Напоминание

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами предмета географии .


Авторы: Буркова Валентина Николаевна, Валентина Николаевна Буркова
Должность: учитель географии
Учебное заведение: КОГОАУ "Кировский кадетский корпус им. Героя Советского Союза А.Я.Опарина"
Населённый пункт: ст. Просница, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся средствами предмета географии .
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся

средствами предмета географии .

В.Н.Буркова

ж.д.ст.Просница Кирово-Чепецкого района

учитель географии

КОГОАУ «Кировский кадетский корпус»

Совершенствование школьной географии выражается в усилении духовно-

нравственной

направленности. Географическое образование

является

надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и

Земли как общего дома

человечества. Становление и развитие духовно-

ценностных ориентаций детей предусматривает добровольное и посильное

включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических,

экономических проблем. Главная цель воспитания – развитие нравственного

самосознания и нравственных мотивов - может быть достигнута и средствами

учебного занятия. Прогнозируемый

результат – нравственная

позиция,

нравственное поведение участников образовательного процесса.

Воспитание

вновь

провозглашено

важнейшей

составляющей

общественного развития современной России. Общепринято, что реализация

воспитательных задач – одна из

важных составляющих современного

обучения. В педагогическом взаимодействии принцип ценностной ориентации

обозначает

постоянное,

повседневное

раскрытие

для

воспитанников

ценностной сущности реального мира, углубление в ценностную сущность

предмета.

В

процессе

учебного

занятия

необходимо

систематически

ориентировать ученика на значимые для него духовно-нравственные ценности.

Географическое образование является надежной основой для воспитания

рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества.

Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма, в осознании

современного мира и человечества в его многообразии и единстве. Поэтому

совершенствование школьной географии выражается в усилении духовно-

нравственной направленности.

Согласно стандарту среднего географического образования, наука хотя и

является наиболее объективной формой отражения действительности, но все

же она только одна из форм познания человеком мира. Поэтому собственно

научное

знание

может

и

должно

быть

важной,

но

не

единственной

составляющей содержания географического образования. «Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является

методологической

основой

разработки

и

реализации

федерального

государственного образовательного стандарта.

География как учебный предмет включает основы естественных и

общественных

наук. В область ее изучения

входят природная

среда,

население и хозяйство. Это составляет базу для формирования у школьников

эмоционально-ценностного

отношения,

как

к

природным,

так

и

к

общественным

явлениям.

Раскрывая

возможности

воспитывающего

взаимодействия, Н.Е.Щуркова особое внимание обращает на реализацию

принципа ценностной ориентации в работе с детьми.

Возможности для эстетического воспитания при изучении географии

вытекают из самой сути географической

науки, центральной

проблемой

которой является проблема «природа- человек». Красота природы волновала

человечество во все времена. Весь фольклор наполнен яркими образными

описаниями.

Понимание прекрасного, складывающегося под воздействием

Духовно-нравственное воспитание

Ценностная ориентация

К

научным

знаниям

К

нравственным

нормам

К эстетическим

проявлениям

действительности

К социально-

политическим

идеалам

природы, находило свое отражение в ремеслах, в быту, в прикладном

искусстве, национальных костюмах. Например, при изучении

Кировской

области, говоря о народах, живущих на ее территории, мы знакомимся с их

обычаями и традициями. Интерес у учащихся вызывают сообщения о

национальных костюмах русских, татар, чувашей и об украшениях, а также об

особенностях национальной кухни. Важным является показ образцов народных

промыслов. Например, визитной карточкой Просницы является

гончарное

производство

(

гончарный

промысел

по

обработке

минерального

сырья).Уроки-экскурсии в гончарном цехе имеют огромное воспитательное

значение. Материал, подготовленный детьми для таких уроков, активно

используется на интегрированных уроках. Например, при подведении итогов

интегрированного урока химии и краеведения на тему « Керамика», одним из

аспектов было красота изделий местных умельцев.

Обработка дерева - художественная резьба - еще одно направление

декоративно-прикладного искусства, с которым наши дети соприкасаются

очень близко. На уроках в 9 классе, при изучении экономических районов

ребята знакомятся с традициями, бытом, народными обрядами Российских

городов

в видеофильмах « Ярославия», « Сибирский город Тобольск»,

« Красоты Карелии», « Сказ о Кубанской стороне». Стараемся находить черты

сходства и различия быта, обрядов, жизни, наблюдаем красоту

природы.

Кроме того, эстетическое воспитание на уроках географии осуществляется

посредством литературных произведений, изобразительного искусства, музыки

и других видов в различных сочетаниях, но в органическом единстве с

географическим материалом.

Важная

составляющая в образовательном процессе - экологическое

воспитание.

Курс географии – единственный в школьном образовании

рассматривает

экологические

проблемы

на

3

уровнях:

глобальном,

региональном, локальном на основе краеведческого подхода. Практически на

любом уроке географии затрагиваются вопросы экологической тематики. Цель

таких уроков - формирование экологического мировоззрения у ребят, помощь в

становлении экологически грамотной личности. На тематических уроках в 5

классе

учащиеся

выявляют

экологические

проблемы,

их

причины

и

последствия.

Тема

Урок

Форма

Вопросы

Земля

Неповторимая

планета

Передача

«Очевидное-

невероятное»

1.

Уникальность планеты

2.

Ради чего и кого стоит

ее беречь

Жизнь

на

Земле

Обобщение

«

Жизнь

на

материках»

Защита

проекта

1.

Вывод

о

сходности

проблем

на

материках,

обжитых человеком

Природные

зоны

Дискуссия

1.

Экологические

проблемы в ПЗ мира

2.

Выявление

причин,

последствий, проблем

3.

Выработка

путей

решения

Жизнь в морях

и океанах

Круглый стол

1.Экологические проблемы

мирового океана

2. Что дает океан человеку?

Человек

на

Земле

Как

человек

изменил

Землю

Заочная

экскурсия

1.

история освоения Земли

человеком

2.

Последствия освоения

Жизнь

под

угрозой

Презентация

Красной книги

1. Растения и животные

Красной книги.

Экологические

проблемы

Групповая

защита

проекта

1.

Формулирование

экологических проблем

2.

Поиск

путей

решения

экологических проблем

3.

Осознание глобальности

проблемы

охраны

природы

Кроме того, в рамках экологического месячника проводятся тематические

уроки географии в форме круглых столов:

« Экологическая самодостаточность России» - 11 класс

« Человек!Кто ты есть на самом деле?» - 10 класс

«Экологические проблемы Кировской области» - 9 класс

« Лес рубят – щепки летят»- 8 класс

« Охрана водных ресурсов»- 7 класс

« Человек и биосфера» - 6 класс

Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства

патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда,

когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну.

Любовь к Родине – это гордость за свою страну, это стремление активно

участвовать в ее развитии. Один из путей формирования духовно-нравственных

ориентиров образования - это обращение к богатому духовно-нравственному

потенциалу нашей страны. На первом уроке в 8 классе ребята пишут слова и

словосочетания, которые на их взгляд характеризуют сегодняшнюю Россию.

Отрадно, что среди слов, написанных ребятами встречаются «Родина», «дом»,

«Кремль», «Москва», « много ученых», « много природных богатств», но

наряду с этим

появляются

нравственные, экономические, экологические

категории « безответственность», «безразличие людей», «бедность», «кризис»,

«плохой воздух», «беженцы». Это отражение чувств наших детей, которым по

13 лет. Главная наша задача научить их не бояться жить в своей стране, уметь

анализировать

политическую, экономическую, экологическую ситуацию и

научиться принимать решения по отношению к себе и окружающему миру.

Любовь к большой Родине начинается с любви к малой. В результате

анкетирования и собеседования

с

учащимися выявлен их интерес к

краеведческим проблемам, в частности к географии села, в котором мы живем.

С учетом пожеланий ребят была составлена программа курса « Мое село», где

рассматриваются многие темы физической и экономической географии на

примерах местного материала.

Через факультативные занятия учащиеся не

только изучают географию своего края, но и, что очень ценно, активно

применяют

приобретенные

знания

и

умения

в

общественно-полезной

деятельности при реализации социальных проектов.

Учащиеся учатся:

-определять географическое положение своего населенного

пункта, его

влияние на особенности развития;

-составлять

характеристики-

описания

компонентов

природы

своей

местности;

-участвовать

в

экологически

целесообразной

деятельности

по

благоустройству села.

Учащиеся этого возраста постепенно учатся планировать свои действия и

двигаться к осуществлению проектного замысла. Принципиальным является

интерактивный характер

занятий. Результат-

комплексный практико-

ориентированный проект «Мое село в настоящем, прошедшем и будущем»,

который был реализован в рамках подготовки к юбилею Кировской области

Подтемы проекта

Продукт реализации проекта

Страницы истории моего села

Компьютерная

презентация

для

познавательно-игровой программы

« У нас на Вятке»

Путешествие по родным улицам

Сравнительная

топографическая

карта ст. Просницы ( 1960-2020 г.г.)

Знаменитые земляки

Раскладушка для музея

Предприятия, их значение в жизни

села

Оформление

экспозиции

в

краеведческой комнате школы

Мое село в будущем

Стенная

газета,

где

размещены

рисунки,

сочинения,

результаты

анкетирования « Каким я вижу свое

село через 10 лет?»

Становление

и

развитие

духовно-ценностных

ориентаций

детей

предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся в

решение реальных социальных, экологических, экономических проблем.

Главная

цель

воспитания

развитие

нравственного

сознания,

нравственного самосознания и нравственных мотивов - может быть достигнута

и средствами учебного занятия. Прогнозируемый результат – нравственная

позиция, нравственное поведение участников образовательного процесса.

Примечания

Литература

1.

Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной

образовательной среды ученика .- М.: Ладога 100 , 2002 .- 297с.

2.

Сараева А.М.Этнографическая составляющая школьной географии .

//География в школе.- 2015 .-№ 2.с.48.

3.

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М.: Педагогическое

общество России, 2000

4.

Экология родного края /Под ред. Т.Я. Ашихминой. – Киров: Вятка, 2016. –

С.14-20.



В раздел образования