Напоминание

Классный час по теме: "Я лиру посвятил народу своему…" по творчеству Н.А.Некрасова (приуроченный к 200-летию со Дня рождения писателя)


Автор: Полыгин Юрий Михайлович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Белгородская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час по теме: "Я лиру посвятил народу своему…" по творчеству Н.А.Некрасова (приуроченный к 200-летию со Дня рождения писателя)
Раздел: среднее образование





Назад




Классный час по теме: «Я лиру посвятил народу своему…»

по творчеству Н.А.Некрасова

(приуроченный к 200-летию со Дня рождения писателя)

Разработал учитель русского языка и литературы Полыгин Ю.М.

Цели классного часа:

Обучающая:

- создать условия для формирования навыков выразительного чтения, умения

работать с дополнительной литературой. Предоставить более полную

информацию о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

Развивающая:

- развивать творческое мышление, развивать коммуникативные умения,

способность участвовать в коллективной познавательной деятельности.

Воспитательная:

- создать условия для формирования внутренней потребности личности в

непрерывном совершенствовании;

- формировать чувство сострадания, сопереживания. Прививать любовь и

уважение к родной культуре и литературе.

Оборудование:

Наглядные пособия, помогающие создать колорит эпохи (портреты А.Н.

Некрасова, иллюстрации к произведениям, выставка книг).

Вид

образовательной

технологии

интегральная

образовательная

технология, модель – интегрированное занятие. Привлекаемые образы

разных видов искусств и работа по постижению способов их воплощения

создают основу погружения в искусство живописи, литературы.

Формы художественно-познавательной ориентации:

- дискуссионно-аналитическая (беседа);

- наглядно-практическая (выставка книг, репродукций картин);

- игровая, состязательная (викторина);

- словесная форма, устная (литературно-музыкальная композиция).

Сценарий классного часа

Я лиру посвятил народу своему.

Н.А.Некрасов

Человек, который потрясал

сердца, вызывал восторг и

умиление к доброму и

прекрасному стихами своими.

Ф.М.Достоевский

1. Вступительное слово учителя.

Сегодняшняя наша встреча, посвящена юбилейной дате со Дня рождения

Н.А. Некрасова, который родился ровно 200 лет назад 10 декабря (1821 –

1877), но и в наши дни, написанные им строки пробуждают у людей трепет,

помогают разобраться в жизненных вопросах.

Предлагаю

продолжить

знакомство

с

жизнью

и

творчеством

Н.А.Некрасова, и постараться ответить на ряд вопросов:

-

Как, преодолев все жизненные невзгоды, Некрасов стал не просто

поэтом, а выразителем важнейших сторон жизни своего времени, своей

эпохи?

-

Какие жизненные ценности защищает поэт?

-

Каким вы себе его представляете?

-

Какие черты характера были ему присущи? Как они отразились в

его творчестве?

-

Как вы считаете, почему поэзия Некрасова, обращённая к

насущным проблемам современности, сумела «пережить» своё время и что в

ней представляет интерес для сегодняшнего дня?

Будьте внимательны, так как завершится занятие викториной.

Н.А.Некрасов – по-настоящему великий писатель именно потому, что

в его творчестве, будто в громадном волшебном зеркале, отразились

важнейшие стороны жизни его эпохи, его творчество - значительный шаг в

развитии литературы, его произведения живут, волнуют читателей на

протяжении веков, словно вовсе не подвластные времени. В стихотворениях

известного поэта и неподдельный лиризм, и грусть, и добродушный юмор, и

сарказм, и уныние, и радость жизни, и жалость, и сострадание к тяжёлой

участи бедняков, и призывы к борьбе, и вера в грядущее торжество правды.

И всё это может быть объято двумя словами: «благородное сердце».

«Чем выше поэт, тем оригинальнее мир его творчества,- и не только

великие, даже

просто замечательные поэты тем и отличаются от

обыкновенных, что их поэтическая деятельность ознаменована печатью

самобытного и оригинального характера»,- так говорил современник

Н.А.Некрасова В.Г.Белинский.

Со стихами Некрасова мы встречаемся с первых лет своей жизни. Ещё

не научившись читать, звонко рассказываем: «Однажды в студёную зимнюю

пору…», и точно, мужичок с ноготок навсегда остаётся в нашей памяти

бесценным

подарком

детства.

А

рычащий

«генерал»

Топтыгин

и

чудаковатый, добродушный дед Мазай! Если бы в пять – семь лет мы не

знали всего этого, - значит, потеряли бы в нашем детстве что-то очень

важное.

(Демонстрация и обсуждение иллюстрации Б .Кустодиева к стихотворению

Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»).

Мы взрослеем – и некрасовские строки помогают нам постигнуть

прелесть

родной

природы,

удивительно

метко

схваченную

точными,

выразительными словами.

А в пору зрелости, когда задумываемся над смыслом жизни, находим у

Некрасова трепетные, словно самим сердцем сказанные слова о гражданском

долге, о служении народу, о Родине, о труде, который облагораживает

человека и делает его богатырём.

-

Давайте вспомним, какие стихотворения Некрасова вы читали?

(Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»,

«Тройка», «Несжатая полоса», «Родина»; поэмы «Кому на Руси жить

хорошо», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».)

-Каким вы представляете себе автора этих произведений? Не правда ли,

в нашем сознании сложился образ человека доброго, с отзывчивой душой,

близко принимающего к сердцу страдания народа, зовущего его к борьбе?

Это верно. Но это ещё не всё. Видите ли вы в стихах поэта «исключительные

черты его жизни и личности»? Вопрос этот нелегкий. И, быть может, для

понимания творчества поэта самый важный. Попробуем разобраться…

2. Отчёт учащихся по творческим заданиям.

-Биографы:

1-й ученик

(Портрет Некрасова Н.А.)

«То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…» Эту

мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и

письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и

желать ей счастья – значит ненавидеть всё, что её позорит.

Н.А.Некрасов родился в 1821году в местечке Немирово (Украина), в

семье отставного майора. Детские годы провёл в селе Грешнево на берегу

Волги, близ Ярославля. Вырос будущий поэт в обстановке, которая могла

загубить в человеке все лучшие стороны души.

1-й чтец

И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов

Где было суждено мне божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но, ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я…

2-й ученик

Это стихотворение «Родина» (1846) звучит как исповедь, написанная,

по словам одного из друзей Некрасова, не чернилами, а кровью. Его нельзя

считать просто воспоминанием. Как и многие его произведения, оно

отражает события жизни Некрасова, раскрывающие общее во многих

человеческих судьбах: Их автобиографическую точность и правдивость

засвидетельствовали многие современники поэта.

3-й ученик

Отец будущего поэта, отставной армейский офицер, помещик средней

руки, был убеждённым крепостником. Его главный жизненный интерес

составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и

крепостные страдали от его жестокости и тяжёлого характера.

В

стихотворении

«Родина»

Некрасов

нарисовал

образ

матери-

страдалицы, чью жизнь сгубил «угрюмый невежа»:

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы…

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,

Она была горда, упорна и прекрасна…

4-й ученик

Мать поэта, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения,

какие не всегда выпадали и на долю крепостной. Она сумела пробудить в

сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою

доброту, чуткость, стремление к справедливости.

Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнёс их

«любезной маменьке». Любовью к ней озарено всё его поэтическое

творчество. Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в

поэме «Мать» (1877)

2-й чтец

И если я легко стряхнул с годами

С души моей тлетворные следы

Поправшей всё разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты-

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

5-й ученик

Под

влиянием

матери

Некрасов

стал

мечтать

о

литературной

деятельности. Учась в ярославской гимназии, он писал «сатиры» на

одноклассников и лирические стихи.

Но отец избрал для сына военную карьеру и в 1838 году отправил его в

Петербург для определения в Дворянский полк.

Некрасов ослушался отца – подал документы в университет. За это

непокорный сын был лишён материальной поддержки.

«Восемь лет я

боролся

с

нищетой,

видел

лицом

к

лицу

голодную

смерть…Уму

непостижимо, сколько я работал!» - вспоминал поэт. Он ютился в

петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лёжа на

полу - мебель отсутствовала в его подвале – всё-таки не бросал литературных

занятий, не отказывался от надежды стать писателем. Он сочинял стихи,

рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату.

3-й чтец

В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов»,

город тружеников и бедняков, он увидел и показал Петербург глазами

голодного разночинца:

В нашей улице жизнь трудовая;

Начинают ни свет ни заря

Свой ужасный концерт, припевая,

Токари, резчики, слесаря,

А в ответ им гремит мостовая!..

Всё сливается, стонет, гудёт,

Как-то глухо и грузно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет.

6-й ученик

Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе.

Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла

юношу

не

только

его

одарённость,

но

и

поразительная

энергия,

выносливость, настойчивость – качества, которые и потом сказались в его

трудной работе редактора передового журнала.

С 1847 по 1866 г. Некрасов возглавляет журнал «Современник»;

который был под постоянной угрозой закрытия и держался благодаря

мужеству и редакторской мудрости поэта. В начале 1862 правительство

запрещает издание «Современника» на 8 месяцев. Цензурный комитет

неоднократно заявлял о вредном направлении органа революционной

демократии, о «соблазнительном действии его на молодое поколение».

Полтора года Некрасов и его соратники были лишены своей трибуны. Но с

января

1868

года

поэт

приступает

к

изданию

нового

журнала

«Отечественные записки», где продолжил традиции «Современника». В

начале 1876 года Некрасов почувствовал симптомы неизлечимой болезни,

операция не помогла, и через два года его не стало.

7-й ученик

Поэт много раз бывал на Владимирской земле в селе Алешунино

Муромского уезда, так как часть этого села принадлежала Некрасовым. Во

время своих поездок по России он пересёк всю территорию нынешней

Владимирской области, видел многие города и сёла нашего края: Фоминки,

Муром, Вязники, Гороховец, Мстёру. В произведениях «Дедушка Мазай и

зайцы», «Саша» и других отразились впечатления, полученные во время

поездок по Владимирщине.

Слово учителя.

Подведём первые итоги.

Н.А.Некрасов – один из трёх гигантов русской поэзии 19 века.

Продолжив традиции своих великих предшественников – Пушкина и

Лермонтова,

он

открыл

новую

страницу

в

истории

нашей

поэзии,

прокладывал свои пути в литературе как поэт-новатор. Его поэтические

произведения вызывали бурные споры: стихи называли приближёнными к

прозе, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

В чём же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство

поэта?

Некрасовская

поэзия

открыла

читателям

духовный

мир

русского

крестьянина, его нужды, стремления.

Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о

грязной петербургской улице, о крестьянине, о труде бурлаков и т.д.

Новые

герои

вносят

в

стихи

и

новую

речь

подчас

«грубую,

неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».

Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику.

Жизнь, судьба людей всегда глубоко волнуют Некрасова.

Во всех стихотворениях есть общее – это боль и гнев за угнетённый народ и

призыв к протесту, к борьбе за свободную родину.

Некрасов сумел подметить в народе его скрытую силу и во весь голос

сказать:

«Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется

несокрушимая».

Литературная викторина.

1.

Какие произведения Некрасова вы знаете?

2.

Какие черты личности Некрасова вам больше всего запомнились?

3.

В чём заключается неповторимая особенность поэзии Некрасова?

4.

Какие жизненные испытания выпали на долю поэта в годы его молодости?

5.

Какие журналы возглавлял Некрасов? («Современник», «Отечественные

записки»)

6.

Какая поэма Некрасова повествует о жизни крепостных после крестьянской

реформы? («Кому на Руси жить хорошо»).

7.

Ответ на какой вопрос искали крепостные в этой поэме? ( «Кому живётся

весело, вольготно на Руси?»)

8.

К какому итогу приходят они? Действительно ли счастье в богатстве? В чём

особенности представления народа о счастье? (Народный идеал счастья

предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и

свободу.)

9.

Каковы основные темы лирики Некрасова? (тема поэта и поэзии, тема

родины и народа, тема идеала общественного деятеля, любовная лирика).

10. Связана ли судьба Некрасова с Владимирским краем?

Используемая литература.

1.

Дружинин

А.В.

Стихотворения

Н.А.Некрасова

//

Дружинин

А.В.

Прекрасное и вечное. – М., 1988.

2.

Корман Б.О. Лирика Некрасова. – Ижевск, 1978.

3.

Лебедев Ю.В. Русская Одиссея // Некрасов Н.А. Кому на Руси жить

хорошо. – М.,2001. – (Серия «Школьная библиотека»).

4.

Прокшин В.Г. «Где же ты, тайна довольства народного?..». – М., 1990.

5.

Скатов

Н.Н.

«Я

лиру

посвятил

народу

своему»:

о

творчестве

Н.А.Некрасова. – М., 1985.

6.

Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. – М., 1971.



В раздел образования