Напоминание

Почему нельзя игнорировать травлю подростка в классе!!!


Автор: Зиневич Ольга Сергеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 12
Населённый пункт: Хабаровский край, г. Амурск
Наименование материала: статья
Тема: Почему нельзя игнорировать травлю подростка в классе!!!
Раздел: среднее образование





Назад




Как устроен школьный буллинг. Почему нельзя

игнорировать травлю подростка в классе

Неблагозвучная фамилия и редкое имя, внешность с изюминкой, необычное хобби,

развитый не по возрасту интеллект, худоба и полнота — все эти особенности

несовершеннолетнего могут ввергнуть его в ад под названием буллинг, если поблизости

окажется человек с девиантным поведением.

Травят бедных и странных

В исследовании ВШЭ приняли участие около 1,5 тыс подростков-старшеклассников

и учащихся 1–2-го курсов вузов, средний возраст респондентов 16 лет, соотношение

парней и девушек примерно 50 на 50. Инициаторами физической травли чаще выступают

мальчики, а девочки — свидетелями социальной агрессии.

Исследование выявило типичные характеристики семей, выходцы из которых чаще

становятся жертвами издевательств. Это семьи с низким уровнем финансовых доходов,

семьи, где работает только мать и где у родителей нет высшего образования.

Статистически оказалось, что страдающие от нападок сверстников хуже успевают по

математике и русскому языку.

Исследователи

выявили связь между оценками затравленного

подростка

и

микроклиматом в школе. Чем больше над человеком издеваются сверстники, тем больше

он недоволен… отношением учителя к ученикам. Не исключено, что свое некомфортное и

небезопасное положение они связывают в том числе и с недоработкой педагогов.

Буллеры, инициаторы нападок, напротив, оценивают свою безопасность в стенах

школы выше. Но их мнение о нездоровом микроклимате в коллективе совпадает с

жертвами издевок. Позитивнее других обстановку в школе и свою безопасность

оценивают не вовлеченные в буллинг школьники (те, кто не жертва, не инициатор травли

и не свидетель издевательств).

Вывод очевиден — где буллинг, там опасность. В школах с такой психически

травмирующей обстановкой с большей долей вероятности может случиться трагедия

сродни тем, что произошли в Перми, Улан-Удэ, Керчи.

Хищник и его свита

Психологи называют буллингом преднамеренное систематическое агрессивное

поведение одного человека в отношении другого в коллективе в условиях неравенства сил

между агрессором и жертвой. Существует несколько форм буллинга, но самая опасная для

психики — бойкот.

Согласно классификации известного российского экзистенциального психотерапевта

Светланы

Кривцовой,

схема

буллинга

включает

в

себя

агрессора,

который

самоутверждается за счет других, его жертву и большую группу свидетелей (они могут

занимать различные позиции по отношению к первым двум).

Общие

особенностям

буллера:

формирующиеся

признаки

нарциссизма,

властолюбие, завышенная самооценка, недостаточная эмпатия (сопереживание к другим),

склонность к агрессивному поведению (не только к жертве, но и к другим детям,

взрослым, родителям). Нередко буллер впоследствии приобщается к уголовному миру.

Буллер часто крепок физически, популярен среди сверстников, обладает хорошими

коммуникативными навыками. И в то же время в его жизни не всё так гладко.

В

семье

буллера

зачастую

наблюдается:

непоследовательность

в

стиле

взаимоотношений

и

воспитательных

воздействиях,

агрессия

или

равнодушие,

попустительство.

Поведение

«свидетелей»

зависит

от

конкретных

обстоятельств. Они

могут

поддерживать

издевательства,

пассивно

одобрять

или безразлично

наблюдать

за

происходящим. Одна из причин соучастия в травле — страх самим стать жертвой буллера.

Свидетели могут и защищать — одни пассивно (они против насилия, но бездействуют),

другие активно (пытаются помочь жертве).

При буллинге стресс испытывают не только жертвы, но и свидетели. Последние

страдают

от

чувства

вины

(из-за

своего

бездействия),

устают

наблюдать

за

беспомощностью жертвы и в итоге переносят на нее свои негативные эмоциональные

переживания.

Слова американского поэта Ричарда Эберхарта, рассуждавшего о том, что бояться

стоит не убийц и предателей, а равнодушных, с молчаливого согласия которых

происходят страшные преступления, вполне четко определяют роль свидетелей в травле.

Позиция «свидетелей» чрезвычайно важна для развития буллинга: если большинство

учеников класса явно и уверенно займет позицию категорического неприятия травли

— она с большой вероятностью прекратится (или не возникнет вообще).

Хуже других

Чем опасен буллинг? Самое страшное, что может случиться с подростком в такой

ситуации, — суицид.

Сталкиваясь с регулярным буллингом, жертвы воспринимают ситуацию как

безнадежную, непреодолимую, начинают воспринимать себя бременем для окружающих,

ненавидят себя за неспособность справиться со всем этим. В итоге смерть начинает им

казаться единственным способом избавления от отчаяния. Нередко возникают различные

проблемы

со

здоровьем.

Низкая

самооценка,

социальная

изоляция,

повышенная

тревожность, ощущение беспомощности — такое наследие ожидает жертву подростковых

нападок во взрослой жизни.

Однако буллинг калечит не только жертву, но и тех, кто долгие месяцы, а иногда и

годы наблюдал за измывательствами над одноклассником.

Очевидцы

буллинга

могут

перенести

в

свою

взрослую

жизнь

ощущение

беспомощности перед агрессией, а также ту роль (защитника, безразличного, пособника

агрессора), к которой они привыкли в школе.

Дети разберутся сами

Дети сами разберутся — это провокация, такой тюремно-нацистский подход к

решению проблемы буллинга. Давайте вспомним роль педагога в замечательном фильме

«Чучело».

Это как

бы положительная

женщина,

любимая

учениками.

Она как

бы всё делала правильно. Она говорила слова о единстве коллектива… То, чем она

занималась, — это чудовищное упрощение отношений. Вот мы все вместе, а дальше

всё само закрутится: весь мир в черно-белых красках — эти хорошие, эти плохие, а правда

за большинством. Такая позиция неминуемо приводит к буллингу.

Буллинг — примитивный способ общения в группе. Базис преследования отдельных

членов коллектива строится на постулате «мир простой и мы простые, мы все должны

хотеть одного и того же». Но в эту систему не все вписываются — всегда найдется

человек, который смотрит на вещи иначе, либо он сам не понимает, что он другой, как в

том же фильме «Чучело».

Некоторые родители считают, что их чадо должно пройти через эти испытания,

дескать, так ребенок получит прививку от поджидающих в будущем трудностей взрослой

жизни. Например, армии, если речь идет о мальчишках. Другие попросту недооценивают

проблему — особенно те родители, которые не сталкивались сами с такой бедой в детстве.

Это в корне неверный подход с точки зрения психологии.

Родители, в тех случаях, когда реагируют на ситуацию притеснения своего ребенка в

школе, нередко допускают ряд других фатальных ошибок. Например, не стоит говорить с

учителем в присутствии класса, не стоит разговаривать напрямую с буллерами.

Сама виновата

Самая неграмотная позиция, по мнению специалистов, — это обвинять своего

ребенка в сложившейся ситуации. Часто в обсуждениях темы буллинга звучит аргумент,

что в отдельных случаях жертва своим поведением провоцирует коллектив.

Считать, что жертва буллинга сама виновата, сродни преступлению. Вот возьмем

банальный пример: он сам виноват, что его дразнят, — у него грязные ногти. Хорошо,

ногти можно подстричь. Но найдется что-нибудь другое. Ведь примитивная модель

буллинга основана на пожирании себе подобных. Что такое травить? Это значит желать,

чтобы кого-то не стало, желать причинить кому-то страдания, просто так, без какой-либо

смысловой нагрузки, только потому что он другой.

Учитель не только не имеет права отстраняться от травли подопечного, он должен

стать частью антибуллинговой команды школы, ее главным игроком.

Педагог должен уметь вовремя выявить признаки начинающегося буллинга,

отличить его от ординарного конфликта, знать и уметь действовать в таких условиях. В

нормальном конфликте дети действительно зачастую «сами разберутся» и получат

необходимый жизненный опыт. Но буллинг — это не нормальный конфликт. Это особое и

очень вредное для всех явление. Сегодня существуют специальные тренинги для

педагогов, которые учат учителей противостоять травле воспитанников.

Пути выхода

Положительно влияют на профилактику и пресечение буллинга: наличие в школе

четкой и понятной всем позиции категорического неприятия буллинга, запечатленной в

правилах, традициях, сознании; способность руководства и коллектива школы признать

наличие буллинга (если он действительно есть) и немедленно приступить к его

прекращению всей «командой» с привлечением заинтересованных сторон; понимание

действительной сути буллинга и отсутствие «мифических представлений» о нем.

Родителям жертвы, в свою очередь, необходимо наладить контакт со своим

ребенком и доходчиво объяснить ему, с чем он столкнулся.

Немаловажно вступить в диалог с дирекцией школы, спокойно пообщаться с

классным руководителем, мобилизовать родительский комитет.

Пока

проблема

травли

детей

в

коллективе

недооценена,

им

приходится

самостоятельно выживать. Нередко в прямом смысле этого слова.

Служба подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей

КГКУ Детский дом 12

Г. Амурск, пр. Строителей 58 А

Тел.: 99-8-93; 8-924-116-39-48



В раздел образования