Напоминание

"Роль концертмейстера в учебном процессе ДМШ"


Автор: Булушева Гельфия Миннизакировна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств Центрального района"
Населённый пункт: г.о. Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль концертмейстера в учебном процессе ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль концертмейстера в учебном процессе ДМШ

Концертмейстер МБУ ДО «Школа искусств Центрального района»

Булушева Гельфия Миннизакировна

Концертмейстер очень важная, нужная, интересная профессия. Нет ни

одной сферы музыкального искусства, где бы можно было обойтись без

концертмейстера. В любом мероприятии, где участвуют музыканты разных

уровней, стилей, жанров, направлений необходим педагог и концертмейстер.

Эта специальность многогранна, требует постоянной подготовки. Музыкант,

который занимается данной специальностью должен обладать множеством

качеств как человеческих , так и профессиональных. Без концертмейстера

невозможна работа филармоний, оперных театров, музыкальных учебных

заведений различного уровня.

Важная

составляющая

успеха

обучения

это

союз

солиста

и

концертмейстера, диалог между ними. Они должны соответствовать друг

другу

по

музыкальному

развитию,

образованию,

исполнительскому

мастерству, музыкальной культуре, разбираться в разных стилях и конечно

же иметь не малый опыт работы в концертной деятельности. По своему

уровню подготовки желательно соответствовать друг другу или же стараться

постоянно повышать свой профессиональный уровень, путем постоянного

взаимодействия друг с другом.

Этому

способствует

совместный

подбор

музыкального

материала,

выступление

на

конкурсах,

фестивалях,

прохождение

различных

курсов

повышения

квалификации,

посещение

мастер-классов

по

разным

специальностям,

обогащать

себя

новыми

знакомствами

с

талантливыми

музыкантами, создавать новые проекты.

Тандем

педагог-концертмейстер

должен

постоянно

развиваться.

Уровень

одного

музыканта

исполнителя

должен

соответствовать

уровню

другого,

чем

выше

исполнительский,

образовательный

уровни

и

ярче

индивидуальность одного, тем выше и значительнее они должны быть у

другого;

чем

ближе

партнеры

по

своим

установкам

и

принципам,

тем

слаженнее и гармоничнее будет их игра.

Как правило, профессиональных музыкантов объединяет в ансамбль

обоюдное желание играть вместе, психологическая совместимость, которая

определяется как оптимальное сочетание особенностей партнеров. Совсем по

другому проходит работа пианиста- концертмейстера с учащимися. Здесь он

предстает в роли старшего наставника, помощника учащихся в вокальных,

инструментальных

классах

детских

музыкальных

школ

и

детских

школ

искусств.

Она

существенно

отличается

от

работы

с

профессиональными

исполнителями.

В

нашем

случае

концертмейстер

не

выбирает

себе

партнеров; он должен уметь взаимодействовать с учащимися разного уровня

подготовки,

участники

ансамбля

могут

быть

разного

возраста,

что

подразумевает разный уровень слухового и исполнительского опыта.

Работа в классе требует от концертмейстера знания не только своей

партии,

но

и

владения

сведениями

о

строе,

тембровых,

технических

и

динамических

возможностях

инструмента,

штриховом

разнообразии,

специфике звукоизвлечения, что способствует более грамотному и чуткому

сопровождению.

Очень

хорошо,

когда

концертмейстер

имеет

большую

практику работы с детьми, так как он знаком с каждым ребенком и знает все

особенности характера учащегося, что может пригодится ему в работе с

учеником. Ведь бывает так, что нужно поработать индивидуально, а также,

проводя занятия в каком-либо инструментальном классе, концертмейстер

овладевает определенными знаниями в области методики обучения игры на

солирующем музыкальном инструменте и нередко при необходимости может

заменить педагога по специальности.

Всем

нам

известно,

что

хорошая

концертмейстерская

игра

всегда

благотворно

действует

на

солиста,

а

небрежное

исполнение

снижает

настроение, творческий настрой, качество ансамбля в целом. Концертмейстер

должен

хорошо

проработать

партию

солиста,

свою

партию

(фразировку,

артикуляцию,

технические

трудности),

должен

проработать

динамику,

темповые особенности, осмыслить произведение текстовый материал, уметь

соотносить

звучность

фортепиано

с

динамическими

возможностями

солирующего инструмента.

Огромная

ответственность

лежит

на

концертмейстере

не

только

в

повседневной работе, но и в процессе концертных выступлений с юными

солистами.

Процесс

работы

с

учащимися

требует

от

педагога-

концертмейстера

очень

большой

выдержки,

терпения,

нужно

уметь

поддержать ребенка, помочь разобраться и исправить все ошибки, которые

будут

встречаться

во

время

изучения

того

или

иного

материала.

У

концертмейстера

и

ученика

должны

складываться

доверительные

отношения. Учащийся не должен чувствовать страх на занятиях, а только

интерес и любознательность.

Если случаются ошибки со стороны ученика, нужно очень тактично

помочь их исправить, грамотно подсказать как лучше это сделать. Ребенок

может растеряться, могут появиться нежелательные эмоции, в этом случае

нужно очень бережно к нему отнестись. Педагог–концертмейстер предлагает

ребенку

варианты

исполнения,

ученик

их

исполняет.

Другое

дело

выступление на эстраде, например с юным вокалистом. Концертмейстер не

только сотоварищ по творчеству, но и надежный тыл для солиста. Всегда! Он

чувствует

состояние

голоса,

дыхания,

психологически-эмоциональную

настроенность

партнера,

которого

на

сцене

пианист

должен

бережно

и

надежно любить, поддерживать и помогать. Если вдруг от волнения ребенок

забыл текст, нужно тихонечко подсказать. Пропустил солист какую-то долю

такта, фразы, а иногда и строчку-две, к сожалению, так бывает, значит нужно

аккуратно и незаметно подхватить, помочь. Никогда не нужно своим видом

показывать свое недовольство выступлением, ребенок не должен чувствовать

свой промах, а лучше обсудить все ошибки после выступления, в более

спокойной обстановке.

А также рекомендую перед выступлением поговорить о том, какие

могут возникнуть сложности и вместе их обсудить. Особую сложность в

ансамбле представляют ученики, у которых страдает чувство ритма или

недостаточно развита память на темпы. Иногда же солист просто в силу

особого эмоционального состояния на сцене совершенно уверен, что он взял

верный

темп

причем

отклонения

бывают

различные.

Ученику

может

показаться, что темп нормален, в то время, когда со стороны, очевидно, что

темп быстрее или наоборот замедлен.. В этом случае концертмейстер имеет

право очень деликатно, почти незаметно влиять, корректировать на сцене

темповые отклонения от задуманного.

Хороший концертмейстер прежде всего интересная личность, музыкант

с

яркой

индивидуальностью.

С

другой

стороны,

он

должен

проявить

ансамблевую чуткость, ведь главным в ансамбле является все-таки солист.

Психологический

настрой

концертмейстера,

играющего

с

учеником-

солистом,

постоянно

должны

быть

направлены

на

партнера.

Бесспорно,

партия солиста — партия главная, а потому изначально лидирующая. И если

ученик-солист одарен, то естественным образом складывается значимость

его партий. Если же ученик не в полной мере владеет профессиональными

навыками,

умением

слышать

себя

со

стороны,

проявляет

пассивность

в

реализации художественного замысла произведения, то конечно здесь ему

необходима помощь концертмейстера. Он может сыграть ярче бас, сделать

акценты, возможно, подбодрить ученика кивком головы перед вступлением и

др.

А

иногда

концертмейстер

должен

сдержать

своей

волей

бурные

необузданные эмоции ученика, особенно в ярких по динамике и быстрых по

темпу произведениях. В любом случае нужна совместная психологическая

работа,

гибкость,

координация

исполнительских

намерений

ученика

и

концертмейстера,

объединение

их

общим

художественным

замыслом

музыкального произведения Концертмейстер и ученик – между ними всегда

происходит внутренний диалог.

Таким образом, можно сказать, что «концертмейстер, работающий в

музыкальных учебных заведениях, выступает в нескольких ипостасях. На

первом этапе работы над музыкальным произведением он наряду с педагогом

по специальности — грамотный наставник, далее — умный эрудированный

музыкант,

помогающий

ученику-исполнителю

в

постижении

замысла

музыкального

произведения,

и,

наконец,

в

совместном

сценическом

выступлении

равноправный,

тактичный,

гибкий

участник

ансамбля».

Длительная

совместная

работа

позволяет

концертмейстеру

достаточно

близко познакомиться с характером и темпераментом юного исполнителя.

Опыт

показывает,

что

для

успешного

ансамбля

необязательно

сходство

характеров. Иногда контакт и человеческий и творческий устанавливается

быстрее, когда черты характера дополняют одна другую. Для ансамблевой

гармонии

необязательны

близкие

отношения

с

учеником,

достаточно

уважительных. Но крайне важно, чтобы концертмейстер и ученик-солист

чисто по-человечески были друг другу симпатичны, главное, чтобы между

ними не было неприязни.

Особенно

развиваются

отношения

концертмейстера

и

учеников,

занимающихся активной концертной и конкурсной деятельностью. Всегда

приятно видеть искреннюю радость ученика, когда он получает награду в

каких

либо

конкурсах

и

педагог-концертмейстер

выступает

союзником.

Положительный результат дает стимул к дальнейшему творческому росту.

Творческая и психологическая насыщенность, общность интересов и

целей

деятельности

ведут

к

установлению

доверительных,

дружеских

отношений.

Это

становится

особенно

возможным,

если

концертмейстер

обладает хорошо развитыми эмпатийными способностями, то есть способен

к

сопереживанию,

умеет

проникнуть

во

внутренний

мир

ребенка,

почувствовать его эмоциональное состояние, а, нередко, поддержать словом,

вселить

уверенность.

Никто

не

оспаривает

ведущую

роль

педагога

по

специальности в вопросах перед концертами, в подготовке ученика. Но в

условиях академического концерта, конкурсного выступления педагог всегда

находится в концертном зале, он слушатель. Концертмейстер же, выступая

партером в ансамбле, он находится рядом, ребенок чувствует защиту, он

видит

педагог

не

только

сопереживает,

но

и

реальными

действиями

оказывает помощь и поддержку молодому музыканту. Дети очень отзывчивы

на доброе и участливое отношение к ним. И если концертмейстер — это не

просто

должность

и

деловое

выполнение

служебных

обязанностей,

а

старший, более опытный и заинтересованный музыкант, то именно с его

появления в классе начинается самая интересная творческая работа.

Существуют

определенные

правила

сценического

поведения,

о

которых

не

должен

забывать

концертмейстер-пианист,

выступающий

с

учеником. Коснемся некоторых из них. Первое правило гласит — выход

концертмейстера на сцену должен быть на несколько шагов после солиста.

Стул у рояля следует обходить только слева, к публике поворачиваться

только лицом, а не спиной. Пауза перед началом произведения зависит от

солиста,

а

концертмейстер

не

должен

проявлять

нетерпения.

Вначале

выступления ребенок должен показать концертмейстеру, что готов.

Не

менее

значимо

поведение

концертмейстера

и

после

окончания

музыкального

произведения.

Сценическая

реальность

такова,

что

когда

отзвучала последняя нота произведения, концертмейстер остается в тени, а

аплодисменты достаются солисту. Такова жизнь, и ничего обидного в этом

нет. Если же в душе аккомпаниатора появляется обида или болезненное

ощущение — он не концертмейстер, не партнер по своей натуре, потому что

психологически надо ощущать успех солиста как общий успех.

Да, это так. Но бывает, что партия фортепиано очень сложная и

требует

от

пианиста

максимальной

отдачи.

Главное

это

создание

картины-образа, рождающегося в совместном творческом проекте партнеров.

Пианист-аккомпаниатор,

независимо

от

того,

играет

ли

он

с

профессиональным

солистом

или

с

учеником

основа

целого,

всей

воссоздаваемой музыки произведения. В руках его сосредоточена большая

часть «музыкального пространства»: гармония, метры и ритмы, богатство

тембрового

колорита,

словом,

все,

что

сольная

партия

сама

дать

не

в

состоянии.

В заключение хочется подчеркнуть, что сегодня понимание истинной

роли и места концертмейстера постепенно пробивается в жизнь. Так, стало

доброй традицией на исполнительских конкурсах всех уровней награждать

лучших

концертмейстеров

дипломами.

В

музыкально-педагогической

практике утверждается положение о том, что деятельность концертмейстера

напрямую

влияет

на

эффективность

образовательного

процесса,

на

музыкальное

развитие

учащихся-солистов,

на

уровень

совместных

концертных

выступлений.

Хочется

отметить

важность

и

необходимость

данной профессии..

Литература:

1.

Виноградов К. Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-

концертмейстера

и

певца

//

Музыкальное

исполнительство

и

современность: сборник статей. — М.: Музыка, 1988. С. 156–179.

2.

Задонская Е. М. Психология взаимоотношений участников камерного

ансамбля

//Концертмейстерский

класс

и

камерный

ансамбль

в

контексте

специальных

дисциплин:

сборник

докладов

научно-

практической конференции. — Курск, 2001. С.8–16.

3.

Кленова Н. М. В концертмейстерском классе (из опыта практической

работы) // Концертмейстерский класс и камерный ансамбль в контексте

специальных

дисциплин:

сборник

докладов

научно-практической

конференции. — Курск, 2001. С.37–41.

4.

Сахарова С. П. Воспитание концертмейстера: сборник методических

статей

/

С.

П.

Сахарова.

Ростов-на-Дону:

Изд-во

Ростовской

государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2001.



В раздел образования