет
учитывать
особенности
восприятия
младшим
школьником
окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие
способности.
Основанием
для
интеграции
природоведческих
и
обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в
природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор
наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его
готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.
В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность:
дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания,
применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать,
играть.
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей
интересной, содержательной жизнью.
“Человек рожден для мысли и действия”,- говорили древние мудрецы.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между
знаниями и умениями, теорией и практикой. Приступая к проектированию с
младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не
имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема
уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет
интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе,
незаконченному проекту.
Учебный проект – это совокупность задания учащимся, проблемы,
которую
надо
решить,
способов
ее
решения,
форм
организации
взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, самой деятельности и,
наконец, анализа результата и сопоставление его с предварительной
гипотезой или намеченной целью.
Мы совершили первые шаги в проектную деятельность. Наша
коллективная творческая работа (КТР) “Моя малая Родина – Республика
Алтая”.3 класс
Цель: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
формировать навыки совместной работы; развивать интерес к предмету,
творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитывать чувства
уважения одноклассников, любовь к родному краю, развивать навыки
публичных выступлений
Были взяты темы: «Горно-Алтайску-80 лет», «Растения Республики
Алтай», «Животные
Республики Алтай»,
«Телецкое озеро-жемчужина
Алтая»
В 4 классе ребята продолжили темы: «250летие вхождения Республики
Алтай в состав России», «Экологические проблемы Телецкого озера.
«Растения –эндемики Республики Алтай».
3
Это
проект
был
представлен
на
школьной
научно-практической
конференции.
Младшие
школьники
наравне
со
старшеклассниками
представляли свои проекты. Для учащихся начальной школы полезно
привыкание к научной терминологии, наблюдение за техникой выступлений,
сравнение себя с ровесниками и учащимися старших классов, расширение
круга общения. Ребята получили грамоту за активное участие в научно-
практической конференции и заняли призовые места. Ребята высказали
удовлетворенность результатами проделанной работы. Каждый учащийся в
группе должен владеть учебным материалом по теме, уметь представить и
свою работу, и работу других членов группы. Многие дети изъявили желание
продолжать работать над проектами. В этом случае метод проектов
используется не только для приобретения знаний, но и для выработки
навыков культуры общения, как-то умение попросить о помощи или дать
консультацию, так как именно в процессе взаимопомощи дети лучше
усваивают изучаемый материал. Очевидно, что улучшается психологический
микроклимат в группе. Анализируя работы учащихся, видны преимущества
использования метода проектов в достижении качественно нового уровня
обучения
и
воспитания,
я
пришла
к
выводу
о
продолжении
его
использования и в этом учебном году – такова не сила притяжения этого
метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям
учить
без
принуждения,
творчески.
Одной
из
приоритетных
задач
современной школы является создание необходимых и полноценных условий
для
личностного
развития
каждого
ребёнка,
формирование
активной
позиции, субъектности учащихся в учебном процессе. Исходя из теории Л.С.
Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется
процессом обучения. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению
в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Несмотря
на
очевидную
необходимость
использования
исследовательских
методов
в
обучении,
по-прежнему
традиционное
обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах
самостоятельного,
творческого
исследовательского
поиска,
а
на
репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-
то
добытых
истин.
Итогом
становится
потеря
любознательности,
способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует
исследовательскую
активность
ребёнка,
делая
в
итоге
практически
невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и
саморазвития.
Между
тем,
общая
тенденция
развития
современного
общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится
неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в
современном
мире
рассматривается
не
как
узкоспециализированная
деятельность,
характерная
для
небольшой
профессиональной
группы
научных
работников,
а
как
неотъемлемая
характеристика
личности,
входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере
деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.
4
Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение
его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей
задачей современного образования.
Ценным
в
учебном
проекте
является
не
столько
результат
познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям
проектирования:
проблематизации,
целеполаганию,
организации
и
планированию
деятельности,
самоанализу
и
рефлексии,
презентации,
коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют
положительную мотивацию учения.
Актуальность
данного
проекта
подтверждается
следующими противоречиями:
Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и
невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного
урока;
Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью
обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся;
Между новыми возможностями, предоставляемыми современными
педагогическими технологиями и трудностью их интегрирования в
учебный процесс.
Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы:
Отсутствие у детей поисковой деятельности.
Гипотеза.
Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной
если:
- она включает изучение и анализ степени обученности проектной
деятельности;
-
направлена
на
формирование
мотивации
к
занятиям
проектной
деятельностью;
- характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Новизна.
Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные
возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение
уже в начальном звене школьного обучения.
Ведущая педагогическая идея.
Метод учебного проекта – один из путей формирования:
- готовности к целеполаганию;
- готовности к оценке;
- готовности к действию;
- готовности к рефлексии;
- готовность к самовоспитанию и самообразованию.
Цель:
развить
познавательные
интересы,
интеллектуальные,
творческие
и
коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование
5
компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению
в
информационном
обществе,
ясно
представляющей
свои
ресурсные
возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи:
Изучить
педагогические,
психологические,
методические
литературные источники по проблеме;
Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
Выявить
наиболее
продуктивную
технологию
для
достижения
поставленной цели;
Изучить теоретические основы новой технологии;
Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку
коллективных учебных проектов во внеклассной работе;
Исследовать результативность применения метода проектов, через
внеклассную деятельность;
Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
Предполагаемые результаты:
1.
Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях
знаний;
2.
Умение
находить
источники
информации;
извлекать
информацию, относящуюся к теме;
3.
Умение планировать работу над проектами;
4.
Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
доводить начатое дело до конца.
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет
целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на
которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
-
социального
взаимодействия
(сотрудничать
в
процессе
учебной
деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь,
следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности
других);
-
информационные
(самостоятельно
осуществлять
поиск
нужной
информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
-презентационные
(выступать
перед
аудиторией;
отвечать
на
незапланированные
вопросы;
использовать
различные
средства
наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне
необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном
деле);
-менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время,
ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении
коллективного дела).
6
Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для
становления субъектности младших школьников в процессе обучения,
необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.
Показателем
готовности
младших
школьников
к
проектной
деятельности выступает:
- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом,
умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
-
интеллектуальный
(развитие
аналитико-синтетических
действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять
существенный признак, соотношение данных, составляющих условие
задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего
способа действий на другие учебные задачи);
-оценочно-самооценочный.
7