Автор: Беляева Антонида Васильевна
Должность: Учитель ИЗО, черчения.
Учебное заведение: МАОУ ОЦ
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Изобразительное искусство как неотъемлемая часть образования в инженерных классах
Раздел: среднее образование
Беляева Антонида Васильевна
Учитель изобразительного искусства
МАОУ ОЦ Гимназия №6 «Горностай»
Россия, г. Новосибирск
Изобразительное искусство как неотъемлемая часть образования в
инженерных классах
В соответствии с планом действий по модернизации общего образования
на
территории
Новосибирской
области,
приоритетными
направлениями
национальной
образовательной
инициативы
«Наша
новая
школа»
и
распоряжением Правительства Новосибирской области от 01.01.2001, в десяти
школах Новосибирска были открыты специализированные классы. Понимая
интересы государственной политики, учитывая проблему нехватки инженерных
кадров,
в
Новосибирской
области,
как
и
в
стране
в
целом,
внедряется
региональный проект «Создание специализированных классов для одаренных
детей», одним из направлений которого является создание классов инженерно-
технологической направленности.
Образовательная
программа
инженерного
класса
обеспечивает
формирование инженерного мышления,
предполагающего анализ
ситуации,
выделение
критических
факторов,
постановку
и
решение
задач,
подбор
необходимых ресурсов и технологий, необходимых для решения проблемных
ситуаций, а также воспитание культуры инженерной деятельности.
В
некоторых
образовательных
программах
данного
направления
практически
отсутствуют
уроки
художественно-эстетического
цикла,
формирующие эстетически культурную личность. Полагая, что для подготовки
будущего инженера достаточно предметов только технической направленности.
Необходимо задуматься
над
тем,
что
в
погоне
за
решением
одной
проблемы, мы упускаем другую, не менее важную.
Слова Александра Исаевича Солженицына, которые как нельзя лучше
показывают важнейшие направления нашей деятельности в рамках создания и
развития классов инженерно-технологической направленности: «Инженер – это
открыто светящийся интеллект, свободный и не обыденный юмор, это легкость
и
широта
мысли,
непринужденность
переключения
из
одной
инженерной
области
в
другую,
и
вообще
–
от
техники
к
обществу,
искусству. Это
воспитанность, тонкость вкусов, хорошая речь, плавно согласованная и без
сорных словечек; у одного немножко музицирование, у другого – немножко
живопись, и всегда у всех – духовная печать на лице...».
Но ведь под инженерными классами подразумевается отнюдь не
воспитание инженеров в прямом понимании слова. Это школы, которые готовят
и
рабочих
для
заводов,
фабрик,
метро,
железных
дорог. И
здесь
нужно
задуматься, что в процессе работы учащиеся должны не только приобретать
ремесленные
навыки
необходимые
ему
в
дальнейшем.
Он
должен
почувствовать радость познания окружающего мира через изобразительную
деятельность.
Наука
познаѐт
мир
через
опыт.
В
школьном
образовании
изучаются азы многих наук. Но широкая общественность часто забывает, а
порой и не знает, что изобразительное искусство это не просто отвлечѐнная
эстетика
и
эмоции,
а
ещѐ
один
способ
познания
мира
через
«образ»,
создаваемый
гармонией
интеллекта,
видения,
эмоционального состояния
и
ручной деятельности. В этом его высокое предназначение.
В настоящее время инженер - это творец, создатель, человек, желающий
познавать, творить, стремиться к чему-то новому. Инженер должен обладать
аналитическим
мышлением,
прикладными
знаниями,
в
общем
быть
«изобретателем» с образованием не только техническим, но и эстетическим.
Уроки изобразительного искусства в инженерных классах включают учащихся в
проектную деятельность, знакомят с основами дизайна, развивают фантазию,
привлекают интерес учащихся к разным видам профессий через мастер-классы,
встречи с интересными людьми, способствуют общему культурному развитию.
Всѐ, что создаѐт человек должно не только служить ему, но и вызывать чувства
и эмоции. Поэтому в учебные планы инженерных классов обязательно должны
включаться предметы блока искусства.