Автор: Полыгин Юрий Михайлович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Белгородская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час по теме: "Я лиру посвятил народу своему…" по творчеству Н.А.Некрасова (приуроченный к 200-летию со Дня рождения писателя)
Раздел: среднее образование
Классный час по теме: «Я лиру посвятил народу своему…»
по творчеству Н.А.Некрасова
(приуроченный к 200-летию со Дня рождения писателя)
Разработал учитель русского языка и литературы Полыгин Ю.М.
Цели классного часа:
Обучающая:
- создать условия для формирования навыков выразительного чтения, умения
работать с дополнительной литературой. Предоставить более полную
информацию о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.
Развивающая:
- развивать творческое мышление, развивать коммуникативные умения,
способность участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Воспитательная:
- создать условия для формирования внутренней потребности личности в
непрерывном совершенствовании;
- формировать чувство сострадания, сопереживания. Прививать любовь и
уважение к родной культуре и литературе.
Оборудование:
Наглядные пособия, помогающие создать колорит эпохи (портреты А.Н.
Некрасова, иллюстрации к произведениям, выставка книг).
Вид
образовательной
технологии
–
интегральная
образовательная
технология, модель – интегрированное занятие. Привлекаемые образы
разных видов искусств и работа по постижению способов их воплощения
создают основу погружения в искусство живописи, литературы.
Формы художественно-познавательной ориентации:
- дискуссионно-аналитическая (беседа);
- наглядно-практическая (выставка книг, репродукций картин);
- игровая, состязательная (викторина);
- словесная форма, устная (литературно-музыкальная композиция).
Сценарий классного часа
Я лиру посвятил народу своему.
Н.А.Некрасов
Человек, который потрясал
сердца, вызывал восторг и
умиление к доброму и
прекрасному стихами своими.
Ф.М.Достоевский
1. Вступительное слово учителя.
Сегодняшняя наша встреча, посвящена юбилейной дате со Дня рождения
Н.А. Некрасова, который родился ровно 200 лет назад 10 декабря (1821 –
1877), но и в наши дни, написанные им строки пробуждают у людей трепет,
помогают разобраться в жизненных вопросах.
Предлагаю
продолжить
знакомство
с
жизнью
и
творчеством
Н.А.Некрасова, и постараться ответить на ряд вопросов:
-
Как, преодолев все жизненные невзгоды, Некрасов стал не просто
поэтом, а выразителем важнейших сторон жизни своего времени, своей
эпохи?
-
Какие жизненные ценности защищает поэт?
-
Каким вы себе его представляете?
-
Какие черты характера были ему присущи? Как они отразились в
его творчестве?
-
Как вы считаете, почему поэзия Некрасова, обращённая к
насущным проблемам современности, сумела «пережить» своё время и что в
ней представляет интерес для сегодняшнего дня?
Будьте внимательны, так как завершится занятие викториной.
Н.А.Некрасов – по-настоящему великий писатель именно потому, что
в его творчестве, будто в громадном волшебном зеркале, отразились
важнейшие стороны жизни его эпохи, его творчество - значительный шаг в
развитии литературы, его произведения живут, волнуют читателей на
протяжении веков, словно вовсе не подвластные времени. В стихотворениях
известного поэта и неподдельный лиризм, и грусть, и добродушный юмор, и
сарказм, и уныние, и радость жизни, и жалость, и сострадание к тяжёлой
участи бедняков, и призывы к борьбе, и вера в грядущее торжество правды.
И всё это может быть объято двумя словами: «благородное сердце».
«Чем выше поэт, тем оригинальнее мир его творчества,- и не только
великие, даже
просто замечательные поэты тем и отличаются от
обыкновенных, что их поэтическая деятельность ознаменована печатью
самобытного и оригинального характера»,- так говорил современник
Н.А.Некрасова В.Г.Белинский.
Со стихами Некрасова мы встречаемся с первых лет своей жизни. Ещё
не научившись читать, звонко рассказываем: «Однажды в студёную зимнюю
пору…», и точно, мужичок с ноготок навсегда остаётся в нашей памяти
бесценным
подарком
детства.
А
рычащий
«генерал»
Топтыгин
и
чудаковатый, добродушный дед Мазай! Если бы в пять – семь лет мы не
знали всего этого, - значит, потеряли бы в нашем детстве что-то очень
важное.
(Демонстрация и обсуждение иллюстрации Б .Кустодиева к стихотворению
Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»).
Мы взрослеем – и некрасовские строки помогают нам постигнуть
прелесть
родной
природы,
удивительно
метко
схваченную
точными,
выразительными словами.
А в пору зрелости, когда задумываемся над смыслом жизни, находим у
Некрасова трепетные, словно самим сердцем сказанные слова о гражданском
долге, о служении народу, о Родине, о труде, который облагораживает
человека и делает его богатырём.
-
Давайте вспомним, какие стихотворения Некрасова вы читали?
(Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»,
«Тройка», «Несжатая полоса», «Родина»; поэмы «Кому на Руси жить
хорошо», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».)
-Каким вы представляете себе автора этих произведений? Не правда ли,
в нашем сознании сложился образ человека доброго, с отзывчивой душой,
близко принимающего к сердцу страдания народа, зовущего его к борьбе?
Это верно. Но это ещё не всё. Видите ли вы в стихах поэта «исключительные
черты его жизни и личности»? Вопрос этот нелегкий. И, быть может, для
понимания творчества поэта самый важный. Попробуем разобраться…
2. Отчёт учащихся по творческим заданиям.
-Биографы:
1-й ученик
(Портрет Некрасова Н.А.)
«То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…» Эту
мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и
письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и
желать ей счастья – значит ненавидеть всё, что её позорит.
Н.А.Некрасов родился в 1821году в местечке Немирово (Украина), в
семье отставного майора. Детские годы провёл в селе Грешнево на берегу
Волги, близ Ярославля. Вырос будущий поэт в обстановке, которая могла
загубить в человеке все лучшие стороны души.
1-й чтец
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я…
2-й ученик
Это стихотворение «Родина» (1846) звучит как исповедь, написанная,
по словам одного из друзей Некрасова, не чернилами, а кровью. Его нельзя
считать просто воспоминанием. Как и многие его произведения, оно
отражает события жизни Некрасова, раскрывающие общее во многих
человеческих судьбах: Их автобиографическую точность и правдивость
засвидетельствовали многие современники поэта.
3-й ученик
Отец будущего поэта, отставной армейский офицер, помещик средней
руки, был убеждённым крепостником. Его главный жизненный интерес
составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и
крепостные страдали от его жестокости и тяжёлого характера.
В
стихотворении
«Родина»
Некрасов
нарисовал
образ
матери-
страдалицы, чью жизнь сгубил «угрюмый невежа»:
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,
Она была горда, упорна и прекрасна…
4-й ученик
Мать поэта, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения,
какие не всегда выпадали и на долю крепостной. Она сумела пробудить в
сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою
доброту, чуткость, стремление к справедливости.
Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнёс их
«любезной маменьке». Любовью к ней озарено всё его поэтическое
творчество. Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в
поэме «Мать» (1877)
2-й чтец
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты-
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
5-й ученик
Под
влиянием
матери
Некрасов
стал
мечтать
о
литературной
деятельности. Учась в ярославской гимназии, он писал «сатиры» на
одноклассников и лирические стихи.
Но отец избрал для сына военную карьеру и в 1838 году отправил его в
Петербург для определения в Дворянский полк.
Некрасов ослушался отца – подал документы в университет. За это
непокорный сын был лишён материальной поддержки.
«Восемь лет я
боролся
с
нищетой,
видел
лицом
к
лицу
голодную
смерть…Уму
непостижимо, сколько я работал!» - вспоминал поэт. Он ютился в
петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лёжа на
полу - мебель отсутствовала в его подвале – всё-таки не бросал литературных
занятий, не отказывался от надежды стать писателем. Он сочинял стихи,
рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату.
3-й чтец
В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов»,
город тружеников и бедняков, он увидел и показал Петербург глазами
голодного разночинца:
В нашей улице жизнь трудовая;
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!..
Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грузно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
6-й ученик
Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе.
Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла
юношу
не
только
его
одарённость,
но
и
поразительная
энергия,
выносливость, настойчивость – качества, которые и потом сказались в его
трудной работе редактора передового журнала.
С 1847 по 1866 г. Некрасов возглавляет журнал «Современник»;
который был под постоянной угрозой закрытия и держался благодаря
мужеству и редакторской мудрости поэта. В начале 1862 правительство
запрещает издание «Современника» на 8 месяцев. Цензурный комитет
неоднократно заявлял о вредном направлении органа революционной
демократии, о «соблазнительном действии его на молодое поколение».
Полтора года Некрасов и его соратники были лишены своей трибуны. Но с
января
1868
года
поэт
приступает
к
изданию
нового
журнала
«Отечественные записки», где продолжил традиции «Современника». В
начале 1876 года Некрасов почувствовал симптомы неизлечимой болезни,
операция не помогла, и через два года его не стало.
7-й ученик
Поэт много раз бывал на Владимирской земле в селе Алешунино
Муромского уезда, так как часть этого села принадлежала Некрасовым. Во
время своих поездок по России он пересёк всю территорию нынешней
Владимирской области, видел многие города и сёла нашего края: Фоминки,
Муром, Вязники, Гороховец, Мстёру. В произведениях «Дедушка Мазай и
зайцы», «Саша» и других отразились впечатления, полученные во время
поездок по Владимирщине.
Слово учителя.
Подведём первые итоги.
Н.А.Некрасов – один из трёх гигантов русской поэзии 19 века.
Продолжив традиции своих великих предшественников – Пушкина и
Лермонтова,
он
открыл
новую
страницу
в
истории
нашей
поэзии,
прокладывал свои пути в литературе как поэт-новатор. Его поэтические
произведения вызывали бурные споры: стихи называли приближёнными к
прозе, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.
В чём же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство
поэта?
Некрасовская
поэзия
открыла
читателям
духовный
мир
русского
крестьянина, его нужды, стремления.
Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о
грязной петербургской улице, о крестьянине, о труде бурлаков и т.д.
Новые
герои
вносят
в
стихи
и
новую
речь
–
подчас
«грубую,
неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».
Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику.
Жизнь, судьба людей всегда глубоко волнуют Некрасова.
Во всех стихотворениях есть общее – это боль и гнев за угнетённый народ и
призыв к протесту, к борьбе за свободную родину.
Некрасов сумел подметить в народе его скрытую силу и во весь голос
сказать:
«Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется
несокрушимая».
Литературная викторина.
1.
Какие произведения Некрасова вы знаете?
2.
Какие черты личности Некрасова вам больше всего запомнились?
3.
В чём заключается неповторимая особенность поэзии Некрасова?
4.
Какие жизненные испытания выпали на долю поэта в годы его молодости?
5.
Какие журналы возглавлял Некрасов? («Современник», «Отечественные
записки»)
6.
Какая поэма Некрасова повествует о жизни крепостных после крестьянской
реформы? («Кому на Руси жить хорошо»).
7.
Ответ на какой вопрос искали крепостные в этой поэме? ( «Кому живётся
весело, вольготно на Руси?»)
8.
К какому итогу приходят они? Действительно ли счастье в богатстве? В чём
особенности представления народа о счастье? (Народный идеал счастья
предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и
свободу.)
9.
Каковы основные темы лирики Некрасова? (тема поэта и поэзии, тема
родины и народа, тема идеала общественного деятеля, любовная лирика).
10. Связана ли судьба Некрасова с Владимирским краем?
Используемая литература.
1.
Дружинин
А.В.
Стихотворения
Н.А.Некрасова
//
Дружинин
А.В.
Прекрасное и вечное. – М., 1988.
2.
Корман Б.О. Лирика Некрасова. – Ижевск, 1978.
3.
Лебедев Ю.В. Русская Одиссея // Некрасов Н.А. Кому на Руси жить
хорошо. – М.,2001. – (Серия «Школьная библиотека»).
4.
Прокшин В.Г. «Где же ты, тайна довольства народного?..». – М., 1990.
5.
Скатов
Н.Н.
«Я
лиру
посвятил
народу
своему»:
о
творчестве
Н.А.Некрасова. – М., 1985.
6.
Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. – М., 1971.