Напоминание

Использования проектной деятельности на первой ступени обучения в школе.


Автор: Вознюк Диня Рахимзяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Респ.Алтай , село Сёйка
Наименование материала: Проектная деятельность в начальной школе.
Тема: Использования проектной деятельности на первой ступени обучения в школе.
Раздел: начальное образование





Назад




«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Образовательный

стандарт

нового

поколения

ставит

перед

начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка

должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат

вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь

идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих

основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках

поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в

самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий,

в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в

информационном пространстве, развитие критического и творческого

мышления.

Проектная деятельность может быть эффективно использована,

начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему,

а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая

последовательно

применяет

этот

метод,

строится

как

серия

взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных

задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с

усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать

необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы

различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе

требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В

современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором

знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем

объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В

современном

динамично

развивающемся

информационном

обществе

нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и

умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных

ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных

факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся,

направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной

ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных

результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь

1

привлекательным

для

системы

образования.

Проектная

и

исследовательская деятельности дают возможность формировать на их

основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно

эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным

проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного

«продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой

организации

творческой

активности

учащихся

в

образовательных

учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги

находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое

проектирование

получает

известность

как

универсальное

средство

решения различных проблем образования.

Какова же роль учителя в ПД?

Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить

учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а

как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для

исследовательской деятельности учащихся.

Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их

творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему,

которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно

определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых

компетентностей

учащихся,

подготовки

их

к

реальным

условиям

жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы

в окружающий мир.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося

немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Я работаю в обычной школе. Я задавала себе вопросы: “Но почему у

учеников такой уровень знаний? Как помочь детям улучшить свои

результаты?”

Раньше я работала по традиционной программе, УМК “Школа России”.

В своей работе искала методы и приемы, способствующие повышению

мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я

ставила перед собой следующую задачу: Как научить учиться младшего

школьника в современных условиях?

Много лет я преподавала окружающий мир по УМК “Школа России”.

Основными методами при ознакомлении с природой были рассказ учителя,

беседа с учащимися и работа с учебниками. Дети слушали, читали, отвечали

на вопросы, запоминали и воспроизводили текст, на мой взгляд, выполняли

неинтересную, монотонную работу. Я считаю, что отсюда и возникла

проблема: ребята пассивны на уроках, они запоминали слабо, так как учеба

2

не заинтересовывала их. Я находилась в поиске, как сделать обучение

ребенка радостным и интересным.

Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир”

по УМК - его интегрированный и культурологический характер, что

позволяет

учитывать

особенности

восприятия

младшим

школьником

окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие

способности.

Основанием

для

интеграции

природоведческих

и

обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в

природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор

наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его

готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.

В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность:

дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания,

применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать,

играть.

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей

интересной, содержательной жизнью.

“Человек рожден для мысли и действия”,- говорили древние мудрецы.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между

знаниями и умениями, теорией и практикой. Приступая к проектированию с

младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не

имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема

уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет

интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе,

незаконченному проекту.

Учебный проект – это совокупность задания учащимся, проблемы,

которую

надо

решить,

способов

ее

решения,

форм

организации

взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, самой деятельности и,

наконец, анализа результата и сопоставление его с предварительной

гипотезой или намеченной целью.

Мы совершили первые шаги в проектную деятельность. Наша

коллективная творческая работа (КТР) “Моя малая Родина – Республика

Алтая”.3 класс

Цель: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;

формировать навыки совместной работы; развивать интерес к предмету,

творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитывать чувства

уважения одноклассников, любовь к родному краю, развивать навыки

публичных выступлений

Были взяты темы: «Горно-Алтайску-80 лет», «Растения Республики

Алтай», «Животные

Республики Алтай»,

«Телецкое озеро-жемчужина

Алтая»

В 4 классе ребята продолжили темы: «250летие вхождения Республики

Алтай в состав России», «Экологические проблемы Телецкого озера.

«Растения –эндемики Республики Алтай».

3

Это

проект

был

представлен

на

школьной

научно-практической

конференции.

Младшие

школьники

наравне

со

старшеклассниками

представляли свои проекты. Для учащихся начальной школы полезно

привыкание к научной терминологии, наблюдение за техникой выступлений,

сравнение себя с ровесниками и учащимися старших классов, расширение

круга общения. Ребята получили грамоту за активное участие в научно-

практической конференции и заняли призовые места. Ребята высказали

удовлетворенность результатами проделанной работы. Каждый учащийся в

группе должен владеть учебным материалом по теме, уметь представить и

свою работу, и работу других членов группы. Многие дети изъявили желание

продолжать работать над проектами. В этом случае метод проектов

используется не только для приобретения знаний, но и для выработки

навыков культуры общения, как-то умение попросить о помощи или дать

консультацию, так как именно в процессе взаимопомощи дети лучше

усваивают изучаемый материал. Очевидно, что улучшается психологический

микроклимат в группе. Анализируя работы учащихся, видны преимущества

использования метода проектов в достижении качественно нового уровня

обучения

и

воспитания,

я

пришла

к

выводу

о

продолжении

его

использования и в этом учебном году – такова не сила притяжения этого

метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям

учить

без

принуждения,

творчески.

Одной

из

приоритетных

задач

современной школы является создание необходимых и полноценных условий

для

личностного

развития

каждого

ребёнка,

формирование

активной

позиции, субъектности учащихся в учебном процессе. Исходя из теории Л.С.

Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется

процессом обучения. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению

в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Несмотря

на

очевидную

необходимость

использования

исследовательских

методов

в

обучении,

по-прежнему

традиционное

обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах

самостоятельного,

творческого

исследовательского

поиска,

а

на

репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-

то

добытых

истин.

Итогом

становится

потеря

любознательности,

способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует

исследовательскую

активность

ребёнка,

делая

в

итоге

практически

невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и

саморазвития.

Между

тем,

общая

тенденция

развития

современного

общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится

неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в

современном

мире

рассматривается

не

как

узкоспециализированная

деятельность,

характерная

для

небольшой

профессиональной

группы

научных

работников,

а

как

неотъемлемая

характеристика

личности,

входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере

деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

4

Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение

его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей

задачей современного образования.

Ценным

в

учебном

проекте

является

не

столько

результат

познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям

проектирования:

проблематизации,

целеполаганию,

организации

и

планированию

деятельности,

самоанализу

и

рефлексии,

презентации,

коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют

положительную мотивацию учения.

Актуальность

данного

проекта

подтверждается

следующими противоречиями:

Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и

невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного

урока;

Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью

обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся;

Между новыми возможностями, предоставляемыми современными

педагогическими технологиями и трудностью их интегрирования в

учебный процесс.

Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы:

Отсутствие у детей поисковой деятельности.

Гипотеза.

Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной

если:

- она включает изучение и анализ степени обученности проектной

деятельности;

-

направлена

на

формирование

мотивации

к

занятиям

проектной

деятельностью;

- характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Новизна.

Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные

возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение

уже в начальном звене школьного обучения.

Ведущая педагогическая идея.

Метод учебного проекта – один из путей формирования:

- готовности к целеполаганию;

- готовности к оценке;

- готовности к действию;

- готовности к рефлексии;

- готовность к самовоспитанию и самообразованию.

Цель:

развить

познавательные

интересы,

интеллектуальные,

творческие

и

коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование

5

компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению

в

информационном

обществе,

ясно

представляющей

свои

ресурсные

возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Задачи:

Изучить

педагогические,

психологические,

методические

литературные источники по проблеме;

Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;

Выявить

наиболее

продуктивную

технологию

для

достижения

поставленной цели;

Изучить теоретические основы новой технологии;

Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку

коллективных учебных проектов во внеклассной работе;

Исследовать результативность применения метода проектов, через

внеклассную деятельность;

Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

Предполагаемые результаты:

1.

Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях

знаний;

2.

Умение

находить

источники

информации;

извлекать

информацию, относящуюся к теме;

3.

Умение планировать работу над проектами;

4.

Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;

доводить начатое дело до конца.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет

целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на

которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

-

социального

взаимодействия

(сотрудничать

в

процессе

учебной

деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь,

следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности

других);

-

информационные

(самостоятельно

осуществлять

поиск

нужной

информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-презентационные

(выступать

перед

аудиторией;

отвечать

на

незапланированные

вопросы;

использовать

различные

средства

наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне

необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном

деле);

-менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время,

ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении

коллективного дела).

6

Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для

становления субъектности младших школьников в процессе обучения,

необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

Показателем

готовности

младших

школьников

к

проектной

деятельности выступает:

- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом,

умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

-

интеллектуальный

(развитие

аналитико-синтетических

действий;

сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять

существенный признак, соотношение данных, составляющих условие

задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего

способа действий на другие учебные задачи);

-оценочно-самооценочный.

7



В раздел образования